Тенденции развития туризма в Иркутской области: Проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:49, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение тенденций развития туризма в Иркутской области.
Для решения поставленной проблемы необходимо решить следующие задачи:
o рассмотреть основные характеристики туризма в Иркутской области;
o уделить внимание таким аспектам как:
- Туристские ресурсы Иркутской области;
- Инфраструктура туризма в Иркутской области.
* выявить основные проблемы туристско-рекреационной отрасли Иркутской области;
* Определить задачи и направления для развития туризма в Иркутской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..3
Глава 1. Характеристика туризма в Иркутской области……………….………5
1.1. Туристские ресурсы Иркутской области………………………………...5
1.2. Инфраструктура туризма в Иркутской области………………………...11
1.3. Задачи и направления развития туризма в Иркутской области………..13
Глава 2. Оценка состояния туристской сферы на территории Иркутской области……………………………………………………………………………19
2.1. Состояния туристской сферы на территории Иркутской области (на 01.01.2009 г.)……………………………………………………………………..19
2.2. Основные проблемы туристско-рекреационной отрасли Иркутской области……………………………………………………………………………23
2.3. Задачи и направления для развития туризма в Иркутской области……..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………29
Список источников

Работа состоит из  1 файл

кур тур.doc

— 216.50 Кб (Скачать документ)

    Деловой и коммерческий туризм. Иркутск находится в центре Азии, на основной транспортной магистрали, соединяющей восток и запад страны. Это крупный торгово-транспортный узел Восточной Сибири. Здесь традиционно начинались пути на север и в Якутию, в Монголию и Китай.

    Иркутскую область регулярно посещают представители  различных дипломатических миссий, бизнесмены, деловые люди. В областном  центре проводятся крупные всероссийские, региональные и международные мероприятия, среди которых следует особо выделить Байкальский экономический форум, ставший уже традиционным и собирающий много влиятельных гостей, в том числе из-за рубежа.

      «Дикий» туризм. Был очень распространен в советский период, когда в свободное от работы время люди выезжали на автобусах и электричках в живописные места. Массовый характер «дикого» туризма был обусловлен низким достатком населения и отсутствием соответствующей инфраструктуры. С развитием индустрии туризма доля «дикого» туризма сокращается, он замещается более организованными видами, в том числе автотуризмом.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. . Оценка состояния  туристской сферы  на территории Иркутской  области

    2.1. Состояния туристской  сферы на территории  Иркутской области

    (на 01.01.2009 г.) 

    На  территории Иркутской области осуществляют деятельность 86 компаний, осуществляющих туроператорскую деятельность, а  также 115 компаний, осуществляющих турагентскую деятельность (в 2002 году было зарегистрировано 132 компании).

    В области насчитывается 212 гостиниц (в том числе в г. Иркутске 67) и 128 организаций отдыха (базы отдыха, туристические базы) с номерным фондом более 7 тыс. мест (в том числе в г. Иркутске 3,5 тыс. мест, из них не ниже I категории -1,8 тыс. мест).

    

    Учитывая, что развитие туризма непосредственно зависит от состояния гостиничной инфраструктуры, которая является одним из важнейших факторов, определяющих объемы въездного туристского потока, Агентством по туризму в 2008 году было проведено маркетинговое исследование на тему: «Разработка стратегической программы по развитию гостиничного комплекса в Иркутской области». 8

    На  основании исследования  были сделаны  следующие выводы:  

    - существует совокупность факторов, служащих объективными барьерами  для быстрого и качественного  изменения ситуации в туристской сфере региона: недостаточная бюджетная обеспеченность, неурегулированность земельных отношений, инфраструктурные ограничения, природоохранное законодательство, несоответствие выпуска специалистов образовательными учреждениями потребностям туриндустрии и ряд других условий;

    - туризм, относится к числу сфер, в которых успешными могут  быть только комплексные стратегии; 

    - районы Иркутской области крайне  неоднородны по уровню развития, доступности, наличию туристско-рекреационных  ресурсов, возможностям муниципальных администраций.

    В этой связи особую значимость приобретает  четкое зонирование региона для  целей развития туризма, определение  туристической специализации муниципалитетов, выработка подходов к продвижению  территорий в качестве мест, привлекательных для туристов.

    В рамках этой работы проведен отбор  территорий по определенным критериям  и оценка их туристского потенциала по видам туризма, составлен прогноз  необходимого количества коллективных средств размещения и их структуры.

    Всего, согласно прогнозам, к 2026 году необходимо построить 48 гостиниц и 510 коттеджей общей вместимостью 19 тысяч мест.

    Другими примерами деятельности Агентства  по туризму являются: участие в  создании визитно-информационного  центра (далее – ВИЦ) на территории  Прибайкальского национального парка. ВИЦ организован на кордоне ПНП «Мыс Большой Кадильный». Такое сотрудничество между администрацией Иркутской области и ГУ «Прибайкальский национальный парк» будет способствовать развитию туристско-рекреационного потенциала региона, экологического и природно-культурного туризма на Байкале, повышению качества рекреационных услуг; разработка предложений по развитию туристско-рекреационного потенциала Кругобайкальской железной дороги (распоряжение Губернатора Иркутской области от 7 ноября 2007 г. №558-р); работа по открытию авиарейса Иркутск – Мюнхен.

    В рамках решения этого вопроса  проведена работа по информированию  туристских организаций региона  о намерении немецкой авиакомпании «LTU» выполнять регулярные полеты по маршруту «Мюнхен – Иркутск», определены два консолидатора проекта: ООО «Гранд Байкал» и ООО «Фортуна турс & трэвел»,  подготовлен  визит делегации Иркутской области в Германию для проведения переговоров по реализации данного проекта.

    Нельзя  не упомянуть и создание, а также поддержка информационных web-порталов:  www.irktour.ru, www.irkvizit.ru с целью создания единой информационной базы данных туристских организаций Иркутской области.

    Туризм, как и любая другая отрасль  народного хозяйства, не может осуществлять свою деятельность без квалифицированных кадров.

    Агентство, по мере своих возможностей, оказывает  методическую и иную помощь в подготовке кадров, а также проводит мониторинг качества обучения в соответствующих  учебных заведениях. А на территории Иркутской области подготовку специалистов для туристской индустрии осуществляет семь ВУЗов (Иркутский Институт Международного туризма – филиал Российской Международной Академии туризма, Иркутский Государственный Университет, Байкальский государственный университет экономики и права и др.), 5 средне-специальных образовательных учреждений, 6 учреждений начального образования, в которых в настоящий момент обучается порядка 3765 человек.

    Обучение  ведется по специальностям: менеджмент туризма, финансовый менеджмент в туризме, менеджмент гостеприимства, менеджмент иностранного туризма, предпринимательство, менеджмент спортивного туризма, социально-культурный сервис и туризм, туризм, экскурсионное дело и экологический туризм, страноведение и международный туризм, менеджмент в сфере услуг, коммерция в сфере туризма.

    В 2008 году Агентством по туризму оказывалось содействие в повышении профессионального уровня специалистов, занятых в туристской сфере региона:

    - проведен выездной семинар с  представителями органов местного  самоуправления, малого бизнеса Усть-Илимского, Ольхонского районов;

    - в рамках международной туристической  выставки «Байкалтур-2008» проведен обучающий семинар  «Изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере туризма», который посетило порядка 200 специалистов.

    Достаточно  много времени и внимания требуют  выполняемые Агентством координация  и контроль по выполнению Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о безвизовых групповых туристических  поездках. В 2008 году была проведена следующая работа: согласованы, зарегистрированы и заверены печатью списки на 4087 российские группы и подтверждения на 55 групп туристов КНР; по списочному составу направлено в КНР 39855 российских туристов. По приглашениям уполномоченных турфирм Иркутской области на территорию РФ прибыло 683 китайских туристов. Агентством проверялись сроки пребывания на территории КНР российских туристов и въезд данных туристов на территорию РФ в месте пересечения государственной границы по отметкам пограничных служб на списках, не обойдены вниманием и китайские туристы - проверен срок пребывания на территории РФ 683 туристов КНР и выезд данных туристов в месте пересечения государственной границы (в соответствии с заявленным маршрутом) по отметкам пограничных служб на подтверждениях (списках).

