Грузино-осетинский, грузино-абхазский конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:49, курсовая работа

Описание

Цели и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в том, чтобы раскрыть причины возникновения грузино-осетинского, грузино-абхазского конфликтов, рассмотреть историю их развития и оценить состояние на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Предконфликтная ситуация в Южной Осетии и Абхазии 9
1.1 Исторические предпосылки конфликта 9
1.2 Причины возникновения конфликта 15
2. Открытая фаза конфликта и состояние конфликта на современном этапе 18
2.1 Период открытой конфронтации от возникновения до урегулирования конфликта 18
2.2 Итоги конфликта и состояние на сегодняшний день 46
Заключение 50
Список источников и литературы 53

Работа состоит из  1 файл

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 2.doc

— 259.50 Кб (Скачать документ)

При этом североосетинские действия напрямую Кремлем не контролировались. Более того, условием подписания Федеративного договора Владикавказ ставил поддержку (в той или иной форме) Южной Осетии Москвой. В конце мая 1992-го Северная Осетия перекрывает газопровод, ведущий в Грузию. В результате вооруженного противоборства было сожжено 100 сел, убито более тысячи человек.

Фаза урегулирования - 24 июня 1992 года президенты РФ и Грузии Борис Ельцин и Эдуард Шеварднадзе подписывают Дагомысские (Сочинские) соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта. Дагомысские соглашения предусматривали создание органа для урегулирования конфликта - Смешанной контрольной комиссии (СКК)32 из представителей четырёх сторон - Грузии, Южной Осетии, России и Северной Осетии. 14 июля начинается миротворческая операция. Таким образом, вооруженный конфликт был «заморожен».

Фаза привлечения внешних участников:

Вводятся российский, грузинский и североосетинский миротворческий батальоны, боевые действия прекращаются, создается Смешанная контрольная  комиссия (представители РФ, Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии) по соблюдению условий прекращения огня.

В Цхинвали была размещена  Миссия наблюдателей от ОБСЕ. После  подписания Дагомысских соглашений Южная Осетия стала фактически самостоятельным  государственным образованием.

2 ноября 1993 года была принята конституция республики33.

30 октября 1995 года при  посредничестве России и ОБСЕ  между грузинской и осетинской  сторонами начались переговоры  о мирном урегулировании конфликта. 16 мая 1996 года в Москве был  подписан «Меморандум о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия». За подписанием этого документа последовало несколько встреч между президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе и де-факто президентом Южной Осетии Людвигом Чибировым, а также главами правительств Грузии и Южной Осетии.

Беженцы начали возвращаться в зону конфликта, однако усилению этого  процесса мешала тяжёлая экономическая  ситуация в регионе.

Грузинские власти всегда продолжали рассматривать Южную  Осетию как свою административную единицу  — Цхинвальский регион, но до прихода к власти Михаила Саакашвили (2004г. ) активных действий по восстановлению контроля над Южной Осетией не предпринимали.

2004 г., – возвращение к фазе действия противоборства - можно охарактеризовать как «разморозку» конфликта. Она началась с попыток официального Тбилиси пересмотреть сложившийся в Южной Осетии баланс сил и политико-правовой формат урегулирования. На президентских выборах в январе 2004г. победил Михаил Саакашвили. В выступлениях Саакашвили и его соратников звучали идеи воссоздания единой Грузии и реванша за «национальные унижения» в Южной Осетии и Абхазии.

31 мая 2004 года без согласования  действий со Смешанной контрольной  комиссией (СКК) под предлогом  борьбы с контрабандой на территорию  Южной Осетии были введены  силы спецназа МВД Грузии (300 человек). Эти действия члены СКК расценили как нарушение Дагомысских соглашений. С грузинской стороны прозвучали обвинения в адрес российских миротворцев в этнической ангажированности, а также криминальной деятельности. 20 июля 2004-го президент Грузии публично заявил, что не исключает возможность расторжения Дагомысских соглашений: «Если в рамках соглашений на территории Цхинвальского района нельзя поднимать грузинский флаг, я готов выйти из этих соглашений».

Фаза вооруженного конфликта 8–19 августа 2004 года в Южную Осетию пришла вторая война. В этом военном противоборстве использовалось не только стрелковое оружие, но и артиллерия. И хотя к концу месяца стороны удалось на несколько дней разъединить, август (роковое время в конфликте) 2004-го стал началом новой волны обстрелов, нападений, провокаций и перекрытий жизненно важных коммуникаций. С тех пор тактика «мелкого военного фола» стала в Южной Осетии повседневной реальностью.

