Государственное регулирование внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2011 в 22:46, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.

Содержание

Введение
Государственное регулирование внешней торговли
1. Законодательная база внешнеторговой деятельности России
2. Современная внешнеторговая политика России
3. Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности
4. Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 146.50 Кб (Скачать документ)

     Формирование  внешнеэкономической политики, законодательной  и нормативной базы осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосредственное влияние на этот процесс оказали: переход к свободному рыночному ценообразованию; приватизация; налоговая и кредитно-денежная политика; формирование валютного рынка.

      3. Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 

     Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией. Как известно, наилучшая организационная структура та, которая способствует повышению эффективности данного вида деятельности.

     Понятие организации как процесса означает, с одной стороны, внутреннюю упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленную его строением, а с другой стороны, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

     В понятии «организация» отражаются закономерности системы, относящиеся к функционированию и взаимодействию ее частей.

     Исследуя  организацию государственного регулирования внешнеторговой деятельности, можно выделить два ее аспекта — упорядоченность и направленность.

     Направленность  отражает результирующий вектор реформирования системы государственного регулирования  внешнеторговой деятельности, учитывающий  важнейшие факторы, уже не раз упоминавшиеся в настоящем исследовании, — курс России на вступление в ВТО и приведение российского механизма внешнеторгового регулирования в соответствие с правилами и стандартами этой международной организации, проводимые в нашей стране крупномасштабные реформы — административная, муниципальная, реформа федеративного устройства.

     Упорядоченность проявляется, прежде всего, в институциональной составляющей механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     Организация государственного регулирования внешней торговли означает систематическую координацию в решении важнейших задач внешнеторговой политики, которые стоят перед субъектами и институтами, составляющими институциональную подсистему механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     Исследование  организационных основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности предполагает необходимость изучения, во-первых, системы органов, участвующих  в механизме государственного регулирования, во-вторых, распределения между ними полномочий в сфере внешнеторгового регулирования и, в-третьих, организации координации и взаимодействия между этими органами.

     Формирование  механизма государственного регулирования — это постоянная работа по его оптимизации, совершенствованию его институциональной составляющей.

     За  последнюю четверть века, ознаменовавшую собой переход от монополии государства на внешнюю торговлю к современному состоянию внешнеторгового регулирования, до неузнаваемости изменился субъектный состав отношений по государственному регулированию внешнеторговой деятельности. Если раньше институциональная составляющая механизма государственной монополии была представлена соответствующим отраслевым министерством и небольшим количеством внешнеторговых объединений, непосредственно осуществлявших внешнеторговые операции, то в современном внешнеторговом механизме задействованы десятки различных субъектов (участников).

     Система органов, участвующих в процессе внешнеторгового регулирования, является объективно обусловленной и определяется конкретно-историческими условиями развития внешней торговли в конкретной стране.

     Монополии внешней торговли в СССР соответствовала одна структура управления внешнеторговым комплексом — строго централизованная, со сравнительно небольшим числом органов управления на общегосударственном уровне (в регионах такие органы вообще отсутствовали). Отмена монополии повлекла за собой расширение прав министерств и ведомств, регионов, муниципальных образований и непосредственных участников внешнеторговой деятельности, смещения регулирующей роли государства в сторону усиления нормотворческой, контролирующей и координирующей функции.

     В ее нынешнем виде система органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации сформировалась в 2005 году.

     Основные  итоги организационных преобразований в этой сфере нашли свое отражение в нормативных актах, закрепивших результаты административной и федеративной реформ, а также перестройки самого механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Речь идет в первую очередь об актах, принятых в период 2003—2005 гг.,  — О Таможенном кодексе Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ, Федеральных законах «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ, «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» от 08.12.2003 N 165-ФЗ, «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 N116-ФЗ и, наконец, об Указе Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 N 314, в котором были закреплены основные идеи и параметры административной реформы в Российской Федерации2.

     Система органов, участвующих в государственном регулировании внешнеторговой деятельности, отражает структуру государственного устройства Российской Федерации и включает три уровня — федеральный, региональный (субъект Российской Федерации) и местный. Таким образом, она может быть представлена как совокупность:

     1) федеральных органов государственной  власти;

     2) органов государственной власти  субъектов Российской Федерации;

     3) органов местного самоуправления.

     В этой связи следует сделать одно важное терминологическое уточнение. С принятием Конституции Российской Федерации 1993 года органы местного самоуправления в Российской Федерации были выведены за рамки системы государственных органов. С формально-юридической позиции эти органы не являются государственными, а осуществляемая ими деятельность не может определиться как государственная.

     Следовательно, говоря о системе регулирования внешнеторговой деятельности, в которой участвуют органы местного самоуправления, осуществляющие регулятивную функцию и наделенные соответствующими властными полномочиями, следовало бы использовать термин «публичное регулирование», а не «государственное регулирование». Для сравнения отметим, что, определяя финансовую систему Российской Федерации, которая включает в себя и местные (муниципальные) финансы, уже говорят не о государственных финансах, а о публичных финансах, имея в виду тот факт, что муниципальные финансы не принадлежат более государству и находятся в муниципальной собственности (собственности соответствующих муниципальных образований).

     Мы  будем использовать термин «государственное регулирование», в том числе применительно к деятельности органов местного самоуправления с учетом сделанной выше оговорки. Принимая такое решение, автор руководствовался желанием обеспечить некое терминологическое единообразие, сложившееся в современной российской науке и законодательстве (имеется в виду терминологический аппарат Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», который не содержит понятия «публичное регулирование», а оперирует исключительно понятием «государственное регулирование»)3.

     На  федеральном уровне в систему органов государственного регулирования внешнеторговой деятельности входят органы государственной власти Российской Федерации общей компетенции и государственные органы, наделенные специальной компетенцией. Во втором случае речь идет о федеральных органах исполнительной власти, основной задачей которых является осуществление государственного управления в сфере внешней торговли.

     Органы  общей компетенции — это органы законодательной и исполнительной власти, участвующие в формировании и реализации внешнеторговой политики Российской Федерации. К ним относятся  Федеральное Собрание (Государственная Дума и Совет Федерации), Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Встречаются исследования, в которых в систему государственного регулирования экономической, в том числе внешнеторговой, деятельности включаются и судебные органы. Автор не разделяет такой точки зрения и считает, что судебные органы осуществляют в государственном механизме свою основную и единственную функцию — отправление правосудия. И в этом смысле они не могут участвовать непосредственно в осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности, но осуществляют функцию контроля за соблюдением законности и обеспечения правопорядка в сфере государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Кроме того, государственные органы общей компетенции, как уже отмечалось, участвуют в формировании и реализации внешнеторговой политики. Что же касается судебных органов, то специфика выполняемых ими задач исключает саму возможность участия в политике: отправление правосудия должно быть деполитизировано.

     В целях осуществления государственного управления в сфере внешней торговли создаются специализированные органы федеральной исполнительной власти. В результате административной реформы, начавшейся в Российской Федерации в 2004 году, систему таких органов составляют Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России) и находящиеся в его ведении Федеральная таможенная служба (ФТС России) и Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

     Минэкономразвития России является «профильным» федеральным министерством в механизме государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Минэкономразвития России является правопреемником Министерства внешней торговли СССР и министерств, ведавших государственным регулированием внешней торговли в Российской Федерации (Министерство внешнеэкономических связей РФ, Министерство промышленности и торговли РФ). Организационно-правовые основы деятельности Минэкономразвития России закреплены в Положении о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 августа 2004 г. N 443).

     В сфере государственного регулирования  внешнеторговой деятельности Минэкономразвития  России выступает как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного дела.

     ФТС России является федеральным органом  исполнительной власти, находящимся в ведении Минэкономразвития России и осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. 
Организационно-правовые основы деятельности Минэкономразвития России закреплены в Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2004 г. N 429).

     ФТС России возглавляет единую систему  таможенных органов, в которую помимо ФТС России входят региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

     Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами было учреждено в качестве подведомственного Минэкономразвития России федерального органа исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Указ Президента РФ от 22.07.2005 N 855).

     Характеризуя  институциональную составляющую механизма  государственного регулирования внешнеторговой деятельности на федеральном уровне, отметим две, на наш взгляд, существенные тенденции. Первая состоит в постоянном расширении круга субъектов, взаимодействующих с органами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в целях реализации задач внешнеторговой политики.

     Специфика объекта государственного регулирования — сфера внешней торговли — предполагает активное взаимодействие Минэкономразвития России с другими федеральными министерствами: во-первых, с Министерством иностранных дел и, во-вторых, с рядом отраслевых министерств по профилю внешнеторговой деятельности (например, Министерством сельского хозяйства, Министерством природных ресурсов и т.д.). Курируя сферу таможенного дела, Минэкономразвития осуществляет ряд полномочий совместно с Министерством финансов Российской Федерации (например, определение порядка расчета таможенной стоимости, уплаты таможенных платежей и т.д.). Важное значение имеет также сотрудничество с налоговыми органами (Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами) для осуществления совместных мероприятий по налоговому регулированию экспортно-импортных операций.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли