Формирование имиджа современной России на международной арене

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:18, дипломная работа

Описание

Представления людей об окружающем мире и происходящих событиях в большой мере формируются средствами массовой информации, имидж любого субъекта и объекта играет очень важную роль, а имидж региона – это основной ресурс, который предопределяет его экономическую, политическую и социальную перспективу. Под ресурсом подразумеваются резервы, возможности, средства, позволяющие получить практический результат.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИМИДЖИ ОБЪЕКТОВ РАЗНЫХ УРОВНЕЙ
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА РЕГИОНА
3.1. Структурные модели и категории
3.2. Стратегические компоненты имиджа страны
3.3. Роль СМИ в формировании имиджа регионов
4. ИМИДЖ РОССИИ: РЕСУРСЫ, ОПЫТ, ПРИОРИТЕТЫ
4.1. Современная Россия
4.2. Имидж России в немецких СМИ
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

!МОЕ!.doc

— 442.50 Кб (Скачать документ)

Е.И. Шейгал рассматривает в инструменте воздействия СМИ на аудиторию наличие двух противоположных тенденций: к понятийной точности и к смысловой неопределенности. Смысловая неопределенность является важнейшим инструментом манипулирования сознанием реципиентов, реализующим ряд таких стратегий, как вуалирование нежелательной информации и мистификация, связанная с открытием истины и сознательным введением в заблуждение. Также к средствам создания и поддержания смысловой неопределенности относятся и такие речевые акты как прогнозы, предположения, выражение сомнения, намеки, слухи и т.д. Одним из характерных свойств смысловой неопределенности является загадочность, которая и стимулирует прогностическую деятельность реципиентов.[17]

Этнолингвистика и этнопсихолингвистика представляют особый интерес для методологии моделирования картины мира масс-медиа. Данные направления занимаются исследованием национально-специфических компонентов в мышлении и языковом поведении этноса. Модели коммуникативного поведения как системы культуры изучает этнолингвистика, где роль языка определяется в контексте социальной жизни языковых коллективов и рассматривается в его этническом разнообразии. Этнокультурными образцами выступают речевые ситуации, события и акты. Различия в речевом поведении этнокультур объясняются исследователями наличием в их языках определенных речевых и мыслительных стереотипов. Они выявляются на уровне лингвистического анализа и находятся между собой в сложном взаимодействии. Все это отражает процесс моделирования речевой деятельности, показывающий отношение социального действия в контексте одной этнокультуры к аналогичным действиям в другой.

Исследование показало, что функция убеждения, осуществляемая средствами массовой информации, эффективна в том случае, если используются устоявшиеся в обществе механизмы взаимодействия, так как стереотипы закреплены в моделях поведения и взаимодействия индивидов в социуме. Однако существует и противоположная точка зрения, заключающаяся в том, что действительно эффективное воздействие возможно лишь в случае, когда привычные методы интерпретации реальности разрушаются в результате смешения вербальных и невербальных компонентов в медиа-тексте.

Свое развитие получили и этносемантические исследования, сосредоточенные на способах социального обозначения языковых средств. Содержание текста анализируется в качестве языковой фиксации различных форм социального неравенства. Нарушения форм социальных отношений рассматриваются как следствие языковых нарушений, которые могут и должны подвергаться осознанной корректировке.

В свою очередь данное направление получило развитие в США, в стране с особо благоприятной почвой для развития различных социальных движений. Одним из таких стало движение за политкорректность, основанное на утверждении влияния языка на сознание, мышление и поведение индивида. Язык является неким промежуточным миром, и даже фильтром, между индивидом и реальностью. Он определяет восприятие и организацию природной и социальной среды человека, формирует мировоззрение и структурирует опыт.

Вопросы политкорректности тесно связаны с системой «индивид-СМИ» и являются весомой частью идеологии и пропаганды, направленной на регулирование социума. Под понятием «политкорректность», в данном случае, подразумевается политически корректный в идеологическом аспекте язык, использование которого в коммуникативных целях происходит с учетом семантических особенностей и господствующей идеологии в соответствующей стране. Следует отметить, что подобное вмешательство в язык оказывается возможным только благодаря деятельности СМИ, способствующим преобразованиям в языке, а значит и в идеологии общества.

Формулирование и воспроизведение идеологии постоянно происходит в процессе деятельности СМИ. Такие идеологии как например феминизм, коммунизм или нацизм не получили бы столь широкого распространения, если бы систематически не воспроизводились средствами массовой информации. Формируясь в процессе взаимодействия с социумом, обеспечиваемого масс-медиа, идеология становится неотъемлемым компонентом картины мира индивида.

