Экономическая политика государства и экономическая безопасность страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 17:23, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования определяется необходимостью проведения более активной экономической политики, направленной на обеспечение экономической безопасности страны, с использованием денежно-кредитных, бюджетных, валютных рычагов, налоговых и неторговых инструментов. При этом они должны быть задействованы как составные элементы единого механизма, направленного на решение важнейших стратегических задач и способствующего усилению позиций российской экономики в современном мире.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ 4
1.1. Понятие, виды и инструменты экономической политики 4
1.2. Понятие экономической безопасности и её показателей 7
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Направления и реализация экономической политики для целей обеспечения безопасности Российской Федерации 14
2.2. Проблемы экономической безопасности РФ 18
2.3. Стратегия повышения экономической безопасности РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

мировая экономика проблемы экономической безопасности России.doc

— 294.00 Кб (Скачать документ)

     Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению.

     Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые  значения. Пороговые значения - это  предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.

     Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения - к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

     Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства.

     Среди показателей экономической безопасности можно выделить:

    • показатели экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);
    • показатели, характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;
    • показатели, характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);
    • показатели качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.).

     Пороговые уровни снижения экономической безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

  • предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного потенциала;
  • предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;
  • предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др.

     Обобщая выше сказанное, можно сказать, что  экономическая безопасность - это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь.

     Из  этого можно сделать два вывода:

     Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

     Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы.

     Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. 

 

      ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 

     2.1. Направления и реализация экономической политики для целей обеспечения безопасности Российской Федерации 

     Среди основных направлений экономической политики целесообразно выделить следующие направления, которые сегодня актуальны как для стран с развитой рыночной экономикой, так и для России:

    • конъюнктурная политика;
    • политика экономического роста;
    • структурная политика;
    • региональная политика;
    • политика занятости;
    • антиинфляционная политика;
    • инвестиционная политика;
    • социальная политика.

     Все эти направления пересекаются, а  подчас и противоречат друг другу. Правительство в зависимости от ситуации выбирает приоритеты.

     Особое  внимание Правительства Российской Федерации в среднесрочной перспективе уделено реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, а также развития агропромышленного комплекса.

     Кроме того, Правительство Российской Федерации намерено разрабатывать меры, направленные на повышение эффективности программ в области социальной политики и совершенствование механизмов предоставления социальной помощи. В этой связи следует обеспечить координацию деятельности всех органов власти, осуществляющих предоставление социальной помощи при реализации соответствующих программ, содействовать повышению региональной и межрегиональной трудовой мобильности.

     Планируется продолжить проведение административной реформы и реформы государственной службы, которые направлены на обеспечение публичности и регламентации деятельности государственных органов власти и дальнейшее сокращение их избыточных функций.

     Для обеспечения инновационной направленности экономического роста требуется повышение роли научных исследований и разработок, превращение научного потенциала в один из основных ресурсов устойчивого экономического роста путем создания инновационной системы, формирования рынков инновационного капитала и информационно-консультационных услуг в инновационной сфере, совершенствования нормативной правовой основы защиты прав на интеллектуальную собственность, кадрового обеспечения инновационной экономики. Необходимо создавать благоприятные условия для внедрения в производство передовых технологий, включая комплексное и сбалансированное развитие инновационной инфраструктуры.

     В целях развития российских регионов необходимо перейти от малоэффективного выравнивания экономического развития регионов к созданию условий, стимулирующих субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к мобилизации имеющихся ресурсов экономического роста. Это должно достигаться путем повышения эффективности государственного управления, формирования и развития производственных кластеров, совершенствования межбюджетных отношений, направленного на стимулирование проведения реформ в регионах.

     Для решения задач, связанных с устранением ограничений инфраструктурного и технологического характера, необходимо развивать транспортную инфраструктуру как условие устойчивого развития экономики, способствующее росту товарооборота, объемов передачи информации, производственных мощностей, изменению структуры экономики. Эта задача может быть успешно решена лишь при активном участии бизнеса.

     Развитие  конкуренции и сокращение нерыночного  сектора будут обеспечены путем создания и совершенствования рыночных институтов, развития малого предпринимательства, обеспечения равной и добросовестной конкуренции. При общем улучшении предпринимательского климата и создании экономических стимулов для межотраслевого перетока капитала будут созданы условия для повышения привлекательности перерабатывающих отраслей промышленности и сферы услуг.

     19 апреля 2009 года российское Правительство одобрило прогноз социально-экономического развития на 2010г. и на период до 2012г. Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) представило обновленный сценарий развития страны на среднесрочную перспективу, в котором прослеживается ориентация на диверсификацию экономики, сильный инвестиционный и потребительский спрос, опережающее развитие обрабатывающей промышленности и рост несырьевого экспорта. Отечественная экономика будет снижать зависимость от ценовой конъюнктуры на нефть, обещают чиновники. Они не предвидят внутренних макроэкономических рисков и полагают, что показатели развития экономики достигли показателей стабильности.

     По  оценкам экономистов, представленный прогноз выглядит оптимистично, и для этого есть некоторые предпосылки.

     Прошлый год, успешный по многим параметрам экономического самочувствия страны, и I квартал 2010г. продемонстрировали ускорение экономики. То, что российская экономика уйдет от роста, основанного на экспорте нефти и газа, и будет строиться на обрабатывающей промышленности и технологиях, можно только приветствовать, считают специалисты.

     В прогнозе социально-экономического развития страны на 2011–2013 гг. зафиксированы следующие параметры. Прогноз по инфляции на 2011 г. составляет 7-8%, на 2012 г. – 6-7%, на 2013 г. – 5,5-6,5%, на 2014 г. – 5-6%. Прогноз по ВВП составляет: на 2011 г. – 6,5%, на 2012 г. – 6,1%, на 2013 г. – 6%, на 2014 г. – 6,2%. При этом глава МЭРТ Герман Греф полагает, что Россия может выйти и на более высокие темпы роста ВВП, чем заложенные в трехлетний прогноз. Это может произойти, если инвестиционная активность предприятий будет выше и цена на нефть превысит официальные ожидания.

     Прогноз по росту промышленного производства на 2011г. составляет 5,2%, на 2012г. – 5,1%, на 2013г. – 4,8%, на 2014 г. – 5,2%. Рост инвестиций в основной капитал, по прогнозу МЭРТ РФ, составит: в 2011 г. – 12,8%, в 2012 г. – 11,9%, в 2013 г. – 10,5% и в 2014 г. – 11,4%.

     Кроме того, в центре внимания чиновников оказались индикаторы, относящиеся к социальной сфере. Реальные располагаемые доходы россиян в 2011 г. вырастут на 9,8%, в 2012 г. – на 9,1%, в 2013 г. – на 8% и в 2014 г. – на 7,5%. При этом реальная заработная плата, по прогнозу, в 2011 г. увеличится на 12,8%, в 2012 г. – на 10,8%, в 2013 г. – на 8,8% и в 2014 г. – на 8,2%.

     Ожидается снижение безработицы – с 7,3% в 2008г. до 6,8% в 2012г.

     При этом число зарегистрированных безработных  должно вырасти, что говорит о  структурных изменениях в этой сфере.

     Оборот  розничной торговли вырастет в 2011 г. на 11,6%, в 2012 г. – на 10,5%, в 2013 г. – на 9,1%, в 2014 г. – на 8,4%. Положительное сальдо торгового баланса РФ в среднесрочном периоде будет постепенно сокращаться. Так, по прогнозу МЭРТ, в 2011 г. оно составит 100,8 млрд долл., в 2012 г. – 67,6 млрд долл., в 2013 г. – 34,7 млрд долл., а в 2014 г. уже 3,2 млрд долл2.

     Экономисты  отмечают, что, повышая прогноз роста  экономики, чиновники делают ставку на сильный внутренний инвестиционный и потребительский спрос. По их оценкам, предполагаемые темпы роста экономики в целом выглядят очень правдоподобно: экономика имеет еще громадный резерв для роста, связанный с возможностью повышения её эффективности (снижения энергоемкости, повышения производительности труда и т.п.) и 6% в год представляется нормальным темпом роста для нее.

     Высокий потребительский спрос будет способен обеспечить рост в перерабатывающих секторах промышленности. Явно обозначившийся приход иностранных производителей, локализующих те или иные производства, не только вносит вклад в прогнозируемый рост, но и может оказать дополнительное позитивное влияние на экономику. Явных внутрироссийских или внешних угроз для роста, за исключением обвала мировых цен на сырьевые товары, пока не просматривается, однако эта угроза с каждым годом становится менее значимой из-за все той же диверсификации экономики. В то же время, в прогнозе есть несколько моментов, вызывающих вопросы: перспективы нефтяного и нефтеперерабатывающего сектора выглядят недооцененными, а перспективы несырьевого экспорта – переоцененными.

Информация о работе Экономическая политика государства и экономическая безопасность страны