Усовершенствование организационной структуры гостиницы, на примере гостиницы «Буревестник»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание

В связи с актуальностью выбранной темы можно выделить следующие цели: определение путей и методов совершенствования организационной структуры управления на выбранном объекте; Внедрение предложений по совершенствованию.
Задачами моих исследований становятся: теоретическое исследование сути вопроса; изучение действующей организационной структуры управления гостиницы «Буревестник»; разработка предложений по её совершенствованию

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы построения организационной структуры гостиничного комплекса. 6
ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ. 6
Понятие организационной структуры. 6
Принципы структуры управления. 8
ВЫБОР И ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ. 10
ТИПЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР. 15
Типы организационных структур. 15
Иерархические структуры. 15
Органический тип структуры. 16
Виды организационных структур. 17
Линейная структура. 17
Функциональная структура. 18
Линейно-функциональная структура. 21
Линейно-штабная структура. 22
Дивизиональная структура. 22
Структура, ориентированная на потребителя. 23
Адаптивная структура. 24
Проектная структура. 24
Матричная структура. 25
Глава 2 Практическая часть. 27
Общая характеристика предприятия. 27
Анализ организационно - управленческой структуры 28
Совершенствование организационно-управленческой структуры управления. 31
Заключение 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36

Работа состоит из  1 файл

работац.doc

— 613.00 Кб (Скачать документ)

     В особом внимании нуждается решение  проблемы рационального соотношения  централизации и децентрализации  в иерархии управления. Суть решения  заключается в следующем:

  • централизация должна осуществляться в вопросах общей политики, при децентрализации в решении оперативных вопросов. На высшем уровне принимаются решения стратегического порядка, а полномочия по принятию других решений, равно как и ответственность за качество их исполнения, делегируются на низшие ступени управленческой иерархии;
  • решения, определяющие планомерное развитие подсистемы, принимаются тем органом, который несет ответственность за ее эффективное функционирование;
  • содержание и каналы информации должны соответствовать потребностям принятия эффективных решений.

     Для настоящего времени характерен процесс  децентрализации многих видов управленческих работ, т.к. чрезмерная централизация  управления сковывает инициативу руководителей, ограничивает гибкость производства и  нередко ведет к недостаточно аргументированным решениям, в которых не учитываются в полной мере специфика работы отдельных трудовых коллективов и имеющиеся на местах внутренние резервы. С учетом указанного централизация управления оправдывает себя при решении тех проблем, которые по своим характеристикам делают необходимым единое целенаправленное регулирование (определение направлений и темпов развития организации, ее реорганизации, установление шкалы заработной платы и т.д.).

     Децентрализация управления особенно рекомендуется  в ситуации, когда деятельность данного подразделения относительно независима и другие подразделения не оказывают или почти не оказывают на него влияние – в условиях территориальной разрозненности объектов или при иных обстоятельствах, затрудняющих связь между центром принятия решений и исполнителями.

     Реальные  возможности организации и средства их наиболее полного использования  не могут быть с достаточной полнотой и точностью определены в централизованном порядке. Поэтому ей предоставляются  полномочия для самостоятельного определения наиболее целесообразных путей реализации вышестоящими уровнями решений. Разграничение функций между уровнями управления основано на том, что в централизованном порядке принимаются решения только те вопросы, которые с такой же эффективностью не могут быть решены низовыми звеньями.

     На  соотношение централизации и  децентрализации в системе управления существенное влияние оказывают  объем, особенности движения и преобразования информации, ориентируясь на которую  можно определить относительную 

     Право решения отдельных вопросов предоставляется уровням, своевременно получающим необходимую для этого информацию. Чем дальше подразделение, в котором принимается решение, от этого уровня, тем труднее руководителю ориентироваться в состоянии дел и осуществлять гибкое управление, что приводит к тому, что полномочия и ответственность за решения целесообразно передать «вниз», как можно ближе к месту функциональной деятельности.

     Смысл разработок проблем соотношения  централизации и децентрализации  заключается в определении наиболее рациональных основ формирования организационных структур. Главными направлениями деятельности по созданию и рационализации аппарата управления являются:

  1. всемерная централизация – отделение общих и стратегических функций от оперативной деятельности и предоставление высшему звену управления возможностей для решения задач принципиального и перспективного характера;
  2. соответствующая децентрализация, повышение самостоятельности подразделений организации путем распределения обязанностей между руководителями различных ступеней;
  3. разделение труда и специализация работников аппарата управления;
  4. обеспечение единства распорядительства;
  5. установление диапазона управления, т.е. определения пределов руководства одним должностным лицом.

     Для решения указанных задач необходимо нормативное соблюдение принятого соотношения централизации и децентрализации на всех уровнях организационной иерархии посредством распределения обязанностей и ответственности не только между подразделениями, но и отдельными работниками.

 

 ТИПЫ И ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР.

Типы  организационных  структур.

Иерархические структуры.

