Сельский туризм как перспективное направление в отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы определяет тот круг задач, которые нужно решить для ее достижения.
Основными задачами являются:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме развития сельского туризма.
2. Исследовать развитие сельского туризма.
3. Определить роль и перспективы сельского туризма.

Содержание

Введение………………………………………………………………...................3
Глава I. История развития аграрного туризма…………………………………..6
1.1. Развитие агротуризма в Европе……………………………………………...6
1.2. Развитие агротуризма в России…………………………………………….11
Глава II. Сельский туризм как перспективное направление отрасли………...17
2.1 Роль и место сельского туризма в развитии регионов…………………….17
2.2 Развитие сельского туризма как перспективного направления отрас-ли………………………………………………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………27

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 65.22 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение………………………………………………………………...................3

Глава I. История развития аграрного туризма…………………………………..6

1.1. Развитие  агротуризма в Европе……………………………………………...6

1.2. Развитие  агротуризма в России…………………………………………….11

Глава II. Сельский туризм как перспективное направление отрасли………...17

2.1 Роль и место сельского туризма в развитии регионов…………………….17

2.2 Развитие  сельского туризма как перспективного  направления отрасли………………………………………………………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………….26

Список  литературы………………………………………………………………27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Введение

   По  мере экономического роста все большее  значение для национальной  экономики приобретает рекреационная сфера, в которой особое место может быть отведено сельскому или «зеленому» туризму.

   Сельский  туризм очень широкое понятие, общепризнанного определения которому пока не дано. С геодемографической точки зрения – это туризм за пределами городской черты на территории с низкой плотностью населения.

   С точки зрения организации рекреационного продукта – это набор разнообразных услуг от проживания в сельском доме, экотуров, приключенческих походов до непосредственного участия в жизни местного сельского населения.

     Сельский, «агро-» или «зеленый» туризм – это относительно молодое, но достаточно перспективное направление развития современного туризма.

   Впервые сельский туризм появился в Европе в пятидесятых годах ХХ века, когда жители мегаполисов охотно стали приезжать в село, чтобы отдохнуть от напряженной жизни в городе, пообщаться с природой, насладиться тишиной и покоем деревенской жизни, набраться новых сил для дальнейшего труда. Они останавливались на фермах, в сельских гостиницах, летних пансионатах, где можно было ночевать на сеновале, питаться экологически здоровой пищей, кататься на лошадях и ловить рыбу. В те времена остро встала проблема экологии во многих крупных городах и у людей, возникла потребность в общении с природой, в чистом воздухе, природной тишине и натуральных продуктах питания. Сегодня данный вид туризма развивается весьма быстрыми темпами, и в некоторых странах даже оттягивает на себя часть иностранного туристского потока. Сельскохозяйственное производство на сегодняшний день в развитых странах становится все более и более наукоемким, что вызывает резкое сокращение рабочих мест и ведет к повышению безработицы в сельской местности. К тому же постоянно возрастает опасность возникновения кризиса перепроизводства сельскохозяйственной продукции. Все это требует вовлечение людей в сопутствующие индустрии, такие как туризм, производство сувенирной продукции и так далее. В качестве хороших примеров можно привести такие страны как Италия, Франция и Ирландия.

   В широком понимании сельский туризм объединяет все виды туристической деятельности в сельской местности на экологически чистых ландшафтах, в семьях или на базе отдельных коттеджей, приспособленных для приема гостей – туристов. Этот вид туризма предусматривает знакомство с сельским бытом, с народными промыслами и традициями, экологический туризм привносит в сельский туризм элементы экологического воспитания, зеленый – в целом оздоровление, агротуризм – добровольное и посильное участие в отдельных видах сельскохозяйственных работ. В настоящей работе, мы не делаем различий между перечисленными разновидностями рекреационной деятельности, относя их все к сельскому туризму.

   Характерной чертой концепции эко-агротуризма является использование существующей социокультурной среды конкретной территории в качестве исходного ресурса для создания полноценного конкурентоспособного турпродукта.

   Объект  исследования – сельский туризм как  один из перспективных видов туризма.

   Предмет исследования – сельский туризм как  перспективное направление отрасли.

   Целью курсовой работы является анализ развития сельского туризма как перспективного направления отрасли.

   Цель  курсовой работы определяет тот круг задач, которые нужно решить для  ее достижения.

   Основными задачами являются:

  1. Проанализировать научную литературу по проблеме развития сельского туризма.
  2. Исследовать развитие сельского туризма.
  3. Определить роль и перспективы сельского туризма.

   В курсовой работе были использованы общенаучные  методы исследования: анализ и синтез, исторический метод, а также практический метод исследования – статистическая обработка данных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

    Глава I. История развития аграрного туризма

   1.1. Развитие агротуризма в Европе

   Cельский, или как его еще называют агротуризм, или деревенский, в Европе появился в начале 50-х годов прошлого столетия. В те времена остро встала проблема экологии во многих крупных городах и у людей возникла потребность в общении с природой, в чистом воздухе, природной тишине и натуральных продуктах питания. Сегодня данный вид туризма развивается весьма быстрыми темпами и в некоторых странах оттягивает на себя часть иностранного туристского потока. В качестве хороших примеров можно привести такие страны как Австрия, Италия, Франция, Кипр, а также – Финляндия, Литва и Польша.1

   В Западной Европе агротуризм переживает настоящий бум. Австрия, славящаяся своими горнолыжными курортами, активно инвестирует средства в развитие сельского и экологического туризма. Австрия давно уже стала туристической Меккой для туристов из разных стран. Только чистая прибыль за прошедший зимний сезон достигла десятка миллиардов евро. Летний сезон обещает тоже быть успешным. Желающих познакомиться с Австрией или просто отдохнуть от городской суеты где-нибудь в глуши австрийские крестьяне ожидают во всеоружии. Крестьянское подворье в Австрии представляет обычно большой дом, весь утопающий в зелени, а также солидное приусадебное хозяйство. Гостя здесь ждет уютная комната, для полноты ощущений могут и матрас сеном набить, крестьянская еда (все – экологически чистое, собственного приготовления) и все прелести деревенской жизни: кудахтанье кур, пение петухов поутру, запахи сена и парное молоко. Для тех, кто не умеет сидеть без дела, работы на подворье всегда хватит, зачастую это входит в программу отдыха. Очень популярен такой вид отдыха среди семей с детьми. Городского ребенка, видевшего курочек и козочек только в зоопарке, научат ухаживать за ними, научат ездить верхом. Часто бывает, что, приехав один раз на недельку, люди потом приезжают на целое лето. Развитию сельского туризма, как и туризма в целом, уделяется большое внимание.2

   Франция является законодательницей мод  не только в одежде – она во многом задает тон и в туристском бизнесе. Одной из последних новинок стал сельский туризм. Жителям необъятных просторов СНГ, все еще переживающим по поводу недоступности купаний в теплом Черном море, это не вполне понятно, но во Франции произошел туристский бум нового направления.3

   Еще в 1971 году во Франции была создана ассоциация «Туризм в сельской местности», координирующая организацию сельского туризма в национальном масштабе. В 1986 году 8 миллионов французов (примерно 1/4 часть всех отдыхающих) предпочли отдых в сельской местности, а в 1987 году таким образом отдыхали уже 9,2 миллиона французов плюс 5,2 миллиона иностранцев (из них 27% немцев, 25% англичан, 25% бельгийцев, 14% голландцев и 9% представителей иных наций). Сельским туризмом охвачены практически все департаменты Франции (сельская местность занимает 80% площади страны), хотя в общем доходе от туризма его доля составляет менее 10%.4 Однако есть и побочные эффекты: с развитием сельского туризма заметно оживилась предпринимательская активность в сельской местности, в частности, выросло число актов покупки-продажи недвижимости.

   Проблемы  сельского туризма рассматривается  во Франции не только в масштабе всей страны, но и на уровне отдельных  районов. Так, в департаменте Крёз он открыл возможности для дополнительной занятости сельского населения в летнее время. Самые популярные места отдыха в департаменте – берега естественных водоемов (прудов и озер). Местные власти стимулируют застройку прибрежных зон легкими домиками и создание искусственных песчаных пляжей, где летом организуют праздники, конкурсы рыбаков, разнообразные мероприятия для детей. Основные же занятия отдыхающих в сельской местности – это пешеходные, водные и конные прогулки, разные формы пассивного отдыха.5

   Сельский  туризм стимулировал и значительный рост числа туристских маршрутов  в окрестностях традиционных морских  курортов. Так, особенностью развития туризма на побережье Вандеи в последние годы стало включение в «рекреационный оборот» новых прибрежных территорий, что способствовало восстановлению памятников природы и культуры в этих районах.

   Туристы, естественно, отдыхают в конкретных населенных пунктах, поэтому разработки отдельных проектов по развитию сельского туризма доводятся до уровня деревень. В одной из таких образцовых деревень на площади в 1100 гектаров разместились три поля для гольфа, три первоклассных гостиницы, 1050 частных владений, бальнеологический санаторий.

   Особенностью  сельского туризма является то, что  туристы едут отдыхать только в сохранившиеся  старые деревни, выбирая естественные объекты.6

   Смысл сельского туризма во Франции  заключается в поддержании освоенности территории страны на достигнутом уровне. Поддерживать систему расселения можно, вероятно, было бы и путем вылавливания в Париже сбежавших из «неперспективных» сельских районов фермеров, не имеющих парижской прописки, и их высылки по основному месту жительства. Однако французское правительство пошло путем изменения функций сельских населенных пунктов. Сельское хозяйство страны не в состоянии более поддерживать ту систему расселения, которая сложилась в прошлом, поэтому и стало развиваться новое направление рекреации – сельский туризм.7

   На  Кипре все более популярным становится так называемый «природный» туризм. Согласно последним исследованиям, проведенным Кипрской организацией по туризму (СТО), все больше и больше туристов предпочитают отдых, максимально приближенный к природе.

   К 2004 году число желающих отдохнуть  на лоне природы достигло 60% от общего турпотока. Уже сейчас все большей популярностью пользуются знаменитые пешеходные тропы. В горах Троодоса и вдоль побережья полуострова Акамас. Исследуя потребности и пристрастия прибывающих на остров туристов, СТО, которая действует на Кипре с 1992 года, пытается расширить ассортимент услуг молодой туристической отрасли – агротуризма. В настоящее время на Кипре существует несколько туристских агентств, специализирующихся на продаже путевок в кипрские деревни, где туристам предлагают «кусочек деревенской жизни», знакомя с местными традициями и обычаями и народной кипрской кухней.8

   По  данным СТО, в настоящее время  на Кипре гостей ждут 60 туристических объектов, расположенных в 29 деревнях острова, общей вместимостью до 500 комнат. В прошлом году по линии агротуризма отдохнуло 9 180 человек, среди них 33,6% составили немцы; 21,3% − британцы; 16,8% − датчане; 7,7% − жители Австралии; 6,36 % − французы; 4% − ливанцы; 3,6% − бельгийцы; 1,8% − израильтяне; по 0,9% − норвежцы и шведы и по 0,45% − испанцы и канадцы. Русских любителей деревенского образа жизни среди 9 180 человек замечено не было.9

   Что касается Италии, то она является лидером  в Европе по аграрному туризму, так прибыль в этой стране в 1999 году превысила 350 млн. долларов при существующих 10 тысячах хозяйств, предоставляющих такие услуги (ВТО, 1999). Первоначально итальянское правительство, предполагало, что размещение туристов будет непрофильной деятельностью фермеров, позволяющей несколько укрепить их финансово-экономическое положение без необходимости больших инвестиций. Однако сегодня спрос на данный туристский продукт изменил саму концепцию агротуризма, который превращается для многих сельских жителей не в побочный, а основной вид деятельности.10

   В основном, данное направление туризма  развито в Северной и Центральной Италии, причем несомненными лидерами здесь являются Тоскана и Трентино-Южный Тироль. Именно в этих двух областях концентрируется почти половина агротуристских предприятий всей страны и именно сюда направляется половина турпотока этой сферы. Тоскана – это земля Флоренции, Пизы, Сиены и множества менее известных, но чрезвычайно интересных средневековых городов и монастырей, а Трентино-Южный Тироль – один из крупнейших европейских центров горного и горнолыжного туризма. Таким образом, успешное развитие агротуризма стало возможным здесь, прежде всего, на основе уже существующей хорошо развитой туристской инфраструктуры и «раскрученности» этих территорий. К этим двум факторам добавляются красота пейзажей, обилие культурно-исторических и природных достопримечательностей, хорошие вина и качественная местная кухня, которые занимают особое место в этой «формуле успеха». Следует отметить также, что основной вид транспорта, используемый в этой сфере туристами – это личный автомобиль, поэтому далеко не во всех регионах агротуризм может развиваться столь бурно и успешно.11

Информация о работе Сельский туризм как перспективное направление в отрасли