Туризм и образовательные экскурсии в дореволюционной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 13:26, научная работа

Описание

Понятие экскурсии. Основные функции и признаки. Содержание экскурсионной работы. Экскурсия и туризм. Классификация экскурсий. Принципы классификации. Экскурсионные объекты, их разновидность.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 51.14 Кб (Скачать документ)

И.М. Гревс называет дальнюю  экскурсию одним из «лучших орудий образования», считая ее возбудителем «целых серий новых образовательных  течений, процессов, познаний, эмоций, волений, созиданий». Анализируя природу  экскурсии, оценивая ее значение, И.М. Гревс  приходит к выводу, что дальняя  экскурсия «должна оставаться особым, заслуженным событием школьной жизни».

 

Надо заметить, что теоретические  выкладки и философские размышления  И.М. Гревса базировались не на пустом месте. В России экскурсионный образовательный  туризм возник и середине XIX века. Его  организаторами и пропагандистами  были передовые педагоги. Одним из первых начал экскурсионную деятельность декабрист И.Д. Якушкин, работавший в Ялуторовской женской гимназии. Широкую известность в учительской  среде России получила экскурсионная  деятельность Александровской учительской  школы в Тифлисе, преобразованной  в дальнейшем в учительский институт. Длительное время это учебное  заведение возглавлял известный  на Кавказе педагог Н.П.Захаров.

 

На рубеже веков вопросам организации экскурсий среди  учащихся стали посвящать многочисленные статьи в педагогических изданиях, журналах и книгах. Вот как писали в предисловии к книге «Образовательные прогулки по России», которая была издана в Санкт-Петербурге в 1903 году: «В некоторых  государствах Европы образовательные  экскурсии учащихся успели войти  в учебно-воспитательную систему: их давно рассматривают как могучее  образовательное и воспитательное средство, коим прекрасно можно практически  знакомить молодое поколение со строем жизни, с нравами и обычаями, с чудесами современной техники и с окружающими явлениями природы, развивать в нем эстетическое чувство, любовь к Родине и ее истории, вообще отзывчивость к высшим интересам духа».

 

К этому времени относятся  первые статьи, посвященные к экскурсионному делу среди учащихся, в «Записках  Крымского горного клуба», в журналах «Русский турист» и «Русская школа». Признанным лидером среди экскурсионных  изданий был ярославский журнал «Русский экскурсант».

 

Уникальный опыт образовательных  экскурсий обобщен в начале века Тенишевским училищем в Петербурге. В издании «Образовательные поездки  в средней школе», рассказывалось о поездках, походах и экскурсиях в течение 10 лет, с 1901 по 1911 год.

 

Удивительный материал подобной деятельности раскрывается и в отчете о работе Санкт-Петербургской Земской  учительской школы за 1912-1913 учебный  год, где экскурсионная составляющая является частью общего педагогического  процесса.

«Практические занятия и  экскурсии, - было записано в отчете, - помимо общеобразовательного значения важны в смысле подготовки учащихся к их деятельности в роли народных учителей… Возвращаясь к общей  подготовке учебной части в учительской  школе, следует указать, что экскурсии  составляют одну из существенных сторон ее. Кроме экскурсий чисто урочного характера и дальних, учащиеся всех отделений совершают и другие экскурсии, большая часть которых  находится в тесной связи с  проходимыми по курсу материалов».

 

Руководители Земской  учительской школы, как истинные педагоги, заглядывали далеко вперед. Они писали в отчете: «Образовательное значение экскурсий очевидно, особенно если принять во внимание, что они  совершаются будущими учителями  и учительницами: когда они будут  у себя в школах сообщать сведения по географии и истории, в их распоряжении будет много личных реальных впечатлений, которые оживят их преподавание. Помимо этого, экскурсии имеют большое  воспитательное значение: они организуются так, чтобы учащимся предоставить большой  простор для их самодеятельности; здесь руководителям приходится много бороться с проявлением  эгоизма и своекорыстия, постоянно  указывать на недостаток товарищеской предупредительности и несправедливости по отношению друг к другу».

 

Подготовка дальних экскурсий  начиналась обыкновенно в Земской  школе после Нового года. Руководители предлагали ученикам литературные материалы  и темы для рефератов по будущему путешествию. Библиотека школы была, по современным меркам, чрезвычайно  богатой. Она насчитывала 593 книги  по истории, 526 – по педагогике и 1152 книги по методике. В библиотеке имелось 107 справочников и различных  энциклопедий. Выписывалось 33 названия журнала, среди них такие как  «Старые годы», «Голос минувшего», «Вестник знания», «Нива» и многие другие. Анализ чтения показывал, что учащиеся в среднем читают в год порядка 30 книг – 20 беллетристики и 10 научных.

 

Почему же школа так  много времени и сил уделяла  именно образовательным экскурсиям? Мы находим ответ в отчете: «Школе приходится очень много обращать внимание на воспитание из них образованных и культурных людей; работа школы  трудна потому, что крестьянская и  мещанская среда, давая учеников с прекрасными личными задатками, страдает именно крайней некультурностью  и отсутствием здоровых начал  общественности». Таким образом, в  этом коллективе решалась не только культурная, но и социальная задача.

 

Как же складывалась в течение  года система учебных и дальних  экскурсий? С 1-го по 5-й класс учащиеся обязательно посещали художественные музеи и выставки, заводы и мастерские, Публичную библиотеку и Политехнический  институт.

В дни летних каникул классы в полном составе отправлялись в  дальние экскурсии по России: 1-й  класс – на 3-4 дня по Финляндии, 2-й класс – в Прибалтийский  край на 8-9 дней, 3-й класс – на 14-16 дней в Центральные губернии России, а 4-й класс совершал трехнедельное  путешествие на юг России – в  Крым или на Кавказ.

 

За годы учебы в школе  учащиеся успевали посмотреть многое из того, что их родителям не удавалось  увидеть за всю свою жизнь. В отчете мы находим подробнейшие описания этих путешествий и даже их стоимость. Вот, например, как провел экскурсию 1-й класс по Финляндии. 21 марта 1913 года они выехали по железной дороге до станции Иматра. Приехали около  трех часов дня. Оставили вещи в вагонах  и пошли к Большой Иматре. Ночевали в вагонах поезда. Утром пеший  переход 18 километров к финскому селу. Через 12 километров сделали большой  привал на берегу Саймы и в шесть  вечера пришли в село. Здесь учащиеся наблюдали жизнь финских поселян, познакомились с их школой. На третий день отправились в город Вильманстранд. По дороге посетили лесопильный завод, потом на пароходе добрались до поселка  Лауритсалу. Познакомились с тем, как работает шлюз, пропуская суда по Сайменскому каналу. По пути посмотрели жилища финских рабочих. 24 мая по железной дороге поехали в Выборг. Подробно осмотрели город и к  ночи вернулись домой.

 

В этой поездке участвовали 64 учащихся и 2 руководителя. Стоимость  экскурсии составила 4 рубля 86 копеек. Учащиеся должны были уплатить по 1 рублю 50 копеек. Все остальные расходы  взяла на себя школа.

Еще в конце XIX века в Департамент  железных дорог стали поступать  ходатайства от некоторых учительниц начальных школ и разных ведомств о разрешении совершать им школьные экскурсии бесплатно. Департамент  признал это дело урегулировать, а затем сообщил, что в мае 1899 года издан общий льготный тариф  для всех железных дорог и городов. На основании этого тарифа было предоставлено  право бесплатного проезда в 3-м  классе школьным экскурсиям учеников и учениц низших учебных заведений  в сопровождении лиц воспитательного  персонала на расстоянии не свыше 50 верст, а также при переезде в летнее помещение или в курорты. Тариф этот действовал по 1 сентября. Для получения бесплатного проезда надо было только заблаговременно согласовать время поездки с местным управлением железной дороги.

 

Нельзя не отметить, что  учителя воспользовались этой льготой. Так, из Петербурга по Балтийской железной дороге было совершено 134 поездки, в  которых приняли участие 6500 учащихся. Через год, летом 1900 года, выехали 160 групп и 7391 учащийся.

 

После 1910 года уездные и  губернские земства подержали многие экскурсии учащихся. В сметах появилась  особая графа – «Ученические экскурсии». Земства московской губернии в 1914 году выделили для экскурсий сельских школьников в общей сложности  свыше девяти тысяч рублей. Кроме  того, Московское губернское земство  обеспечивало экскурсантов завтраками и ужинами на сумму 14 копеек в  день на ученика, оплату посещения экскурсий, проезд на проходе по Москве-реке в  размере 5 копеек на человека в день и половину стоимости проезда  по железной дороге для четырех наименее обеспеченных уездов.

В 1913 году Московское земство  способствовало проведению экскурсий  почти трех четвертей всех сельских школ. В 1914 году услугами земства Московской губернии воспользовались 393 школы. Почти 14 тысяч школьников посетили Москву.

 

С развитием экскурсионного дела рос и интерес, особенно среди  учителей, к освоению методов экскурсионной  работы. Однако отсутствие единого  методического экскурсионного центра в России не позволяло создать  какой-либо системы подготовки руководителей  ученических экскурсий. Советы по организации  экскурсий можно было почерпнуть лишь в различных педагогических журналах.

 

Передовые круги российского  общества, местные власти оказывали  помощь в развитии ученических экскурсий, но говорить о системе государственной  поддержки этого нового явления  было еще нельзя, хотя сделано было немало. Емельянов Б.В. Экскурсоведение

РАЗДЕЛ 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ЭКСКУРСОВОДА

3.6. Внеречевые средства  общения

 

Речевое общение представляет собой воздействие на аудиторию  двух потоков информации: прерывного дискретного потока (словесного, речевого) и непрерывного изобразительного потока (внеречевого). Изобразительный поток, который обозначают термином "зрительный элемент речи", включает жест, улыбку, позу, походку, мимику, движение тела. С  помощью речи передаются смысл информации, содержание текста и его значение. Внеречевые средства общения доносят  до аудитории подтекст, внутренний добавочный смысл сказанного, отношение  к нему.

 

Формой внеречевого воздействия  является жестикуляция - движение рукой  или другое телодвижение, имеющее  определенный смысл. Жест лектора акцентирует  внимание слушателей на содержании излагаемого  материала, подчеркивает главное, подтверждает сказанное. "Жест и мимика оживляют речь, делают ее как бы зримой. Жест, будучи эмоционально-смысловым движением, чаще всего руки (рук), должен "звучать" именно в те мгновения, когда произносимая фраза нуждается в усилении своей  выразительности, а тем более  в эмоциональной впечатляемости ораторской мысли".

 

Главная особенность жеста  в экскурсии состоит в том, что он связан не столько с рассказом, сколько с показом объекта, являясь  составной частью наглядности.

 

Жесты в экскурсии делятся  на три группы: жесты, служащие основой  показа зрительно воспринимаемых объектов; жесты, являющиеся составной частью показа; жесты, подкрепляющие экскурсионный  рассказ.

Классификация жестов, используемых в показе

 

В показе используются жесты  в их простейшем виде - указательные. Экскурсовод показывает рукой на какое-то здание. Этот жест используют также для переключения внимания экскурсантов с одного объекта на другой. Реже используется пространственный жест, дающий представление о границах осматриваемого объекта. Используется он при панорамном осмотре города, архитектурного ансамбля, местности, где  происходили события. Экскурсовод  жестом ограничивает объект, определяет его размеры. Широкое распространение  получили объемные или иллюстрированные жесты, которые помогают экскурсантам определить высоту и ширину наблюдаемого объекта. Экскурсовод производит движение рукой снизу вверх или слева  направо, подчеркивая свои слова. Жесты  конструктивные, подчеркивающие особенности  конструкции (выпуклость, вогнутость и  др.), применяются в архитектурно-градостроительных  экскурсиях.

 

Реконструирующие жесты  помогают экскурсантам мысленно представить  внешний вид утраченного здания, удаляет позднейшие пристройки к  зданию. Эти жесты экскурсоводы используют в методическом приеме зрительной реконструкции. Они являются частью приема, преследующего  цель - дать представление о первоначальной форме (виде) объекта.

 

Необходимо учитывать  дифференцированный подход к выбору жестов при показе одного и того же объекта. Так, экскурсовод использует варианты жестов (побудительные, наглядные, эмоциональные, рекомендующие) в зависимости  от состава группы, темы экскурсии, времени года, суток.

 

Побудительные жесты не связаны  с показом и носят организационный  характер. С их помощью экскурсовод  предлагает выйти из автобуса или  занять места в салоне, размещает  группу у объекта, просит экскурсантов пройти к следующему объекту.

 

Эмоциональные жесты выражают чувства экскурсовода, его психологическое  состояние в данный момент.

 

Жесты, используемые в рассказе, классифицируются как жесты, подчеркивающие важность излагаемого материала, раскрывающие содержание мысли экскурсовода, поясняющие подтекст рассказа, уточняющие содержание речи экскурсовода. Жесты, сопровождающие рассказ, должны быть осмысленными, адресными, лаконичными, содержательными и  эмоциональными. Иногда жест рассматривается  как графическое изображение  мысли экскурсовода.

 

Недостатками в использовании  жестов на экскурсии являются излишняя жестикуляция, подмена слов жестами, бессмысленность их при показе объектов - опоздание по времени, отрыв жеста  от речи, неточность жеста. Недостатком  действующей методики является отсутствие научно разработанных правил выразительной  и эффективной жестикуляции на экскурсии.

 

Проявлением эмоциональной  культуры экскурсовода является мимика - движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние, переживаемые человеком  чувства, его настроение. В ряде случаев  мимика способна выразить больше, чем  язык. Мимика и жест неразделимы.

 

Поза экскурсовода. Положение  тела во время работы - важный элемент  его поведения, независимо от того, стоит он или сидит перед группой. Поза должна быть естественной, удобной, непринужденной. У опытного экскурсовода вырабатывается манера поведения, имеющая  свой индивидуальный стиль. При проведении экскурсии, он принимает такие позы, которые ему удобны и приемлемы  для аудитории. Главное для любой  позы - устойчивое равновесие тела и  его подвижность. Поза экскурсовода, экстравагантность в одежде и  других деталях его внешнего вида (мини-юбка, декольте, обилие украшений, макияжа) не должны отвлекать экскурсантов, становиться объектом их наблюдения.

 

Первое время, появляясь  в группе, экскурсовод внимательно  следит за своей позой, затем у  него вырабатываются определенные привычки и навыки; в течение двух-трехчасовой  экскурсии он неоднократно меняет свою позу, не давая утомиться своему телу. Делается это естественно, чтобы  у слушателей не создалось впечатление, что экскурсовод никак не может  найти себе места.

Информация о работе Туризм и образовательные экскурсии в дореволюционной России