Эволюция места и роли НАТО в Европейской подсистеме 1991-2011 гг.. Отношения России-НАТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание

Тема данной работы – деятельность НАТО и её влияние на современную систему международных отношений.
Актуальность темы обусловлена необходимостью реагирования России на расширение НАТО на восток, что невозможно без понимания процессов, происходящих в политике НАТО после падения Варшавского договора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эволюция места и роли НАТО в европейской подсистеме 1991-2011 годов……………………………………………………………………………5
1.1. Понятие, основная цель и структура НАТО……………………………5
1.2. Развитие НАТО после окончания «Холодной войны»………………..8

Глава 2. Отношения России-НАТО.....................................................................18
2.1. Общие вопросы развития отношений…………………………………18
2.2. Расширение НАТО на восток – угроза для России…………………..24
2.3. Совет Россия-НАТО…………………………………………………….28
Заключение………………………………………………………………………...33
Список литературы..........................................

Работа состоит из  1 файл

курсовая нато и россия.docx

— 79.19 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Юридический факультет

Кафедра международного права  и международных связей

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

на тему «Эволюция места и роли НАТО в Европейской подсистеме

1991-2011 гг..

Отношения России-НАТО»

 

по дисциплине Международные отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы  СО-09

Холдеева Юлия Александровна

             Проверил: к.ф.н., доцент

              Будаева Светлана Владимировна

 

 

 

 

 

                                                                                

Чита 2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Эволюция места и роли НАТО в европейской подсистеме 1991-2011 годов……………………………………………………………………………5

1.1. Понятие, основная цель и структура НАТО……………………………5

1.2. Развитие НАТО после окончания «Холодной войны»………………..8

 

Глава 2. Отношения России-НАТО.....................................................................18

2.1. Общие вопросы развития  отношений…………………………………18

2.2. Расширение НАТО на  восток – угроза для России…………………..24

2.3. Совет Россия-НАТО…………………………………………………….28

Заключение………………………………………………………………………...33

Список литературы.................................................................................................35  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной работы –  деятельность НАТО и её влияние на современную систему международных  отношений.

Актуальность темы обусловлена  необходимостью реагирования России на расширение НАТО на восток, что невозможно без понимания процессов, происходящих в политике НАТО после падения  Варшавского договора.

Североатлантический альянс остается основным средством сохранения участия Соединенных Штатов Америки  в делах европейской безопасности. В результате своего расширения он играет решающую роль в объединении  континента, который был разделен на протяжении почти 50 лет [1].

Сегодня НАТО - международная  организация, в которую уже входят 28 государств, ее воздействие ощущается не только в Евроатлантическом регионе, но в других районах мира [34]. В число членов этой организации входят все наиболее политически влиятельные, экономически мощные и сильные в военном отношении западные государства, среди которых три ядерных державы (США, Великобритания, Франция) - постоянные члены Совета Безопасности ООН.

Произошедшие глубокие перемены в политической обстановке в Европе и в мире в целом, привели страны НАТО к выводу о необходимости  трансформировать Североатлантический  союз с переносом акцентов его  деятельности с военного компонента на политический, обновив его цели, функции, стратегическую концепцию и политическое лицо.

Возрастает политическая и научная актуальность всестороннего  изучения деятельности НАТО как в прошлом, так и в настоящем. Необходимо создать эффективный механизм взаимодействия с этой крупной и сложной международной организацией, которая стала неотъемлемой частью системы европейской безопасности.

России приходится сосуществовать с НАТО и строить с ней нормальные отношения, что и обуславливает  актуальность темы.

Цель работы: изучить ключевые особенности влияния НАТО на современные международные отношения.

Задачи работы:

    1. изучить структуру НАТО на современном этапе развития;
    2. определить особенности развития НАТО после окончания «Холодной войны»;
    3. изучить вопросы расширения НАТО на Восток;
    4. рассмотреть проблемы и перспективы взаимоотношений России и НАТО.

Объектом исследования является эволюция внешнеполитической стратегии НАТО в условиях окончания «холодной войны» и новые параметры дипломатического процесса, обусловленного этими переменами.

Предметом исследования являются процесс поиска альянсом своей роли в новых политических реалиях и функционирование дипломатического механизма альянса, как внутри самого союза, так и за его пределами, в частности, в отношениях с Российской Федерацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Эволюция места и роли НАТО в европейской подсистеме 1991-2011 годов

1.1. Понятие, основная  цель и структура НАТО

Организация Североатлантического договора, НАТО, появилась 4 апреля 1949 года в США. Тогда государствами-членами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия [29]. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность, и обеспечивает сдерживание любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё [34]. В преамбуле договора отмечалось, что государства, его подписавшие, «решили объединить свои усилия для коллективной обороны, сохранения мира и безопасности в целях защиты свободы, общего наследия и цивилизации своих народов, основанных на принципах демократии, свободы личности и господства права». Сразу после подписания договора началось формирование структуры блока и его руководящих органов, которыми в настоящее время являются Совет НАТО, Комитет военного планирования и Военный комитет.

В 1954 Советский Союз предложил  присоединиться к НАТО. Предложение  было отклонено. В результате, в противовес НАТО по инициативе СССР был подписан Варшавский Договор [2]. Позднее СССР повторил предложение о присоединении к НАТО в 1983 г., после 1991 г. Россия также неоднократно выступала с подобным предложением.

Цель НАТО: члены НАТО договариваются о том, что вооружённое нападение на одного или нескольких членов союза в Европе или Северной Америке будет воспринято как нападение на весь союз. В связи с этим они договариваются, что в случае указанной атаки они, в качестве реализации права на индивидуальную или коллективную самозащиту, будут помогать подвергшемуся нападению члену или членам, самостоятельно и совместно другими членами, действуя по необходимости, в том числе и с применением вооружённых сил, чтобы восстановить и поддерживать безопасность в Северной Атлантике «действуя по необходимости, в том числе и с применением вооружённых сил» [4] означает, что другие члены союза не обязаны вступить в вооружённый конфликт с агрессором. У них остаётся обязательство реагировать, однако выбрать способ реагирования они могут самостоятельно.

Высшим политическим органом  НАТО является Североатлантический  совет (Совет НАТО), который состоит  из представителей всех государств-членов в ранге послов и проводит свои заседания два раза в год под  председательством Генерального секретаря  НАТО [23]. Североатлантический совет также проводит свои встречи на уровне министров иностранных дел и глав государств и правительств, однако формально эти встречи имеют такой же статус, как и сессии на уровне министров иностранных дел. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, куда входят представители всех стран-участниц блока в ранге послов.

Высшим военно-политическим органом организации с декабря 1966 года стал Комитет военного планирования, который собирается дважды в год  на свои сессии на уровне министров  обороны, хотя формально состоит  из постоянных представителей. В период между сессиями функции Комитета военного планирования выполняет Постоянный комитет военного планирования, в  состав которого входят представители  всех стран-участниц блока в ранге  послов [7].

Высшим военным органом  НАТО является Военный комитет, состоящий  из начальников генеральных штабов стран — членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей  вооруженных сил, и собирающийся не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет  в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное  главное командование в Европе возглавляется  верховным главнокомандующим (всегда — американским генералом) [24]. В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Центрально-европейском и Южно-европейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания  обычно дважды в год на уровне министров  обороны, обычно перед заседаниями  Совета НАТО. Исландия представлена в  Группе ядерного планирования гражданским  наблюдателем.

На коалиционные органы возложены  следующие задачи:

а) выработка в рамках НАТО единого внешнеполитического  курса и военной стратегии  блока;

б) разработка стратегических и оперативных планов применения объединённых вооруженных сил (ОВС), планов оперативной и боевой подготовки; координация разведывательной деятельности, научных исследований, разработки и  производства вооружения и военной  техники;

в) подготовка мобилизационных  ресурсов; совершенствование оперативного оборудования и другие.

Формально Североатлантический  союз имеет оборонительный характер. Однако после учреждения НАТО даже в открытых официальных документах речь уже велась не только о вооруженном  нападении, но и об угрозе жизненно важным интересам членов блока [14].