Фаза действий противоборства. В 2004–2006 годах парламент Грузии принял целый ряд постановлений, которые признавали российскую миротворческую миссию «отрицательной», а действия РФ оценивали как «неприкрытую аннексию». Осенью 2006-го Тбилиси запускает проект «альтернативной Южной Осетии», делая своим знаменем бывшего премьер-министра и министра обороны непризнанной республики Дмитрия Санакоева. Цель этого проекта переформатировать переговорный процесс (фактически отказавшись от прямого диалога с Цхинвали)34.

В марте 2007 года Тбилиси создает  на территории Южной Осетии «временную административную единицу». Это решение фактически поставило крест на переговорах между Грузией и непризнанной республикой. Тбилиси предпринимает попытки международной легитимации Санакоева (он участвует в форумах в Брюсселе и в Страсбурге, его рассматривают как «конструктивного» представителя осетинской стороны в отличие от Эдуарда Кокойты).

В июле 2006 года Грузия в нарушение  базового Московского соглашения о  прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994-го ввела подразделения армии и полиции в верхнюю часть Кодорского ущелья Абхазии. Между тем в соответствии с Московским соглашением эта зона была объявлена демилитаризованной. Теперь статус-кво был нарушен и там. Переговоры между конфликтующими сторонами прекратились.

Таким образом, в период с 2004 по 2008 год на территории Южной Осетии происходили постоянные стычки между конфликтующими сторонами (инцидент с падением ракеты в районе посёлка Цителубани). В ходе боевых столкновений погибло порядка 70 человек, а в последующие годы число жертв с обеих сторон (по разным оценкам) составляло 100.

Фаза кризиса (4 фаза) В начале 2008 года происходило нарастание напряженности  в зоне конфликта, а также в  отношениях между Россией и Грузией.

6 марта 2008 года было объявлено,  что Россия вышла из режима запрета торгово-экономических и финансовых связей с Абхазией; решение Москвы было расценено МИД Грузии как «поощрение сепаратизма в Абхазском регионе и неприкрытую попытку посягательства на суверенитет и территориальную целостность Грузии.»

16 апреля 2008 года МИД России сообщил, что Президент России В. Путин дал правительству поручения, на основании которых Москва будет строить с Абхазией и Южной Осетией отношения фактически как с субъектами РФ35.

17 апреля 2008 года Кокойты заявил, что грузинские военные подразделения подтягиваются к границам его республики и призывает «воздержаться от необдуманных шагов, которые могут привести к трагическим последствиям».

30 апреля — Россия увеличила численность миротворческого контингента в Осетии с 2-х до 3-х тысяч человек, что вызвало протест грузинской стороны.

7 июля — около высоты Сарабуки на мине подрывается кортеж лояльного Тбилиси лидера «югоосетинского правительства в изгнании» Санакоева. Среди охраны есть жертвы, сам Санакоев не пострадал.

2 августа — Осетинские вооруженные формирования захватывают грузинское село Нули и высоту над ним, убиты двое солдат грузинской части миротворческих сил.

2 августа — Начало обстрела  в Южной Осетии — под обстрелом  находятся грузинские села Лиахвского  ущелья. 6 человек погибло, 7 ранены. Осетинской стороной начата эвакуация женщин и детей из Цхинвали, также власти республики призывают добровольцев из республик Северного Кавказа. Цхинвали фактически превращен в военный лагерь.

Таким образом, в конце июля —  начале августа происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

Фаза вооруженного конфликта – в ночь на 8 августа (ок. 00.15 мск) грузинские войска подвергли Цхинвали (осет. Цхинвал) обстрелу из реактивных установок «Град», а примерно в 03.30 мск начали штурм города с применением танков36. Нападению подверглись и места дислокации российских миротворцев.

Более десяти российских военнослужащих было убито, несколько  десятков - ранено. Продолжалась переброска войск с территории России в Южную Осетию и создание ударной группировки. В течение 5 дней продолжался обмен артиллерийским огнём и удары российской авиации по территории Грузии. 10 августа произошло российско-грузинское военно-морское столкновение. Российские миротворцы заняли грузинское село Хурча в зугдидском районе. Российские войска подошли к городу Сенаки и отступили после того, как ликвидировали возможность обстрелов с военной базы.

Фаза урегулирования – 12 августа, на рабочей встрече в Кремле с министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генштаба Николаем Макаровым, Президент России Дмитрий Медведев заявил, что «на основе доклада принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру»37: «Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понес значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. При возникновении очагов сопротивления и иных агрессивных наступлений принимать решения об уничтожении».

После этого во время  визита в Москву председателя ЕС президента Франции Н. Саркози в ходе встречи с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным были согласованы шесть принципов мирного урегулирования (План Медведева — Саркози).

После этого президент  Саркози посетил Тбилиси, где  провёл встречу с президентом  Грузии Михаилом Саакашвили.

16 августа президент  России Дмитрий Медведев поставил  подпись под планом по мирному урегулирования грузино-осетинского конфликта. До этого документ подписали руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, а также президент Грузии Михаил Саакашвили. Подписание этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.

Ниже приведена более  подробная информация о ходе течения  конфликта.

С 1994 года начались переговоры по урегулированию конфликта. 16 мая 1996 года в Москве подписан Меморандум о мерах по обеспечению  безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами. Согласно меморандуму «представители Грузинской и Юго-Осетинской Сторон при посредничестве представителей Российской Федерации и с участием представителей Республики Северная Осетия - Алания и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) провели переговоры о дальнейшем продвижении к полномасштабному политическому урегулированию грузино-осетинского конфликта и, желая устранить последствия конфликта и восстановить между ними отношения мира и взаимного уважения.

 Убежденные в необходимости положить конец тяжелому наследию последних лет и встать на путь, ведущий к миру, доверию и согласию; подтверждая приверженность положениям Устава Организации Объединенных Наций (ООН), основополагающим принципам и решениям ОБСЕ, общепризнанным нормам международного права; руководствуясь принципом территориальной целостности государств и правом народов на самоопределение; с удовлетворением констатируя, что на основе Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта и ввода Смешанных миротворческих сил в июле 1992 года прекращены вооруженные действия в зоне конфликта»38.

Состоялось несколько встреч президентов  Грузии и Южной Осетии Э.Шеварднадзе  и Л.Чибирова, на которых обсуждались  пути урегулирования конфликта. Россия является посредником в переговорном процессе39.

23 декабря 2000 года подписано  российско-грузинское межправительственное  Соглашение о взаимодействии  в восстановлении экономики в  зоне грузино-осетинского конфликта  и в возвращении беженцев. В  апреле 2001 года в Южной Осетии состоялся референдум по внесению изменений в Конституцию республики. Проведение референдума руководство Грузии считает незаконным40.

В конце 2001 года миссия ОБСЕ в Грузии и Еврокомиссия подписали соглашение о выделении гранта в размере 210 тысяч евро на мероприятия по урегулированию грузино-осетинского конфликта. Еврокомиссия приняла активное участие в программе по сбору и уничтожению оружия в зоне конфликта.

Это было далеко не последнее участие  международных организациях в разрешении сложившейся ситуации.  14-17 октября 2003 года в пригороде Гааги (Нидерланды) прошла 10-я встреча экспертных групп полномочных делегаций сторон в рамках переговорного процесса по урегулированию грузино-осетинского конфликта. В консультациях приняли участие представители Республики Северная Осетия  Алания, нидерландские председатели ОБСЕ, главы миссии ОБСЕ в Грузии,  представители Европейской комиссии. Стороны впервые не смогли подписать итоговый протокол из-за проявившихся разногласий по его содержанию.

В 2004 году при участи Смешанных  сил миротворцев в зоне грузино-осетинского  конфликта были ликвидированы  блокпосты  МВД Грузии, установленные вдоль  автотрассы Гори  Цхинвали, согласно официальному Тбилиси, с целью пресечения транспортировки контрабандных грузов.

В течение всего 2004 года грузино-осетинские отношения были в центре внимания. МИД России не однократно делал  заявления по поводу ситуации в зоне грузино-осетинского конфликта. Российское внешнеполитическое ведомство призвало власти Грузии осознать опасность провокаций в этом районе. На встрече сопредседателей Смешанной контрольной комиссии (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта представители Тбилиси и Цхинвали договорились не прибегать к мерам силового и экономического давления друг на друга.

По данным ИНТЕРФАКС Грузия в  Цхинвальском регионе располагала 150 военнослужащими, вооруженными стрелковым оружием. Всего в зоне конфликта  Грузия может иметь 500 военнослужащих с ограниченным количеством тяжелой  техники, так как договоренности о квотах в составе смешанных миротворческих сил были достигнуты в 1993-1994 годах на заседаниях СКК по урегулированию грузино-осетинского конфликта.

Информация о работе Грузино-осетинский, грузино-абхазский конфликты