Сущность сферы услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание

Целью данной работы стала оценка деятельности предприятий сферы услуг. Были поставлены следующие задачи:
• Определить понятие сферы услуг,
• Изучить развитие сферы услуг в России, ее статистику и тенденции развития,

Содержание

Введение 3
1 Сущность сферы услуг 5
1.1 Понятие сферы услуг 5
1.2 Развития сферы услуг в России 11
2 Анализ сфера услуг в г.Уссурийске 18
2.1 Состояние сферы услуг 18
2.2 Перспективы развития сферы услуг в г.Уссурийске 24
2.3 Оценка текущей деятельности предприятия сферы услуг 28
Заключение 33
Списокизучаемых источников 35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 72.53 Кб (Скачать документ)

В-третьих,  сфера  услуг  обычно  больше  защищается  государством  от  иностранной  конкуренции,  чем  сфера  материального производства.  Более  того  во  многих  странах  транспорт  и  связь,  финансовые  и  страховые  услуги,  наука,  образование, здравоохранение,  коммунальные  услуги  традиционно  находятся  в  полной  или  частичной  собственности  государства  или  же строго  контролируются  и  регламентируются  государством.  Импорт  услуг  по  мнению  правительств  многих  стран,  может представлять  угрозу  национальной  безопасности  и  суверенитету,  поэтому  он  регламентируется  более  жестко  по  сравнению  с торговлей  товарами.

Возрастание  роли  и  влияния  сферы  услуг  на  экономику  вызвало  необходимость  проведения  исследований  с  целью  классификации  услуг  и  выявления  уровней  регулирования  сферы  услуг.

В  настоящее  время  сфера  услуг  является  одной  из  самых  перспективных,  быстроразвивающихся  отраслей  экономики.  Она охватывает  широкое  поле  деятельности:  от  торговли  и  транспорта  до  финансирования,  страхования  и  посредничества  самого разного  рода.  Гостиницы  и  рестораны,  прачечные  и  парикмахерские,  учебные  и  спортивные  заведения,  туристические  фирмы, радио-  и  телестанции,  консультационные  фирмы,  медицинские  учреждения,  музеи,  театры  и  кинотеатры  относятся  к  сфере услуг.  Практически  все  организации  оказывают  в  той  или  иной  степени  услуги.

Как  показывает  практика  развитых  стран,  по  мере  усложнения  производства  и  насыщения  рынка  товарами  растет  и  спрос  на услуги.  В  России  сфера  услуг,  пожалуй,  обгоняет  производственную  сферу  по  темпам  роста  и  по  появлению  новых  видов услуг,  по  ее  приспособлению  к  потребностям  рынка  и  потребителей.

Рынок  услуг  совершенно  не  похож  на  другие  рынки  главным  образом  по  двум  причинам:

1.       Не  существует  до  ее  предоставления.  Это  делает  невозможным  сравнение    и  оценку  услуг  до  их  получения. Сравнивать  можно  только  ожидаемые  выгоды  и  полученные.

2.       Присуща  высокая  степень  неопределенности,  что  ставит  клиента  в  невыгодное  положение,  а  продавцам  затрудняет продвижение  услуг  на  рынок [9].

Так как сфера  услуг является одним из главных  секторов экономики, то  проблема  ее  регулирования  ни  чуть  не  меньше,  чем  в других  отраслях  экономики.

1.2 Развития сферы услуг в России

Для России, как  и для многих стран мира, характерна ярко выраженная тенденция увеличения доли сервисного сектора в ВВП. Однако долгое время отечественная сфера услуг сильно отставала от аналогичного сектора экономик большинства развитых государств. В 1970–1980-х гг. во многих странах начался период бурного роста сервисного сектора, тогда как в экономике СССР сфера услуг играла отнюдь не ведущую роль, несмотря на очевидные достижения в области образования, здравоохранения, культуры и ряде других сервисных отраслей. Во многом это можно объяснить комплексным взаимодействием таких факторов, как жесткое государственное регулирование и отсутствие полноценных рыночных отношений между производителями и потребителями услуг, низкий уровень конкуренции сервисных организаций, государственная монополия на некоторые виды сервисной деятельности (внешняя торговля, страхование, банковская сфера и др.), негибкость большинства государственных производителей услуг при изменении спроса и предпочтений потребителей, механизм финансирования сервисной сферы (по «остаточному принципу»), почти полная закрытость отечественной сферы услуг для доступа из внешнего мира.

Безусловно, формирование новой системы социально-экономических  отношений в постсоветской России оказало благотворное влияние на развитие отечественной сферы услуг. Тем не менее, следует отметить некоторые сложности, сопутствовавшие процессу преобразования российской сферы услуг в начале 1990-х гг., когда наблюдалось снижение темпов производства, уменьшение реальных доходов населения, прокатилась волна массовых сокращений. Помимо бытовых существенно снизилось потребление платных услуг учреждений культуры (музеев, театров и кинотеатров), предприятий общественного питания (кафе и ресторанов), гостиниц. В целом среднегодовые темпы прироста потребления платных услуг снизились в 1991–1995 гг. на 24,9% [12].

Однако статистические данные не отражают еще одну характерную черту того периода — теневые отношения, которые, охватив многочисленные виды экономической деятельности, практически поглотили организации сервисного сектора Российской Федерации. Неформальное предоставление услуг, не требующее интеллектуальных ресурсов для разработки стратегии, внушительных материальных и финансовых затрат для ее реализации, замедлило развитие не только отдельных сервисных организаций, но и ряда отраслей отечественной сферы услуг. Перенос акцента на неформальный сектор услуг являлся закономерным способом адаптации населения к реализуемым реформам: в предоставление подобных услуг была вовлечена в первую очередь часть населения, не обладавшая исходными финансовыми, социальными и иными ресурсами для инициации официального бизнеса [4].

К началу третьего тысячелетия кризис в потреблении услуг, имевший место в период перехода от социалистической плановой экономики к рыночным отношениям, в целом был преодолен. Относительная стабилизация экономики страны благоприятно отразилась и на сервисной сфере: наметились тенденции к увеличению предложения и появлению новых видов услуг, совершенствованию качества и в итоге к повышению спроса на услуги и изменению его конъюнктуры. Такая активизация роли сервисного сектора в российской экономике стала возможной благодаря воздействию ряда факторов, а именно: приватизации, устранению монополии государства на некоторые виды услуг, созданию законодательно-правовой базы предпринимательской деятельности, либерализации ценообразования и формированию конкурентной среды, демонополизации внешнеэкономической деятельности [5].

В 2006 г. доля доходов  от сферы услуг в ВВП России составила уже 56% [19]. За периоды 1996–2000 гг. и 2001–2005 гг. среднегодовые темпы прироста потребления платных услуг в нашей стране увеличились соответственно на 2% и 5,4%. Доля расходов на оплату различных услуг в структуре расходов на конечное потребление домашних хозяйств также существенно возросла — с 13,8% в 2000 г. до 25,2% в 2006 г. [12].

Модернизация  экономики России не только стимулировала развитие традиционных сервисных видов деятельности, но и способствовала возникновению относительно новых для страны типов услуг, таких как аудиторские, консалтинговые, дизайнерские и другие. Можно утверждать, что за период с момента начала рыночных реформ до настоящего времени сфера услуг России вышла на качественно новый уровень развития, характеризующийся вполне цивилизованными рыночными отношениями.

В новых социально-экономических  условиях особую актуальность приобретает государственное регулирование деятельности отечественной сферы услуг и отдельных сервисных отраслей. Весьма значимыми для сервисного сектора являются:

■ законы РФ «Об  образовании», «О защите прав потребителей», федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об аудиторской деятельности», «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации»;

■ законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.п.;

■ ограничение или запрет импорта определенных услуг;

■ ограничение  деятельности иностранных компаний на внутреннем рынке услуг (например, им может быть разрешено осуществление только определенного вида сервисной деятельности и/или могут быть введены жесткие стандарты, квоты, налоги и другие ограничительные меры)[10].

В соответствии с общемировой тенденцией более половины малых предприятий относятся именно к сфере услуг. По оценкам специалистов, развитие малого бизнеса является одним из наиболее экономичных и быстрых путей ее расширения [6]. Принципиальную роль в развитии отечественной сервисной отрасли играет Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Сейчас на российском рынке уже успешно функционирует ряд международных франчайзинговых компаний, например Baskin Robbins, English First, Carlo Pazolini, Kodak, Sbarro, Subway и др. Среди отечественных предприятий, использующих франчайзинговые схемы ведения бизнеса, можно выделить такие, как «Эконика-обувь», «Ароматный мир», «Копейка» и др. Согласно результатам исследования рынка франчайзинга в Российской Федерации, проведенного компанией Deloshop, в 2007 г. в нашей стране действовало около 600 франчайзеров, при этом некоторые из них являются таковыми лишь формально, т.к. не обладают необходимыми компетенциями и не в состоянии соблюдать соответствующие «правила игры» [20]. Несмотря на это, перспективы расширения франчайзинга в России представляются весьма благоприятными в первую очередь в сферах торговли и общественного питания.

Одной из современных  тенденций, наблюдаемых в сервисном  секторе России, как и всего мира, является быстрое распространение новых технологий, в первую очередь информационно-коммуникационных. По данным Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, в 2010 г. число интернет-пользователей в нашей стране может превысить 45 млн [18].

Не менее  значимыми для отечественного сервисного сектора являются происходящие в стране социально-демографические преобразования, в частности гендерные изменения в сфере занятости. С увеличением занятости женщин и повышением их статуса в иерархии организации связывают рост потребления услуг по уходу за детьми, доставке товаров, разнообразных бытовых услуг, помогающих сэкономить время. В современной российской экономике в общей численности занятого населения удельный вес женщин достаточно велик и составляет примерно 50%. За 2000–2010 гг. доля женщин среди руководителей (представителей) органов власти и управления всех уровней увеличилась с 35% до 39%, а среди специалистов высшего уровня квалификации в настоящее время насчитывается уже более 60% женщин [12].

Принято считать, что потребление услуг имеет некоторую стратификационную привязку: одной из основных групп потребителей услуг в развитых странах выступает средний класс. Большая часть отечественных исследователей также полагает, что активное потребление услуг является одной из характеристик стиля жизни российского среднего класса. Основываясь на различных критериях его идентификации, оценка численности российского среднего класса варьируется весьма существенно. Независимо от количественной оценки отечественный средний класс рассматривается как социальная группа, не имеющая тенденции к сокращению численности и/или кардинальному изменению потребительских практик, что позволяет прогнозировать сохранение его активности на сервисном рынке и по меньшей мере неснижающийся спрос на услуги.

Еще одним важным фактором, стимулирующим дальнейшее развитие сферы услуг в России, является распространение системы кредитования граждан. Сумма кредитов, предоставленных физическим лицам, выросла за 2001–2010 гг. с 45 до 2065 млрд. руб. [12]. Полученные кредиты направляются, в том числе на оплату различных дорогостоящих услуг, в частности, достаточно востребованными являются банковские программы «Отдых в кредит», а также образовательные кредиты.

После открытия «железного занавеса» неуклонно растет количество зарубежных поездок российских граждан. Так, общее число выездов за границу в 2006 г. (без учета посещений стран СНГ) составило 15,7 млн. поездок против 8,4 млн. в 1995 г. С туристическими целями в 2006 г. выехало 7,1 млн. человек, в то время как в 1995 г. — 2,6 млн [12]. Такая активность населения, несомненно, способствует развитию российского туристического сектора, отрасли транспортных, финансовых и других услуг.

Укреплению российской сферы услуг способствуют не только позитивные тенденции, имеющие место в отечественном бизнесе, но и политика в отношении деятельности иностранных сервисных компаний на территории нашей страны. Открытие российского рынка услуг, либерализация внешней торговли, в том числе торговли услугами, содействуют активизации деятельности зарубежных поставщиков различных видов услуг.

Следует отметить, что, несмотря на очевидное общее увеличение импортно-экспортных операций, объемы импорта российских услуг превышают экспорт. По данным ВТО, в 2010 г. доля нашей страны в импорте коммерческих услуг составила 1,7% ($43,7 млрд), что соответствует 17-му месту в мировом рейтинге, а в экспорте — 1,1% ($30,7 млрд), обеспечив по данному показателю лишь 25-е место. Наибольшую долю в структуре экспорта коммерческих услуг в 2010 г. занимают транспортные (32,8% объема экспорта страны) и туристические (24,9%) услуги.

На протяжении двух последних десятилетий сфера  услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. Это связано  с усложнением производства, насыщением рынка новыми товарами, с быстрым  ростом НТП. 

Так в начале 2000-х годов сфера услуг в  экономиках ведущих зарубежных стран выросла в крупнейший сектор хозяйства: суммарная доля транспорта, связи, оптовой, розничной торговли, кредитно-финансовых учреждений, страхового бизнеса, бытовых, консалтинговых и социально-культурных услуг достигла 69-76% в ВВП. По темпам роста во многих странах лидирует комплекс весьма весомых новых деловых услуг, таких как службы маркетинга и рекламы, инженерно-строительные услуги, лизинговые операции, бухгалтерские и аудиторские услуги и т.д. Быстрей всего развиваются компьютерные услуги и услуги  служб по подбору персонала.

За последние  годы на рассматриваемые отрасли  в России приходилось 23% ВВП и 37% общей  численности занятых, то есть эти  показателе в 2-2,5 раза ниже, чем в  странах Запада [11].

Поэтому России необходимо прежде всего, преодолеть не соответствующую реальности теоретическую оценку сферы услуг как второстепенного сектора, а прежде всего государство должно содействовать формированию и развитию малого бизнеса, который в сфере услуг занимает важные позиции.

Необходимо  преодолеть катастрофическое отставание российской сферы услуг по научно-техническому уровню. Приоритетным направлением научно-технической  политики, и конверсионных программ особенно, должна стать разработка современных технических средств  для мелкого бизнеса, для конкретных операций в отраслях услуг. Особого  внимания заслуживает разработка системы  стимулов для внедрения инноваций  в производство. Применение маркетинга с учетом особенностей сферы услуг дает большой эффект, стимулирует производство и обновление ассортимента товаров и услуг. Его применение в управлении является необходимым условием  успешного экономического развития. Это позволило бы России успешно реализовать потенциал развития услуг.

2 Анализ сфера услуг  в г. Уссурийске

2.1 Состояние сферы услуг

Сфера услуг  города Уссурийска представлена в большом  многообразии. За последние годы данная сфера растет огромными темпами. Большое значение приобретают предприятия  сферы туризма и гостеприимства: активно строятся новые гостиницы  и рестораны, открываются новые  турфирмы. Город настроен на активное развитие въездного туризма. Сильно увеличить поток туристов за короткий промежуток времени не удастся, однако направление выбрано, город стремится  добиться успеха.

Информация о работе Сущность сферы услуг