Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:32, дипломная работа

Описание

Посещение святых мест издавно представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

Содержание

Введение
Основные формы религиозного туризма.
Паломнический туризм.
Религиозный туризм экскурсионной направленности и специализированные туры.
Особенности организации религиозного туризма в России
Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма.doc

— 1.72 Мб (Скачать документ)

   Указом президента России Б.Н.Ельцина церковное имущество стало возвращаться РПЦ. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы.

К сожалению, при передаче церкви культовых сооружений возник ряд конфликтов между церковью и  музеями, находящимися на территории монастырей и храмов. Имеются различные прецеденты решения конфликтов, связанных с вопросами принадлежности зданий и другого имущества. Проблемы разрешаются в пользу церкви или достигаются компромиссы. Так, например, музей-заповедник, находившийся на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Московская обл.), был выведен за территорию монастыря. В Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре сотрудники музея не имеют права водить экскурсии по отдельным храмовым зданиям. В Иосифо-Волоцком монастыре исторический музей, посвященный этому монастырю, был ликвидирован. На основании приведенных примеров можно сказать, что при возрождении монастырской жизни светская культура России в лице музейного дела понесла ощутимые потери.

Однако есть примеры  мирного сосуществования монастырей и музеев на их территории. Так, Бородинский  музей-заповедник и Спасо-Бородинский женский монастырь совместно владеют постройками монастыря, решают вопросы его посещения и т.д.

Начиная с  конца 50-х годов по инициативе Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата вновь стали формироваться паломнические группы. Они полностью финансировались и поддерживались Отделом и были малочисленны, так что правильнее было бы называть их официальными делегациями. Но в то время было важно сохранить сам феномен паломничества. Большое значение в те времена имело для Востока, в первую очередь, для Иерусалима, появление русских паломников. Эти 10-15 человек, которые сначала только в пасхальные дни, а позже - три раза 6 год посещали Святую Землю, были как бы живой нитью, связывающей настоящее и прошлое. Они не давали забыть Иерусалиму о существовании Святой Руси. И пусть нить эта была тонкой, она давала надежду на то, что в будущем отношения могут быть развиты. Большинство из тех, кто жил тогда в России, не имели возможности посетить Святую Землю, и тем большее значение имели эти паломничества для нас: побывшие там люди рассказывали о святых местах, показывали сделанные ими фотографии. Сам впервые узнал, как выглядит Святая Земля, рассматривая такие фотографии.

Когда в жизни  нашей страны произошли известные перемены и люди получили возможность беспрепятственно выезжать за границу, паломничество стало возрождаться. В начале 90-х годов находились энтузиасты, которые собирались в путь, не зная точно, куда и на чем они поедут, и где будут останавливаться. Были и такие, кто изъявлял желание добираться до святых мест пешком, повторяя подвиг паломников прошлого. Русская Православная Церковь в то время еще не обладала структурами, которые бы в полной мере могли бы содействовать развитию массового паломничества. Реальную организацию паломнических путешествий тогда, в начале 90-х, взяли на себя многочисленные коммерческие и туристические организации. Как правило, они не имели никакого понятия о сущности паломничества, не говоря уже об опыте организации паломнических поездок. В результате между организаторами и участниками паломничеств часто возникали конфликты, и Отделу внешних церковных связей Московского Патриархата много раз приходилось заниматься их улаживанием. Именно поэтому Священный Синод Отделу внешних церковных связей начать работу по возрождению паломничества к зарубежным и российским святыням. В тот же период в ряде епархий и некоторых монастырях были созданы паломнические службы и организации, которые начали воссоздавать благочестивую традицию паломничества к отечественным святыням. В качестве примера приведу паломнические службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Одесской и Екатеринбургской епархий. А за последние годы в 11 епархиях на территории Российской Федерации созданы общеепархиальные паломнические службы. Всего же в епархиях, при приходах и монастырях работает 88 паломнических отделов и служб, открыты 47 гостиниц паломнического класса и 25 странноприимных домов.15 В качестве положительного примера можно привести работу паломнических отделов Екатеринбургской и Симферопольской епархий, паломнической службы Александро-Невской Лавры. В последние годы во время общецерковных торжеств, посвященных преподобному Серафиму Саровскому или принесению в Россию Тихвинской чудотворной иконе Божией Матери, организация паломничеств была проведена на весьма высоком уровне, что помогло принять в одном месте в дни празднований десятки тысяч богомольцев. На базе Крутицкого подворья в Москве создан Музей путешествий и паломничества по святым местам. Накопленный в течение нескольких лет опыт организации паломнических поездок позволил Отделу внешних церковных связей выйти на новый уровень этой работы и создать в 1999 году Паломнический центр на базе гостиницы "Университетская". Главной задачей Центра является содействие возрождению православного паломничества и создание церковной гостиничной сети.

В настоящее  время Паломнический центр ведет работу по привлечению православных, проживающих за рубежом, для посещения российских святынь. В 2001 году стал выходить журнал "Православный паломник", что явилось возрождением дореволюционной традиции издания паломнических журналов. Открыт Интернет-сайт Паломнического центра. Возрождено, хотя и не в полной мере Императорское Православное Палестинское Общество, которое до революции осуществляло организацию паломничества во Святую Землю. Паломнический центр изучает историю русского православного паломничества и совместно с Палестинским Обществом проводит научно-церковные конференции, семинары, круглые столы по истории и актуальным проблемам современного паломничества. В ближайшее время в Паломническом центре предполагается открыть курсы для подготовки специалистов в сфере паломничества для епархий, монастырей и храмов.

Помимо официальных  церковных структур паломничеством занимаются православные общественные организации: Международный фонд единства православных народов, Международная паломническая служба "Святыни Православия", православное общество "Радонеж" и другие. В настоящее время существует 29 православных общественных и некоммерческих организаций, занимающихся паломничеством, в основном они расположены в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

По имеющимся  статистическим данным в 2004 году число паломников, выезжавших для поклонения православным святыням за границу, составило около 50 тысяч человек, с учетом стран СНГ - более 200 тысяч. Около 2 миллионов человек совершили паломничество внутри страны. Поток паломников в Россию из-за рубежа резко сократился после трагических событий в США 11 сентября 2001 г. По оценкам специалистов их число не превышает 15-20 тысяч человек в год.16

За семьсот лет на московской земле воздвигнуто более 60 обителей, но уцелели немногие. Монастырей, сохранившихся в комплексе со стенами и башнями, храмами и корпусами, службами и некрополями, и того меньше. В Свято-Данилов, Донской, Новодевичий, Рождественский, Высоко-Петровский, Сретенский, Симонов, Новоспасский, Крутицкий монастыри несколько столетий тянется вереница паломников.

В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ.17

В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.

1 Серафимо-Дивеевский  монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.

  1. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.
  2. Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.
  3. Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская),  Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.
  4. Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.
  5. Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская обл.
  6. Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.
  7. Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург 18

Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает вопрос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от признаков классификации одни и те же объекты могут оказаться в разных, даже противоположных группах. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности; 3) по составу несущих монашеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем.

  1. Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они 
    могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. В Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиалъный женский монастырь (Санкт-Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.
  2. Монастыри: а) принимающие паломников на ограниченный срок; б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнугиев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева лавра — на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы паломников, живущих на территории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

3. Монастыри: а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания; б) не предоставляющие таких услуг. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в паломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Паломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре, как Троице-Сергиева лавра, гостиницы — женский и мужской странноприимные дома — не могут вместить всех желающих. Макариево-Унженский женский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время,  например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская обл.).

Кирилло-Белозерский  мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл), не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе «Сиверская».

4. Монастыри, принимающие: а) только мужчин; б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская 
республика Афон, Греция), Пафнутьев-Боровский монастырь. Паломников обоих полов принимают многие монастыри России, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней, при наличии паспорта. Паломникам, прибывающим на несколько дней и больше, в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты строительными работами.

5. Монастыри: а) взимают; б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное проживание и питание  Как мы только что видели, в монастырях от паломников требуется выполнение работ, или послушание.

6.Монастыри:  а) предоставляющие транспорт паломникам; б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предоставлять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться на «перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей паломниками. Виды транспорта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь летнее время в воскресные дни организует переправу паломников через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пустыни несколько дней в неделю утром забирает паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

7.Монастыри, располагающие  на своей территории: а) музеи при  монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом монастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичьем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

8. Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством: а) православные гимназии, епархиальные училища, общеобразовательные школы; б) детские приюты и богадельни; в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском 
обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. Поэтому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе.  В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 девочек-сирот в возрасте 6—16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гимназии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свято-Никольском женском монастыре (Ивановская обл.) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек-сирот из неблагополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Казанском Девичьем женском монастыре (Калуга) в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада» для детей, родители которых страдают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует православный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалистами, оказывают безвозмездную помощь населению. За год принимают до 3 тыс. пациентов.

9. В каждом монастыре имеются свои особенности проведения служб, а также их расписание.19

Все эти особенности  следует учитывать сотрудникам  туристских фирм, планирующих и организующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа паломников хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения, следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки. расписанию в этот день.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

  1. на территории России;
  2. на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Гомельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан);
  3. на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и храмы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других;
  4. на двух территориях, играющих особую роль в жизни православных верующих, — Святой земле (Русская духовная миссия) и Афоне.

Информация о работе Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма