Современное состояния и перспективы развития туризма в городах Алтайского края (по видам туризма)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:37, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы выяснить современное состояние развития различных видов туризма в городах Алтайского края и выявить перспективу развития различных видов туризма на Алтае.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Дать определение понятию «Туризм» и выделить виды туризма;

- Выяснить какие виды туризма развиты на территории Алтайского края и в каких городах;

- Выявить перспективы развития имеющихся видов туризма;

- Выяснить, возможно, ли создание нового направления в сфере туризму на территории Алтая.

- Дать рекомендации по совершенствованию развития различных видов туризма в Алтайском крае.

Работа состоит из  1 файл

курсовая р..doc

— 170.00 Кб (Скачать документ)

       уникальный  природный, экологический и ресурсный потенциал Алтайского края:

       - ландшафты и концентрация природных зон. Уникальность Алтайского края  заключается в наличии на его территории практически всех природных зон России: горной и предгорной (альпийской), лесной (таежной), степной и лесостепной. Уникальность природного комплекса признана на международном уровне – Алтайские горы находятся в числе пяти природных объектов мирового наследия ЮНЕСКО в Российской Федерации. По природному потенциалу Алтай, безусловно, входит в первую пятерку природных «туристических регионов» Российской Федерации  (наряду с Байкалом, Карелией, Уралом).

       - концентрация  до 5-7 природно-рекреационных и лечебных факторов на территории ряда районов края и международное качество данных факторов. К основным рекреационным и лечебным факторам относятся: климат, наличие лечебных грязей, глины, минеральных и лечебных вод, чистых водных ресурсов,  биоресурсов  и др. По ряду показателей (благоприятные метеорологические и климатические параметры, аэроионизация и озонирование, чистота горных рек и др.) Алтай находится на достаточно высоком уровне и опережает всемирно известные курортно-рекреационные центры (например, Швейцарию);

       -наличие большого числа природных объектов и памятников, привлекательных для туристов. Среди основных объектов – горы, пещеры, озера, реки, ландшафты (среди основных – горы и хребты, Горная Колывань, реки Бия, Обь, Катунь, Чарыш, Песчаная и многочисленные водопады, Тавдинские и Кыркылинские пещеры, Денисова пещера, Алейская и Кулундинская степи, многочисленные пресные и соленые озера, ленточные боры и другие природные объекты);

       -широкий набор видов и наличие больших запасов минеральных и биологических ресурсов.  В крае имеются уникальные ресурсы (огромная группа лекарственных растений,  минеральные лечебные воды и  грязи, биоресурсы) для развития индустрии услуг и товаров, связанных с оздоровлением, лечением, питанием, косметологией и т. д.

       Природных лечебных ресурсов и сырья достаточно для организации в крае высокотехнологичного оздоровительно-медицинского кластера и продвижения определенных алтайских брендов и товарных групп на российском и международном рынках;

       уникальное  культурно-историческое наследие:

       -имена и фигуры культурно-исторического значения общероссийского и международного масштаба, связанные с Алтайским краем: И. Пырьев, В. Шукшин, Г. Титов, В. Золотухин, М. Евдокимов, Н. Рерих, П. Паллас, А. Гумбольдт, А. Брем и др.;

       -многочисленные памятники, связанные с историей освоения региона разными народами, историей столкновений и взаимодействия цивилизаций и культур на территории Алтая.

       -наличие базовой инфраструктуры (сети организаций культуры и искусства) для «культурного» туризма. В настоящий момент на территории края идет формирование системы музеев-заповедников – современного формата культурных парков (на основе наиболее важных единиц (узлов) существующей сети музеев, археологического наследия и исторических памятников), которые в перспективе станут основой  «культурного»  туризма края; [6, с.190]

       значительный  социально-экономический потенциал развития туризма:

       -особое положение Алтайского края среди российских туристических центров. Алтайский край  входит в десятку туристических центров общероссийского значения, которые составляют для российских потребителей своего рода «список для обязательного  посещения» (к таким центрам относятся Москва, Петербург, «Золотое кольцо России», Карелия, Краснодарский край, Урал, Байкал, Алтай, Дальний Восток и т.д.).

       -наличие накопленного инфраструктурного потенциала. В крае функционирует   до 300 субъектов инфраструктуры туризма. Существуют развитые локальные туристические центры (левобережье реки Катуни, город Белокуриха, Горная Колывань, группа озер Завьяловского района и др.). Федеральный курорт Белокуриха обладает развитой лечебной и санаторно-курортной базой: 11 санаториев, 5 пансионатов, 4 гостиницы и 2 отеля; 

       -регион имеет перспективы стать лидером в развитии технологий оздоровления, медицины и отдыха в масштабе Сибири в целом. По  наличию лечебной базы и технологической платформы Алтайский край – лидер в Западной Сибири.

       Основные  тенденции и процессы, определяющие развитие индустрии туризма в  Алтайском крае

       В стратегической перспективе положительное (поддерживающее) влияние на развитие индустрии туризма в Алтайском  крае будут оказывать следующие  тенденции:

       -потенциал базовых потребительских рынков Сибири и Российской Федерации.  Данный потенциал определяется возможностями роста спроса на туристские  услуги со стороны жителей Сибири и Российской Федерации (в несколько раз) и ростом расходов туристов на территории Алтайского края (также в несколько раз). В стратегической перспективе будет увеличиваться количество туристов из европейской части Российской Федерации;

       -прогнозируемое возобновление интереса к России как к месту посещения иностранными туристами и управляемое увеличение количества иностранных туристов в Алтайском крае, которые могут формировать совокупный финансовый поток до    5 млрд. руб. в год;

       -наличие федеральных  инвестиций в туристическую инфраструктуру региона. Это такие проекты, как: особая экономическая зона туристско-рекреационного типа (далее – «ОЭЗ ТРТ») «Бирюзовая Катунь», планируемая единственная в Сибири игорная зона, федеральный статус курорта Белокурихи, инвестирование в ОЭЗ ТРТ «Манжерок» соседней Республики Алтай. Федеральные инвестиции в туристическую инфраструктуру в Алтайском крае могут составить до 30 млрд. руб.;

       -рост частных  и корпоративных инвестиций в сферу туризма. Продолжится рост инвестиций в землевладения, недвижимость и реализацию деловых проектов на территории края. Оценочные объемы возможных инвестиций составляют в стратегической перспективе до 20 млрд. руб.; 

       -рост интереса глобальных и российских гостиничных сетей  к российским регионам и Сибири в частности.  Инвесторами строительства отелей в данных проектах могут выступать как краевые, так и российские и зарубежные  компании. Оценочные объемы возможных инвестиций в гостиничную инфраструктуру международного уровня составляют в стратегической перспективе до 10 млрд. руб.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

 Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики.

 Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной  туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику.

 На  сегодняшний день существует множество  классификаций в туризме. Но уже  можно заметить, что каждый вид  туризма по-своему индивидуален, имеет  свои особенности. Также следует  отметить, что каждый вид туризма  должен быть тщательно спланирован, разработан и организован. Обязательно должны учитываться потребности, интересы и особенности участников туристического путешествия. Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристические, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристическую деятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

 Следует заметить, что не все особенности клиентов могут обуславливать наличие соответствующего вида туризма. Но с другой стороны учет таких особенностей, вполне возможно, позволит выявить новые виды туризма.

       Алтайский регион – это сложное территориальное образование, вобравшее в себя западные районы Алтая Саянских гор и южные районы Западно-Сибирской равнины.

       В более узком понимании Алтайский регион обычно рассматривается в пределах Алтайского края и республики Алтай. Но особый интерес для развития туризма представляет горная страна Алтай. 

      Чем лучше узнаёшь Алтай, чем больше видишь и понимаешь его, чем чаще удаётся сравнить эти горы с другими прекрасными горными системами – тем твёрже становится убеждение: Алтай Саянская горная страна, занимающая центр Азии – уникальное природно-историческое явление. Край достоин того, чтобы с ним ознакомился каждый имеющий интерес и возможности путешествовать насельник планеты Земля. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список используемых источников  

       1. В.Е Арефьев.,  А.В Чудов. Туризм на Алтае: предпосылки развития и проблемы полезности – Барнаул, 2004. – 128с.

       2. Браймер Р.А Основы управления в индустрии гостеприимства /Пер. с англ.–М.: Аспект Пресс, 2005.-342с.

       3. Закон РФ от 04.10.1996г. ”Об основах туристской деятельности в

Российской Федерации”.

       4. Козырев В.М.Туристская рента: Учеб.пособие.-М.: Финансы и статистика,2001 .-112 с.

       5. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: 2003.-547с.

       6. Социально – культурные туристские ресурсы Алтайского региона. Проблемы и перспективы использования. Материалы международной научно-практической конференции/ред. кол.: А.С. Кондыков и др. – Барнаул: изд-во АГИИК, 2004. – 220с.

       7. Менеждмент туризма: Туризм и отраслевые системы: Учебник.-М.6 Финансы и статистика, 2001.-272 с.

       8. Менеджмент туризма: Учеб. Для студентов /Авт.сост. И.В. Зорин.– М.:РМАТ,1998.345с.

       9. Основы менеджмента туризма /Науч. ред. В.А. Квартальнов. – М.: РМАТ,2002.-378с.

       10. Папирян Г.А.Менеджмент в индустрии гостеприимства.-М.6Экономика 2000.-207 с.

       11.  Алтай. Туризм. Отдых. Здоровье. – Барнаул: Изд-во «Принтал», 2004, 199с.

       12. Александров Г.И. Менеджмент в сфере услуг// ВНИИНТПИ: экспресс-информ. - 2005. - №3, -168с.

       14. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве/ В.С. Боголюбов. - М.: "Дело", 2002. - 253с.

       15.  Браймер К. Основы управления предприятиями и организациями индустрии гостеприимства// Alma mater: Вестник высшей школы. - 2005. - №6. – 447с.

       16. Елисеева Т.И. Организация и менеджмент гостиничного хозяйства/ Т.И. Елисеева. - М.: "Экономика", 2000. - 235с.

            17. Родионов  Л.М. Колывань камнерезная. Повествование о рудниках, горных инженерах, подмастерьях и мастерах/Л.М. Родионов - Барнаул, 1996. – 435 с.

          18. Караневский П.И. Учебно-методическое пособие по дисциплине "История предпринимательства в индустрии туризма и гостеприимства"/ П.И. Караневский. - М.: (б.и.), 2004. - 487с.

             19. Алтай. Туризм. Отдых. Здоровье. Путеводитель. – Барнаул, 2002.-230 с.

         20. Панкова Л.В. Особенности стратегического планирования на предприятии гостиничного хозяйства/ Л.В. Панкова. - СПб.: "Питер", 2001. - 222с.

         21. Поршнев А.Г. Менеджмент: теория и практика в России/ А.Г. Поршнев. - М.: "Экономистъ", 2003. - 364с.

         22. Уокер Д.Р. Введение в гостеприимство/ Д.Р. Уокер. - М.: "Финансы и статистика", 2003. - 367с.

           23. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туристский терминологический словарь. М., Советский спорт, 1999, - 384 с.

            24. Розен, М.Ф. Колывань и гора Змеиная/М.Ф. Розен. - Барнаул, 1993. – 286 с.

            25. Алтай – знакомое и неизвестное // Ресурсы Алтая и перспективы их освоения. – 2005. - № 2, 271 с.

            26. Менеджмент: Учебник/под ред. Проф. В.И. Королева. - М.:"Экономист", 2004. - 432с.

           27. Туризм в Алтайском крае // журнал "Отдых в России" - № 4, 2004

Информация о работе Современное состояния и перспективы развития туризма в городах Алтайского края (по видам туризма)