Туристский продукт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:52, доклад

Описание

Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, когда продают вам путевку в путешествие. Приобретая путевку, вы еще не приобретаете туристские услуги, хотя уже и заплатили деньги, но вы приобретаете гарантии отдыха.

Работа состоит из  1 файл

Туристский продукт.docx

— 38.17 Кб (Скачать документ)

Туристский  продукт

В отличие от туристских услуг туристский продукт  принимает форму товара. Туристский продукт в широком смысле слова - это экономическое благо, предназначенное  для обмена. Так К. Менгер, основатель австрийской школы в экономической науке, определяет любой товар (К. Менгер, 1992 г.). 
 
Очень важное отличие туристского продукта от туристской услуги состоит в том, что если туристская услуга может быть куплена и потреблена только в месте ее производства, то туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но потреблен только в месте производства туристских услуг. Это кардинальное отличие и используют турагенты, когда продают вам путевку в путешествие. Приобретая путевку, вы еще не приобретаете туристские услуги, хотя уже и заплатили деньги, но вы приобретаете гарантии отдыха. 
 
Есть еще одно обстоятельство, которое делает необходимой работу туроператора по производству туристского продукта. Поясним это на примере. Вряд ли вы отправитесь в Вену ради того, чтобы съесть венский шницель и выпить пиво «Гесер». Эти услуги хотя и приятны, но окажутся слишком дороги. Транспортные издержки намного превысят стоимость самих услуг, которые побуждали вас к поездке в Австрию. Другое дело, вы приехали в Австрию на Зальцбургский фестиваль, так почему бы заодно не отведать местного пива? 
Теперь представим себе, что туроператор формирует туристский продукт в Австрию и включает в него стоимость посещения Моцартовского фестиваля в Зальцбурге. Что происходит? Тем самым он сузил рынок потребителей до любителей музыки В. А. Моцарта. А если он включит в этот тур еще и посещение пивного бара как обязательный компонент, то скорее всего ему придется искать уже любителей музыки Моцарта в партии любителей пива.  
 
Поэтому задача туроператора - включить в тур только необходимые услуги, достаточные для того, чтобы потребитель согласился понести транспортные издержки. 
 
Технология составления туристского продукта будет рассмотрена несколько позже, сейчас же остановимся на некоторых важных свойствах туристского продукта как товара. 
 
Туристский продукт как товар характеризуется потребительской стоимостью, т. е. полезностью или способностью удовлетворять определенные рекреационные потребности людей. Полезность туристского продукта определяется его ценностью для субъекта. Поэтому туроператор должен стремиться к тому, чтобы создать такой туристский продукт, который был бы ценен для максимально большого числа людей, т. е. по возможности он должен иметь массового потребителя. Тогда можно использовать и индустриальные технологии для производства туристского продукта. 
 
Массовое потребление товаров определяется его меновой стоимостью - количественным отношением, в котором потребительские стоимости туристского продукта обмениваются на потребительские стоимости других товаров.

6.1. Туристский пакет

Иногда туристский продукт ассоциируют с понятием «туристский пакет» - основным (обязательным) комплексом услуг, предоставляемых  в путешествии по индивидуальному  или групповому плану, который имеет  серийный характер, предлагается в  широкую продажу. Туристский пакет  включает четыре обязательных элемента: туристский центр, транспорт, услуги размещения, трансфер (рис. 6.1).

  
Рис. 6.1. Структура туристского пакета

Туристский центр - место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные. Этот элемент относится к обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие. Его нужно обязательно выбрать. Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных ресурсов. Когда один человек приходит в туристское бюро и говорит, что он хотел бы поехать во Францию, другой - в Крым, а третий - в Пушкинские горы, то независимо от масштаба территории каждый турист выбирает свой объект. Для одного - это страна, для другого - регион, а для третьего - конкретное место. Независимо от индивидуального масштаба потребителя туроператор обязан свести его к единичному варианту - туристскому центру. Это связано с тем, что он обязан доставить туриста в конкретное место отдыха, потому что именно гуда будет заказан транспорт, именно там будет заказана гостиница. Поэтому если клиент говорит, что он хотел бы посетить Францию, то необходимо уточнить, какой именно район Франции его интересует, а затем помочь ему выбрать конкретный туристский центр. При этом будем помнить, что даже в одном городе, например в Москве, есть несколько туристских центров, поскольку проживание в самом центре города, или в районе Измайловского парка, или на Юго-Западе - это разный комплекс рекреационных возможностей, которые нельзя перенести в любое другое место.  
 
Транспорт - средство передвижения, с помощью которого можно добраться до туристского центра. Наиболее широко используется в качестве средства передвижения, без сомнения, самолет. На короткие расстояния  поезд, туристский автобус, автомобиль. Большую часть затрат, обусловливающую стоимость турпакета, составляют затраты на перевозку. Чем более комфортабельный и скоростной вид транспорта используется, тем выше стоимость путешествия. В отношении скоростных видов транспорта необходимо заметить, что, несмотря на их дороговизну по сравнению с другими видами, они также используются на короткие расстояния, так как позволяют экономить время туристов для рекреационных целей.  
 
Услуги размещения - это конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях различаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кемпинги и т. д. Услуги питания не включаются отдельным элементом в туристский пакет, поскольку в туризме они составляют часть услуг размещения. Принятые в туризме комбинации размещения и питания:  
 
- ВВ - размещение + завтрак; 
- НВ - полупансион: размещение + завтрак + ужин; 
- FP - полный пансион: размещение + завтрак + обед + ужин. 
 
Обычно турист имеет возможность выбрать и заказать любую из этих комбинаций, при этом, заказывая ВВ как вариант обслуживания, турист выбирает его отнюдь не из-за соображений экономии. Действительно, туроператор получает значительные скидки при пакетировании услуг размещения и питания, поскольку гарантирует загрузку отелей и ресторанов. При этом «пакетные цены» могут быть в три-четыре раза ниже розничных. Что же приобретает турист, выкупая комбинацию ВВ или НВ? Прежде всего свободу выбора, поскольку в этом случае он может сам моделировать программу пребывания в туристском центре, по собственному усмотрению выбирая ресторан, или может отправиться на экскурсию, в которой обычно предусмотрен обед.  
 
Трансфер - доставка туриста от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно. Трансферы осуществляются с использованием автобусов, иногда такси или лимузинов, если такого типа трансферы включены в турпакет или затребованы туристом. 
 
Строго говоря, трансфер - это любая перевозка туриста в границах туристского центра. Поэтому сюда относят также поездки из отеля в театр и обратно, в музей и т. п. Но эти трансферы обычно не включаются в туристский пакет, поскольку клиенты их не всегда воспринимают как обязательную услугу. 
 
Этот пакет обязательности туристских услуг и отличает туристский пакет от туристского продукта. Действительно, приобретая пакет, включающий четыре обязательных базовых элемента, вы не только имеете значительные скидки от туроператора, поскольку приобрели серийный туристский продукт туристской компании, но всегда можете попросить туроператора расширить его за счет включения других услуг или сможете это сделать самостоятельно  непосредственно в туристском центре. 
 
После заключения Шенгенской конвенции (1995 г.) вопросы унификации требований к туристскому продукту стали особенно актуальны. Дело в том, что тур, приобретенный в одном месте, потребляется в другом, и только полное согласование позиций туроператора, туристского агента и туриста способно обеспечить взаимное выполнение обязательств. Согласно Международной конвенции по туристским контрактам (Брюссель, 1970 г.) такое согласование осуществляется на контрактной основе в форме ваучера, который подписывают все участники соглашения: туроператор, турагент и турист. В специальной директиве Европейского союза (ЕС) по пэкидж-турам от 15 июня 1990 г. приводятся обязательные требования к содержанию ваучера. Он должен иметь полную информацию о туре:  
 
- страна, город (туристский центр), куда направляется турист; 
- средства транспорта, используемые для перевозки туриста; 
- условия размещения туристов, включая расположение гостиницы, ее категорию, уровень комфорта, перечень обязательных услуг, включенных в стоимость тура; 
- условия питания; 
- даты начала и завершения тура; 
- программа пребывания с разбивкой по дням с указанием включенных экскурсий и социокультурных мероприятий; 
- паспортно-визовые формальности; 
- медицинская страховка; 
- минимально допустимое число участников тура; 
- предельно возможные сроки аннуляции тура (в ЕС - не позднее 20 дней до его начала); 
- комплексная цена тура; 
- компенсация за несоблюдение сроков, программы и условий пребывания туриста; 
название и реквизиты туроператора и туристского агента. 
 
Согласно этому контракту туроператор несет ответственность:  
 
- за соблюдение программы пребывания; 
- соответствие рекламы и предоставляемой туристу информации фактическому комплексу услуг;  
- произвольное изменение цены тура; 
- достоверность информации о туристском продукте.  
 
В случае нарушения одного из этих пунктов туроператор обязан компенсировать туристу не только материальный, но и моральный ущерб.

Формирование  турпродукта

Формирование  турпродукта представляет собой достаточно сложный многоступенчатый процесс, требующий комплексного, системного анализа и осуществляемый при выполнении ряда условий:

? проведение  маркетингового исследования рынка  для определения потенциального  потребительского спроса на различные  виды турпродукта;

? определение  видов, форм и элементов турпродукта, периодичности его предоставления;

? анализ реальных  затрат на разработку и реализацию  предлагаемого к продаже турпродукта;

? оценка экономической  эффективности и целесообразности  разработки турпродукта на основе данных о его предполагаемых доходах и расходах.

Планирование  туров должно обеспечить создание привлекательного и конкурентоспособного турпродукта для его последующей реализации на рынке. Планирование туров должно быть основано исключительно на предварительной оценке спроса и предложения на рынке.

Для этого необходимо определить основные параметры ожидаемого рыночного спроса:

- территориальные  границы рынка (город, район,  область, регион);

- социальный  состав клиентуры (молодежь, люди  со средними или высокими доходами, пенсионеры, домохозяйки и др.);

- виды туризма  и цели путешествий; возможные  объемы и сезоны поездок.

На базе тщательного  изучения и прогнозирования возможного рыночного спроса турфирма должна определить содержание своего турпродукта, т.е.:

Ё Страну путешествия и вид туризма. Если предусматриваются экскурсионно-познавательные туры, то выбираются страны с наиболее интересными туристскими достопримечательностями.

Если же фирма  намерена выйти с предложением туров  на отдых, то следует рассматривать  страны, обладающие соответствующими природными ресурсами: теплое море, солнце, пляж;

Ё Сезон и продолжительность поездок.

Для совершения экскурсионно-познавательных туров  в страны с умеренным климатом предпочтительны летние месяцы (май- сентябрь), а в страны с жарким климатом (Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Таиланд) - ноябрь- февраль, когда там спадает изнуряющая жара. Для туров на отдых в страны Средиземноморского региона несколько расширены границы: с апреля по ноябрь. Продолжительность поездки зависит так же от вида туризма: экскурсионно-познавательные туры и туры на отдых обычно имеет продолжительность в 1-2 недели. Шоп - туры ограничиваются 4-5 днями. Однако во всех случаях окончательные сроки пребывания туристов в стране определяются расписанием международных авиаперевозчиков, частотой полетов и наличием свободных мест;

Ё Маршрут, т.е. перечень городов или населенных пунктов, посещаемых туристами во время путешествия по стране, который определяется в зависимости от целей поездки. Так, в маршруты экскурсионно-познавательных туров входит посещение нескольких городов, обладающих наиболее интересными достопримечательностями. Туры на отдых или лечение включают только место, где туристы проводят свой отдых или получают курортное и лечение, и город, через который они прибывают в страну и выезжают из нее. Иногда программы этих туров содержат один или несколько однодневных экскурсий в расположенные поблизости достопримечательные, места;

Ё Пакет и классность услуг. В зависимости от оценки рыночного спроса турфирма должна наметить содержание пакета услуг и его классность;

Ё Общее количество групповых или индивидуальных туров по каждой стране, с которыми турфирма намерена выйти на рынок, их разбивка по сезонам и месяцам планируется на основе оценки рыночного спроса.

На основе перечисленных  оценочных данных фирме следует  подготовить (в письменной форме) набор  туров или серий туров для  обсуждения с иностранным партнером (принимающей фирмой) и поставщиками услуг.

В идеале, подготовительную работу по созданию турпродукта по созданию турпродукта целесообразно начинать более чем за два года до первой отправки туристов по новому маршруту, новой программе или в новую страну.

Правила калькулирования себестоимости

Объектом калькулирования себестоимости для туроператора является отдельный турпродукт. Его себестоимость представляет собой стоимостную оценку материальных и иных ресурсов, используемых в процессе формирования, продвижения и продажи путевок.

Состав затрат, учитываемых при калькулировании турпродукта, определен Методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости туристского продукта и формированию финансовых результатов у организаций, занимающихся туристской деятельностью. Напомним, что они утверждены приказом Госкомитета РФ по физической культуре и туризму от 4 декаб¬ря 1998 г. № 402.

Итак, все затраты  туроператора подразделяются на производственные (связанные с формированием турпродукта) и коммерческие (связанные с его продвижением и продажей).

Производственные расходы

Производственные  затраты в зависимости от способа  их включения в себестоимость  турпродукта делятся на:

– прямые – это затраты, которые можно непосредственно включать в себестоимость соответствующего объекта калькулирования;

– косвенные (накладные) – затраты, связанные с деятельностью фирмы в целом, которые включаются в себестоимость соответствующего объекта калькулирования с помощью специальных методов (распределяются).

Прямые расходы

Пунктом 21 Методических рекомендаций определена типовая группировка  производственных затрат, включаемых в себестоимость турпродукта.

Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при производстве турпродукта. Это расходы на услуги:

–  гостиниц (иных организаций по размещению и проживанию туристов);

–  перевозчиков;

–  организаций общественного питания;

–  экскурсионных бюро  и иных аналогичных организаций по экскурсионному обслуживанию;

–  медицинских учреждений, санаториев и профилакториев по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;

–  связанные с оформлением визы и иные затраты по оформлению поездки;

–  организаций культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;

–  по страхованию туристов в период поездки;

–  гидов, сопровождающих;

–  иные услуги, используемые при производстве турпродукта.

Затраты, связанные с деятельностью производственного персонала. Сюда можно отнести:

– затраты на оплату труда менеджеров, включая вознаграждение персонала, которое выплачивается по договорам гражданско-правового характера;

–  страховые взносы в государственные внебюджетные фонды;

–  затраты, связанные со служебными разъездами в пределах пункта нахождения турфирмы или ее структурного подразделения, включая затраты по использованию в служебных целях личного автотранспорта работников.

Затраты подразделений туристической организации, участвующих в производстве турпродукта. К ним относят:

–  имеющиеся на балансе гостиницы, дома отдыха и т. д.;

–  спортивные сооружения;

–  транспортные средства (например, экскурсионные автобусы) и т. д.

Информация о работе Туристский продукт