Жизненный цикл турпродукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучить понятие туристского продукта и концепции жизненного цикла туристского продукта. В связи с этим поставлены следующие задачи:

- определить сущность туристского продукта, его особенности, свойства и структуру;

- описать метод установления цены на туристский продукт и его позиционирование;

- изучить понятие и виды кривых жизненного цикла туристского продукта;

- дать анализ жизненному циклу туристского продукта;

- исследовать процесс управления и контроля жизненным циклом туристского продукта.

Работа состоит из  1 файл

Жизненный цикл турпродукта.docx

— 53.19 Кб (Скачать документ)

  
Модификация тура как стратегия состоит в изменении качественного содержания турпакета, способном продлить стадию зрелости за счет привлечения новых клиентов или роста поездок среди постоянных. Модификация тура может содержаться в повышении качества тура, улучшении его свойств (например, дополнительные услуги в поездке, расширение отельной базы, использование различных транспортных средств при организации поездок и т.д.).

 
Модификация маркетинга состоит в  изменении условий торговли туристическим  продуктом. Данная стратегия осуществляется за счет изменения цены турпродукта, расширения сети сбыта, проведением рекламных кампаний и мероприятий стимулирования сбыта. 
Наконец, на стадии спада менеджменту туроператора необходимо принять два наиболее важных решения: предвидеть наступление спада, как логического завершения жизненного цикла туристического продукта и определить линию своего поведения после наступления стадии спада. 
 
Предвидение спада - довольно сложный процесс, требующий от топ-менеджеров туроператора не только знаний, навыков и интуиции, но и постоянного мониторинга состояния рыночной конъюнктуры в регионе. Менеджер должен задолго до наступления последствий спада (то есть, уменьшения доли рынка и снижения прибыльности бизнеса) выявить симптомы его приближения. Если менеджер выявит симптомы приближающегося спада, он сможет быть готовым к его негативным последствиям заблаговременно и изменить линию поведения фирмы с целью максимального ее соответствия стратегическим целям туроператора. С другой стороны, отсутствие предвидения спада сможет привести к тому, что стратегические решения будут приниматься после явных негативных последствий наступившей стагнации, и столь драгоценное в этом случае время будет безвозвратно потерянным. Основные симптомы приближающегося спада туристического продукта приведены ниже.   
 
1. Рост конкуренции на региональном рынке. Когда практически все ведущие туроператоры предлагают на одном рынке идентичные туры или направления, стоит задуматься о том, что данным туром рынок насытился и даже если в настоящий момент спрос на тур-продукт остается на высоком уровне, вполне вероятно вступление данного тура в стадию своего спада. 
 
2.Переход к ценовой конкуренции. Если конкурирующие туроператоры ведут борьбу за клиента посредством изменения отпускных цен, следовательно, привлечь туриста качеством самого тура уже невозможно. Потребитель выбирает конкретное туристическое направление или вид тура не потому, что ему хочется поехать именно туда, а потому, что он желает сэкономить на отдыхе. Это так называемый «искусственный спрос», который отражает не желания и потребности клиента, а, прежде всего, его скромные финансовые возможности. Очевидно, что как только подешевеют - предложения других туроператоров, огромное количество клиентов поменяют места своего отдыха, что и немедленно приведет к наступлению стадии спада.

 
3. Углубляющийся ассортимент конкурирующих туроператоров. Если на туристическом рынке одновременно предлагается большое количество модификаций тура, это очередной симптом его морального устаревания. Логика данного заключения в том, что туроператоры, модифицируя туристический продукт, стараются привлечь туриста не самим туристическим направлением или видом тура, а разнообразием предлагаемых во время отдыха основных или дополнительных услуг.

 
4.   Рост расходов на продвижение турпродукта. В случае, когда туроператор обнаруживает, что удержание прежних объемов продаж с точки зрения стоимости продвижения тура становится все более и более накладным, есть смысл говорить еще об одном симптоме приближающегося спада. В случае бездействия менеджмента туроператора после обнаружения им симптомов приближающегося спада могут наступить гораздо более существенные негативные для туристической фирмы последствия, являющиеся признаками уже начавшегося спада. Примерами таких признаков могут стать: снижение объема продаж, резкое снижение эффективности рекламы, растущая неэффективность модификаций, переход к демпинговым «войнам» между туроператорами. 
Таким образом, существование ЖЦТП означает, что перед фирмой встают три крупные проблемы. Во-первых, она должна своевременно изыскивать новые продукты для замены находящихся в стадии спада (проблема разработки новинок). И во-вторых, фирма должна уметь эффективно организовывать работу с ныне существующими продуктами на каждой из стадий их жизненного цикла. Третья, не менее важная задача, состоит в оптимизации структуры предлагаемых фирмой продуктов с точки зрения принадлежности их к различным стадиям жизненного цикла.