           В результате принятых органом координации мер уполномоченные фирмы Иркутской области (ООО «Вояж и К», ООО ИБММТ «Спутник», ООО «Лавли Тур», ЗАО «Апекс ДГ Холдинг», ООО «РАМЭС») работали без грубых нарушений межправительственного Соглашения.

    Документооборот в агентстве по туризму Иркутской области, как и в  других подразделениях областной администрации, неотъемлемая часть повседневной работы.

    В 2008 году в агентство по туризму Иркутской области поступило 1157 входящих документов, из которых 41 документ состоял на контроле в канцелярии администрации Губернатора Иркутской области. На каждый контрольный документ был подготовлен своевременный ответ. 181 письмо было рассмотрено, принято к сведению и использовано в работе агентства по туризму. Количество исходящих документов составило 854, из которых 64 документа было составлено за подписью курирующего заместителя главы администрации и Губернатора Иркутской области. 790 документов было рассмотрено и подписано руководителем агентства  по туризму.

    Переписка агентства по туризму осуществлялась со структурными подразделениями администрации Губернатора  и администрации Иркутской области,  главами муниципальных образований Иркутской области, руководителями туристских организаций Иркутской области, федеральными органами исполнительной власти, представителями власти иностранных государств, туристскими организациями и средствами массовой информации зарубежных стран.

    В Агентство по туризму поступило  68 устных обращений  граждан Иркутской  области консультационного характера.

    За 2008 год Агентством по туризму проработаны и подготовлены проекты 79 нормативно-правовых актов: проекты постановлений, распоряжений, соглашений, приказов.

    В 2008 году проведено 5 конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Иркутской области в агентстве по туризму Иркутской области, а также  завершены первые этапы двух конкурсов на замещение вакантных должностей.

    Государственные закупки.

    В соответствии с Федеральным законом  РФ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» агентством по туризму Иркутской области проводилась работа по формированию заявок в автоматизированной системе «АЦК-Госзаказ»  на оказание услуг (выполнение работ) для государственных нужд Иркутской области путем проведения открытого конкурса, запроса котировок на право заключения государственных контрактов на выполнение работ, оказание услуг по организации и проведению  различных мероприятий по поддержке туристической деятельности.

    В течении 2008 года подготовлено 20 заявок на проведение открытых конкурсов, запросов котировок, по результатам проведения которых подготовлено и заключено 19 государственных контрактов.

    Подготовлено  и заключено 2 государственных контракта без проведения конкурсных процедур.

    В течение года формировались планы  закупок на год, поквартальные планы, ежемесячные кассовые заявки. Готовились отчеты по расходованию бюджетных средств, направляемых на мероприятия по поддержке  туристической деятельности. 9

    В результате проведенной работы, все  бюджетные средства, направляемые на мероприятия по поддержке туристической  деятельности, выделенные агентству  по туризму Иркутской области  в 2008 году освоены. 

      2.2. Основные проблемы туристско-рекреационной отрасли Иркутской области 

    Одна  из главных - недостаток гостиниц туристского  класса с современным уровнем  комфорта (т.н. сетевых отелей), резко  выраженная сезонность, недостаток высоко квалифицированных кадров, нехватка объектов зрелищно-развлекательной индустрии отдыха, например –  аквапарков, развлекательных зон по типу «Дисней Лэнда» и др.;

    Негативно влияют на ситуацию в туризме  удаленность  нашего региона от основных центров  туризма, высокая стоимость авиа- и железнодорожных перевозок. В итоге наш турпродукт получается не слишком конкурентоспособным.

    Как уже говорилось, среди функций  Агентства по туризму - управление в  области организации и функционирования лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения.

    Санаторно-курортный  потенциал Иркутской области  огромен: значительный запас минеральных  вод на территории (только объем  Ангаро-Ленского артезианского бассейна составляет 2700 куб. км минеральных вод), около 300 минеральных источников из скважин, 6 грязевых озер, обладающих лечебными свойствами.

    Всего на территории области функционирует 36 санаторно-курортных организаций  на 5600 мест.

    В 2008 году санаторно-курортное лечение прошло порядка 67 тыс. человек. Агентство по туризму проводило работу по признанию территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального значения и обеспечению подготовки необходимых документов.

Информация о работе Тенденции развития туризма в Иркутской области: Проблемы и перспективы