Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание

На рубеже XX и XXI вв. происходит переход от индустриальных (технологического и экономического) способов производства (утвердившихся в авангардных странах, прежде всего в Англии, в конце XVIII - начале XIX в.) к постиндустриальному, время расцвета которого, предположительно, придется на XXII в. Это находит выражение в содержании преобладающего ныне в развитых странах пятого технологического уклада, который во многом носит переходный характер и с 2001—2002 гг. вступил в свою понижательную стадию, и шестого уклада, время преобладания которого придется, вероятно, на 30—50-е гг. наступившего столетия; он адекватен постиндустриальному технологическому способу производства.

Работа состоит из  1 файл

n1.doc

— 2.10 Мб (Скачать документ)

Тема: Государственное регулирование внешней  торговли

           России в современных  условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

 

На рубеже XX и XXI вв. происходит переход от индустриальных (технологического и экономического) способов производства (утвердившихся в авангардных странах, прежде всего в Англии, в конце XVIII - начале XIX в.) к постиндустриальному, время расцвета которого, предположительно, придется на XXII в. Это находит выражение в содержании преобладающего ныне в развитых странах пятого технологического уклада, который во многом носит переходный характер и с 2001—2002 гг. вступил в свою понижательную стадию, и шестого уклада, время преобладания которого придется, вероятно, на 30—50-е гг. наступившего столетия; он адекватен постиндустриальному технологическому способу производства.

Государства, лидирующие в устаревающих технологических  укладах, уже сегодня сталкиваются с обесцениваем капитала и квалификации рабочей силы, в то время как создающие задел в формировании технологической базы на основе нового технологического уклада становятся центрами притяжения капитала, быстро завоёвывают позиции лидера на наиболее ёмких мировых рынках, формируя новое свойство конкурентоспособности своих национальных экономик1.

Разразившийся с осени 2008г мировой финансово-экономический  кризис резко изменил расклад  приоритетов в умах значительной части общества и во властных структурах2.

В материалах распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р Концепции-2020 и прилагающемся к ней материале-прогнозе до 2030г. сформулирована идея о безальтернативности перехода нашей страны с экстенсивной сырьевой на инновационно-интенсивную, социально ориентированную модель экономического развития. Эта идея является главной методологической находкой разработчиков указанных документов, и именно она только и может быть основополагающим принципом в выстраивании перспективной экономической стратегии.

Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации как реакции на рост напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе.

Для России трансформация  мировой экономики создает новые  возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала. Интегрирование России в систему мирохозяйственных связей невозможно без изменения механизма регулирования и управления внешней торговлей, способного адаптироваться к внешней среде.

Актуальность  темы выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью обоснования формирования условий и гибкого использования инструментов государственного регулирования, включая таможенно-тарифное, нетарифное воздействие и регулирование движения инвестиционных потоков, в целях обращения преимуществ международного разделения и кооперирования труда, обмена товарами, услугами, объектами интеллектуальной собственности между хозяйственными субъектами различной национальной принадлежности на решение задач инновационного типа  развития национальной экономики России.

Современный кризис в соответствии с теорией инновационного типа развития должен преодолеваться национальной экономикой на пути к активному и массовому использованию в ней инноваций, прежде всего товарных и технологических, для приобретения той же динамической экономической устойчивости и конкурентоспособности в меняющейся внешнеэкономической среде3.

Кризис затронул все  сферы экономики, в том числе  и внешнюю торговлю. Научный анализ потенциала государственного регулирования процесса развития экспортного сектора и повышения конкурентоспособности отечественного национально-хозяйственного комплекса в сопряжении с обслуживающей его инфраструктурой является чрезвычайно актуальным, особенно в аспекте рассмотрения и исследования именно региональной специфики внешнеэкономической деятельности.

С момента либерализации  внешнеэкономической деятельности вопросам организации и управления внешнеторговыми операциями уделяется  повышенное внимание, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Весьма динамично развивается законодательная база в данной области экономической деятельности в связи с общемировыми тенденциями унификации методологической базы международной торговли, усиления интеграционных процессов, появлением новых форм и методов торговли.

Накопленный опыт  в  реализации общегосударственной внешнеэкономической политики, обеспечивший переход  от административных в основном к экономическим методам регулирования, дал возможность подготовить с использованием мировой практики Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В нем изложены основные принципы регулирования внешнеторговой деятельности, проведено разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в данной области, перечислены функции федеральных исполнительных и законодательных органов, определены основы таможенно-тарифного и административного регулирования, важнейшие формы содействия развитию внешнеторговой деятельности.

Основными составляющими  внешнеэкономической политики являются

внешнеторговая  политика и политика в области привлечения иностранных инвестиций и инвестирования капитала за национальные таможенные границы, а также

валютная  политика.

В современных  условиях специфика разработки концепции ВЭП определяется  необходимостью выявления рациональных и имеющих перспективное значение для страны сферы и форм участия во внешних связях, а также выбора географических / региональных приоритетов для экономического сотрудничества (имеется в виду, с какими странами и на каких условиях), преследуя первоочередные и текущие цели.

Научные аспекты и  теоретические исследования в дипломной работе формировались на основе научных трудов российских ученых РАГС доктора экономических наук профессора Александра Николаевича Фоломьева, доктора экономических наук профессора В. И. Кушлина а также на основе изучения идей по управлению внешней торговлей, которые изложены в трудах зарубежных и отечественных ученых и специалистов по проблемам рыночной экономики и управления: И. Ансоффа, Р. Акоффа, П. Друкера,  М. Альберта, Б. Карлоффа, Г. Минцберга, И. Нормана, Д. Ньюстрома, М. Портера, В. Перской, В. Акулова, Д. Баркана, В. Ефремова, Д. Конокова, В. Лисепкина, К. Рожкова, А. Смолкина.

Проблемам совершенствования  систем управления промышленных предприятий уделяется достаточно большое внимание в работах: Л.И. Абалкина, Ю. Анискина, А.А. Богданова, В.Г. Афанасьева, Е. Евенко,   Б. Мильнера, Н.Г. Чумаченко, Д.М. Гвишиани и др.

Теоретические и практические исследования процессов внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий российские ученые широко проводят с момента либерализации внешней торговли. В трудах таких авторов, как О. Волков, И.Н. Герчикова, В.Т. Денисов, С. Пивоваров, Ю.Б. Порошин, Л. Стровский, С. Долгов, В.П. Оболенский и др., рассматривается широкий круг вопросов, связанных с функционированием и развитием внешней торговли. В публикациях данных авторов представлено множество взглядов на внешнюю торговлю, предложены новые методики исследования проблем внешней торговли.

Однако вопросы построения и функционирования организационных  и экономических механизмов регулирования и управления внешней торговлей, обоснование и принципы управления в процессе адаптации к условиям международной конкурентной среды пока еще не получили полного раскрытия.

Это обусловило цель и  задачи настоящей дипломной работы.

Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности в условиях перехода хозяйственных систем России к инновационному типу развития.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:

  • определение сущности и принципов государственного регулирования внешней торговли;
  • рассмотрение органов и методов государственного регулирования внешней торговли;
  • исследование нормативно-правовой основы государственного регулирования ВЭД в России;
  • характеристика основных мировых товарных рынков и определение места России в них;
  • определение экономических интересов и приоритетов России во внешней торговле;
  • исследование вопроса о присоединении России к ВТО;
  • определение тенденции в развитии внешней торговли и инновационно ориентированной экономики России.

Предмет исследования выпускной квалификационной работы – совокупность экономических и управленческих отношений по поводу развития внешней торговли и инновационно ориентированной экономики на основе регулирующей функции государства в современных условиях.

Объект исследования выпускной квалификационной работы – внешнеторговая деятельность российской экономической системы.

Теоретической и методической основой выпускной квалификационной работы являются исследования отечественных и зарубежных экономистов по вопросам экономической теории, национальной экономики, внешнеэкономической политики, внешнеэкономической деятельности, инновационного типа развития экономики, макроэкономика, мировая экономика, общей теории управления, анализа хозяйственной деятельности, исследования в области формирования механизма управления внешней торговлей, законодательные акты, постановления Правительства РФ.

В процессе исследования применялись следующие методы: системный подход, методы наблюдения, описания, анализа и синтеза, сравнения, абстрактно-логический, статистический, структурный и сравнительный анализ и другие.

Информационную  основу выпускной квалификационной работы составляют нормативные и правовые акты Правительства РФ, федеральные законы, статистические и аналитические  материалы  Госкомстата  РФ, справочные и аналитические  материалы Института экономики переходного периода, таможенная статистика.

Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в целостном обобщении представлений об определяющей роли государства в сфере эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности, а также в разработке научно-практических рекомендаций с целью улучшения торгового баланса России и стабилизации позитивной тенденции изменения объемов экспорта, улучшения его качественных характеристик в условиях инновационного типа развития хозяйственных систем экономики.

Практическая  значимость выпускной квалификационной работы состоит в совершенствовании механизма государственного регулирования, повышении эффективности регулирующих функций государства во внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности  в условиях инновационного типа развития хозяйственных систем экономики.

Структура выпускной квалификационной работы обусловлена поставленной целью и задачами, спецификой предмета и логикой исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и приложения.

Глава 1. Особенности  государственного регулирования             

                внешней торговли

    1. Сущность и принципы государственного регулирования                    

           внешней торговли

Государственное регулирование экономики — система институтов и мероприятий в рамках государства, служащая устойчивому функционированию и развитию экономической системы страны в соответствии с социально-экономическими целями, одобренными обществом4.

Именно государство  является легитимным выразителем национальных интересов в лице правительства, осуществляющего по мандату народов выработку и реализацию экономической политики, отвечающей этим интересам.

Государственное регулирование  экономики в соответствии с национальными интересами осуществляется в современных условиях посредством тех или иных институтов, т. е. набора правил, юридических и моральных норм, разнообразных государственных решений, организационных форм, путем воздействия теми или иными способами на обычаи и традиции, на поведение политических, общественных и религиозных организаций и т. п. Динамизм формирования национальных экономик связан с эпохой промышленной революции. Однако использование ее результатов и достижений в тех или иных странах было различным, что обусловлено отличиями в достигнутом к тому времени уровне социально-экономического развития, степенью консолидации нации.

Ф. Лист придавал решающее значение роли государства в превращении  «народной экономии» (экономии граждан) в национальную экономию. Заслуга Ф. Листа состоит и в том, что он раскрыл ряд условий, необходимых для формирования и развития национальной экономики: 1) показал влияние политического единства и государственного управления на экономическое развитие, прогресс национального производства и умножение национального богатства; 2) взаимосвязь и взаимозависимость внешнеторговой политики и общей политической линии государства; 3) государственная власть должна согласовывать и направлять усилия отдельных звеньев национального хозяйства в интересах обеспечения благоприятных долгосрочных перспектив развития всей нации5.

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях