Конкуренция на рынке туристских услуг: стратегия и тактика конкурентной борьбы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 18:36, дипломная работа

Описание

Целью дипломной работы является разработка стратегии развития туристической фирмы «РоссТур».
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
- исследованы теоретические аспекты конкурентоспособности турфирмы;
- дана характеристика туристической фирмы «РоссТур»;
- проведена оценка конкурентоспособности турфирмы разными методами;
- разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности туристической фирмы «РоссТур»

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкуренции в туристской отрасли 6
1.1. Конкурентоспособность туристского предприятия: понятие, сущность, формы 6
1.2. Методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке туристского бизнеса 13
1.3. Стратегия и тактика конкурентной борьбы предприятия туризма 27
Глава 2. Анализ и оценка конкурентных преимуществ турагентства «РоссТур» на рынке туристских услуг 32
2.1. Характеристика объекта исследования 32
2.2. Оценка конкурентных преимуществ предприятия туризма 51
2.3. Анализ действующей стратегии предприятия 11
Глава 3. Разработка конкурентной стратегии и тактики ОООООО, оценка ее эффективности.
3.1. Маркетинговые исследования потребителей
3.2. Разработка конкурентной стратегии.
3.3. Выбор средств и методов реализации конкурентной стратегии.

Работа состоит из  1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ГОТОВО.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)


Тема: «Конкуренция на рынке туристских услуг: стратегия  и тактика конкурентной борьбы»

 

 

 

Глава 3. Разработка конкурентной стратегии и тактики ОООООО, оценка ее эффективности.

3.1. Маркетинговые исследования потребителей

3.2. Разработка конкурентной стратегии.

3.3. Выбор средств и методов реализации конкурентной стратегии.

 

Введение

 

Актуальность выбранной  темы дипломной работы определяется тем, что современной экономике главным направлением финансово-экономической и сбытовой стратегии каждой турфирмы становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Поэтому компании в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на тактических решениях, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В последнее время  меняется само содержание понятия «конкурентоспособность» – односложное определение, связанное, прежде всего, с ценой, уступает место комплексному, в рамках которого такие характеристики, как качество, индивидуальный подход, профессионализм и уникальность приобретают особую ценность. Для предприятий туризма источником поступления денежных средств является клиент. Предприятия должны уметь привлекать клиентов, добиваться их лояльности и всячески стимулировать расходы на приобретение ими услуг. Туризм все больше ориентируется на привлечение повторных клиентов и на стимулирование дополнительных расходов с их стороны, предлагая широкий ассортимент турпродуктов и высокую культуру обслуживания, которая в условиях высокой конкуренции на рынке является важным фактором развития бизнеса.

В последние годы туристический бизнес стал привлекать все больше инвесторов. Это связано, прежде всего, с привлекательностью данного рынка в условиях экономического роста страны и благосостояния населения, а также с возможностями получения стабильной прибыли. Сегодня задача рационального использования потенциала в текущей деятельности дополняется исключительной важностью такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества туристской фирме в быстро меняющейся окружающей среде.

Целью дипломной работы является разработка стратегии развития туристической фирмы «РоссТур».

В соответствии с целью  поставлены и решены следующие задачи:

- исследованы теоретические аспекты конкурентоспособности турфирмы;

- дана характеристика туристической фирмы «РоссТур»;

- проведена оценка конкурентоспособности турфирмы разными методами;

- разработаны рекомендации по повышению конкурентоспособности туристической фирмы «РоссТур».

Объект исследования в данной работе – турагентство «РоссТур» города Иваново. В качестве предмета исследования выступает конкурентоспособность фирмы на рынке и пути ее повышения.

Исходными теоретическими положениями исследования являются:

  • общая теория туристского бизнеса, разработанная в трудах российских и зарубежных ученых, в том числе переведенных в нашей стране;
  • статьи по тематике туристского бизнеса;
  • исследования, прямо или косвенно затрагивающие отрасль туризма.

Ценным источником актуальной информации по ресторанному рынку, на которых представлены аналитические материалы, экспертные оценки, статьи и результаты исследований, являются отраслевые порталы – http://www.turizm.ru, http://www.tourlib.net, http://www.tonkosti.ru и др.

Вопросы, связанные с  регламентацией деятельности предприятия  общественного питания отражены в следующих ГОСТах:

- ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 16 ноября 2000 г. № 295-ст);

- ГОСТ 28681.3-95/ГОСТ Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное  обслуживание. Требования по обеспечению  безопасности туристов и экскурсантов»  (от 21 февраля 1994 г. № 32);

- ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения» (от 21 февраля 1994 г. № 34);

- ГОСТ 28681.1-95/ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» (от 21 июня 1994 г. №177).

Практическая значимость работы состоит в том, что результаты, полученные автором, могут использоваться рассматриваемым предприятием как рекомендации по повышению конкурентоспособности.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания. В работе также применялись как общенаучные методы исследования, такие как историко-логический, сравнительно-правовой, социологический, статистический, системный, экономический.

Структура дипломной  работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа выполнена на ___ страницах машинописного текста, содержит __ таблиц, ___ рисунков, список литературы содержит ____ источник.

Первая глава посвящена  теоретическим аспектам темы дипломной  работы, в ней рассматриваются основные термины и определения, сущность и конкурентоспособности на предприятиях туризма и методы ее оценки.

Во второй главе дается характеристика предприятия: история  развития, цели и задачи деятельности предприятия, анализируется уровень конкурентоспособности предприятия на рынке.

Третья глава  посвящена мерам для повышения конкурентоспособности предприятия туризма «РоссТур».

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты  конкуренции в туристской отрасли

1.1. Конкурентоспособность  туристского предприятия: понятие, сущность, формы

 

В силу многоаспектности применения данной категории в различных отраслях знаний в научной литературе существует ряд определений, подчас противоречащих друг другу.

В учебнике по маркетингу под редакцией Ващекина Н.П. предлагается следующее определение конкурентоспособности: «под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик предприятия, определяющих его успех на рынке, то есть преимущество именно этого предприятия над другими» [25].

Данное Абабковым Ю.Н. определение: «конкурентоспособность означает способность предприятия (потенциальную и/или реальную) выдержать конкуренцию», - более точно отражает сущность данной категории, но не объясняет, за счет чего может возникнуть эта способность [1].

«Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке»,- считает Н.Д.Эриашвили [26]. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Конкурентоспособность объекта определяется по отношению  к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.

Мескон М.Х., Альберт  М., Хедоури Ф. дают такое определение: «Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами или услугами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции».[28]

Конкуренция - состязательная работа между турфирмами за наиболее выгодные рынки сбыта. Дурович А.П. считает, что «…конкуренция выступает как высшая побудительная сила, которая заставляет субъектов рынка повышать ее качество, снижать затраты на производство, повышать производительность труда» [18].

В целом конкурентоспособность  предприятия это относительная  характеристика, которая выражает отличия  развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей  и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность предприятия  характеризует возможности и  динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность предприятия  зависит от ряда таких факторов, как:

- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

      • вид производимого товара;
      • емкость рынка (количество ежегодных продаж);
      • легкость доступа на рынок;
      • однородность рынка;
      • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
      • конкурентоспособность отрасли;
      • возможность технических новшеств в отрасли;
      • конкурентоспособность региона и страны.

Конкуренция - необходимое  явление при условии, что предложение  превышает спрос. Различают следующие  виды конкуренции:

    1. функциональная,
    2. видовая,
    3. предметная,
    4. ценовая.

Функциональная конкуренция  может возникать из-за того, что  одну и ту же потребность можно  удовлетворить по-разному.

Видовая конкуренция - предложение  аналогичных товаров разными  турфирмами.

Ценовая конкуренция  – предложение турпродукта  с регулируемой ценой.

Конкурентоспособность - это сравнительная, относительная  оценка свойств турпродукта или туристского предприятия. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых фирма сравнивает свой товар, то невозможно было бы определить ее конкурентоспособность.

Воронов, А. А. разбивает  объекты, обладающие конкурентоспособностью, на четыре группы [35]:

      • товары,
      • предприятия,
      • отрасли (как совокупности предприятий, предлагающих услуги),
      • регионы (районы, области, страны или их группы).

В связи с этим конкурентоспособность имеет следующие виды:

    1. Национальная конкурентоспособность
    2. Конкурентоспособность товара
    3. Конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда факторов:

      • конкурентоспособность турпродукта предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
      • вид производимого турпродукта;
      • емкость рынка (количество ежегодных продаж);
      • легкость доступа на рынок;
      • однородность рынка;
      • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на рынке туризма;
      • конкурентоспособность отрасли;
      • возможность технических новшеств в отрасли;
      • конкурентоспособность региона и страны.

К коммерческим условиям конкурентоспособности относятся:

      • ценовые показатели;
      • показатели, характеризующие условия поставок и платежей за поставляемые товары;
      • показатели, характеризующие особенности действующей на рынке производителей и потребителей налоговой системы;
      • показатели, отражающие степень ответственности турфирмы за выполнение обязательств и гарантий.

К организационным условиям относят:

      • обеспечение максимально возможного приближения к показателям, влияющим на снижение издержек обращения;
      • грамотное использование законов в отрасли, кодексами, правилами пассажирских перевозок, транспортными тарифами и другими основополагающими документами в этой области.

Стандарты играют большую роль в определении конкурентоспособности. Соответствие стандартам - это регламентируемый потребительский параметр, нарушение которого сводит конкурентоспособность предприятия к нулю, основные требования потребителей к техническим показателям находят отражение в национальном и международном стандартах.

Как показывает мировая  практика рыночных отношений, взаимосвязанное  решение этих проблем и использование  данных принципов гарантирует повышение  конкурентоспособности предприятия.

Информация о работе Конкуренция на рынке туристских услуг: стратегия и тактика конкурентной борьбы