Тенденции развития туризма в Иркутской области: Проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение тенденций развития туризма в Иркутской области.
Для решения поставленной проблемы необходимо решить следующие задачи:
o рассмотреть основные характеристики туризма в Иркутской области;
o уделить внимание таким аспектам как:
- Туристские ресурсы Иркутской области;
- Инфраструктура туризма в Иркутской области.
* выявить основные проблемы туристско-рекреационной отрасли Иркутской области;
* Определить задачи и направления для развития туризма в Иркутской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Характеристика туризма в Иркутской области……………….………5
1.1. Туристские ресурсы Иркутской области………………………………...5
1.2. Инфраструктура туризма в Иркутской области………………………...11
1.3. Задачи и направления развития туризма в Иркутской области………..13
Глава 2. Оценка состояния туристской сферы на территории Иркутской области……………………………………………………………………………19
2.1. Состояния туристской сферы на территории Иркутской области (на 01.01.2009 г.)……………………………………………………………………..19
2.2. Основные проблемы туристско-рекреационной отрасли Иркутской области……………………………………………………………………………23
2.3. Задачи и направления для развития туризма в Иркутской области……..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29
Список источников

Работа состоит из  1 файл

кур тур.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

    Намерение получить статус курорта регионального  значения выразили следующие санаторно-курортные  организации: «Ангара» (г. Иркутск), «Братское взморье» (г. Братск), «Русь» (г. Усть-Илимск), «Усолье» (г. Усолье-Сибирское), «Кедр» (г. Саянск). Они получили необходимые консультации и сейчас готовят пакет документации, проводят экологическую экспертизу и осуществляют перевод земель в категорию рекреационного назначения.

    Основной  задачей Агентства по туризму  Иркутской области является создание на территории региона современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского и санаторно-курортного комплексов, обеспечивающих превращение туристско-рекреационной сферы  в доходную отрасль экономики Иркутской области.10 

    2.3. Задачи и направления для развития туризма в Иркутской области 

    Как преодолеть сдерживающие факторы? Что  нужно для более динамичного  развития туристского бизнеса? Как добиться того, чтобы индустрия туризма стала более значимой в экономике региона, а ее продукция соответствовала растущим потребностям россиян и иностранных гостей?

    Во-первых, необходим узнаваемый и притягательный брэнд Иркутской области как  гостеприимного туристского региона. Нужна более активная реклама рекреационных возможностей Прибайкалья, продвижение всеми средствами регионального турпродукта на внутренний и мировой рынки.

    Во-вторых, для увеличения доходности регионального  туризма требуется сглаживание влияния фактора сезонности на активность туристских посещений. Этому могут способствовать более гибкая ценовая политика, мероприятия, расширяющие календарные рамки традиционного туристского сезона, а также развитие инфраструктуры зимних видов туризма (строительство и реконструкция отелей, кемпингов, баз зимнего отдыха, в том числе горнолыжных; проведение крупных событийных мероприятий регионального и всероссийского масштабов, таких как зимниады).

    В-третьих, необходима модернизация туристской инфраструктуры. Это увеличит эффективность использования туристских ресурсов и повысит рекреационную емкость наиболее посещаемых территорий. (Так, допустимая рекреационная емкость юго-восточного побережья Байкала оценена в 500 тыс. туристов за сезон, но уже при минимальном обустройстве можно повысить нагрузку до 1 млн 500 тыс. туристов за сезон без всякого ущерба для окружающей среды.)

    Нужна реконструкция гостиничного хозяйства, строительство небольших гостиниц среднего класса, отвечающих современным  требованиям, оснащение мест массового посещения иностранцев компактными туалетами.

    Учитывая  рост числа автолюбителей (в Иркутской  области более 360 тыс. легковых автомобилей) и растущую популярность автотуризма, следует развивать сеть кемпингов  и мотелей, модернизировать дорожное хозяйство.

    В-четвертых, очень важно создавать максимум комфортности для туристов, устранять  излишние административно-чиновничьи барьеры, сдерживающие рост въездного  туристского потока. (В странах, где  туризм достаточно развит, эти барьеры  минимальны. Органы власти этих стран осознают простую истину: турист — это кормилец, он едет в страну с деньгами и требует комфорта.)

    Для удобства иностранных гостей необходимо адаптировать к их запросам туристско-рекреационное  пространство наиболее посещаемых городов, прежде всего Иркутска. Для этого нужно указатели на главных улицах продублировать на английском языке, установить информационные стенды, которые помогут иностранным туристам ориентироваться в городском пространстве, издавать простые и понятные карты-схемы на английском языке, поддерживать в городе чистоту и благоустраивать его улицы и скверы.

    За  счет повышения комфортности и обеспечения  дополнительных туристских услуг можно  увеличить среднюю продолжительность  пребывания зарубежных туристов в Прибайкалье с 2-3 дней до 5 дней.

    В-пятых, следует осуществлять подготовку квалифицированных  кадров, в том числе обслуживающего персонала для гостиниц. (Туризм — это особая высокая индустрия, требующая четкости действий, высокой  культуры и доброжелательности. Мы научились готовить кадры для заводов, фабрик, шахт, рудников, но там работают с металлом, деревом, углем... В туризме надо работать с людьми, а это намного сложнее. Брак здесь недопустим. И такому умению необходимо учиться.)

    В-шестых, нужно совершенствовать транспортное обслуживание. Наличие современного международного аэропорта делает регион более доступным для гостей из дальнего зарубежья. Однако для расширения туристского потока требуется увеличение запаса регулярных рейсов, соединяющих Иркутск с зарубежными странами, в частности со странами АТР (Японией, Китаем, Кореей и др.). Важны и реконструкция Иркутского аэропорта с целью приема крупнофюзеляжных трансконтинентальных воздушных судов, доведение состояния терминалов аэропорта до международного уровня.

    Необходимы  строительство и реконструкция  автодорог, особенно в районах массового  посещения туристов.

    В-седьмых, следует осуществлять поддержку  и развитие внутриобластного туризма  и экскурсионной работы, в том  числе организовывать путешествия  в выходные и праздничные дни, в свободное от работы время. Данный вид отдыха вполне доступен для населения с невысоким уровнем достатка.

    В-восьмых, очень важно формировать доброжелательное отношение к туристам у местного населения. Туризм — это рабочие  места и источник дополнительных доходов.

    В-девятых, требуется совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере  туризма.

    В-десятых, необходимо обеспечить безопасность туристов в самом широком смысле этого  слова. Здесь важны профилактика правонарушений (патрулирование милицейских нарядов в наиболее посещаемых туристами общественных местах) и обеспечение безопасности в турпоходах (защита от переохлаждения, клещевого энцефалита, укусов змей, отравления ядовитыми растениями и т.д.), оказание экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях и др. Особенно большое значение имеет обеспечение безопасности в экстремальных турах и на отдаленных малодоступных территориях. 11

    И наконец, становление индустрии  туризма невозможно без поступательного  социально-экономического развития, без расширения торгово-экономических и культурных связей Иркутской области с другими регионами и странами. Туризм — это не только форма отдыха, но и важная сфера экономики.

    Экологические ограничения. Рекреационные ресурсы  не безграничны, при неэффективном использовании они могут быть исчерпаемы. Чрезмерная концентрация туристов при неразвитой инфраструктуре представляет опасность для окружающей среды. Так, за истекшие 50 лет в регионе безвозвратно исчезло несколько видов животных. Вот почему нужно бережно относиться к ранимой природе, рационально использовать ее ресурсы. Туристы должны всегда помнить о необходимости убрать за собой мусор, потушить костер и т.д.  

Заключение 
 

    Важно сформировать привлекательный имидж  Иркутской области, как гостеприимного туристского центра Восточной Сибири, своеобразных ворот на Байкал, транзитной базы между Западом и Востоком. Он должен обеспечивать безопасное и комфортное проживание, интересный досуг и здоровый отдых. Гости города должны иметь возможность знакомства с бытом населения, с памятниками истории и архитектуры всего региона. Подобная функция успешно реализуется. Более того, из-за роста потока приезжающих город все больше нуждается в развитии туристской инфраструктуры. Проявляется это особенно остро в летний период и во время проведения крупных общероссийских и международных мероприятий, таких, например, как Байкальский экономический форум.

    Основной  задачей Агентства по туризму  Иркутской области является создание на территории региона современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского и санаторно-курортного комплексов, обеспечивающих превращение туристско-рекреационной сферы  в доходную отрасль экономики Иркутской области.

    Cтановление индустрии туризма невозможно без поступательного социально-экономического развития, без расширения торгово-экономических и культурных связей Иркутской области с другими регионами и странами. Туризм — это не только форма отдыха, но и важная сфера экономики.

    Необходимо  ясно осознавать, что рекреационные ресурсы являются национальным достоянием страны, поэтому отношение к ним должно быть соответствующее.  
 
 
 

Список  литературы 

  1. Бронзовой С.И. Экология Прибайкалья, Иркутск, Исток, 2004г
  2. Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:Изд-во: БГУПЭ, 2004. Т. 4. - 248 с.
  3. Васильева М.И. Путешествие по Байкалу, Спб, ИВЦ Гамма, 2003 г
  4. Волкова Л.А. Кириллов А.Т. Маркетинг в туризме, СПб, Питер, 2005
  5. Воронова С.И. Путеводитель по Байкалу, М: Дело, 2003
  6. Галазий Г. И. Байкал. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 2003.
  7. Гусев О. К. Священный Байкал. Заповедные земли Байкала. — М.: Агропромиздат, 1986.
  8. Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и Ближнего зарубежья, СПб, СПбГУ, 2003г
  9. Даринский А.В. Туристические районы Российской Федерации и Ближнего зарубежья, СПб, СПбГУ, 2003
  10. Косолапов М.К. Рекреационные ресурсы Байкальского края , Улан Уде, ТИГ РАН, 2002
  11. Косолапов А.Б. География российского внутреннего туризма. Уч. Пособие. М:Кнорус. 2008
  12. 19. Матвеева М.С. «Живые памятники Прибайкалья» Иркутск, Исток, 2001
  13. Молотов В.С. Государственное управление природными ресурсами Байкальского региона / В.С. Молотов, К.Ш. Шагжиев; Под ред. В.П. Орлова, Н.Г. Рыбальского. – М.: Изд-во НИА-Природа, 2004.
  14. Симонов А.А. Заповедные места, Иркутск, ИГУС, 2005
  15. Тарасенок А. Виды экологического туризма. //Туризм и отдых. – 2000. - №21
  16. Тиваненко А. В. Вокруг Байкала. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство. 2002.
 
 

Список  источников 

  1. Галазий Г. И. Байкал. Web версия: http://www.icc.ru
  2. Данные официального сайта Иркутской области по статистике туризма в регионе www.irktur.irkutsk.ru
  3. Доходы от туризма в Иркутской области увеличатся до 60 млрд рублей к 2026 году http://www.irk.ru/news/20080208/profit.html
  4. Концепция развития туризма в Иркутской области на период до 2010 года www.irktur.irkutsk.ru
  5. Отчет о работе Департамента по туризму Иркутской области в 2006г www.govirk.ru
  6. Экологический информационно-методический журнал “Волна” 2(11) 2006 г.http://baikal-business.ru.
  7. www.pribaikal.ru

Информация о работе Тенденции развития туризма в Иркутской области: Проблемы и перспективы