На основе общих интересов и целей индивиды объединяются в социальные группы. Но осознание социальной реальности, приобретение или изменение своего мировоззрения, оказание влияния на других, защита своих пропонентов от конкурирующих идеологий происходят только в  процессе коммуникации. Взаимодействуя между собой в социуме, индивиды способствуют продуцированию множества разнообразных текстов, среди которых тексты СМИ занимают одно из ведущих мест.

 

Прямая зависимость имиджа региона от публикуемой о нем информации в СМИ очевидна. «Современный человек во многом создает свои представления не из каждодневной личной практики, а из газетно-телевизионной информации, политических призывов активистов, научных и литературных текстов, профессорско-учительских наставлений и даже из эстрадной «попсы». А в них как раз на все лады распевается главный мотив про «родину-уродину», про бедность и кризис».[18] И потому на сегодняшний день необходимо, и главное возможно, с помощью активной и грамотно поставленной информационной работы освещать различные, в особенности самые привлекательные стороны региона. Представление его в информационном потоке совершенно случайными событиями недопустимо.

Оказывая воздействие с одной стороны на общественное мнение и с другой на сознание каждого индивида в отдельности, СМИ формируют имидж того или иного объекта, региона в частности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИМИДЖ РОССИИ: РЕСУРСЫ, ОПЫТ, ПРИОРИТЕТЫ

Современная Россия

 

Имидж страны основан на представлении о ней людей, групп, возникающих в социуме, народов. Различного рода конфликты, формирование культурных, религиозных движений и объединений свидетельствуют о важности этнокультурных отношений в жизнедеятельности и формировании имиджа любого современного государства. Отражая культурные и национальные особенности той или иной страны, как правило, это формирование происходит в историческом контексте и в значительной степени зависит от наличия или отсутствия общих интересов (экономических, политических), а также от того, чей образ и кем воспринимается. Опыт, ценности, принципы и нормы поведения играют в этом восприятии немалую роль.

Однако имидж страны складывается не только из таких показателей как экономическая конкурентоспособность, но и из параметров, менее склонных к формализации, таких как ассоциации. Так, например, Греция и Турция - с историческими памятниками и туризмом. Франция - с «высокой» модой, парфюмерией, косметикой; Германия – с качественным машиностроением. То, что для многих стран все это стало устойчивыми стереотипами – очевидно.

Ни один предшествующий период  существования нашей страны не может сравниться с нынешним, когда мы переживаем позитивные перемены в условиях жизни. Но существует опасность возможного социально-политического провала,  которая кроется в утвердившемся в сознании людей критическом восприятии обстановки в стране. Эта ситуация сформировала устойчивый образ отсталой, коррумпированной страны. Отдельные субъекты (от властей до общественных объединений и частных лиц) умело используют данное положение страны в личных целях: получение займов, грантов, социальной поддержки, эмоционального сострадания и даже оправдания воровства.

В то время как в развитых странах правительство выстраивает у народа уважение к собственной стране, мы продолжаем называть свою страну «совком». Да, мы перенимаем опыт Запада, это объясняется дискретностью русской культуры. И нашу речь это не миновало, появляется все больше заимствований типа «прайм-тайм», «хайвей», «гайд», «тендер» и другие. Причем это не всегда обусловлено отсутствием в русском языке терминов, способных объяснить данное явление. За истреблением русского языка последует и истребление русской культуры и национальной самоидентификации. Факт остается фактом, Россия медленнее перенимает опыт правильного направления, но быстрее привыкает к западным «вредным привычкам», способствующим лишь успешному манипулированию человеческим сознанием в целях достижения коммерческой выгоды. А между тем, анализ западного опыта государственной поддержки конкурентоспособности национальной экономики мог бы поспособствовать выработке политики нашей страны.

Рассмотрение специфических особенностей России поможет понять, какой имидж государства доминирует сегодня в массовом сознании россиян и за рубежом и почему это происходит.

Несмотря на то, что вопросу идентификации в нашей стране стали уделять внимание, на сегодняшний день все это кажется непродуманным. Нам еще только предстоит заняться созданием благоприятного информационного фона, способствующего влечению инвесторов и продвижению российских брендов.

Не стоит забывать, что мы живем в принципиально новой эпохе, когда привычные стереотипы уже не работают, а имидж региона выстраивается информацией, публикуемой уже независимыми СМИ, и репутация страны не меняется только после проведения реформ или государственных программ. И сегодня, когда имидж страны является важнейшим фактором, влияющим на ее развитие в политическом, экономическом или социальном плане, объективную реальность положения нашего государства отражают столько противоречий.

Потенциал

По мнению экспертов, национальное богатство России оце­нивается суммой 33,6 трлн долл. - 240 тыс долл. на душу населения, а совокупная стоимость всех отраслей российской промышленно­сти в начале 2003 г. составляла почти квадриллион рублей.[19] Доля энергетических мощностей России составляет более 7% от общемировых. При таком энергетическом потенциале Россия стала крупнейшим в мире поставщиком энергоносителей.[20]

              Реализации уникальных транзитных возможностей нашей страны способствует географическое положение. Находясь на стыке Европы и Азии, мы имеем исторически сложившийся транспортный коридор между Севером и Югом, Западом и Востоком. Незамерзающие порты на Черном, Каспийском и Азовском морях также дают  весьма завидные возможности. Транзитная рента может стать существенной статьей экспорта и ежегодно приносить стране миллиарды долларов. При грамотной постановке вопроса все это должно стать естественным позиционированием нашего государства в глобальной системе. Однако объем российских транспортных услуг не превышает 10% своего потенциала. В общей сложности, по экспорту платных услуг Россия на­ходится за пределами первых трех десятков лидирующих стран.[21] Необходимость трансформации существенной доли российской экономики из индустриальной в сервисную очевидна.

Если говорить об экологическом потенциале России, то нельзя не упомянуть о том, что она обладает самыми обширными территориями, слабо и вообще не затронутыми хозяйственной деятельностью. Они составляют почти половину общей территории, что в сравнении с другими государствами весьма отличительно, особенно если учесть размеры страны. Этот, на первый взгляд, неблагоприятный фактор может стать ценным при создании образа страны с невероятно обширны­ми экологически чистыми пространствами. Что уж говорить о крупнейших пресноводных ресурсах России…

Не следует забывать и о сущест­венном интеллектуальном потенциале. Не смотря на некоторую растерянность, в том числе из-за «утечки мозгов», дос­тижения такого, например, наукоемкого и технологичного сектора как оборонной промышленности очень даже велики, о чем свидетельствует лидерство России по экспорту вооружений. Аналитиками он оценивается в 36% от мирового. Все же такие факты как недостаточное финансирование научной деятельности и стремление российских компаний получить быструю прибыль, не затрагивая фундаментальных исследований, свидетельствует о неэффективном использовании интеллектуального потенциала.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что возможности России огромны и истинный ее потенциал не реализован. При разумном подходе использовать богатства нашей страны можно во благо экономического развития и улучшения жизни населения.

Политические факторы

За последние несколько лет во многом была достигнута политическая стабильность страны. Усилились принципы федерализма, в некоторой степени восстановилась управляемость страной. Власть упрочнила свои позиции, что повысило согласован­ность действий различных ветвей государственного управления.

Вместе с тем развиваются и другие направления. Семимильными шагами растет в условиях рынка насквозь коррумпированная бюрократическая система. Преумножают свое влияние на политику государства олигархические группы, которые, как иногда кажется, скоро станут влиятельнее самих властей, в том числе благодаря неповоротливости государственной машины. Все это в значительной мере мешает развитию России.

Выходя за пределы столиц, мы видим, какой несовременной и неэффективной остается политическая система. И пусть в последние годы она более действенна, чем предыдущая, но возможностей эффективно решать проблемы страны, обеспечивать ее развитие, конкурентоспособность, бороться за человеческие и геополитические ресурсы у нее все также недостаточно.

Экономические факторы

Нынешние показатели уровня развития рыночной инфраструктуры и рыночных институтов оставляют желать лучшего. Недостаточность степени экономической свободы, уровня компьютеризации общества, развития средств связи и телекоммуникаций и прочие факторы не лучшим образом сказываются на развитии экономического сектора.

Развитию страны мешают вовлеченность государственных органов в действия субъ­ектов рыночной деятельности, непрозрачная судебная система. В условиях нынешнего кризиса государство пытается управлять рыночными процессами с помощью прямых распоряжений, что не имеет за собой никакого смысла. Рынок всеравно берет свое. Подобная тенденция наблюдается во всех отраслях, подвергавшихся активному вмешательству государства с самого начала кризиса. И почти нигде прямое госрегулирование не приводило к желаемым результатам.[22]

Информация о работе Формирование имиджа современной России на международной арене