Более широко стала трактоваться и зона ответственности. Так, в Брюссельском заявлении Совета НАТО 1967 года о  будущих задачах союза, отмечалось, что «зона действия Североатлантического договора не может рассматриваться  отдельно от прочего мира. Кризисы  и конфликты, возникающие за пределами  территорий стран – членов НАТО, могут нанести ущерб их безопасности или непосредственно, или в результате изменения глобального соотношения  сил».

Важнейшим фактором, определяющим направленность военного строительства  и характер военных приготовлений  Североатлантического альянса, является его военная доктрина (по западной терминологии – военная стратегия, или стратегическая концепция).

Выработка коалиционной военной  стратегии НАТО осуществляется по принципу взаимозависимости, то есть все страны альянса обязаны подчинять собственные  интересы интересам блока, вносить  максимально возможный вклад  в совместные военные приготовления  и в случае необходимости оказывать  помощь союзникам. Доминирующую роль в  выработке военной доктрины НАТО играют США, и изменение принципиальных положений их военной стратегии  неминуемо отражается на стратегической концепции блока.

    1. Развитие НАТО после окончания «Холодной войны»

В постсоветский период Североатлантическому союзу отводится основная роль в  формировании нового мирового порядка  и системы безопасности, включая  потенциальное сдерживание России. В связи с этим наметился курс не только на сохранение блока, но и  его дальнейшую трансформацию в  глобальную военно-политическую организацию  путём расширения состава участников альянса и его функций.

Распад социалистического  блока в конце 1990-х годов породил  сомнения в необходимости сохранения выполнившей свою миссию Организации  Североатлантического договора. Основанная на историческом опыте второй половины XX века логика реалистического подхода к военным союзам заставляла предполагать, что практически никакой из оборонных альянсов не мог пережить собственной победы над противником. Политики и эксперты в США и Западной Европе, эту логику принимавшие, придерживались мнения о том, что, дабы не противоречить силам истории, НАТО следовало бы распустить, либо, как минимум, ограничить в притязаниях. Например, Германия в лице министра иностранных дел Ганса-Дитриха Геншера, поддержанная Чехословакией, в течение второй половины 1990 г. (до Парижского саммита СБСЕ в ноябре 1990 г.) проводила активную линию на «более глубокую институционализацию» СБСЕ, предполагая преобразовать этот форум в краеугольный камень новой системы европейской безопасности. В Москве в начале 1990-х годов была более популярной идея «Европейского совета безопасности» из крупнейших держав Европы [30].

Функции и цели НАТО после  второй мировой войны были ориентированы  на сдерживание советского блока, однако, после его распада возникла необходимость  пересмотра классических доктрин.

На рубеже 1980-х - 1990-х годов НАТО, выполнявшая на протяжении послевоенного периода скорее сдерживающую, чем военно-наступательную функцию, оказалась перед необходимостью внешней адаптации к новым международным условиям и тесно связанной с ней внутренней структурной перестройки. В годы «холодной войны» НАТО, в соответствии со статьей 51 Устава ООН [5] и статьей 5 собственного Устава, представляла собой региональный пакт, целью которого было обеспечение «коллективной обороны» его членов. Однако после распада СССР и ОВД необходимость сохранения НАТО в том виде, в котором она просуществовала все послевоенные годы была «…поставлена под сомнение…» [6]. Таким образом, в начале 1990-х годов НАТО столкнулась с неизбежным кризисом собственной институциональной идентичности.

Многие основные проблемы, вызвавшие раскол Европы во время  «холодной войны», были осложнены  антагонизмом, существовавшим между  Востоком и Западом в идеологической, политической и военной сферах. Перемены, приведшие к окончанию «холодной  войны», позволили НАТО выдвинуть  ряд инициатив в области укрепления безопасности и стабильности и создать  структуры для диалога, укрепления доверия и сотрудничества с бывшими  противниками, а также с другими  европейскими государствами и соседними  странами всего Средиземноморского региона [31].

Информация о работе Эволюция места и роли НАТО в Европейской подсистеме 1991-2011 гг.. Отношения России-НАТО