Условия туристско-рекреационного освоения территории Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание

Республика Алтай расположена на юге Западной Сибири. На северо-западе она граничит с Алтайским краем, на юго-западе — с Казахстаном, на юге — с Китаем и Монголией, на востоке — с Республикой Тыва и Хакасией, на северо-востоке — с Кемеровской областью. Протяженность территории с севера на юг — 400 км, с запада на восток — 360 км.
На 1 января 2012 года численность населения Республики Алтай составляла 208 445 человек.

Содержание

1. Условия туристско-рекреационного освоения территории…..2
1.1.Состав региона
1.2.Оценка географического положения и транспортная обеспеченность.
1.3.Экономические особенности. Крупные города.
1.4. Влияние экологической обстановки на развитие туризма.
1.5. Место туристской индустрии в современной структуре хозяйства.

2. Природные туристские условия и ресурсы…………………….10
2.1. Климатические условия
2.2. Орографические условия
2.3. Водные ресурсы
2.4. Ландшафтные ресурсы
2.5. Уникальные природные объекты и особо охраняемые природные территории

3. Историко-культурные туристские ресурсы……………………22
3.1.Археологические ресурсы.
3.2. Этнические особенности.
3.3. Объекты религиозного паломничества
3.4. Места, связанные с жизнью выдающийся людей
3.5. Объекты и комплексы культурного наследия. Музеи.

4. Регион как туристская территория……………………………..31
4.1.Туристская инфраструктура (размещение, питание, развлечение, спорт и т.д.)
4.2. Туристские фирмы, занимающиеся организацией путешествий по территории региона
4.3. Туристско-рекреационная специализация региона: традиции гостеприимства, история развития отдыха и туризма в регионе, характеристика востребованных видов туризма, главные туристские маршруты и центры.
4.4. Проблемы и перспективы туристского развития региона

5. Карта- схема туристского региона………………………………42

Список использованных информационных источников (включая ресурсы сети) ……………………………………………..………………….43

Работа состоит из  1 файл

алтай.docx

— 263.83 Кб (Скачать документ)

Каракольская культура - своеобразная археологическая культура конца III - начала II тыс. до н.э. Характерными чертами данной культуры являются прямоугольная  ограда - кладбище, каменные ящики и  полихромные рисунки на плитах ящиков.

В эпоху палеометалла население  Горного Алтая перешло от присваивающих  форм хозяйства - охоты, собирательства и рыболовства - к производящим формам: земледелию и скотоводству. С этого  периода древние алтайцы стали  заниматься строительством мелиоративных  сооружений и возделыванием пашен, выращиванием таких культур, как  просо, ячмень, рожь и других. Домашние стада, состоящие из овец, коз, коров, лошадей, летом стали отгоняться в альпийские луга, а к зиме возвращаться в долины.

В 1 тыс. до н.э. период бронзы сменяется в Горном Алтае периодом раннего железа. Расцвет этого  периода связан с памятниками, объединенными  в пазырыкскую археологическую  культуру скифского типа. Они известны на всей территории Горного Алтая - это знаменитые Пазырыкские, Башадарские, Туектинские, Шибинские, Уландрыкские, Укокские курганы, а также тысячи других.

Национальный и этнический состав населения Республики весьма разнообразен. По данным последней  переписи население русской национальности составило 63%; алтайской - 31%; казахской - 5,6%.Остальные национальности немногочисленны. Русское население проживает в основном в северных районах Майминском, Турочакском, Шебалинском, Усть-Коксинском и г. Горно-Алтайске.Алтайцы преобладают в Улаганском, Усть-Канском, Онгудайском районах. Казахи (83%) проживают в Кош-Агачском районе. Алтайцы принадлежат к алтайской языковой семье киргизо-кыпчакской подгруппе восточной ветви тюрской группы. В прошлом они делились на 8 родоплеменных групп-сеоков в зависимости от хозяйственной деятельности.В этнографическом отношении коренное население представляет две этнографические группы - северные и южные алтайцы. Северные алтайцы, в связи с особенностями происхождения, относятся к уральскому типу, южные - к центрально-азиатскому и южно-сибирскому типу.К северным алтайцам относятся тубулары (туба-кижи), проживающие в Чойском и Турочакском районах, челканцы - в Турочакском районе, кумандинцы - в Турочакском районе (по р.р. Лебедь и Бия), шорцы - в Чойском и Турочакском районах.К южным алтайцам относятся собственно алтайцы или алтай-кижи, теленгиты, телесы, телеуты. Алтай-кижи сосредоточены в Онгудайском, Усть-Канском, Шебалинском и Майминском районах. Теленгиты в Улаганском и Кош-Агачском (долины Чуи, Аргута). Телеуты компактно проживают в Шебалинском и Майминском районах. Телесы - в Улаганском районе.

Скит Барнаульского Знаменского  женского монастыря на о. Патмос в  с. Чемал.История Чемальского стана начинается с 1849 года, когда была построена первая деревянная церковь св. Евангелиста Иоанна Богослова на месте современного Чемала. Со временем, в Чемале появилась новая церковь, и в 1915 году храм Моанна Богослова был перенесен на о. Патмос. Храм был разрушен в 20-е годы ХХ века.Вновь восстановлен трудами и на деньги фотохудожника из Москвы Виктором Николаевичем Павловым, который продал квартиру в Москве и вместе со своей женой Галиной Степановной переехал в Чемал. Все личные накопления Виктор Николаевич отдал на строительство храма, строил его лично. В течение почти десятилетия (с начала 90-х г.) эти замечательные люди строили сначала подвесной мост через Катунь, а затем, строго по прежнему образцу, и церковь. Храм был заново освящен в 2001 епископом Барнаульским и Алтайским Антонием во имя апостола Иоанна Богослова и передан Барнаульскому Знаменскому женскому монастырю.Частично, на деньги этих подвижников построены и прочие постройки скита, часовня в честь Макария Алтайского.

Национальный музей Горного Алтая им.А.В.Анохина

 Музей является старейшим  учреждением культуры Республики  Алтай. Основан в 1918 г. В фондах  музея хранятся уникальные коллекции  первых краеведов Алтая, отца  и сына Гуляевых, археологические  материалы из раскопок курганов  Ак-Алаха с плато Укок.  Музей  обладает самой большой коллекцией живописных и графических работ первого алтайского художника Г.И. Чорос-Гуркина, а также работ современных художников Горного Алтая. Музей располагает представительной коллекцией по этнографии алтайцев и русского старообрядческого населения. Есть документы, фотографии по истории Горного Алтая XIX-XX вв.

Музей Н.К. Рериха в Верхнем  Уймоне - памятник истории и культуры Алтая, а в стенах его идёт большая  культурная работа, широко выходящая  за рамки обычных экскурсий.

Республика Хакасия

Археология.Афанасьевская культура, Окуневская культура, Андроновская культура , Карасукская культура , Тагарская культура , Таштыкская культура , Салбыкский курган, Боярская писаница ,Сулекская писаница , Крепость Чебаки (Све-Тах). Всех, кого притягивает тайное и неизвестное, заинтересуют менгиры Хакасии, известные с XVIII в. Говорят, что каменные изваяния расположены в пределах биолокационных аномалий, по которым из глубин планеты проникают потоки неизвестной еще науке энергии, оказывающей влияние на организм человека. На одном из менгиров от прикосновений рук людей, приходящих сюда для излечения, образовалось овальное углубление.

Этнические особенности  хакасии.

Отметим основные положения  религиозного мировосприятия хакасов  традиционного общества:

- наиболее предпочтительным  для человека является благополучное  существование в земном воплощении, естественными характеристиками  которого являются гармония, равновесие, порядок; отношение к миру оптимистическое,  в нем нет эсхатологических  настроений;

- воздействие сверхъестественной  реальности определяется, в конечном  счете, степенью нравственности  человека; главными ценностями являются  нравственная и физическая чистота,  целостность и благополучие семьи  и рода, вечное существование  этноса; нарушение норм нравственности  имеет как близкие для самого  человека, так и отдаленные последствия  для всего рода;

- процесс реинкарнации  отдельного человека становится  условием вечного существования  не только него самого, но и  его рода и этноса в целом;  вечное перевоплощение становится желанным благом, а не проклятием; спасением является не уход из мира, а вечное возвращение в него;

- культово-ритуальная практика  самого этноса достаточно проста: жертвоприношение, молитва; нет идеи  богоизбранности, но есть представление  о передаче шаманского дара  либо по наследству по родовой  линии, либо непосредственно от  сакральных сил (духов природы  или предков - хранителей);

- самой главной функцией  служителей культа - шаманов является  защита человека, рода и этноса.Одним  из самых главных средств коммуникации  является язык. В традиционном  мировоззрении каждое слово имело  хозяина, духа. Неверное использование  слов, многословие, грубая бранная  речь могли караться им. Поэтому  отношение к родному языку  было особенно бережное, осторожное. Сформировался психологический  портрет традиционного хакаса  как человека молчаливого, немногословного,  и в то же время, при определенных  обстоятельствах (в горе и радости,  размышлении и созерцании) способного  к высоким литературным импровизациям.  Речь идет о еще одном способе  коммуникации - общении с помощью  тахпахов, представляющих небольшие  рифмованные 4-, 8-стишия, несущие   какую-либо информацию эмоционально - личного характера, но с серьезным  философским (обобщающим) содержанием.  Тахпахи, на первый взгляд, напоминают  русские частушки, но содержательно  отличаются: абсолютно необходимым  является установление аналогии  своего эмоционального состояния  или высказываемой мысли с  соответствующими природными явлениями  или процессами. Таким образом,  в традиционной культуре хакасов  заложены мировоззренческие основы, позволяющие формировать крепкие  и жизнеспособные семьи как  залог сохранения и развития  этноса.

Хакасско-Минусинская котловина - один из древнейших очагов цивилизации, так как именно Южная Сибирь была одним из узловых пунктов неолитического "нефритового пути" (т.н. "саянский нефрит"), местом, где развивалась  уникальная художественная эстетика эпохи  ранней бронзы (окуневское искусство), мировой "базой данных" о шаманизме (примерно 20 тыс. наскальных рисунков, которые вот уже около 300 лет  находятся в центре внимания ученых и специалистов), наконец, единственной в Азии территорией, целиком состоящей  из археологических ландшафтов (более 40 тыс. видимых памятников археологии, в основном - курганных могильников). Более того, именно территория Южной  Сибири является местом крупнейших в  Сибири усыпальниц (Салбыкские курганы) и местом зарождения крупнейшей степной империи Евразии - Кыргызского каганата (VI-XIII вв., элементы государственности - до конца XVII века).

Кемеровская область

Историко-культурные и природные  достопримечательности Кемеровской  области включают в себя:

заповедник «Кузнецкий Алатау»  основаный в 1989 г. Горная система  Кузнецкого Алатау занимает около одной  трети Кемеровской области

на реке Томь находится  музей-заповедник «Томская писаница». Его основу составляет древнее святилище  Томская писаница. Это уникальный памятник наскального искусства, культуры и истории народов Сибири

жемчужина Горной Шории –  г. Куль-Тайга с горным озером на ее вершине, долина р. Мрас-Су с пещерами, водопады «Мраморные скалы», Хомутовские  пороги, «Спасские дворцы», «Царские ворота», Шерегеш, г. Патын.

Достопримечательности и  культурные учреждения Кемерово.

 Музеи: краеведческий,  изобразительных искусств. Музей-заповедник  «Красная Горка». Среди архитектурных  достопримечательностей: Дворец культуры  «Строитель» (1927), памятник М. Волкову,  обелиск кузбассовцам, погибшим  в годы Великой Отечественной  войны, обелиск героям Гражданской  войны.

Царские ворота – живописные скалы на правом берегу реки Мрас-Су. Скалы имеют высоту 100 м от уреза  воды и отвесно обрываются в реку. Окраска меняется в зависимости  от погоды и освещения. В солнечную  ясную погоду скалы светлые –  серо-белые с розоватым оттенком, в пасмурную дождливую погоду они становятся угрюмо серыми с фиолетовым оттенком. Ближе к вершине есть сквозное отверстие в виде капли  диаметром несколько метров. Вероятно, это остаточные явления карстовых  процессов, широко развитых в карбонатных  толщах. В настоящее время отверстие  частично закрывается деревьями. Вершина, северный и восточный склоны покрыты  лесом (сосна, береза, пихта, кедр).

 

Уникальный памятник природы  – «Спасские дворцы» - так называются скалы, расположенные недалеко от посёлка  Спасска. Поражают размеры, массивность  и неприступность скал, сложенных  гранитными породами в окружении тайги. Устремившись ввысь, стоит пик «Спасских дворцов». Тишина и мрак царят в их пещерах.

 Интересны памятники археологии, найденные на территории области. Их них особую ценность имеют орудия труда древнего человека каменного века (периодов палеолита и неолита): скребла и нуклеусы из речной гальки, каменные топоры и ножи, наконечники копий и стрел.

При раскопках городищ  и курганов эпохи бронзы были обнаружены медные и бронзовые ножи, топоры, украшения, глиняные сосуды.

В 1995 году на территории Кемеровской  области обнаружено кладбище динозавров. Найдены и исследованы останки  ящеров мелового периода. Живших 120 миллионов  лет назад. Большинство костей принадлежит  травоядным пситтакозаврам – самым  древним представителям рогатых  динозавров. Эти динозавры, высотой  до 1,5 м и весом чуть больше 20 кг, имели мощный костяной клюв и гребень.

Над рекой Томью можно  увидеть крепостные каменные останки  Кузнецкого города. Это первое русское  поселение было основано казаками и  служилыми людьми в 1618 году и названо  Кузнецким острогом. В 1622 году он получил  статус города Кузнецка. Кузнецкая крепость — памятник истории и архитектуры федерального значения — находится в г. Новокузнецке Кемеровской области. Она венчает целый этап в развитии фортификации на юге Сибири и является единственной в своем роде за Уралом.

Строительство Кузнецкой  крепости было начато в 1800 г. и завершено  в 1820 г.Кузнецкая крепость входила в систему укреплений, главным предназначением которой было сдерживание агрессивных планов Цинского Китая в отношении Южной Сибири. Общая площадь крепости составляет около 2,5 га. По ее основному периметру укрепления состоят из земляного вала с реданами. На углах крепости устроены полубастионы, 2 из них, расположенные с напольной стороны, облицованы плитами песчаника. В промежутке между каменными полубастионами сооружена кирпичная проездная подзорная башня. Внутри крепости располагалось 8 каменных зданий. В 1846 г. Кузнецкая крепость была снята с баланса Военного Министерства. На крепости была организована тюрьма для уголовных преступников. «Кузнецкий тюремный замок» функционировал до декабря 1919 г., когда в ходе Гражданской войны тюремные строения были сожжены.В 1998 г. на Кузнецкой крепости было проведено крупномасштабное компенсационное строительство. В настоящее время в состав музеефицированной Кузнецкой крепости входит более десятка архитектурных и военно-фортификационных объектов разной степени сохранности.

"Томская писаница" – первый в Сибири музеефицированный  памятник наскального искусства,  уникальный комплекс истории  и культуры народов Евразии.  Древнее природно-историческое святилище  содержит около 280 рисунков.   Самые ранние рисунки относятся  к концу неолита 3-4 тыс. до  н.э. – это лоси, медведь, антропоморфные  существа, знаки солнца, птицы, лодки.  Рисунки эпохи бронзы 2 тыс. до  н.э.: олень-солнце, личины, птицелюди.  Многие изображения уникальны  и являются шедеврами первобытного  искусства.

Этнические особенности .

Одним из самых многочисленных из так называемых "коренных" народов  Кузбасса считаются шорцы, хотя во всех официальных документах проходят как "малочисленные народы Севера". Шорцы - тюркоязычный народ, проживающий  на юге Кемеровской области в  горнотаежной местности, получившей в  начале XX в. название Горная Шория. Немногочисленные группы шорского населения, не утратившего  свою традиционную культуру и разговорный  язык, сохранились только в таежных  улусах по р.Мрассу и ее левому притоку  Пызасу (административная территория Усть-Анзаса и Чилису-Анзаса). Часть  шорцев проживает в Республике Хакасия, где они ассимилируются местным  населением. Общим самоназванием  всех групп шорцев было "татар-кижи". Кроме того, различные группы исторических предков шорцев именовались по местообитанию - черневые татары, мрасцы, кондомцы, верхотомцы, или по названиям родов - абинцы, шорцы, каларцы, каргинцы. В конце XIX - начале XX вв. шорцы представляли собой  две этнографические группы: северную лесостепную "абинскую" и южную  горнотаежную "шорско-бирюсинскую". Эти группы различались уровнем  социально-экономического развития, особенностями  хозяйства и материальной культуры. В истории шорского этноса этнографами  принято выделять три этапа: 1) формирование этнографических групп (XVII - нач. XX вв.); 2) формирование шорского этноса в условиях советского национально-культурного  строительства (сер. 1920 гг. - конец 1930 гг.); 3) ослабление этнической специфики  и ассимиляция шорского этноса (1940 гг. - настоящее время). К приходу  русских в верховья Томи процессы межэтнической интеграции различных  по происхождению групп местного населения были в основном завершены. С образованием в XVII в. Кузнецкого уезда - новой этнической территории, с усилением в ее пределах экономических, языковых и этнокультурных контактов, начался первый этап формирования нового этноса, названного в XX в. "шорским".

Информация о работе Условия туристско-рекреационного освоения территории Алтайского края