Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание

На рубеже XX и XXI вв. происходит переход от индустриальных (технологического и экономического) способов производства (утвердившихся в авангардных странах, прежде всего в Англии, в конце XVIII - начале XIX в.) к постиндустриальному, время расцвета которого, предположительно, придется на XXII в. Это находит выражение в содержании преобладающего ныне в развитых странах пятого технологического уклада, который во многом носит переходный характер и с 2001—2002 гг. вступил в свою понижательную стадию, и шестого уклада, время преобладания которого придется, вероятно, на 30—50-е гг. наступившего столетия; он адекватен постиндустриальному технологическому способу производства.

Работа состоит из  1 файл

n1.doc

— 2.10 Мб (Скачать документ)

1) угрозы, обусловленные  неконтролируемым или слабоконтролируемым  оттоком стратегических национальных ресурсов;

2) угрозы, обусловленные  критической зависимостью от  внешнеэкономических факторов;

3) угрозы, проистекающие  из геоэкономической или торгово-политической изоляции/дискриминации страны;

4) угрозы для устойчивого  развития страны, имеющие преимущественно  глобализационную природу; 

5) угрозы криминального  характера, проистекающие из ВЭД.

Россия, будучи крупнейшим поставщиком энергоносителей, заинтересована как в сотрудничестве с производителями энергоресурсов в регулировании их предложения на мировом рынке, так и во взаимодействии с потребителями минерального топлива в обеспечении свободного и безопасного транзита энергетического сырья и его гарантированного сбыта в долгосрочной перспективе.

Внешнеэкономические аспекты  продовольственной безопасности РФ сохранили свое значение вплоть до настоящего времени, а на отдельных направлениях угрозы даже возросли (в частности, зависимость России от импорта мяса и мясопродуктов увеличилась с 12-13% в начале 90-х годов до почти 40% в настоящее время). Обеспечение продовольственной безопасности нашей страны требует последовательного снижения импортной зависимости в этой сфере. Приведено обоснование данного тезиса. Во-первых, на закупку продовольствия в 2009 г. РФ потратила почти 22 млрд.долл. Сегодня это лишь 7% валютных доходов страны от экспорта товаров, но в случае резкого снижения цен на энергоносители финансирование масштабного продовольственного импорта может стать тяжелой задачей для России31. Во-вторых, в связи с участившимися погодно-климатическими аномалиями, включая засухи на больших географических пространствах, ростом спроса на продовольствие со стороны быстро развивающихся новых индустриальных стран, по крайней мере, в отдельные периоды может возникать дефицит некоторых продовольственных товаров, сопровождающийся чувствительным ростом цен и, следовательно, расходов стран-импортеров. В этом же направлении будут действовать сокращение сельхозсубсидий в развитых странах под давлением ВТО, а также различные и все более частые форс-мажорные обстоятельства, например, связанные с эпизоотиями среди животных, что может заметно ограничивать предложение на мировом рынке. В-третьих, существует опасность проникновения по каналам импорта вредной для здоровья, недоброкачественной сельхозпродукции.

Обеспечение продовольственной  безопасности РФ требует от государства  последовательных действий по модернизации аграрного сектора и сопутствующей инфраструктуры, включая последовательное снижение ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование. Надо максимально эффективно использовать согласованные с ВТО возможности субсидирования сельхозпроизводства для повышения уровня самообеспеченности России в ключевых сегментах продовольственного рынка, прежде всего по мясу и мясопродуктам. Одновременно следует выработать отвечающие национальным интересам тактику и стратегию участия нашей страны в переговорах ВТО по сельскому хозяйству. Здесь важно учитывать, что, по крайней мере, в среднесрочной перспективе Россия как один из крупнейших импортеров продовольствия заинтересована в сохранении сельхозсубсидий в развитых странах, в первую очередь в Евросоюзе, поскольку это оказывает понижательное давление на уровень внешнеторговых цен.

На протяжении всего  переходного периода сильным  дестабилизирующим фактором для  российской экономики был значительный отток капитала из страны, причем как в легальных, так и в нелегальных формах. Всего за период 1994-2009 гг. вывоз частного капитала из РФ составил около 450 млрд.долл., что намного больше объема привлеченного капитала и суммарной внешней задолженности России. Особенно остро для нашей страны стояла и стоит проблема теневого (т.е. нелегального и полулегального) вывоза капитала, составившего почти 2/3 всего экспорта частного капитала из РФ за 1994-2009 гг.  В современных условиях это явление приобрело  глобальный характер, а потому Россия расширяет свое участие в двустороннем (через взаимодействие со службами финансовой разведки других стран), региональном (инициировав создание Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма) и многостороннем (вступив в ФАТФ и Группу «Эгмонт») сотрудничестве в борьбе с «отмыванием» денег.

По мере роста внешней открытости хозяйства и его интеграции в глобальное инновационное и информационное пространства Россия неизбежно сталкивается с новыми вызовами в сфере национальной экономической безопасности. Важнейший из них – борьба с засильем контрафактной, фальсифицированной продукции на внутреннем рынке, обеспечение эффективной защиты прав интеллектуальной собственности. Причем это необходимо для нормального функционирования как российской экономики, так и мирового хозяйства в целом. По различным оценкам, оборот фальсифицированной продукции в РФ, включая товары народного потребления, колеблется в пределах 4-6 млрд. долл. в год. Ущерб, который несет российское государство в виде недополученных налогов и таможенных пошлин, не говоря уже о риске для здоровья потребителей, которые покупают поддельные лекарства, продукты питания или фальсифицированные товары, отражает уровень проблемы.

Очевидно, что без надлежащей защиты прав интеллектуальной собственности невозможно создать качественную инновационно-проводящую среду и обеспечить эффективную коммерциализацию инноваций, а, значит, и переход России к инновационной стадии экономического развития.

Россия сделала стратегический выбор, связанный с созданием  национальной экономики, призванной в перспективе играть одну из ведущих ролей в мировом научном и технологическом развитии. Поэтому  уже в 2002г было провозглашено, что целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход на инновационный путь развития страны на основе избранных приоритетов 32.

1.3. Органы  и методы государственного регулирования  внешней торговли в современных  условиях

Современное экономическое развитие предстает как сложная мозаика взаимоотношений экономик различных стран. национальных и транснациональных корпораций, разнообразных хозяйственных и некоммерческих организаций. Поведение каждого из этих субъектов определяется его экономическими, социальными и политическими интересами, а все это, в сущности, движется потребностями людей и общества. Процессы удовлетворения общественных и индивидуальных потребностей контролируются и направляются правительствами соответствующих стран: именно в рамках национальных экономик реализуется та или иная политика, нацеленная на рост благосостояния населения.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности направлено на оптимизацию структурной политики, на реализацию общенациональных программ развития. Прогноз и контроль над экспортом, импортом, торговым и платежным (включая валютный) балансами — это серьезные гарантии, с одной стороны; а с другой — стимулы для предпринимательства как одного из факторов поступательного развития хозяйственного потенциала страны33.

Законодательной основой регулирования внешнеэкономической деятельности в России является Федеральный закон № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 21 ноября 2003 г. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N122 ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ), Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 25 июля 2002 г. № 117-ФЗ), Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. №173-Ф3), Патентный закон РФ (от 23 сентября 1992 г. № 3517-1), Закон РФ «О таможенном тарифе» (от 21 мая 1995 г. № 5003-1), Таможенный кодекс РФ (от 28 мая 2003 г., № 61-ФЗ), Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» {от 7 июля 1993 г. № 5338-1) и др. Определяемые законами общие условия и принципы ведения ВЭД получили дальнейшее развитие и конкретизацию в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, на базе которых были подготовлены различные нормативные акты соответствующих министерств и ведомств.

К числу важнейших подзаконных актов, задействованных в административно-правовом регулировании внешнеторговой деятельности относятся постановление Правительства РФ, касающееся ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров; о порядке применения антидемпинговых пошлин; об установлении квот на экспорт некоторых видов товаров; о мерах по защите российских производителей той или иной продукции; о введении или отмене лицензирования импорта товаров; о трансграничном перемещении отходов; о мерах государственной поддержки отдельных сфер производства и услуг; о введении сертификатов на продукцию; об осуществлении контроля и государственной экспертизы в соответствующих случаях внешнеэкономической деятельности; о государственной регистрации видов товаров, производимых в России или ввозимых в страну; об особом порядке экспорта/импорта специфических товаров (например, ядерных материалов); о правилах маркировки товаров; по вопросам транзита товаров; о реализации соответствующих международных соглашений в части торговли некоторыми видами товаров; об определении ущерба в случаях импорта товаров, субсидируемых иностранными государствами, и в случаях демпингового импорта; о паспортах транспортных средств; о мерах по государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок; о конкурсах и аукичонах по продаже квот на экспорт/импорт товаров, работ, услуг; по защите потребительского рынка России от проникновения некачественных импортных товаров; по вопросам применения схемы преференций России к товарам развивающихся стран; о централизованных закупках по импорту; о лицензировании и квотировании экспорта/импорта товаров, работ, услуг; о порядке определения таможенной стоимости ввозимых товаров; о регулировании реэкспорта.

Основы государственного устройства Российской Федерации, системы управления, в том числе и внешнеэкономической деятельностью, заложены Конституцией РФ. Согласно ст. 71 Конституции в ведении Российской Федерации (применительно к сфере внешнеэкономической деятельности) находятся: внешняя политика и международные отношения, международные договоры, вопросы войны и мира, внешнеэкономические отношения. В ведении Российской Федерации находятся также установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки, а также федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.

На основе и в развитие упомянутого выше законодательства федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции принимают нормативные акты в форме инструкций, положений, правил и др. Межведомственные нормативные акты в обязательном порядке подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ и официальному опубликованию.

Системой специализированных органов государственной власти, принимающих участие в управлении внешнеэкономической деятельностью в России, обладает исполнительная ветвь.

К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ. Президент в своей деятельности по управлению ВЭД работает в тесном контакте с Правительством, опирается в принятии решений на деятельность ряда совещательных и контролирующих органов. К ним относятся Совет Безопасности РФ, Президентский совет, Совет глав администраций, Экспортный совет и другие советы и комиссии при Президенте — консультативные органы, осуществляющие предварительное рассмотрение вопросов и подготовку по ним предложений.

Согласно  Закону РФ «О государственном регулировании  внешнеторговой деятельности» Президент РФ обладает следующими полномочиями в области государственного регулирования этого вида деятельности:

  • осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой;
  • регулирует сотрудничество в военно-технической области;
  • определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющих материалов;
  • в ежегодные послания Федеральному Собранию РФ о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики включает раздел о государственной внешнеторговой политике;
  • в целях обеспечения национальной безопасности вводит признанные международным правом экономические санкции;
  • в случае если сочтет необходимым, на основании Конституции РФ использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти 
    субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики, а в случае недостижения согласованного решения передает разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда;
  • приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам государственной внешнеторговой политики до решения этого вопроса соответствующим судом.

Исполнительную  власть в соответствии со ст.110 Конституции РФ осуществляет Правительство РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ. В случае противоречия законодательству постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.

В области  государственного регулирования внешнеторговой деятельности Правительство РФ в  соответствии с законом:

  • обеспечивает проведение единой государственной внешне торговой политики и осуществляет меры по ее реализации, принимает соответствующие решения и обеспечивает их выполнение;
  • разрабатывает и представляет на утверждение Федеральногс Собрания РФ федеральную программу развития внешнеторговой деятельности;
  • принимает временные меры по защите внутреннего рынка РФ;
  • принимает решения об определении величины ставок таможенного тарифа в пределах, установленных федеральным законами;
  • вводит количественные ограничения экспорта и импорта в соответствии с федеральными законами;
  • принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ;
  • осуществляет управление федеральной собственностью РФ 
    за рубежом<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях