Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 20:16, курсовая работа

Описание

На рубеже XX и XXI вв. происходит переход от индустриальных (технологического и экономического) способов производства (утвердившихся в авангардных странах, прежде всего в Англии, в конце XVIII - начале XIX в.) к постиндустриальному, время расцвета которого, предположительно, придется на XXII в. Это находит выражение в содержании преобладающего ныне в развитых странах пятого технологического уклада, который во многом носит переходный характер и с 2001—2002 гг. вступил в свою понижательную стадию, и шестого уклада, время преобладания которого придется, вероятно, на 30—50-е гг. наступившего столетия; он адекватен постиндустриальному технологическому способу производства.

Работа состоит из  1 файл

n1.doc

— 2.10 Мб (Скачать документ)

Сегодня именно экспорт  минерально-сырьевых ресурсов обеспечивает основной приток валютной выручки в страну в результате внешней торговли

Очевидно, и в ближайшие десятилетия роль минерально-сырьевого комплекса в экономическом развитии нашего государства будет оставаться высокой.

Эффективное использование нефтегазового сектора  способно создавать необходимые предпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения. Крупнейшим рынком сбыта российских энергоресурсов является Европейский Союз. Экономические интересы России в сфере европейской энергетики в основном связаны с сохранением и расширением ее присутствия на континентальных рынках углеводородного сырья и нефтепродуктов, с внедрением в сбытовые сегменты нефтегазового бизнеса европейских стран, получением инвестиций и технологий.

Целью «Энергодиалога», учрежденного на постоянной основе VI саммитом Европейского Союза и России в октябре 2000г. в Париже, является обеспечение прогресса в реализации энергетического сотрудничества между Российской Федерацией и ЕС. В энергетической сфере политика России направлена на наращивание добычи энергоносителей и увеличение предложения на мировом, прежде всего европейском, рынке. Между тем показатели добычи нефти и газа вступили в полосу резко углубляющегося спада.

По данным Росстата, в  январе-феврале 2009 г. объем добычи нефти, включая газовый конденсат, упал на 2,2%, газа - на 13% по сравнению с аналогичным показателем 2008 г. Экспорт газа из РФ в феврале 2009 г. составил 11,64 млрд м против 15,872 млрд м3 годом ранее. Чтобы газовикам не пришлось консервировать скважины, власти задумались о создании государственных резервов газа.

Как сообщил  председатель правления ОАО «Газпром» В. Голубев, в ближайшие 4-5 лет Россия будет снижать добычу газа на 10% в год. По мнению экспертов, создание госрезервов позволит газовикам получить дополнительные средства и новый рынок сбыта для поддержания газодобычи, а государству вложение денег в газ гарантирует их возврат, причем, скорее всего, с хорошими процентами. Также на поддержание топливно-энергетического комплекса правительством был принят ряд мер: повышен с 9 до 15 долл. за баррель необлагаемый минимум при расчете ставки НДПИ; введено временное освобождение от налога при разработке месторождений континентального шельфа, Ненецкого автономного округа, полуострова Ямал, Восточной Сибири; сокращен период мониторинга при определении ставки вывозной таможенной пошлины на нефть. «Газпром», «НОВАТЭК», «Сургутнефтегаз» вошли в список предприятий, которым будет оказана господдержка на федеральном уровне.

Структура топливно-энергетического  баланса зависит от множества факторов: наличия запасов, уровня доходов населения, государственной и экономической политики стран и потребностей секторов, определяющих спрос. Реализуемый в нефтегазовом комплексе России курс на газификацию страны и диверсификацию экспортных поставок, организацию прямого выхода на крупнейших платежеспособных потребителей энергосырья соответствует долгосрочным экономическим процессам.

В связи со сложившейся ситуацией следует  внести коррективы в Российскую энергетическую стратегию 2020 г. и в концепцию энергетической стратегии России-2030 г., делая ставку на повышение конкурентоспособности производства энергии, снижение издержек и углубление переработки сырья26.

Между тем, по мнению ряда специалистов, легкий доступ к энергоресурсам и низкие цены на энергоносители были одной из главных причин процветания экономик Европы и США в конце 80-х и в 90-е гг. XX в. Более того, «изобилие энергии привело к появлению одной из самых четких концепций национальной безопасности и превращению США в единственную непререкаемую мировую силу»27.

Для России весьма актуальна проблема расширения позиций  на мировом рынке наукоёмких технологий. По оценкам Минпромнауки, 40% мирового рынка высоких технологий контролируют США, тогда как Россия - менее 0,5%28 .

Инновации, воплощенные  в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности во всех экономически развитых странах. Доля прироста ВВП за счет инноваций в развитых странах составляет более 75%. Прирост ВВП на 1% дает в этих странах 0,7% прироста дохода бюджета, поэтому обеспечение устойчивого инновационного развития позволяет решать такую важную задачу реализации государственного регулирования, как поддержание конкурентоспособности экономики в достижении высокого уровня жизни населения.

Государственные интересы в развитии оборонно-промышленного комплекса (ОПК) заключаются в обеспечении его устойчивого функционирования и развития как неотъемлемой части единого научно-промышленного комплекса страны, обеспечивающего решение задач обеспечения обороны и безопасности государства, развития экономики, социальной и культурной сфер как страны в целом, так и ее регионов.

Современная методология относит к ОПК, как  к межотраслевой научно-производственной системе, следующие основные отрасли: авиационную, ракетно-космическую, обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии, судостроительную, радио и средств связи, электронную.

К началу XXI в. ОПК включал 1700 предприятий и организаций, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. При этом 129 предприятий в 32 регионах являлись градообразующими. ОПК производил 27% продукции российского машиностроения и обеспечивал около 40% экспорта в этом секторе экономики . В ОПК трудятся 2,5-3 млн человек, или около 20% всех занятых в российской промышленности3. По виду деятельности предприятия комплекса распределены так, что 61,1% из них относятся к промышленному сектору, а 38,9% - к научному. Численность работников этих секторов - соответственно 76,4 и 23,6% . Это и определяет высокие показатели, характеризующие наукоемкость продукции ОПК.

Внешним фактором воздействия на ОПК выступает  мировой рынок оружия, удовлетворения потребностей которого осуществляется посредством механизма (системы) военно-технического сотрудничества (ВТС).

Этот вид  сотрудничества можно определить как систему межгосударственных отношений, связанную с поставками зарубежным странам вооружения, военной и специальной техники, технологий военного и двойного назначения, оказанием услуг военно-технического характера и осуществлением инвестиций в этой области. При этом целью ВТС является получение и использование валютных средств для государственных нужд, обеспечение национальной безопасности, экономических и военно-политических интересов государства.

Мировой рынок  оружия играл исключительно важную роль, потребляя производимые российским ОПК военные товары, работы и услуги. ВТС для России исключительно важно, может быть даже больше, чем для других ведущих промышленных мировых держав, и, прежде всего, потому, что на мировом рынке оружия Россия устойчиво занимает свою нишу и входит в пятерку стран - лидеров. За восьмилетний период экспортный объем увеличился в 2,3 раза. Об этом свидетельствуют стоимостные показатели, приведенные в таблице №1.

Таблица №1                               Экспорт военной продукции России

Год

Млрд долл.

Год

Млрд долл.

2001

3,66

2005

6,13

2002

4,82

2006

6,46

2003

5,57

2007

7,55

2004

5,78

2008

8,35


 

В 2009 г. объем экспорта российской военной продукции запланирован в объеме 8,56 млрд долл29. Именно расширение сотрудничества в военно-технической области, переход на новые формы (организация лицензионного производства, заказная и совместная разработка и производство наукоемкой ПВН) обеспечивают реальную возможность выхода на рынки не только военной, но гражданской высокотехнологичной продукции.

ВТС способствует загрузке производственных и интеллектуальных мощностей ОГЖ, существенно снижает себестоимость военной продукции, инициирует технологическое развитие и НИОКР, укрепляет позиции и обеспечивает интересы России на международной арене, создает предпосылки для благоприятных условий в развитии торгово-экономических отношений, является одним из надежных и эффективных источников валютных поступлений.

Россия продолжает успешно конкурировать с ведущими производителями ВВСТ, среди которых США, Великобритания, Франция, Израиль, Германия.

На начало 2009 г. портфель экспортных заказов на ПВН превысил 34 млрд долл. Это означает, что предприятия  национального ОПК будут обеспечены работой на четыре-пять лет вперед, что в условиях кризиса является весьма позитивным социально-экономическим фактором.

Абсолютным лидером  на начало 2009 г. по заказу российских вооружений (с учетом лицензионных программ) является Индия (17,279 млрд долл.), второе место занимает Алжир (3,193 млрд долл.). Замыкает тройку лидеров Китай (2,64 млрд долл.). Среди основных заказчиков российских ВВСТ - Венесуэла (1,53 млрд долл.), Греция (1,15 млрд долл.), Вьетнам (1,017 млрд долл.), Объединенные Арабские Эмираты (800 млн долл.), Сирия (755 млн долл.). В группу стран с объемом заказа от 350 млн до 150 млн долл. в порядке убывания входят Казахстан, Индонезия, Иран, Бразилия, Кипр, Иордания и Перу. Создание фундаментального научно-технического задела и современной производственной базы, способных обеспечивать выпуск средств ведения вооруженной борьбы XXI в., является первоочередной задачей сегодняшнего дня. Создание условий для обеспечения такого вектора развития ОПК крайне необходимо как для укрепления обороноспособности России, так и для максимально возможного расширения ВТС  с зарубежными странами.

В Концепции внешней  политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 12 июля 2008 года, одним из важнейших выделено экономическое направление. В Концепции обозначено, что «главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей».

В материалах распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р Концепции-2020 и прилагающемся к ней материале-прогнозе до 2030г.  стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 - 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности). Российская экономика не только останется мировым лидером в энергетическом секторе, добыче и переработке сырья, но и создаст конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. К 2020 году Россия может занять значимое место (5 - 10 процентов) на рынках высокотехнологичных товаров и интеллектуальных услуг в 5 - 7 и более секторах. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний. Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для: обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений; формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции; увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг; модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств. Россия укрепит свое лидерство в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из глобальных центров мирохозяйственных связей (в том числе в качестве международного финансового центра) и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.

В соответствии с направлением Концепции-2020 о переходе к инновационному социально ориентированному типу экономического развития будет осуществлено закрепление и расширение глобальных конкурентных преимуществ России в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов), в том числе: обеспечение стабильности и расширение поставок энергоресурсов крупнейшим мировым потребителям, географическая и продуктовая диверсификация энергетического экспорта; переход от экспорта первичных сырьевых и энергетических ресурсов к экспорту продукции их глубокой переработки; завоевание лидирующих позиций в развитии возобновляемых источников энергии и внедрение в промышленных масштабах экологически чистых технологий производства энергии; укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны; реализация аграрного потенциала в части развития экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутреннем рынке продукции животноводства. Расширение и укрепление внешнеэкономических позиций России, повышение эффективности ее участия в мировом разделении труда, в том числе: расширение возможностей реализации сравнительных преимуществ России на внешних рынках и использование возможностей глобализации для привлечения в страну капиталов, технологий и квалифицированных кадров; поэтапное формирование интегрированного евразийского экономического пространства совместного развития, включая становление России как одного из мировых финансовых центров; выстраивание стабильных диверсифицированных связей с мировыми экономическими центрами с целью обеспечения устойчивости развития российской экономики в долгосрочной перспективе при растущих глобальных рисках; усиление роли России в решении мировых глобальных проблем и формировании мирового экономического порядка.  В послании Федеральному Собранию 12 ноября 2009г Президент РФ Д. Медведев высказал убеждение что  модернизация и технологическое обновление всей производственной сферы – вопрос выживания нашей страны в современном мире. Президент обозначил необходимость не только наращивать добычу полезных ископаемых, но и добиваться лидерства во внедрении инноваций, как в традиционной, так и в альтернативной энергетике. До 2014 года планируется появление реакторов нового поколения и ядерного топливо, востребованное не только отечественными, но и зарубежными производителями. Также планируется активно участвовать и в международном проекте использования термоядерного синтеза. Д. Медведев отметил, что «наши отношения с другими странами должны быть также нацелены на решение задач модернизации Росси» с целью  притока в страну капиталов, новых технологий и передовых идей..Мирохозяйственную составляющую экономической безопасности России в современных условиях можно представить как эффективное встраивание отечественной экономики в процессы глобализации, при котором минимизируются традиционные внешнеэкономические и новые глобализационные угрозы, обеспечиваются активное позиционирование страны в системе мирового хозяйства и устойчивое повышение национальной конкурентоспособности. Сегодня Россия сталкивается не только с традиционными внешнеэкономическими угрозами, приобретающими новое качество, но во все возрастающей степени – с глобализационными угрозами, возникшими в последние полтора-два десятилетия. К последним, в частности, по своей природе относятся риски, вытекающие из теневого трансграничного перемещения капитала, объективно возросшей мобильности интеллектуальных ресурсов, широкого распространения контрафактного бизнеса, взаимопереплетения национальных компьютерных и информационных систем, увеличения легальной и нелегальной трудовой миграции, рисков экологического характера и для здоровья людей. При этом необходимо учитывать, что глобализационные угрозы в принципе нельзя устранить, их можно лишь позитивным образом корректировать. Успешная корректировка глобализационных угроз применительно к российским условиям предполагает:1) налаживание их регулярного мониторинга на основе определения совокупности количественных и качественных индикаторов, показывающих, когда требуется корректирующее воздействие; 2) разработку национальных механизмов оперативного и гибкого реагирования на неблагоприятное изменение ситуации (в ряде случаев можно попытаться использовать глобализационные угрозы в собственных интересах, например, частично компенсировать «утечку мозгов» из РФ «притоком мозгов» из ближнего зарубежья); 3) интенсификацию участия России в двустороннем, интеграционном, региональном и многостороннем сотрудничестве по обеспечению экономической безопасности30.Принимая во внимание большое число и разноплановый характер внешних угроз, осуществлена их группировка по смысловому признаку и в зависимости от направленности воздействия на состояние экономической безопасности РФ. Выделяют пять таких групп:

Информация о работе Государственное регулирование внешней торговли России в современных условиях