Конкурентоспособность стран на современном мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание

Проблема стабилизации и последующего развития экономики государства неразрывно связана с вопросами повышения конкурентоспособности предприятий, насыщения потребительского рынка товарами высокого качества, что предопределяет исследование ряда экономических категорий, характеризующих рыночную экономику. Одной из таких категорий является конкурентоспособность.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Сущность и характерные черты мирового рынка………………….........4
Международная конкурентоспособность стран на мировом рынка....13
Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности…………………………………......…14
Модель развития международной торговли……………………..27
Товарный демпинг…………………………………………………28
Товарная структура мирового рынка………………………………....…29
Заключение…………………………………………………………….….. 36
Список литературы………………………………………………….……. 37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Международные Экономические отношения.docx

— 72.52 Кб (Скачать документ)

Вывод: если ТНК для обретения  глобальной конкурентоспособности  нужно оптимально разместить мобильные  воспроизводимые ресурсы по всему  миру, т.е. управлять всей воспроизводственной  цепочкой, основываясь на своих технологических  превосходствах, то страна для обретения  глобальной конкурентоспособности  должна иметь на своей экономической  территории штаб-квартиру, управляющую  этой воспроизводственной цепочкой.

Сохранение относительной  независимости от колебаний мировых  рынков и от решений других стран  и прочих юридических лиц –  также важный признак конкурентоспособности, однако, это фактор, связанный с  сохранением преимуществ более  низкого порядка.

Уровень конкурентоспособности  при этом зависит от того, блага  какого рода способна воспроизводить страна, ресурсы какого рода для нее при этом доступны и какие виды внешнеэкономических операций она при этом выполняет.

Конкурентоспособность страны это как создание условий для:

-присвоения резидентами  благ, которые они считают ценными, 

-использования для этого  соответствующих видов хозяйственных  ресурсов и заключения соответствующих  видов сделок, т.е. сохранение  своей привлекательности для  резидентов.

Хотелось бы особенно подчеркнуть  значимость слова «резиденты» в  данном определении. Страна должна быть привлекательна, прежде всего, для «своих», а «чужие» к ней потянутся  сами.

В общем случае под международной  конкурентоспособностью страны можно  понимать способность сохранять  и увеличивать свою долю мирового дохода. В этой формулировке любая  форма мирохозяйственных связей, в которой участвует страна, работает на это критериальное условие, если только это не сделки, проводимые с заведомым намерением нанести ущерб.

Очередной раз возникает  вопрос: нужна ли стране какая-либо особая конкурентоспособность –  глобальная, требует ли неизбежное для любой страны участие в  процессе глобализации каких-либо особых преимуществ?

Итак, в определенные периоды  развития место определенных стран  в мировой торговле определяется ее кладовыми и технологиями их использования, в мировых инвестициях – прямо  или косвенно зависит от мировой  торговли, а в движении рабочей  силы – определяется отличиями в  уровне оплаты труда от других стран.

Для других стран и временных  периодов участие страны в МХС  определяется не ее кладовыми, а ее организационными способностями получить доступ ко всем кладовым мира и использовать их в своих национальных экономических  интересах. При этом движение капитала может быть полностью оторванным от движения товаров и от реального  производства вообще, и быть связанным  только с условиями доступа к  ресурсам, условиями конкуренции  и в итоге – все с теми же различиями в эффективности экономик разных стран. Миграция трудовых ресурсов может определяться сменой образа жизни, а не только места работы.

Очевидно, что вторая группа факторов более типична для глобализации. Но является ли она неотъемлемым ее атрибутом? Думается, что на этот вопрос необходимо ответить отрицательно. Даже употребление Портером термина «глобальные  корпорации» не дает основания назвать  их деятельность глобальной, отличной от интернациональной. А ведь процесс интернационализации начался не в 90-е годы. Пусть он достиг здесь апогея, но ТНК, в том числе те, что Портер называет глобальными, существовали еще до того, как весь мир заговорил о глобализации.

Чего же не было до сих  пор, если был процесс интернационализации и была связанная с ним конкуренция транснациональных корпораций за мировые рынки? Автор убежден в том, что не было как раз конкуренции стран, если под страной понимать не только совокупность предприятий, в ней зарегистрированных и государственных органов, представляющих их интересы в межгосударственных отношениях, но и совокупность жителей, населяющих страну и, главное, образ жизни, господствующий в данной стране. До этапа глобализации можно было не различать конкурентоспособность стран и ее фирм, как это делает Портер.

Сейчас, когда речь заходит  о поставленном на поток трансфере норм хозяйственного поведения, можно и нужно различать эти понятия.

В табл. 1 перечислены те признаки глобализации, которые отличают ее в ряду ранее выявленного и  исследованного процесса интернационализации  МХС.

Таблица 1 - Отличительные  признаки глобализации

Этап развития мировой

экономики

Признаки

Мировая экономика периода  интернационализации 

Мировая экономика периода  транснационализации, глобализации

Уровень либерализации 

Средний

Высокий

Экономические барьеры в  МХС

Относительно высокие 

Относительно низкие

Мобильность ресурсов

Относительно низкая

Относительно высокая

Качество технологий

Информационные технологии наравне с традиционными способами  передачи управленческой информации

Информационные технологии как определяющая часть инструментария бизнеса

Воспроизводимость ресурсов, продуктов, рынков

Относительно низкая

Относительно высокая

Информационные, социокультурные  барьеры в МХС

Относительно высокие

Относительно низкие

Роль страновых факторов конкуренции фирм

Относительно высокая благодаря сохранению экономических и информационных барьеров в МХС

Относительно низкая благодаря устранению

экономических и информационных

барьеров в МХС

Характеристики международного бизнеса

Существенна роль многонациональных  компаний, в которых стратегические функции вынесены в страну приложения капитала

Существенная роль глобальных компаний, в которых стратегические функции сосредоточены в одной  стране

Роль корпоративных факторов в развитии мировой экономики

Высокая

Высокая

Роль доминирующей группы стран в мировой экономике 

Взаимно уравновешивается противоречиями внутри этой группы

Не ограничивается

Роль конкуренции стран 

Относительно низкая

Относительно высокая


 

Таким образом, интернационализация, с точки зрения бизнеса, – направление  развития внешнеэкономической деятельности, при котором становится эффективным  вынос за пределы страны базирования  и размещение в разных странах  различных стадий воспроизводственного цикла. Интернационализация, с точки  зрения стран размещения, - это процесс:

-вовлечения страновых ресурсов в воспроизводственные циклы, контролируемые из-за границы экономической территории страны;

-управления с экономической  территории страны воспроизводственными  циклами, в которые вовлечены  ресурсы других стран.

Транс национализация, с точки зрения фирм, - то же самое, что и интернационализация. Транс национализация, с точки зрения стран – это:

-сосредоточение центров  управления страновыми ресурсами на экономической территории немногих стран;

-возможность сосредоточения  на экономической территории  страны контроля за ресурсами многих других стран;

-экономическое проявление  нового мирового порядка, формирующегося  на протяжении 90-х гг.

Итак, авторская точка  зрения, с учетом всего вышеизложенного, такова:

  • международная конкуренция – это конкуренция стран и их фирм за долю в мировом доходе, соответственно понятие «глобальная конкурентоспособность» фирм тождественно понятию «международная конкурентоспособность фирм», т.е. критерием эффективности деятельности фирм и на этапе глобализации остается максимизация собственного дохода в мирохозяйственных связях, т.к. с корпоративной точки зрения, принципиальных изменений в хозяйственной деятельности, по сравнению с ранее возникшей и развивающейся интернациональной, глобализация не несет;
  • понятие «глобальная конкурентоспособность страны» имеет право на самостоятельное существование, причем именно на этапе глобализации, т.к. страна, в понимании автора данного исследования, есть сообщество людей, совместно проживающих на определенной территории;
  • глобализация создает угрозы факторам развития стран, так как доведенным до абсолюта транснационализации бизнесом замещает территориально-культурные общности;
  • глобальная конкуренция – это конкуренция стран за место на мировом рынке и в мировой социальной сфере.

Эти элементы конкурентного  преимущества, образовывая систему, взаимно усиливают и обусловливают  развитие друг друга. К ним подключаются еще два фактора, которые могут  серьезно влиять на среду в стране, – действие правительства и случайные  события. Все перечисленные характеристики экономической среды, в которой  могут формовать конкурентноспособность отрасли, рассматриваются в динамике, как гибкая система, которая развивается.

М.Портер сделал важный вывод  относительно стран с переходной экономикой. По его мнению, в процессе формирования отраслей, конкурентоспособных  на мировом рынке, опора на преимущества в факторных расходах может иметь  позитивный эффект лишь для отраслей, зависимых от природных ресурсов, с простой технологией и малоквалифицированным  трудом. И даже в этом случае с  развитием новых технологий подобные преимущества являются недолговременными. Поэтому для достижения стабильной долговременной конкурентноспособнности в определенных отраслях необходимо развивать все составляющие конкурентных преимуществ, постоянно их совершенствуя.

        1. Модель развития международной торговли.

Вместе с тем современная  западная экономическая наука дополнила  и модернизировала модель развития международной торговли, основой  которой является теория альтернативных расходов, разработанная американским экономистом австрийского происхождения  Г. Хаберлером, сущность, которой сводится к технологическим переменным, которые определяют поведение субъектов на мировом рынке товаров. Ученый утверждает, что страны экспортируют продукцию наукоемкую, технологически передового производства, способствуя тем самым распространению новейших технологий. В результате разрыв между технологическими уравнениями исчезает, экспорт сокращается, структура внешней торговли изменяется.

В международной торговле распространенной является практика заключения между государствами торговых договоров  по принципу наибольшего содействия. Согласно нему каждая страна-участница  соглашения обязывается предоставлять  своему партнеру такие права и  льготы, которые она уже предоставила или собирается предоставить в будущем  каждому партнеру. Поэтому отказ  от распространения на определенную страну соглашений наибольшего содействия значит, что против нее применяются  экономические санкции. Одним из поводов к применению таких санкций  есть товарный и валютный демпинг, который  ослабляет позиции конкурентов  на мировом рынке.

    1. Товарный демпинг.

Товарный демпинг (англ. Dumping – сброс) — экспорт товаров из страны по ценам, значительно ниже, чем цены внутри страны или на мировом рынке, в том числе ниже, чем расходы производства, с целью устранения конкурентов на внешних рынках. Товарный демпинг выступает одним из видов ограничения деловой практики, и потому квалифицируется как недобросовестная конкуренция.

После признания факта  демпинга, который наносит реальные или потенциальные убытки экономике  страны, в которой он осуществляется, ее законодательные органы осуществляют антидемпинговые расследования. Основным методом прекращения демпинговой практики является установление антидемпинговой пошлины, (временного или постоянного) которое в большинстве случаев не превышает разницу между демпинговой и нормальной ценами, в зависимости от ситуации на рынке.

 

 

 3. Товарная структура мирового рынка.

Мировой рынок имеет товарную и географическую структуру. В зависимости  от товара, реализуемого на конкретном рынке,  различают мировые рынки  нефти, машиностроительной продукции, продуктов питания и других товаров. Отнесение того или иного товарного  рынка к разряду мировых зависит  от дислокации продавцов и покупателей  этого товара. Они должны быть размещены  по  всему миру (как, например, на рынке оружия, нефти, сахара). По отдельным  товарам рынок может носить региональный и даже субрегиональный характер. В этом случае он ограничивается рамками отдельных регионов (например, Африканский) или субрегионов (интеграционной экономической группировкой). В теории и практике МТ выделяют так называемые внутрикорпорационные рынки, на которых происходит обмен товарами и услугами между филиалами, дочерними и другими зарубежными предприятиями одной корпорации. По экономической сути — это квазирынок, так как операции обмена здесь осуществляются по искусственно сконструированным ценам (трансфертным) либо даже без участия денег (бартер).

Важное значение в структуризации мирового рынка имеют его субъекты — покупатели, которые либо направляют его в сферу производства (сектор производственного потребления мирового рынка), либо в сферу личного конечного потребления (продукты питания, медикаменты, непродовольственные товары народного потребления). В настоящее время доля этих товаров на рынке не превышает 20%.

Рынок товаров, направляемых в сферу производства, структурируется  так же, как мировой товарооборот. В нем выделяют сегменты сырья  и готовой продукции. В последнем  особо выделяют рынок инвестиционных (машины, оборудование и т. п.), наукоемких товаров (компьютерное и медицинское  оборудование, авиакосмическая техника, химическая продукция, услуги и т. д.). Детализация, сегментация отдельных  рынков в зависимости от задач  анализа может быть проведена  как угодно подробно.

В процессе развития мирового рынка сформировался ряд функций, которые он выполняет в мировой  экономике. В настоящей, зрелой форме  ему свойственны интегрирующая, систематизирующая, опосредующая, информационная, стимулирующая и санирующая функции.

Интегрирующая функция состоит  в том, что благодаря рынку  обособленные национальные хозяйства  образуют единую хозяйственную систему  — мировую экономику. Это становится возможным в связи с объективностью, универсальностью и всемирностью международных торгово-экономических отношений, реализуемых при посредстве мирового рынка. Эта функция мирового рынка делает государства все более зависимыми друг от друга, а значит, с одной стороны, способствует интернационализации, глобализации мировой экономики, а с другой — является ее продуктом.

Информация о работе Конкурентоспособность стран на современном мировом рынке