Разработка экскурсионного маршрута "Кант и Старый Кенигсберг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа

Описание

Цель работы:
1. Исследовать историко-культурные места города Калининграда связанные с жизнью и деятельностью выдающегося немецкого философа Иммануила Канта,
2. Разработать экскурсионный маршрут «Кант и Старый Кёнигсберг».
Задачи:
1.Изучить теоретические основы экскурсионного дела.
2.Рассмотреть историческую ценность объектов на острове Кнайпхоф и составить маршрут экскурсии «Кант и старый Кенигсберг».

Работа состоит из  1 файл

моя курсовая Стадник.docx

— 84.14 Кб (Скачать документ)

            Введение.

 

Современный туристский рынок требует нового подхода  к организации экскурсионной  деятельности как к одному из основных туристских продуктов. Туроператоры, создающие  экскурсионный продукт, должны иметь  свою оригинальную марку, учитывать  потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов  ведет к появлению новых экскурсионных  объектов, разнообразию продукта.

История столицы  Восточной Пруссии Кёнигсберга  насчитывает почти восемь столетий. В конце Второй мировой войны город был варварски разрушен. И вот уже более 60 лет Калининград (так теперь называется Кёнигсберг) принадлежит России и считается этаким российским островком Европы. Экскурсия по острову Кнайпхоф даст возможность постоять над надгробием великого философа Эммануила Канта у стены древнего Кафедрального собора, и, наполнившись метафизическими размышлениями, неспешно прогуляться по острову философа, где этот знаменитый кёнигсбержец, каждый день в семь часов вечера в любую погоду совершал прогулку по своему городу. Горожане даже сверяли по нему свои часы.

Тема экскурсии «Кант  и старый Кёнигсберг» выбрана  мной потому, что она способна вместить в себя прошлое и настоящее  нашего города. Отразить жизнь города и дать туристу первое представление  о Калининграде. Позже, турист может  узнавать город и множество иных его граней, сторон, например, фортификации города, промышленность, флору и  фауну, а также все остальные  замечательные уголки нашего края. А экскурсия, разработанная и  представленная в этой курсовой работе, поможет туристу понять с чего же всё начиналось, и как жил город в не столь далёком прошлом.

Актуальность данной работы в том, что выдающийся философ Иммануил Кант уже более двухсот лет остается одним из главных символов города, в котором он прожил почти всю жизнь и которому был предан всей душой и история, связанная с этим человеком хранится на острове Кнайпхоф. Экскурсия, созданная на основе жизни Канта должна стать опорой всех знаний экскурсантов о Кенигсберге – Калининграде.

 

Цель работы:

1. Исследовать историко-культурные места города Калининграда связанные с жизнью и деятельностью выдающегося немецкого философа Иммануила Канта,

2.  Разработать экскурсионный  маршрут  «Кант и Старый Кёнигсберг».

 

Задачи:

1.Изучить теоретические  основы экскурсионного дела.

2.Рассмотреть историческую ценность объектов на острове Кнайпхоф и составить маршрут экскурсии «Кант и старый Кенигсберг».

 

Объект исследования - жизнь  и деятельность И.Канта в Кенигсберге.

 Предмет исследования - развитие историко-культурного туризма.

 

В курсовой работе используются следующие методы исследования: аналитический, картографический,  метод сравнительного анализа.

Структурно курсовая работа состоит из введения, в котором  обоснована актуальность темы, сформулированы цель и задачи исследования; двух глав, раскрывающих обусловленные аспекты  исследуемой темы; заключения, где  представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.

 

 

 

 

Глава 1. Понятие  экскурсионного продукта.

    1. Понятие и сущность экскурсии, виды экскурсии.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в ХIХ в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем – «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Экскурсионный процесс и  задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем  виде. В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых  раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие  подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими  навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача). В решении  последней задачи большое место  занимает формирование умения видеть.[3]

Одной из важнейших задач любой экскурсии является выработка у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.

Экскурсия – методически  продуманный показ достопримечательных  мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, с ними связанных. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно. Рассмотрим несколько формулировок термина «экскурсия», которые были опубликованы в различных изданиях за последние 70 лет. Первая из них выглядит так: «Экскурсия – есть прогулка, ставящая своей задачей изучение определенной темы на конкретном материале, доступном созерцанию» (М. П. Анциферов, 1923 г.)

Характеризуя место экскурсионной  деятельности во вне-школьной работе с детьми, экскурсионист Л. Бархаш считал, что экскурсия – это наглядный метод получения определенных знаний, воспитания путем посещений по заранее разработанной теме определенных объектов (музей, завод, колхоз и т. д.) со специальным руководителем (экскурсоводом).

Приведем также одно из последних по времени опубликования  определений: «Экскурсия – особая форма  учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя – экскурсовода и руководимых им школьников – экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях (завод, колхоз, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или  
в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка)». Таковы мнения ученых-экскурсионистов.

Рассмотрим толкования термина  «экскурсия», данные в различных  словарях и энциклопедиях. Самое  раннее (1882 г.) толкование этому термину  дает В. Даль: «Экскурсия – проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.». В Малой советской энциклопедии (1931 г., т. 10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».

Подробное пояснение термину  «экскурсия» дает Большая советская  энциклопедия (1933, т. 63, с. 316): «…один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей  целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения...».

В Толковом словаре русского языка (под руководством Л. Н. Ушакова, 1940 г.) слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или  прогулка с научно-образовательной  или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия – коллективная поездка или поход  в достопримечательные места  с научной, общеобразовательной  или культурно-просветительной целью».

В Большой советской энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 63) дано следующее определение: «Экскурсия – посещение достопримечательных  чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и  т. д.), форма и метод приобретения знаний.

Проводится, как правило, коллективно, под руководством специалиста-экскурсовода». Другие толкования более позднего времени не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

В приведенных определениях экскурсии можно обнаружить некоторые  расхождения. Они не случайны и не дают оснований для выводов о  существовании противоположных  точек зрения на экскурсию. Каждая формулировка имеет отношение к функционированию экскурсии в определенный период времени. Отсюда – различия в формулировках  целей, задач и форм проведения экскурсий, характерных для того или иного  времени. С годами происходит усложнение задач. Перед экскурсиями ставятся иные цели, меняются формы их проведения. При этом ярче проявляют себя особенности  экскурсии, ее отличия от других форм культурно-просветительской работы. И  в то же время нельзя пройти мимо попыток отдельных ученых ограничить экскурсию более узкими рамками.

В некоторых словарях, например в Кратком педагогическом словаре (1989 г., с. 300-310) и методических пособиях, экскурсия рассматривается как  одна из форм наглядного обучения, учебно-воспитательной работы. При этом подчеркивается значение только одной из сторон, а именно то, что экскурсии переносят процесс  обучения в обстановку наблюдения предметов (объектов), находящихся в окружающей среде или выставленных в музее.

Путь развития экскурсии  идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, преследующей практические задачи, например, поиск лечебных трав. Затем перед  ней встали научные задачи, такие  как выявление экспонатов для  краеведческого музея. Поиски новых  форм самообразования выдвинули  перед экскурсиями общеобразовательную  цель. Стремление улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной превратили экскурсию в один из видов культурно-просветительской работы.

В настоящее время экскурсия  выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические  функции и признаки, своеобразную индивидуальную методику. В значительной степени она обогатилась по содержанию, формам проведения и методике преподнесения  материала и характеризуется  как неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Цели, задачи и формы проведения экскурсий показаны в таблице 1.(см. Приложение 1)

Итак, экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный  на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских  институтов и т. д.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия – сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

 

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной  работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет  свои особенности в организации  и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими  формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.[15]

 

Общими признаками для  всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин.) до одних суток.

2. Наличие экскурсантов(группы или индивидуалов).

3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.

7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).[6]

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков  лишает права называть проводимое мероприятие  экскурсией.

Помимо этих общих признаков  у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

– у автобусных – это обязательно выход из автобуса для осмотра памятников;

– у музейных – знакомство с материалами, расположенными на стендах;

– у производственных – демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии  состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Классификация экскурсий.[8]

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса  туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии  классифицируются: а) по содержанию; б) по составу и количеству участников; в) по месту проведения; г) по способу передвижения; д) по продолжительности; е) по форме проведения.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предпиятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события  излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве  в целом. Обзорные экскурсии имеют  свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой, прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю

Информация о работе Разработка экскурсионного маршрута "Кант и Старый Кенигсберг"