 

1.5. Анализ жизненного цикла туристского продукта

 
Анализ жизненного цикла осуществляется одним испытанным средством - путем  доказательства эффективности ряда перспективных компаний и изменения  позиций в самом жизненном  цикле продуктов компании. Этого  можно достичь как рассмотрением  результатов туристской компании в  ходе формальных проверок, когда устанавливается  конкретная позиция жизненного цикла  туристского продукта, так и через  профилизацию всей совокупности туристской продукции в ее жизненном цикле. 
 
Меры рыночного управления и проведения анализа в первом аспекте, т. е. при рассмотрении каждой позиции жизненного цикла могут варьироваться в компаниях следующим образом:

 
          1) изучение информации развития  продукта на период от 3 до 5 лет  (для некоторых пакетов программ  дольше). Эта информация позволяет  объединить данные о суммах  продаж, предельной прибыли, общей  прибыли, возврате вложенного  капитала, доле рынка и цене;

 
        2) введение учета числа и характера  конкурентов, т. е. числа и  рыночной доли, занимаемой конкурентной  продукцией, их качества и преимуществ,  изменения каналов распределения,  относительных преимуществ конкурентных  продуктов, удовлетворяющих каждый канал сбыта;

 
          3)  анализ развития краткосрочной конкурентной тактики, в том числе последних объявлений конкурентов о появлении их новых предложений или планов по увеличению туристских продаж;

 
         4) поиск информации о жизненных  циклах схожих или родственных  туристских предложений.

 
          5) планирование продаж на последующие  периоды, основанное на всей  имеющейся информации, в том числе  по увеличению коэффициента прибыли  в каждом периоде обращения  туристского предложения (коэффициент  общих прямых затрат: на создание  маршрута, рекламу, развитие продукта, продажу, распространение и т.  д., а также прибыль с учетом  вычета налогов). Коэффициент, как  правило, улучшается (становится  ниже), как только продукт входит  в стадию роста, начинает ухудшаться (увеличивается), как только продукт  приближается к стадии зрелости, и резко повышается, как только  продукт достигает стадии стагнации  или исчезновения;

 
6) оценка количества периодов  прибыли, повторяющихся в ЖЦТП. Основываясь на всей имеющейся  информации, необходимо зафиксировать  позицию продукта на кривой  жизненного цикла: введение на  рынок, ранняя или поздняя стадия  роста, ранняя или поздняя стадия  зрелости, ранняя или поздняя  стадия стагнации или исчезновения.

 
          Установив однажды позиции  жизненных циклов основных туристских  продуктов компании, рыночное регулирование  продолжает развивать профиль  жизненного цикла в рамках  всей продукции компании. И вновь  предпринимается целая серия  мер:

 
          1) Определение процентного соотношения между продажами и прибылями компании по каждой фазе жизненного цикла. Это соотношение отражает текущий профиль жизненного цикла продаж и текущий профиль жизненного цикла прибыли в сегодняшних делах компании; 
          2) Подсчет изменений в жизненном цикле и определение профиля прибыли за последние 3-5 лет с целью получения проекта и профиля прибыли на последующий период.

 
          3) Развитие профилизации жизненного цикла компании и сопоставление ее с текущим профилем жизненного цикла. Установленная рыночным регулированием цель профиля точно определяет желаемую долю продаж компании, которая будет понижаться в каждой последующей фазе жизненного цикла продукта. Так могут быть определены тенденции стагнации туристской продукции, темпы развития продукта, представленного на рынок, средняя длина жизненного цикла продукта во всей программе компании, а также стремление руководства к росту прибыльности.

 
          Проработав все три указанные  меры, управление может определить  их очередность для развития  нового продукта, приобретения, сокращения  торговой линии с учетом различия  целей и профиля компании, а  также текущего профиля жизненного  цикла. Распределив усилия между  различными стадиями ЖЦТ, рыночные  планы могут быть детально  проработаны для каждого отдельного  комплекса продаж. 
          Как глубина анализа жизненного цикла, так и факторы обычно меняются в той же степени, в какой меняются потребности компании, объекты и торговые линии. Следовательно, не может быть общей формулы для оценки имеющихся факторов, объединяемых для определения позиции ЖЦТ.

 
  1.6.  Контроль и управление  жизненным  циклом туристского продукта

 
Управление жизненным циклом имеет два основных аспекта. 
1.  Контроль жизненных циклов всей туристской продукции по всей торговой линии: во-первых, планирование новых улучшенных предложений и сокращение торговой линии, и, во-вторых, распределение денег и персонала между существующими туристскими продуктами и пакетами туров согласно возможностям получения прибыли с учетом всех составных звеньев жизненного цикла.

 
2. Контроль жизненного цикла по каждому отдельному продукту с целью выявления дополнительных прибылей.

 
Опыт подсказывает, что существуют возможности для рыночного регулирования  процессом изменения формы и  продолжительности жизненного цикла  каждого отдельного продукта на всех стадиях, исключая последнюю.  
 
Например, период представления турпродукта может быть сокращен за счет увеличения рыночных расходов и обеспечения более быстрого сетевого распределения. В следующей фазе рост может быть ускорен, а продажи и прибыль могут перескочить на более высокий уровень за счет использования, положим, дополнительных рынков, стимулирования расширения перечня услуг или увеличения рекламы и распродаж, короче, за счет более эффективно спланированной и осуществленной рыночной стратегии.

 
Стадия зрелости обычно предлагает менеджерам по маркетингу самые широкие  возможности изменять форму и  продолжительность жизненного цикла  продукта. Радикальные меры могут  достаточно влиять на период молодости  продукта благодаря смене перечня  услуг, внешним изменениям, переоценке, увеличению количества каналов распространения  или изменению комбинаций рыночной стратегии.

 
Конечно, это не всегда возможно. Стадия зрелости для некоторых туристских продуктов ускоряется из-за изменений  привычек потребителя или из-за появления  улучшенного продукта. В этом случае определяют, когда сократить время  на регулирование и инвестиции, отдав  преимущество новому, более конкурентоспособному, продукту. Это ключевые особенности  при принятии рыночных решений.

 
В конце концов, в стадии спада  рыночная эффективность начинает почти  полностью зависеть от знания того, когда надо сократить жизнь продукта, который со стороны управления требует  большей доли внимания, чем прибыль, которую он приносит.

 
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что существование ЖЦТП позволяет туристскому предприятию:

 
-  своевременно изыскивать новые продукты для замены находящихся в стадии спада;

 
-  эффективно организовывать работу с существующими турпродуктами на каждой стадии;

 
-  оптимизировать структуру предлагаемых продуктов с точки зрения их принадлежности к различным стадиям жизненного цикла и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Туристский продукт и его планирование – жизненный цикл туристского  продукта – являются важнейшими звеньями в деятельности туристского предприятия.  Проведя  анализ доступной  отечественной и  зарубежной  литературы и, исходя из изложенных целей и задач работы, можно сделать следующие выводы:

 
1.     Туристский продукт – комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его туристского путешествия. Туристскому продукту присущи четыре особенности (характеристики), которые отличают услугу от товара: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к хранению. Специалистами выделено несколько основных потребительских свойств туристского продукта: обоснованность, надежность, эффективность, целостность, ясность, простота в эксплуатации, гибкость, полезность, оптимальность обслуживания, гостеприимство.

 
2.     Структура турпродукта. Турпродукт представляет собой совокупность сложных разнородных элементов: природные ресурсы, оборудование, возможность передвижения. Также в турпродукт входят основные и дополнительные услуги. В туристском продукте также выделяют три уровня: продукт по замыслу, продукт в реальном исполнении, продукт с подкреплением. 
 
3.     С целью установления правильной цены на туристский продукт необходимо анализировать важнейшие факторы: соотношение спроса и предложения, уровень и динамика конкурирующих цен, потребители, имидж туристского предприятия, характер конкуренции на данном туристском рынке, анализ ценовой политики конкурентов и другие факторы. От цен зависят достигнутые  коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая стратегия оказывает долговременное и решающее влияние на конкурентоспособность турпродуктов и на деятельность предприятий.

Информация о работе Жизненный цикл турпродукта