Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 13:48, реферат

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ рынка туристических услуг на основе проведения маркетинговых исследований данного рынка.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….3
1. Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений
1.1 Сущность и экономическое содержание туристического рынка …6
1.2 Туристский спрос и туристское предложение ……………………..10
1.3 Этапы принятия решения о покупке туристского продукта ………14
2. Туристический рынок как объект маркетинговых исследований

2.1 Виды и цели маркетинговых исследований в туризме …………….17
2.2 Этапы проведения туристских исследований ……………………...20
2.3 Источники и методы сбора информации …………………………..23
Заключение …………………………………………………………………….31
Список используемой литературы ……………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

1.2 Туристский  спрос и туристское предложение

Туристский рынок характеризуется  емкостью, уровнем сбалансированности спроса и предложения, условиями реализации туристского продукта.

Емкость туристского  рынка - это его способность «поглотить» то или иное количество туристского продукта, т. е. возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма, товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. Емкость зависит от объемов платежеспособного спроса населения, уровня цен и размеров туристского предложения [2].

На туристском рынке  сталкиваются спрос на туристский продукт, который предъявляет турист, и предложение туристского продукта, которое предоставляет туристская фирма.

Экономисты определяют спрос как количество любых товаров  и услуг, которые люди желают и  реально могут приобрести по каждой конкретной цене в комплексе возможных цен в какой-то определенный период времени.

Спрос на путешествия в определенный туристский регион - это функция склонности человека к путешествиям и соответствующей величины сопротивления связи между начальным пунктом путешествия и местом назначения.

Склонность к путешествиям может пониматься как предрасположенность человека к путешествиям и туризму, т. е. насколько сильно человек желает путешествовать, в какие регионы, а также какие виды путешествий он предпочитает. Для оценки склонности человека к путешествиям следует принимать во внимание психологические и демографические (социально-экономический статус) переменные, касающиеся человека, а также эффективность маркетинга.

Сопротивление же порождается  экономической дистанцией, иногда культурной дистанцией, слишком высокой стоимостью туристской поездки, плохим качеством обслуживания, эффектом сезонности [4].

Экономическая дистанция  связана со временем и денежными расходами на путешествие от начального пункта до места назначения и обратно. Чем больше экономическая дистанция, тем выше сопротивление (желание человека остаться дома) и ниже спрос. И наоборот, из этого следует, что если время на путешествие между начальным пунктом и пунктом назначения и стоимость этого путешествия уменьшить, то возрастет спрос. Так, всплеск спроса произошел с появлением больших самолетов, предназначенных для трансатлантических полетов. Это снизило стоимость путешествий почти на 50 %. Появление реактивных самолетов в 1959 г. и их усовершенствованных модификаций в конце 60-х значительно сократило время перелета (примерно в 2,5 раза), в результате чего грандиозно вырос спрос.

Культурная дистанция - степень различия между культурой региона, из которого приехал турист, и культурой принимающего региона. Общая тенденция такова: чем больше культурные различия, тем больше сопротивление. Но в некоторых случаях отношение может быть и обратным, так, например, в последнее время возрастает спрос на экзотический туризм.

На величину спроса, его  структуру и динамику влияют самые  различные факторы: количество покупателей туристского продукта, их денежные доходы, оценки перспектив будущих доходов, бюджет свободного времени, туристские вкусы путешественников, реклама и т. д.

Туристское предложение - это идеальная готовность и реальная возможность товаропроизводителя  произвести и поставить на рынок определенное количество туристского товара.

Предложение туристского  продукта зависит от многих факторов: количества туристских поставщиков (предприятия размещения, питания, развлечений и т. д.); количества фирм-продавцов; уровня эффективности производства туристских товаров и услуг; уровня научно-технического прогресса; системы налогообложения; цен на факторы производства; оценки перспектив спроса и будущих доходов.

Компоненты предложения  определенного туристского региона  могут быть разбиты на 4 основные категории:

  1. природные ресурсы;
  2. инфраструктура;
  3. материально-техническая база туризма, которая включает: туроператоров и турагентов, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия и т. п.;
  4. культурные ресурсы гостеприимства [5].

Природные ресурсы каждого  туристского региона, доступные для туристского пользования, составляют основу предложения. Базовые элементы этой категории включают воздух и климат, физические особенности местности (топографию), флору, фауну, водные ресурсы, пляжи, памятники природы и т. п. Качество природных ресурсов необходимо сохранять с целью поддержания спроса. В сущности, туризм очень чувствителен к качеству использования природных ресурсов.

Инфраструктура представляет собой подземные и надземные обслуживающие сооружения, включающие: водопровод, канализацию, газопровод, коммуникационную систему, а также другие средства обслуживания, например шоссе, аэропорты, автодороги, железнодорожные пути, автостоянки, парковки, порты, вокзалы и прочее. Инфраструктура очень важна для успешного развития туризма.

Материально-техническая  база туризма является основой развития организованного туризма, так как она создает все необходимые условия для предоставления туристам полного комплекса услуг (размещение, питание, перевозка, экскурсии и т. д.). В состав материально-технической базы туризма входят: туроператоры и турагенты, предприятия размещения, предприятия питания и торговли, автотранспортные предприятия, бюро экскурсий и т. п.

Одним из основных и наиболее значимых элементов материально-технической базы туризма являются средства размещения.

Самое популярное среди  туристов в настоящее время средство размещения - отель. На сегодняшний  день в мире существует более 30 систем классификаций средств размещения. В каждой стране приняты и действуют свои национальные стандарты. Наиболее известная система - звездная. Она особенно распространена в Европе. Несмотря на попытки разработать унифицированные международные стандарты качества, до сих пор единой системы не существует [9].

Попытка ввести единую систему  классификации средств размещения в России была реализована правительством Москвы в 1993 г. Действующие в настоящее время на территории России стандарты были введены в 1995 г. одновременно с процедурой сертификации туристских услуг и услуг гостиниц. Существующая система распространяется только на гостиницы и мотели, которые классифицируются по категориям от 1 до 5 звезд. Непосредственно определением категории гостиниц занимаются независимые некоммерческие организации, аккредитованные Госстандартом РФ. Средняя стандартная цена номера для пятизвездочного российского отеля составляет 230-280 долл., четырехзвездочного - 90-150, трехзвездочного - 30-60.

Структуру современного рынка средств определяют наряду с предприятиями гостиничного хозяйства  так называемые нетрадиционные, или дополнительные, средства размещения, которые возникли и успешно развиваются в течение последних 30-40 лет. Они включают апартаменты, дачные дома, кемпинги, аренду частных комнат, размещение на яхтах, таимшер и т. д. Таимшер - владение временем на отдых в рамках клубного отдыха.

Даже прекрасно развитая материально-техническая база будет бесполезна, если турист не чувствует себя желанным гостем. Развитие культурных ресурсов гостеприимства является важнейшим фактором в туризме. Эти ресурсы - все культурное богатство туристского района, которое предоставляет возможности для качественного обслуживания туристов. Понятие «ресурсы гостеприимства» включает учтивость, обходительность, дружелюбие, искренний интерес, желание обслуживать и прочие способы выражения теплоты и гостеприимства работниками туризма и местными жителями принимающего региона.

Благоприятное отношение  к туристам может быть создано через программы общественной пропаганды и информации, разработанные для местного населения [8].

1.3 Этапы принятия  решения о покупке туристского  продукта

Решение о путешествии  предполагает принятие других взаимосвязанных  решений и включает не только оценку и выбор единственного турпродукта из альтернативного ряда, но и должно быть ориентировано на выбор подходящей «смеси» из различных услуг, предлагаемых предприятиями индустрии туризма.

Процесс покупки конкретного  туристского продукта начинается задолго до свершения акта купли-продажи. На принятие потребителем решения о покупке большое влияние оказывают факторы культурного, социального, личностного и психологического характера. Путь к принятию решения о покупке состоит из нескольких этапов [4].

1. Осознание нужды или проблемы. Потребитель осознает цель путешествия, например, поправить здоровье или отправиться к святым местам.

2. Поиск информации. Потребитель обращается к источникам: личным (семья, друзья), коммерческим (реклама) и общедоступным (средства массовой информации). В результате сбора информации повышается осведомленность об имеющихся на туристском рынке производителях, их предложениях и т. д. Потребитель использует информацию, чтобы составить комплект вариантов, из которых сделает окончательный выбор.

3. Оценка вариантов. Потребитель оценивает варианты, рассматривая туристское предложение как определенный набор свойств (например, гостиница - это месторасположение, специализация, категория, стоимость, обслуживание и др.). Каждый считает для себя приоритетными свойства, имеющие отношение непосредственно к личным нуждам и мотивам.

4. Решение о покупке. Оценка вариантов ведет к ранжированию объектов в комплекте выбора, формируя намерение совершить покупку наиболее предпочтительного варианта, с учетом ожидаемого семейного дохода, цены тура и выгод от его приобретения.

На принятие окончательного решения о покупке могут оказать  влияние два фактора:

    • отношение других людей;
    • непредвиденные факторы обстановки [1].

В первом случае супруг может настаивать на выборе тура с проживанием в более дешевой гостинице, что уменьшит вероятность покупки другого варианта.

Непредвиденные факторы  обстановки могут возникнуть внезапно и изменить намерение совершить конкретную покупку (например, знакомый потребителя может поделиться с ним своими разочарованиями от поездки на данный курорт).

Кроме того, у потребителя  существуют определенные приоритеты при  выборе туристской фирмы. Согласно данным блиц-опроса, проведенного в Москве журналом «Туристский бизнес», на предмет, что наиболее важно при выборе туристской фирмы, приоритеты распределились следующим образом, представленным на рисунке 1.

Рис. 1 – Распределение приоритетов при выборе туристской фирмы

5. Реакция на покупку.  Потребитель получает (или не получает)  удовлетворенность  от  приобретенного турпродукта, степень которой измеряется соотношением между ожиданиями и конкретно воспринимаемыми свойствами турпродукта. Ожидания формируются на основе информации, получаемой потребителем от сотрудников туристских предприятий, друзей, из других источников. Если характеристики турпродукта завышаются, у потребителя могут сложиться слишком высокие ожидания, которые, вероятнее всего, обернутся разочарованием. Чем больше разрыв между ожидаемыми и действительными свойствами турпродукта, тем острее неудовлетворенность потребителя. Удовлетворенность или неудовлетворенность турпродуктом может отразиться на последующем поведении потребителя и его туристских мотивациях.

Таким образом, можно  утверждать, что потребитель редко приступает к действиям, руководствуясь лишь одним побудительным мотивом. Реальное поведение потребителя на рынке предопределено разнообразием туристских мотивов, часто не совпадающих во времени и отражающих его личные интересы и потребности, что в каждом конкретном случае приводит к разному результату [4].

 

 

2. Туристический рынок  как объект маркетинговых исследований

2.1 Виды и цели маркетинговых исследований в туризме

Маркетинг - целевая, стратегическая и управляемая деятельность, проходящая через все этапы - от разработки товара, его продвижения на рынке до продажи и послепродажного обслуживания.

Маркетинг играет важную роль в деятельности всех организаций, будь то некоммерческие учебные заведения, курорты или производители туристских товаров и услуг с целью извлечения собственной прибыли. Суть маркетинга состоит в предоставлении в нужное время и в нужном месте необходимого товара или услуги по необходимой цене.

Маркетинг в туризме - это деятельность по планированию и разработке туристских товаров и услуг, продаже, продвижению товаров и услуг, стимулированию на них спроса и ценообразованию.

Эта деятельность помогает продвигать товары или услуги от производителя к потребителю с целью получения максимальной прибыли при наиболее эффективном удовлетворении потребностей целевой группы туристов [6].

Специфический характер маркетинга в  туризме определяется особенностями и отличительными характеристиками туристского продукта (в сравнении с другими потребительскими товарами и услугами), а также особенностью потребителей и производителей туристских товаров и услуг.

Туристские услуги имеют 7 отличительных  характеристик:

Неспособность к хранению. Места  в отеле или на самолете в случае отсутствия на них спроса в данный момент не могут быть складированы с целью их продажи в будущем. Следовательно, менеджерам необходимо приложить усилия к стимулированию спроса на эти услуги в данном краткосрочном периоде.

Неосязаемость услуг. Для оценки турпродукта  нет мерных величин: невозможно иметь представление о качестве продукта до его покупки и потребления. В связи с этим особую значимость для потребителей при покупке имеет имидж фирмы на рынке, престижность ее товаров (услуг).

Подверженность сезонным колебаниям. Маркетинговые мероприятия турфирмы будут отличаться в пик сезона и в межсезонье. В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги, варьирование различными видами туризма (диверсификация предложения).

Информация о работе Туристский рынок как сфера проявления экономических отношений