Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.

Содержание

Введение
Государственное регулирование внешней торговли
1. Законодательная база внешнеторговой деятельности России
2. Современная внешнеторговая политика России
3. Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
4. Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Одним из «правофланговых» субъектов Российской Федерации, активно осуществляющих внешнеторговую деятельность и регулирующих внешнеэкономические связи органов местного самоуправления, является Нижегородская область. В Нижегородской области установлен единый порядок координации международных и внешнеэкономических связей органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления. В соответствии с Законом Нижегородской области «О координации международных и внешнеэкономических связей на территории Нижегородской области» предусматривается, что органы исполнительной власти и местного самоуправления Нижегородской области в пределах предоставленных им полномочий обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели.

     Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами местного самоуправления Нижегородской области, предприятиями и организациями всех форм собственности, осуществляющими деятельность на территории области, должны быть зарегистрированы в областной администрации. Только в этом случае возможно рассчитывать на получение гарантий (поручительств) Нижегородской области.

     По  официальным обращениям органов  местного самоуправления орган исполнительной власти Нижегородской области может оказывать органам местного самоуправления необходимую организационную и экспертно-консультационную помощь в развитии международных и внешнеэкономических связей, в организации и ведении переговоров, а также оказывать содействие в защите прав и законных интересов органов местного самоуправления.

     Как правило, органы местного самоуправления не могут иметь свои представительства на территории иностранных государств и осуществляют свои внешнеэкономические связи на территориях иностранных государств в рамках представительств органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или дипломатического или торгового представительства Российской Федерации.

     На  сегодняшний день вопросы внешнеэкономической  деятельности органов местного самоуправления остаются неурегулированными или слабо урегулированными большинством субъектов Российской Федерации.

     В настоящее время дело обстоит  таким образом, что только крупные муниципальные образования могут осуществлять внешнеэкономические связи при условии оказания им содействия со стороны субъекта Российской Федерации.

     Органы  местного самоуправления могут устанавливать  конкретный порядок реализации тех или иных внешнеэкономических (внешнеторговых) проектов с участием муниципальных образований.

     Так, например, постановлением главы администрации  города Омска был установлен порядок реализации внешнеэкономических связей органами местного самоуправления. В целях установления единого порядка подготовки и эффективной реализации промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других проектов, контрактов и договоров, заключаемых администрацией города с зарубежными партнерами, и для осуществления защиты интересов города от случаев неделового партнерства и недобросовестной конкуренции предусматривался следующий порядок подготовки и выполнения внешнеэкономических контрактов (договоров): 
— внешнеторговые контракты и договоры, заключаемые от лица администрации города, должны быть подписаны главой администрации города либо лицом, им уполномоченным;

     — денежные обязательства по внешнеэкономическим контрактам (договорам), выдаваемые городской администрацией, должны быть санкционированы главой администрации города и начальником городского финансового управления;

     — внешнеторговые контракты, договоры и сделки, подготавливаемые структурными подразделениями администрации города, должны иметь необходимые визы согласования (руководителя структурного подразделения, которое выступает инициатором данного контракта (договора), начальников управлений и отделов городской администрации — финансового, юридического, по поддержке предпринимательства и развитию внешнеэкономических связей). На отдел по поддержке предпринимательства и развитию внешнеэкономических связей комитета по экономическому развитию городской администрации возложен контроль за технико-экономическим обоснованием и проведением конъюнктурной экспертизы всех внешнеэкономических (внешнеторговых) проектов, контрактов и сделок, оформляемых структурными подразделениями городской администрации с зарубежными партнерами.

     Как уже отмечалось, одним из принципов государственного регулирования является координация и взаимодействие государственных органов, принимающих участие в этом процессе.

     В механизме государственного регулирования  внешнеторговой деятельности можно  выделить два типа координации и взаимодействия — горизонтальный и вертикальный.

     Первый  тип (горизонтальный) предполагает осуществление  координации и взаимодействия органов и институтов, расположенных на одном и том же уровне государственного устройства. В данном случае речь может идти, например, об организации взаимодействия между Минэкономразвития России и МИД России по вопросам заключения международных внешнеторговых соглашений, открытия торговых представительств Российской Федерации за рубежом и т.д., сотрудничества между таможенными и налоговыми службами в рамках процедуры освобождения экспортеров от уплаты НДС. К данному типу координации и взаимодействия можно отнести отношения, складывающиеся между уполномоченными государственными органами, с одной стороны, и различными общественными институтами и организациями, с другой (например, отношения между Федеральной таможенной службой и Российской Ассоциацией таможенных брокеров, между ФТС и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и т.д.). Аналогичные схемы взаимодействия могут создаваться на региональном и муниципальном уровнях (например, между региональным министерством (управлением, департаментом), уполномоченным на осуществление внешнеэкономических (внешнеторговых) связей, и торгово-промышленной палатой данного субъекта Российской Федерации).

     Особую  разновидность координационных  связей горизонтального типа представляют собой взаимоотношения между  государственными органами различных  субъектов Российской Федерации, участвующих  в осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это касается, например, случаев заключения внешнеэкономических (внешнеторговых) контрактов, в которых с российской стороны участвуют несколько субъектов Российской Федерации.

     Вертикальный  тип координации и взаимодействия между органами государственного регулирования внешнеторговой деятельности предполагает, что взаимодействующие органы находятся в соподчиненном положении. Налаживание координации и взаимодействия данного типа представляет собой одну из наиболее сложных и злободневных проблем современного этапа развития механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     Речь  идет о взаимодействии, возникающем в рамках внешнеторгового регулирования между федеральными органами государственной власти, и прежде всего Правительством Российской Федерации, Минэкономразвития России, и соответствующими органами государственной власти на региональном уровне.

     В области государственного регулирования  внешнеторговой деятельности имеются  сферы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     В сфере совместного ведения допускаются:

     а) самостоятельные действия Российской Федерации;

     б) самостоятельные действия субъектов  Российской Федерации;

     в) совместные согласованные действия Российской Федерации и ее субъектов для достижения конкретных целей.

     Осуществление последней группы действий невозможно без четко организованного и отлаженного механизма взаимодействия федерального и регионального уровней.

     Правовые  основы взаимодействия федерального центра и регионов во внешнеторговой сфере заложены в Федеральных законах «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

     Российское  законодательство предоставляет субъектам Российской Федерации право на осуществление внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств, но при условии, что получат на это согласие Правительства Российской Федерации. Решение Правительства Российской Федерации о его согласии на осуществление субъектами Российской Федерации внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств принимается на основании обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащего обоснование необходимости осуществления таких связей, при наличии положительного заключения МИДа России, Минюста России и других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года N 91)5.

     Федеральные органы государственной власти не несут ответственности по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства Российской Федерации либо по конкретному соглашению субъекта Российской Федерации имеются официальные гарантии Правительства Российской Федерации.

     В процессе формирования планов и программ развития внешнеторговой деятельности в Российской Федерации предполагается координация деятельности Минэкономразвития России и государственных органов заинтересованных субъектов Российской Федерации.

     Минэкономразвития России обязано согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, затрагивающих интересы субъектов Российской Федерации и находящихся в пределах их компетенции. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после представления на согласование соответствующего проекта плана или программы обязан принять официальное заключение, которое он направляет в Минэкономразвития России.

     В свою очередь органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации  обязаны информировать Минэкономразвития  России обо всех действиях, предпринятых субъектом Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.

     Развитие  институциональной составляющей и организационных основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности продолжается и осуществляется с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на этот процесс. «Извне» он корректируется требованиями и стандартами ВТО. К важнейшим внутренним факторам следует отнести набирающие обороты административную реформу и процессы реформирования федеративного государственного устройства.

 

      4. Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли 

     Политика  государства в области внешней  торговли осуществляется с помощью  тарифных и нетарифных методов регулирования.

     Введение  импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему  дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены  покупать импортные товары по более  высоким ценам, следовательно, несут  потери. Эти потери обычно оказываются больше выигрыша, получаемого производителями и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.

     Применение  экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли