Финансовый рынок и его значение в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:15, курсовая работа

Описание

Финансовый рынок - чрезвычайно сложная система, в которой деньги и другие финансовые активы его участников обращаются самостоятельно, независимо от обращения реальных товаров. Этот рынок оперирует многообразными финансовыми инструментами, обслуживается специфическими финансовыми институтами, располагает разветвленной и разнообразной инфраструктурой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Понятие, общая характеристика и значение финансового рынка 5
2 Мировые финансовые рынки 13
3 Проблемы и тенденции развития финансового рынка Республики Беларусь с учётом мировых тенденций 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Функции, выполняемые финансовым рынком 34
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Классификация сегментов финансового рынка 35
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Сводные итоги биржевых торгов ценными бумагами на ОАО «БВФБ» на 27.09.2010г. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Ключевые показатели мирового финансового рынка данные за 2006 год, в трлн долларов США)
37
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Оценочные данные по объему рынка деривативов (в трлн долларов США) 38

Работа состоит из  1 файл

Итог_Курсовая_финансовый рынок.docx

— 296.33 Кб (Скачать документ)

Значения  суверенного кредитного рейтинга, присвоенного агентством «Moody's Investors Service» Республике Беларусь:

  • В1 — по долговым обязательствам Правительства Беларуси в иностранной и национальной валютах; соответствует значению рейтинга, присвоенного днем ранее агентством «Standard and Poor's»;
  • Ва2 — в качестве предельного странового рейтинга в иностранной валюте;
  • В2 — рейтинг по банковским депозитам в иностранной валюте;
  • ВааЗ — уровень рейтинга в национальной валюте, а также по банковским депозитам в национальной валюте.

Наличие суверенного  кредитного рейтинга способствует получению корпоративных кредитных рейтингов национальными субъектами хозяйствования (банками, организациями, предприятиями) для упрощения организации собственной заемной деятельности на мировом финансовом рынке.

Суверенный  кредитный рейтинг – это возможность  для Беларуси значительно повысить приток прямых иностранных инвестиций в экономику республики, расширить отношения с зарубежными партнерами и упростить организацию внешних заимствований страны на мировом финансовом рынке. [24, c.12-15]

Логичным  продолжением присвоения республике странового кредитного рейтинга стало первое заимствование  Беларуси на мировом финансовом рынке.  Так, 3 августа 2010 года Республика Беларусь завершила дебютное размещение еврооблигаций на сумму $600 млн. со ставкой купона 8,75% и погашением в 2015 году. Организаторами выпуска выступили BNP Paribas (Франция), Deutsche Bank (Германия), The Royal Bank of Scotland (Великобритания) и Сбербанк России. Стоит отметить, что дебютный выпуск привлек внимание широкого круга инвесторов из разных регионов мира и был переподписан в три раза. Заявки на участие в размещении были получены от 145 инвесторов на общую сумму $1,5 млрд. По мнению иностранных аналитиков, успешное размещение белорусских евробондов послужит стимулом  для других эмитентов Беларуси к выходу на рынки долгового капитала. Важность дебютного суверенного займа республики заключается не только в значительном объеме привлекаемых ресурсов, но и в формировании суверенной кредитной истории и диверсификации источников финансирования государственных расходов.

В 2011 году Беларусь также планирует провести очередной  выпуск еврооблигаций. Предварительно, его объем составит 1 млрд долларов. Выпуск еврооблигаций будет направлен  на увеличение золотовалютных резервов и обеспечение сбалансированного  сальдо платежного баланса. [11, c. 20-21]

Следует отметить, что в Беларуси конкурентные механизмы финансового рынка еще не развиты в полной мере, а инвестиционные потребности экономических агентов не уравновешены возможностью получения высоких доходов. Устранить этот дисбаланс в системе финансирования реального сектора экономики можно, только усилив государственное регулирование финансового рынка и обеспечив целевую направленность инвестиционных потоков.

По объективным  причинам на формирующихся финансовых рынках степень вмешательства государства должна быть значительно выше, чем на развитых. Однако государственное регулирование финансового рынка в переходных странах не должно быть авторитарным. При существующих преимуществах централизованного государственного регулирования саморегулирование (как регулирование на микроуровне) имеет важнейшее значение. Только при условии симбиоза этих двух уровней регулирования можно достичь эффективного функционирования финансового рынка. Финансовый рынок, формирующийся под контролем государства, должен пройти этап структурных преобразований на пути к созданию эффективной системы, основанной преимущественно на саморегуляции. [20, c. 240]

Финансовый  рынок Республики Беларусь является составной частью мирового финансового  рынка. В силу своих незначительных размеров и недостаточной развитости финансовый рынок республики не способен оказывать воздействие на мировой  финансовый рынок и испытывает его  влияние на себе. Мировой экономический кризис, причиной которого стала нестабильность на мировых финансовых рынках, оказал влияние и на финансовый рынок Республики Беларусь. Падение спроса на отечественную продукцию за рубежом увеличило отрицательное сальдо платёжного баланса, что вынудило Национальный банк с начала 2009 года девальвировать рубль. Был издан запрет на выдачу валютных кредитов физическим лицам. Январская девальвация вызвала кризис доверия к национальной валюте, снижение доли вкладов в белорусских рублях и увеличение доли вкладов в иностранной валюте. Также, с целью сдерживания инфляционных процессов, с 8-го января 2009 года ставка рефинансирования была установлена на уровне 14% [23], что повысило уровень ставок по кредитам и, следовательно, привело к снижению кредитования экономики и снижению уровня деловой активности.

В настоящий момент серьёзные  опасения вызывает хронический дефицит  платёжного баланса и повышение  тарифной ставки первого разряда  для работников бюджетной сферы, последнее их которых состоялось 1.10.2010. Как отмечают многие эксперты, предпосылок для роста заработной платы населения нет. Такие действия могут иметь отрицательные последствия в форме повышения уровня цен и инфляционно-девальвационного давления на национальную валюту. [18]

Мировой экономический  кризис внёс концептуальные изменения  в структуру  и в механизм функционирования мирового финансового рынка. Для  понимания сущности этих изменений  необходимо определить особенности  кризиса. Главная особенность кризиса заключается в том, что он продемонстрировал уязвимость и нестабильность архитектуры мировых финансовых рынков, сложившейся в последнее десятилетие. Отличительной чертой этой архитектуры является то, что над реальным производством мирового валового продукта выросла колоссальная финансовая пирамида, в разы превышающая объёмы мирового производства. [ПРИЛОЖЕНИЕ Г]

Так, мировой  ВВП в 2006 году составлял 48,4 трлн долларов США. Основные же финансовые активы (акции, облигации и активы коммерческих банков в сумме) оценивались в 194,5 трлн долларов, т.е. превышали объём  мирового ВВП более чем в 4 раза. Для сравнения: ещё в 1980 году отношение  основных финансовых активов к размеру  мирового валового продукта составляло 109%. Это кратное превышение активов  над реальным производством особенно заметно именно в развитых странах: в США – в 4,3 раза, в странах  ЕС – почти в 5,5 раза.

Второй отличительной  чертой этой архитектуры является колоссальный навес производных финансовых инструментов (деривативов), сложившихся на базе долговых обязательств, акций, валютных операций. [ПРИЛОЖЕНИЕ Д]

Мировая экономика  представляет собой, таким образом, перевёрнутую пирамиду, основание которой (производство ВВП и валовой добавленной  стоимости) в разы и десятки раз  меньше тех финансовых активов, которые  перераспределяют эту стоимость (ведь каждый финансовый актив претендует на доход). Жизнеспособность такой архитектуры  финансового рынка и поставил под сомнение мировой финансовый кризис.

Причины кризиса  можно свести к четырём основным пунктам:

  1. Была сделана коллективная ошибка в оценке степени использования заёмных средств (левериджа) широкого круга организаций (банков, узкоспециализированных страховых компаний, поддерживаемых правительством структур, хеджем» фондов) и соответствующих рисков неупорядоченного закрытия их позиций.
  2. Управление рисками в частном секторе, раскрытие информации, надзор и регулирование в финансовом секторе отставали от стремительно вводившихся инноваций и изменений в моделях предпринимательской деятельности, открывая возможности для чрезмерного принятия риска, ослабления процедур гарантирования кредитоспособности, несовпадений по срокам погашения и инфляции цен активов.
  3. Завышалась оценка вынесенных за балансы банков рисков. Поскольку риски материализовались, возникло сильнейшее давление на балансы банков.
  4. Несмотря на проведенную ведущими центральными банками беспрецедентную интервенцию, на финансовых рынках сохраняется значительная напряженность, которая в настоящее время усугубляется более тревожными макроэкономическими условиями, низким уровнем капитализации организаций и повсеместным сокращением доли заемных средств. [29, c. 36-45]

Глубина и необычность  настоящего кризиса убедили большинство  финансистов, аналитиков, национальные органы управления и международные  организации в том, что серьёзное  реформирование глобальных финансовых рынков неизбежно. С этой целью предлагается предпринять ряд мер.

Во-первых, необходимо оградить непрофессиональных инвесторов от рисков операций со сложными финансовыми инструментами. С этой целью предлагается пересмотреть определение «опытных инвесторов», которые имеют право покупать сложные финансовые продукты, в том  числе, ограничить участие на этих рынках пенсионных фондов.

Во-вторых, следует ввести такие изменения в стандарты  финансовой отчётности, которые обяжут банки и финансовые компании держать  на своих балансах сложные и высокорискованные продукты, а не выводить их за балансы.

В-третьих, необходимо придать большую прозрачность рынкам деривативов. С этой целью предлагается реализовать дорогостоящий проект по созданию клиринговой палаты для деривативов, благодаря которой участники таких контрактов получат большую уверенность, что контрагенты выполнят свои обязательства.

Наконец, в-четвертых, очевидно, что, несмотря на сопротивление таких защитников свободы рынков как А. Гринспэн, уже в ближайшее время будут подготовлены рекомендации по усилению государственного регулирования финансовых рынков.

Более радикальные  предложения по реформированию мировых финансовых рынков высказываются со стороны европейских аналитиков социал-демократической ориентации. Они исходят из того, что сложившаяся мировая финансовая система с гипертрофированными рынками секьюритизированных инструментов и деривативов, непрозрачностью и неподконтрольностью сделок глобальных банков стала менее стабильной и мало или совсем не способствует развитию реальной экономики. [30, c 57-62]

Соответственно, их предложения нацелены на то, чтобы, прежде всего, ограничить надувание пузырей фиктивного капитала и спекуляций на фондовых рынках. С этой целью предлагается введение налогов на финансовые трансакции при покупке акций, девизов, недвижимости; открытие специальных счетов для операций с деривативами и варьирование требований к этим счетам с целью ограничения роста спекулятивных позиций.

Для повышения степени регулируемости финансовых рынков и деятельности глобальных игроков предлагается ужесточить требования к составлению консолидированной отчетности глобальных финансовых структур, в том числе учитывать в ней результаты деятельности созданных глобальными игроками структурных инвестиционных компаний, оффшорных подразделений.

По мнению многих экспертов  назрела необходимость распространения  надзорных требований, предъявляемых  к банкам и на другие финансовые структуры. Явно просматривается тенденция  сдержать развитие финансовых инноваций, стремление стандартизировать финансовые продукты для того, чтобы они и  связанные с ними риски были понятны  инвесторам.

Реализация даже либеральных  предложений по трансформации мировых  финансовых рынков приведёт к сокращению объёмов выпуска и обращения  секьюритизированных продуктов.

Вторым следствием нынешнего  кризиса, несомненно, станет смещение активности финансовых институтов в  сторону классических банковских операций. Исходя из этого, можно ожидать ужесточения  конкуренции особенно на рынке работы с физическими лицами, ведь этот сегмент при всех перипетиях приносит стабильный доход. Уже сейчас  наметились признаки ценовой войны на рынке депозитов: процентные ставки по стандартным сберегательным счетам в Великобритании превысили 6% годовых, иностранные банки предлагают там и 7% - ситуация, которой не было на протяжении последнего десятилетия.

Наконец, третьим последствием уже стало падение значения инвестиционных банков среди финансовых посредников. Массовые увольнения сотрудников инвестиционно-банковского  направления (наиболее квалифицированной  и высокооплачиваемой части, занимавшейся в значительной мере секьюритизированными продуктами) свидетельствуют о пересмотре стратегий как инвестиционных, так  и коммерческих банков. [31, c. 47]

Таким образом, важнейшим  направлением  в  решении экономических проблем Республики Беларусь является развитие сферы финансовых взаимоотношений между субъектами финансового рынка. Развитие финансового рынка в значительной степени определяется приоритетными направлениями государственной политики в финансовой сфере. Эффективная работа финансового рынка позволит стимулировать приток инвестиций для финансирования приоритетных направлений развития экономики, ее структурных преобразований и реализации важнейших государственных программ в социальной сфере, для решения задач стабилизации и развития реального сектора экономики.

Суверенный  кредитный рейтинг, присвоенный Республике Беларусь в 2007 году рейтинговыми агентствами «Standard & Poor’s» и «Moody’s Investors Service», позволил расширить отношения республики с зарубежными партнерами и упростить организацию внешних заимствований страны на мировом финансовом рынке, результатом чего стал дебютный выпуск Беларусью 3 августа 2010 года еврооблигаций.

Нынешний  мировой экономический кризис является следствием волатильности на международных  финансовых рынках, вызванной нестабильностью их архитектуры, сложившейся в последнее десятилетие. Отличительной чертой этой архитектуры является то, что над реальным производством мирового валового продукта выросла колоссальная финансовая пирамида, в разы превышающая объёмы мирового производства. С целью преодоления кризиса предлагается ограничить круг участников на мировых финансовых рынках профессионалами; ограничить использование производных финансовых инструментов (деривативов); внести изменения в международные стандарты финансовой отчётности, что позволит правдиво отражать информацию о финансовом состоянии субъектов рынка; усилить регулирование рынков со стороны государства.

Информация о работе Финансовый рынок и его значение в современных условиях