     Структуры управления во многих организациях сложились  больше исторически, чем в результате целенаправленных усилий по их формированию и улучшению. Несмотря на это, можно выделить два типовых подхода, получившие наибольшее распространение. Первый — это формирование структуры управления исходя из внутреннего строения организаций, разделения работ и рационализации управления — иерархический тип. Второй подход, получивший название органического, исходит из необходимости постоянного приспособления структуры управления к условиям внешней среды.

     При первом подходе главное внимание уделялось разделению труда на отдельные  функции и соответствию ответственности  работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических

     Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения:

  1. четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;
  2. иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;
  3. наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей;
  4. дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;
  5. осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Объективный характер управленческих решений выступал в качестве гаранта рациональности такой структуры.

Органический  тип структуры.

     Данный  тип структуры управления отвергает  необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует  такие отношения между участниками  процесса управления, которые диктуются  не структурой, а характером решаемой проблемы.

     Главным свойством таких структур, известных  в практике управления как гибкие и адаптивные, является присущая им способность сравнительно легко  менять свою форму, приспосабливаться  к новым условиям, органически  вписываться в систему управления. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов. Как правило, они формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.

     Органический  тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой  характерны: отказ от формализации и бюрократизации процессов и  отношений, сокращение числа иерархических уровней, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность (для создания общей системы знаний, помогающей решать проблемы организации быстрее и эффективнее) и самодисциплину.

     Иерархический тип структуры управления имеет  много разновидностей: линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная. Разновидностями  органического типа структур являются проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.

     Многообразие  функциональных связей и возможных  способов их распределения между  подразделениями и работниками  определяет разнообразие возможных  видов организационных структур управления производством. Все эти  виды сводятся в основном к четырем типам организационных структур: линейным, функциональным, дивизиональным и адаптивным.

Виды  организационных  структур.

Линейная  структура.

     Линейная  структура управления является простейшей, сущность которой состоит в том, что управляющие воздействия  на объект могут передаваться только одним доминантным лицом – руководителем, получающий официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем вопросам, относящимся к руководимой им части объекта, и несет ответственность (рис. 1 приложение). Другими словами все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руководителя, создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных.

     Данный  тип организационной структуры  управления применяется в условиях функционирования мелких предприятий с неотложным производством при отсутствии у них разветвленных кооперированных связей с поставщиками, потребителями и т.д. Настоящая структура используется в системе управления производственными участками, отдельными небольшими цехами, фирмами одной или несложной технологии.

     Преимуществом линейной структуры является простота применения. Все обязанности и полномочия четко распределены, в связи с чем создаются все необходимые условия для оперативного процесса принятия решений, для поддержания необходимой дисциплины в коллективе. Кроме этого, повышение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения, получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченными ресурсами и личная ответственность за конечные результаты деятельности своего подразделения.

     Среди недостатков отмечается жесткость, негибкость, неприспособленность к дальнейшему росту и развитию предприятия. Линейная структура ориентирована на большой объем информации, передаваемой от одного уровня управления к другому, ограничение инициативы у работников низших уровней управления.

     Структура предъявляет очень высокие требования к руководителю, который должен иметь  обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными работниками, что ограничивает масштаб возглавляемого подразделения и возможности руководителя более эффективно им управлять.

Функциональная  структура.

     Функциональная  структура сложилась как неизбежный результат усложнения процесса управления. Особенность функциональной структуры заключается в том, что при сохранении единоначалия по отдельным функциям управления формируются специальные подразделения, разработки которых обладают знаниями и навыками работы в данной области управления (рис. 2 приложение).

     Создание  функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем  широким задачам, которые он выполняет. Конкретные характеристики и особенности  деятельности того или иного подразделения соответствует наиболее важным направлениям деятельности всего предприятия.

     Традиционные  функциональные подразделения предприятия  – это отделы производства, маркетинга, финансов. Эти широкие области  функций, имеющиеся на каждом предприятии для обеспечения достижения его целей.

     Если  размер организации (отдела) велик, то основные функциональные отделы можно  разбить на более мелкие функциональные подразделения (вторичные или производные). Суть заключатся в максимальном использовании  преимуществ специализации и избежание перегрузки руководства.

     Руководители  функциональных служб отвечают за выполнение соответствующих функций и по этим вопросам дают распоряжения нижестоящим  подразделениям. При такой структуре  достигается высокий уровень  специализации, что позволяет разрабатывать более обоснованные и квалифицированные решения. Подобная система предполагает большое количество отделов и множество каналов, по которым отдаются распоряжения. Нижестоящие подразделения получают распоряжения от нескольких вышестоящих органов и не всегда знают, как их согласовать на среднем и низшем уровне, что приводит к ослабеванию горизонтальных связей.

     Функциональную  структуру целесообразно использовать на тех предприятиях, выпускающих  относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения своего функционирования требуют стандартных управленческих решений.

Информация о работе Усовершенствование организационной структуры гостиницы, на примере гостиницы «Буревестник»