Условия туристско-рекреационного освоения территории Алтайского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание

Республика Алтай расположена на юге Западной Сибири. На северо-западе она граничит с Алтайским краем, на юго-западе — с Казахстаном, на юге — с Китаем и Монголией, на востоке — с Республикой Тыва и Хакасией, на северо-востоке — с Кемеровской областью. Протяженность территории с севера на юг — 400 км, с запада на восток — 360 км.
На 1 января 2012 года численность населения Республики Алтай составляла 208 445 человек.

Содержание

1. Условия туристско-рекреационного освоения территории…..2
1.1.Состав региона
1.2.Оценка географического положения и транспортная обеспеченность.
1.3.Экономические особенности. Крупные города.
1.4. Влияние экологической обстановки на развитие туризма.
1.5. Место туристской индустрии в современной структуре хозяйства.

2. Природные туристские условия и ресурсы…………………….10
2.1. Климатические условия
2.2. Орографические условия
2.3. Водные ресурсы
2.4. Ландшафтные ресурсы
2.5. Уникальные природные объекты и особо охраняемые природные территории

3. Историко-культурные туристские ресурсы……………………22
3.1.Археологические ресурсы.
3.2. Этнические особенности.
3.3. Объекты религиозного паломничества
3.4. Места, связанные с жизнью выдающийся людей
3.5. Объекты и комплексы культурного наследия. Музеи.

4. Регион как туристская территория……………………………..31
4.1.Туристская инфраструктура (размещение, питание, развлечение, спорт и т.д.)
4.2. Туристские фирмы, занимающиеся организацией путешествий по территории региона
4.3. Туристско-рекреационная специализация региона: традиции гостеприимства, история развития отдыха и туризма в регионе, характеристика востребованных видов туризма, главные туристские маршруты и центры.
4.4. Проблемы и перспективы туристского развития региона

5. Карта- схема туристского региона………………………………42

Список использованных информационных источников (включая ресурсы сети) ……………………………………………..………………….43

Работа состоит из  1 файл

алтай.docx

— 263.83 Кб (Скачать документ)

Содержание:

1. Условия туристско-рекреационного  освоения территории…..2

1.1.Состав региона

1.2.Оценка географического  положения и транспортная обеспеченность.

1.3.Экономические особенности.  Крупные города.

1.4. Влияние экологической  обстановки на развитие туризма.

1.5. Место туристской  индустрии в современной структуре  хозяйства.

 

2. Природные туристские условия  и ресурсы…………………….10

2.1. Климатические условия

2.2. Орографические условия

2.3. Водные ресурсы

2.4. Ландшафтные ресурсы

2.5. Уникальные природные  объекты и особо охраняемые  природные территории

 

3. Историко-культурные туристские  ресурсы……………………22

3.1.Археологические ресурсы.

3.2. Этнические особенности. 

3.3. Объекты религиозного  паломничества

3.4. Места, связанные  с жизнью выдающийся людей

3.5. Объекты и комплексы  культурного наследия. Музеи.

 

4. Регион как туристская территория……………………………..31

4.1.Туристская инфраструктура (размещение, питание, развлечение,  спорт и т.д.)

4.2. Туристские фирмы,  занимающиеся организацией путешествий  по территории региона

4.3. Туристско-рекреационная  специализация региона:  традиции  гостеприимства, история развития  отдыха и туризма в регионе,  характеристика востребованных  видов туризма, главные туристские  маршруты и центры.

4.4. Проблемы и перспективы  туристского развития региона

 

5. Карта- схема туристского региона………………………………42

 

Список использованных информационных источников (включая ресурсы сети) ……………………………………………..………………….43

 

 

 

 

 

1. Условия туристско-рекреационного  освоения территории

1.1.Состав региона

1.2.Оценка географического  положения и транспортная обеспеченность.

1.3.Экономические особенности.  Крупные города.

1.4. Влияние экологической  обстановки на развитие туризма.

1.5. Место туристской  индустрии в современной структуре  хозяйства.

В состав Алтае-Саянского  региона входят: Республика Алтай- г. Горно-Алтайск, Республика Хакасия  –г.Абакан, Кемеровская область.

Республика Алтай

Республика Алтай расположена  на юге Западной Сибири. На северо-западе она граничит с Алтайским краем, на юго-западе — с Казахстаном, на юге — с Китаем и Монголией, на востоке — с Республикой  Тыва и Хакасией, на северо-востоке  — с Кемеровской областью. Протяженность  территории с севера на юг — 400 км, с  запада на восток — 360 км.

На 1 января 2012 года численность  населения Республики Алтай составляла 208 445 человек.

Автомобильный транспорт  в Республике Алтай играет исключительно  важную роль в обеспечении функционирования производственно-хозяйственного механизма  и жизнедеятельности населения. Это практически единственный вид  транспорта, которым осуществляются все перевозки грузов и пассажиров в республике.

Сеть автомобильных дорог  общего пользования представлена федеральными и региональными автодорогами. Собственной сети железных дорог Республика не имеет, ближайшая железнодорожная станция находится в г. Бийске на расстоянии около 100 км от г. Горно-Алтайска.

Воздушный транспорт в  настоящее время представлен  авиапредприятием "Горный Алтай". В республике функционируют 3 аэропорта (г. Горно-Алтайск, с. Усть-Кокса и  с. Кош-Агач) и несколько вертолетных  площадок.

Аэропорт в столице  республики выполняет только внутренние рейсы. Ранее из аэропорта г. Горно-Алтайска осуществлялись перелеты в Барнаул, Новосибирск, Кемерово и т.д. Аэропорт может принимать самолеты класса АН-2 и ЯК-40.

Основу экономики составляет сельское хозяйство — животноводство и садоводство, а также туризм.

Крупные населенные пункты: Горно-Алтайск, Майма, Кош-Агач, Турогач, Онгундай, Шебалино, Усть-Кокса, Усть-Кин, Акташ, Чемал, Кызыл-Озек, Улаган.

АЛТАЙ — это  феноменальное сочетание разнообразных ландшафтов, интереснейшая флора и фауна, огромные запасы минеральных и природных ресурсов, это и район с богатейшим историческим прошлым, о котором свидетельствуют сотни тысяч археологических памятников, что благоприятно для развития туризма в регионе.

 Туризм в Республике Алтай является одной из основных отраслей экономики региона, а также важным источником дохода. Ежегодно, на Алтай приезжает до 1 млн. туристов. Среди активных видов отдыха наибольший объём занимают: летние экологические и культурно-познавательные путешествия и экскурсии связанные с организацией автомобильных, пеших, конных, водных, альпинистских, охотничьих, рыболовных, спелеологических и иных видов отдыха, связанных с посещением природных и культурно исторических объектов и территорий.

На территории республики находится большое число примечательных природных объектов. Наибольшей популярностью  у туристов пользуется Телецкое озеро, на берегах которого разместились около  двадцати пансионатов, турбаз и кемпингов. Здесь расположены лучшие места  для рыбалки, проводятся пешие, конные, водные и автобусные экскурсии. Каскад Каракольских озёр в Чемальском районе представляет собой уникальный природный  заповедник. Вода в каждом из семи озёр каскада отличается по цвету и  химическому составу. Цепочка Шавлинских озёр в верхнем течении реки Шавлы  — цель пеших и конных маршрутов  по живописным предгорьям Северо-Чуйского хребта. На территории Усть-Коксинского  района располагается Белуха (4506 м) — самая высокая точка республики и всей Сибири.

Республика Хакасия

Республика Хакасия расположена  в Южной Сибири в левобережной части бассейна Енисея, на территориях  Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской  котловины.

Большую часть области  занимает Кузнецкая котловина, на западе Салаирский кряж, на востоке Кузнецкий  Алатау, на юге Горная Шория. Реки —  Кондома, Мрассу, Томь, Иня, Кия, Чумыш, Сары-Чумыш. Автомобильный транспорт

Автодорожная сеть республики наиболее развита в её центре, западе и юго-западе, что напрямую связано  с расположением крупных городов  республики. По Хакасии проходит федеральная  трасса М54, которая возле столицы  соединяется с трассой А161, соединяющую  Абакан с тувинским Ак-Довураком. Наиболее развитые участки автомобильных  дорог Хакасии: Абакан — Саяногорск; Абакан — Бея; Абакан — Абаза; Абакан — Сорск; Абакан — Шира — Копьёво; Копьёво — Приисковый. Автомобильные  дороги к другим, более мелким населённым пунктам, представлены, в основном, грунтовыми дорогами, хотя в данный момент ведётся их смена на дороги с твёрдым покрытием. Междугородние  движения ведутся во все соседние регионы: Красноярский край (Красноярск, Ачинск, Артёмовск), Тыва (Кызыл, Ак-Довурак), Кемеровская область (Междуреченск, Новокузнецк), Алтайский край и республика Алтай (Бийск, Барнаул, Горно-Алтайск). Есть сообщения и на более дальние  расстояния — Новосибирск, Томск. Междугородние  сообщения представлены автобусами, маршрутными «Газелями», частными такси. С открытием сезона нагрузка возрастает на участки дорог Абакан — Шира, Абакан — Сорск (до санатория Туманный).

Железнодорожный транспорт

Железная дорога Хакасии  принадлежит к Красноярской железной дороге (Абаканское отделение). Общая  протяжённость железных дорог составляет 663 км. Железная дорога проходит практически  через все наиболее значимые населённые пункты республики. Присутствует как  электрифицированная железная дорога (Абакан — Калтас), так и неэлектрифицированные  её участки (тепловозная тяга), составляющие основную часть железных дорог республики: Тигей — Копьёво, Аскиз — Абаза, Бискамжа — Тёя. Узловой центр  железных дорог республики — столица. По республике курсируют 3 основных поезда: местного формирования: № 659/660 «Абакан  — Красноярск» / «Красноярск —  Абакан» (через Ачинск); № 675/676 «Абакан  — Новокузнецк» / «Новокузнецк —  Абакан» (через Бискамжу); дальнего следования: № 67/68 «Абакан — Москва-Ярославская» / "Москва-Ярославская — Абакан) (через Ачинск, Омск, Екатеринбург, поезда меняют нумерацию на ст. Ачинск-1); Кроме  того, из Абакана, в зависимости от времени года и дня недели, прицепными вагонами или поездами временного формирования можно добраться до Иркутска, Тайшета, Томска, Адлера, Бишкека. Участок железной дороги Тигей — Копьёво (и далее — Ужур, Ачинск) является связующим звеном между двумя железнодорожными артериями — Транссибом и Саяно-Алтайской железной дорогой (Тайшет — Абакан — Новокузнецк — Артышта) (аналогично участку Саянская — Уяр). Помимо Абакана, узловой в республике является станция Бискамжа. Город Саяногорск связан с «большой» железной дорогой через станцию Камышта.

Авиатранспорт

В Хакасии действует аэропорт. И хотя официально он располагается  не в селе Калинино, а в 200 метрах от него, жителями столицы и республики в целом принято считать, что  аэропорт г. Абакан находится именно в этом селе. Авиаперевозки пассажиров и груза в Хакасии осуществляет ЗАО «Абакан — Авиа», ОАО «Владивосток — Авиа» и ОАО «Аэропорт  — Абакан». Выполняются рейсы  в Москву, Норильск, Красноярск, Владивосток, Кызыл. Самолёты, осуществляющие перевозки, класса Ту (в частности Ту-204) и  Аэробус (Airbus, в частности А-320).

Основа всей экономики  региона — технологически связанные  гидроэлектроэнергетика и производство алюминия. В энергосистему Хакасии  входят: Саяно-Шушенская ГЭС (входит в Енисейский каскад ГЭС, самая мощная в России — 6400 МВт), Майнская ГЭС (мощность 321 МВт) и три ТЭЦ суммарной  мощностью 300 МВт. На территории республики находятся Саяногорский и Хакасский  алюминиевые заводы, а также ОАО  «Саянская фольга» (все принадлежат  «Российскому алюминию»).

Также в регионе осуществляется добыча угля (ООО «Угольная компания „Разрез Степной“» и Черногорский филиал ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания»). Разработка углей ведётся  двумя шахтами (Енисейская, Хакасская) и пятью разрезами с общим  годовым объёмом добычи более 6 млн  тонн. Среди других предприятий цветной  металлургии — ООО «Сорский ГОК» (молибденовый и медный концентраты), ООО «Туимский завод по обработке  цветных металлов» (медный прокат).

Коэффициент душевого производства по электроэнергии — 7,3, самый высокий  в России; по углю — 5,3. Хакасия — развитой сельскохозяйственный район Восточной Сибири. Обширные площади, занятые пастбищами и сенокосами, — основа развития животноводства (тонкорунное овцеводство, молочное животноводство). Важную роль играет коневодство. В растениеводстве главные культуры — пшеница, ячмень, овёс, просо. Из технических культур — подсолнечник, сахарная свёкла.

Крупные населенные пункты: Абакан, Черногорск, Саяногорск, Абаза, Усть-Абакан, Сорск, Шира, Белый Яр, Черемушки, Аскиз.

Одним из стратегических направлений  развития Республики Хакасия, согласно Стратегическим приоритетам социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, является туризм.

Значимость развития туризма  для Республики Хакасия определяется богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями  и ресурсами и географическим положением. Наличие в республике разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов  туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и  событийного, экологического и приключенческого, сельского, охоты и рыбалки.

Кемеровская область

Кемеровская область расположена  на юго-востоке Западной Сибири, занимая  отроги Алтая — Саянской горной страны. Протяженность области с  севера на юг почти 500 км, с запада на восток — 300 км. Большая разность высот  поверхности определяет разнообразие природных условий. Наивысшая точка  — голец Верхний Зуб на границе  с Республикой Хакасия поднимается  на 2178 м, наименьшая — 78 метров над уровнем  моря лежит в долине реки Томи на границе с Томской областью. По рельефу территория области делится  на равнинную (северная часть), предгорные и горные районы (Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Горная Шория), межгорную  Кузнецкую котловину.

В кемеровской области  хорошо развита транспортная ивфраструктура. Железнодорожный.По территории проходит Транссиб с ответвлениями у Юрги, Тайги и у Анжеро-Судженска.Южно-Кузбасская ветка Западно-Сибирской железной дороги — начинается от Юрги пересекает область с севера на юг, заканчиваясь в Таштаголе. Имеет ответвления в Топках (на Кемерово), в Белово (на Новосибирск) в Артыште (на Алтай).Крупнейшие железнодорожные узлы области: Мариинск, Тайга, Юрга, Топки, Белово-Артышта, Новокузнецк.

Автомобильный.Через северную часть области и через Кемерово проходит автомагистраль М53 «Байкал».Наибольший трафик автомобильного движения наблюдается на дорогах между Кемерово и Новокузнецком. Два крупнейшие города области соединены дорогой II категории 1Р-384 — «Старая трасса», но она давно не справляется с потоком автомобилей и рядом с ней строится «Новая трасса» — дорога I категории шириной 4 полосы и с пересечениями в разных уровнях на всех перекрестках. Южная часть магистрали построена в конце 80-х — середине 90-х годов XX века для обхода Ленинска-Кузнецкого, Белова, Киселевка и Прокопьевска (Старая трасса проходила в черте этих населенных пунктов), имеет четыре полосы для движения на участке от Ленинска-Кузнецкого до Новокузнецка. Северная часть автодороги (от Ленинска-Кузнецкого до Кемерова) строится в настоящее время в обход крупных сел Чусовитино, Панфилово, Березово и Береговая. Тридцатикилометровый участок от Кемерова уже введен в эксплуатацию и имеет статус автомагистрали (отмечен соответствующим дорожным знаком).

Воздушный.Международный аэропорт в Кемерово — выполняются чартерные рейсы на зарубежные курорты, внутренние рейсы в Москву, Читу, Красноярск, Владивосток и на южные курорты.Аэропорт Новокузнецк, расположенный в Прокопьевском районе, обслуживает внутренние рейсы — в Москву (круглогодично) и курортно-туристические центры. Несмотря на большую населенность окрестных территорий, число рейсов из Новокузнецкого аэропорта крайне невелико, большая часть — сезонные.

Информация о работе Условия туристско-рекреационного освоения территории Алтайского края