Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 14:32, дипломная работа

Описание

Посещение святых мест издавно представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако, в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.
В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

Содержание

Введение
Основные формы религиозного туризма.
Паломнический туризм.
Религиозный туризм экскурсионной направленности и специализированные туры.
Особенности организации религиозного туризма в России
Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма
Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма.doc

— 1.72 Мб (Скачать документ)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Кафедра Культурологи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа

на тему: КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА

 

Специальность: 020600 «Культурология»

Специализация: «Менеджмент в сфере туризма»

 

 

 

Выполнила студентка:

КОРЧАГИНА

Мария Александровна

группа К-502

 

Научный Руководитель:

К. к. н.

МИРОНОВА

Татьяна Николаевна

 

 

 

«Допустить к защите

В Государственной аттестационной комиссии»

Заведующий кафедрой

Д.с.н., проф. А.И.ШЕНДРИК

Дата__________________

 

 

Москва 2005.

 

ПЛАН

    1. Введение
    2. Основные  формы религиозного туризма.
      1. Паломнический туризм.
      2. Религиозный туризм экскурсионной направленности и специализированные туры.
    3. Особенности организации религиозного туризма в России
    4. Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма
    5. Заключение.
    6. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Посещение святых мест издавно  представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако,  в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.

В настоящее время  смысл и назначение многих культовых  объектов приобретает свой изначальный  смысл, они становятся объектами  поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

Необходимо отметить что, религиозный  туризм играет большую роль в системе  международного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломнические и экскурсионные поездки по святым местам и религиозным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных церемониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влияет на формирование самосознания и стереотипов поведения людей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии  туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и религиозный  туризм экскурсионной направленности.

По действующему законодательству РФ паломничество считается одним из видов туризма, с чем категорически не согласны церковнослужители. «Паломничество должно быть делом церкви… В связи с этим вызывает обеспокоенность наметившаяся тенденция смешивания паломничества с обычным туристическим путешествием», - заявил в 2000 году Алексий II.

Благодаря участию  в работе первой в православии  конференции «Православное паломничество: традиции и современность», которая  состоялась 27 октября 2004г. представителей паломнических служб не только столицы, но и областей, и ближнего зарубежья, разных епархий, благочинии, монастырей, приходов, представителей науки были четко обозначены наиболее важные проблемы

Одной из проблем  является не всегда правильное представление организаторами паломнических поездок духовной сути, содержания православного паломничества. Кроме того, в церковных кругах вызывает недоумение и даже опасение сближение современного паломничества с туризмом, о чем сообщил в своем докладе митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. На сегодняшний день в России не проработан правовой статус паломничества, которое является не коммерческой, а религиозной деятельностью. От паломнических служб требуют получать лицензии на туристическую деятельность, платить налоги наравне с туристическими фирмами, что совершенно неприемлемо для служб, не ставящих перед собой коммерческих целей

На конференции  были затронуты и многие другие важные вопросы, касающиеся деятельности паломнических служб в современных условиях. Например, обсуждались проблемы приема паломников в монастырях и приходах, которые на практике далеко не всегда разрешаются благополучно. Иногда в монастырях и храмах путешественники встречаются с невнимательным обращением, навязыванием ненужных платных услуг, отказом в общении со священством и другими проблемами. Все это может не только оттолкнуть их от продолжения паломничества, но и отвернуть от "дороги к Храму".

На конференции  обсуждалась также необходимость подготовки паломнических кадров, координации деятельности паломнических служб и оказания им необходимой организационно-методической помощи. Не раз в докладах выступающих звучали предложения о разработке примерных типовых уставов паломнических служб епархии, благочиния, монастыря, прихода.

В выступлении  С.Г. Галицкого, руководителя Паломнической информационной региональный службы (ПИРС, г. Санкт-Петербург), прозвучала тема необходимости информационного обеспечения паломничества - издания путеводителей, использования средств массовой информации, создания сайтов, призванных помогать и паломникам, и сотрудникам паломнических служб.

По мнению ряда православных церковнослужителей, турфирмы посягают на святое, церковь  предполагает обратиться к государеву с просьбой внести поправки в законодательство, цель которых - выделить паломничество из структуры турбизнеса и освободить от налогообложения, как религиозную деятельность. По словам директора паломнического центра Московской патриархии Сергея Житенева, «…только в пределах РФ в паломничество отправляются в среднем 2 млн верующих в год».1 Светским турфирмам РПЦ готова оставить религиозный туризм (экскурсионные туры к святым местам), к которому, по мнению священнослужителей, россияне прибегают намного чаше, чем к паломничеству.

«Федеральное  агентство по физкультуре,  спорту и туризму разделяет позицию православной церкви и Межрелигиозного совета России в том, что паломничество не является туризмом и считает необходимым законодательно отделить паломничество от туризма», - отметил в своем приветствии к участникам конференции глава ФАФСТ Вячеслав Фетисов. Поддерживают инициативу РПЦ и законодатели. «Нужно только создать правовую базу, чтобы недобросовестные предприниматели под видом паломничества не и извлекали прибыль», - заявил замглавы Госдумы по экономической политике Юрий Барзыкин.2

Пресс-секретарь  Российского союза туриндустрии считает, что инициатива РПЦ не вызовет  возражений и со стороны  представителей туриндустрии. «Говорить о том, что  это оторвет от турбизнеса значительную долю рынка нельзя, потому что единичные  турфирмы сейчас организуют подобные туры».

Однако руководителем  турфирмы, которые специализируются на паломничестве, считают иначе. «Мы  категорически против ухода из туристической  деятельности, - заявил директор паломнической  службы «Радонеж» Юрий Минулин. –  Появилось много турфирм, которые открыли отделы паломничества не для наживы, а потому, что они хотят исполнить свой религиозный долг. А куда девать людей, работающих в этих отделах? Что мы из сейчас – выкинет на улицу?»3 Для того, чтобы не потерять потребителя и продолжить свое существование на рынке не меняя специализации, туристический бизнес предлагает  подать соответствующие предложения в Государственную Думу в целях внесения в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» надлежащих изменений, отделяющих паломничество из понятия религиозного туризма и замены понятия собственно религиозного туризма понятием культурно-религиозный туризм.

Таким образом, основная цель данной работы состоит в том, чтобы  рассмотреть особенности организации  и перспективы развития религиозного туризма (основных его разновидностей) в России. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

-проанализировать  основные формы религиозного  туризма;

-выявить специфику  организации религиозных туров  экскурсионной направленности

-выявить специфику  организации паломнических туров;

-рассмотреть  перспективы развития религиозного  туризма в России.

 

 

 

Глава I.  ОСНОВНЫЕ формы РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА.

«Религиозный туризм — это самостоятельный вид  туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм, религиозный туризм экскурсионной направленности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение).»4

Религиозный туризм и  его разновидности представлены различными формами.

    1. Паломнический туризм.

В девяностые годы двадцатого века в общественный лексикон вошло забытое слово паломничество. Связи с падением железного занавеса и открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки не имели одной цели. Однако в значительной мере людьми двигало желание посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть этих поездок совершалось в страны, представляющие интерес и для религиозного человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристические агенства для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам малознакомое слово паломничество. В связи с чем возникла необходимость определить искомое понятие. «Паломничество pilgrimage — хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями.»5 Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный  характер и связано с совершением  богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Эта разновидность  религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с паломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей побуждает много различных мотивов.

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Паломничество предполагает определенное отношение человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей.

Одним из важных аспектов паломнических поездок  является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Можно выделить различные  виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимости от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые паломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Информация о работе Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма