Как по отчетности туроператора оценить его надежность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:48, реферат

Описание

Мария Булатова, директор ООО «Ирма-Аудит», член СРО «Центральное агентство антикризисных менеджеров», более 10 лет работает с турбизнесом. Сегодня она делится секретами о том, как, имея только официальную, доступную всем информацию, оценить надежность туроператора. Эта «инструкция» может быть полезна не только тем, кто в нынешнее неспокойное время пытается решить, с каким партнером можно работать.

Работа состоит из  1 файл

Nadezhnost_turoperatora(2).doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

А вот здесь  пришло время поговорить о чистых активах.

 

Что такое «чистые активы» и зачем  надо их оценивать. Если говорить упрощенно, чистые активы компании обычно равны 3-му разделу баланса, в котором содержится информация о собственном капитале организации, который складывается из уставного капитала, добавочного капитала и прибыли. Если компания на конец года имеет убыток, превышающие размер уставного капитала, то ее чистые активы будут отрицательными. А размер чистых активов ниже величины уставного капитала, по закону означает возможность ликвидации компании по решению налоговых органов, а также – обязанность компании в течении года или уменьшить свой уставный капитал до величины чистых активов (а если компания и так имеет минимальный по закону размер УК в 10000 руб., то это – технически невозможно) , или увеличить чистые активы, или же ликвидироваться. Вот вам и опасность нарушения «принципа непрерывности деятельности», т.е. того, что компания прекратит свое существование в течении года. Правда, многие живут с убыточным балансом годами. Налоговые органы, как правило, мало обращают внимание на бухгалтерский убыток и редко ликвидируют компании по этому основанию. А вот если компания имеет убыток по налоговой декларации по налогу на прибыль, с нее в 100% случаев потребуют как минимум объяснений. О том, почему может различаться бухгалтерская и налоговая прибыль, я расскажу дальше.

 

Почему  бухгалтерская прибыль не равна  налоговой. Бухгалтерская прибыль (или убыток), это та прибыль (или убыток), которую вы видите в балансе и отчете о прибылях и убытках. А вот в налоговой декларации по налогу на прибыль может стоять совсем другая цифра. Дело в том, что бухгалтерский и налоговый учет в России – это «две большие разницы». Основные отличия состоят в том, что ряд расходов и доходов, учитываемых в бухгалтерском учете, не учитываются для целей налогообложения прибыли, а также в наличии так называемых «нормируемых» расходов, т.е. расходов, которые в бухучете принимаются полностью, а а налоговом – только в пределах определенного норматива. Поэтому, как правило, налогооблагаемая прибыль всегда больше бухгалтерской прибыли. Декларацию по налогу на прибыль вам вряд ли покажут, но если вы видите в «Отчете о прибылях и убытках» достаточно значительную сумму по строке «Текущий налог на прибыль», при том что в целом по балансу организация имеет убыток, - не удивляйтесь. Это – нормально.

«Не малые» предприятия  также обязаны применять ПБУ 18/02, с помощью которого происходит «выравнивание» бухгалтерской и налоговой прибыли  в учете. Так что в отчетности контрагента вы можете увидеть такие  показатели, как «Отложенные налоговые активы» (ОНА), «Отложенные налоговые обязательства» (ОНО), и «Постоянные налоговые активы/обязательства» (ПНО, ПНА).

В принципе, это уже почти  «высшая математика», поэтому охарактеризую  эти показатели очень кратко.

Итак, ОНА равняются 20% (ставка налога на прибыль) от величины убытка, который в будущем может быть использован для уменьшения прибыли будущего периода. Т.е. если компания в этом году имела убыток для целей налогообложения (т.е. по декларации по налогу на прибыль) в размере 100 рублей, то ОНА будет 20 рублей. А если в следующем году компания получит 200 рублей прибыли, то заплатит не 40 рублей налога на прибыль, а только 20 рублей, т.к. уменьшит будущую прибыль на сегодняшние убытки.

Наличие в балансе ОНО  – наоборот, означает, что в будущем  компании предстоит уплатить дополнительный налог в размере этого самого ОНО. Т.е. по наличию ОНО можно понять, насколько возрастет налоговая нагрузка на компанию в будущем.

ПНА и ПНО – это показатель степени отличия бухгалтерской  и налоговой прибыли в текущем периоде, не влияющий на будущее. Эти показатели составляют 20% от разницы между бухгалтерской и налоговой прибылью. Например, если ПНА равно 20 рублей, это означает, что в бухгалтерском учете признано на 100 рублей больше расходов, чем учтено для налогообложения. Наоборот – бывает редко.

ОНА можно увидеть в  балансе по строке 1160 раздела 1, ОНО  – по строке 1420 раздела 4, а ПНО  и ПНА отражаются справочно в  «Отчете о прибылях и убытках».

 

Анализируем размер собственного и заемного капитала. Раз уж мы теперь все знаем о прибыли компании, то пора сравнить размер собственного и привлеченного капитала компании, точнее – их соотношение. Не выделяю пока это в отдельный шаг, поскольку раздел обязательств компании (в том числе по заемным средствам) мы будем анализировать несколько дальше.

Пока же скажу  следующее. Любая компания может  развиваться, привлекая два вида источников для роста: собственные  и заемные средства. Говорить о  собственных средствах, при величине уставного капитала в 10000 рублей –  смешно. Значит, ровно столько учредители компании вложили в дело собственных средств. А ведь минимальный размер уставного капитала, если верить формулировке, данной в законодательстве – это гарантия прав кредиторов.

Однако, не будем спешить  осуждать учредителей-минимальщиков. Посмотрим на раздел 3 баланса целиком. Как мы уже говорили, в этом разделе отражается не только уставный капитал, но и прибыль. Итог раздела 3 как раз и показывает нам «накопленную» величину собственных средств компании. А теперь сравним эту величину со строками 1410 «Заемные средства» (это – долгосрочные кредиты и займы) и строки 1510 «Заемные средства» (по данной строке отражаются краткосрочные кредиты и займы). Вот вам и ответ: за счет каких средств развивается компания. Кстати, по классическому финансовому анализу отношение заемного капитала к собственному, составляющее >1, говорит (наряду с другими признаками) о риске потери финансовой устойчивости компании.

 

Оцениваем качество прибыли. В финансовом анализе существует такое понятие, как «качество прибыли». Качество прибыли отражает источники возникновения прибыли и их надежность. Чтобы оценить качество прибыли, обратимся к «Отчету о прибылях и убытках».

По строке 2200 «Прибыль (убыток) от продаж» отчета о прибылях и убытках отражается прибыль от основной деятельности компании, в последующих строках к ней добавляются прочие доходы (т.е. доходы, не связанные с реализацией) и вычитаются прочие расходы, т.е. расходы, которые прямо не относятся к реализации. Для туроператора-международника в составе прочих доходов и расходов как правило наибольший вес имеют курсовые разницы, возникшие из-за изменений курсов валют, а также проценты за пользование заемными средствами.

В результате по строке2300 «Отчета о прибылях и убытках» мы имеем показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения».

«Качественной»  считается прибыль, большую часть  которой составляет прибыль от основной производственно-хозяйственной деятельности. Эта часть прибыли наиболее устойчива. А вот если от основной деятельности получен убыток, а итоговая прибыль образовалась в результате положительной разницы между прочими доходами и расходами, то такая прибыль считается менее качественной, т.к. может иметь случайный характер и возникнуть например, в результате изменения курсов валют или же как результат разовых операций: продажа имущества, списание кредиторской задолженности, взыскания штрафных санкций и т.п.

Оценив размер прибыли от основной деятельности, мы можем сказать является ли деятельность туроператора устойчиво прибыльной.

Если же основная деятельность принесла компании прибыль, а затем эта прибыль была «съедена»  прочими расходами, то надо оценить  характер этих расходов. В частности, по строке 2330 отражаются «проценты  к уплате». Если их величина составляет значительную часть прочих расходов, и приводит к убытку по строке 2300 «Прибыль (убыток) до налогообложения», то значит взятое туроператором кредитное бремя является непосильным и на покрытие процентов за кредит туроператор тратит средства, заработанные основной деятельностью, т.е. «проедает» свои оборотные активы и залезает для покрытия процентов в средства, предназначенные для расчетов с кредиторами.

 

Шаг 4. Хватит ли финансовой гарантии на всех. А также – о чудесах маскировки. Вопрос, который волнует нас больше всего – хватит ли «если что» финансовой гарантии туроператора на покрытие его обязательств перед туристами. Сам размер финансовой гарантии конкретного туроператора можно узнать на сайте Ростуризма, заглянув в реестр туроператоров. Теперь определяем: много это или мало.

А вот здесь  следует поговорить о чудесах  маскировки. Дело в том, что далеко не каждая компания, объявляющая себя туроператором, является таковой с  точки зрения ведения бухгалтерского учета. И это не их вина. В силу несовершенства нашего законодательства туроператоры, чтобы хоть как-то сократить налоговую нагрузку, вынуждены маскироваться под агентов, т.е. заключать с поставщиками услуг, входящих в тур, агентские договоры.

Чтобы определить, имеем ли мы дело с «замаскированным», надо сравнить показатели строки…. «Отчета о движении денежных средств» и строки 2110 «Отчета о прибылях и убытках». В строке…. отражается объем денежных средств, полученных от туристов, т.е. оборот, а в строке 2110 – размер выручки. Если эти два показателя отличаются в разы, скажем выручка составляет 10% от оборота, значит мы имеем дело с туроператором, работающим в основном по агентским договорам с поставщиками услуг. Кстати, показатель строки…. должен быть расшифрован по видам поступлений (за туры, за авиабилеты и т.п.), если доля поступлений от конкретного вида деятельности превышает 5%. К сожалению не все это делают.

При подаче в  Ростуризм подтверждения соответствия размера фингарантии, туроператор  указывает в справке именно показатель оборота, т.к. именно оборот отражает реальную величину обязательств туроператора перед туристами в случае нарушения обязательств.

Теперь определяем, хватит ли фингарантии на всех. Для  этого нам понадобится еще  один показатель – глубина продаж. Ее мы определим приблизительно, исходя из специфики деятельности конкретного туроператора. Если туроператор занимается в основном массовыми направлениями и пляжным отдыхом, глубина продаж у него не превышает 2-3 месяца. Если мы имеем дело с турператором, реализующим дорогостоящие туры, туры в экзотические страны или круизы, то глубина продаж у него может быть больше – до 5-6 месяцев. Конечно, не все туристы выкупают туры так заранее. Поэтому условно возьмем для первого случая в качестве глубины продаж 2 месяца, для второго – 4 месяца. В зависимости от сезона можно эту цифру еще скорректировать в ту или иную сторону. Теперь делим оборот, указанный в строке…. на 12 (получаем среднемесячный оборот) и умножаем на глубину продаж. Полученную сумму сравниваем с размером финансовой гарантии. Если она больше, то фингарантии может не хватить, если меньше – то со значительной степенью вероятности финансовая гарантия в состоянии покрыть обязательства туроператора.

 

Шаг 5. Сколько должен туроператор и  в состоянии ли он выдержать долговое бремя. Однако, долги перед туристами – это только часть обязательств туроператора перед кредиторами, причем наиболее ликвидная, в силу наличия финансовой гарантии. Попытаемся теперь оценить общий объем долговой нагрузки туроператора. Для этого смотрим на разделы 4 и 5 баланса. В разделе 4 отражаются долгосрочные обязательства, в разделе 5 – краткосрочные. При этом обязательства разделяются по видам: задолженность по кредитам и займам, задолженность перед поставщиками и подрядчиками, задолженность перед бюджетом, задолженность перед внебюджетными фондами, задолженность перед персоналом и прочие кредиторы.

Долгосрочные  обязательства – это те обязательства, срок погашения которых наступит более чем через 12 месяцев, краткосрочными считаются обязательства со сроком погашения менее 12 месяцев.

Здесь на настоящий  момент существует некая неопределенность. Дело в том, что раньше по закону организация могла переводить долгосрочные обязательства по кредитам и займам в краткосрочные, если до конца срока  их погашения оставалось менее 365 дней. Сейчас же обязательства признаются долгосрочными и краткосрочными на дату их возникновения и в дальнейшем не переквалифицируются. Поэтому возможно, до часа Х, т.е. момента, когда компания должна рассчитаться по кредиту, осталось 2 дня, а задолженность все равно числиться как долгосрочная, поскольку кредит изначально давали компании на срок более 12 месяцев.

Кстати, сам  по себе тот факт, что компании дают долгосрочные кредиты, можно считать  положительным. Значит банкиры, прежде чем выдавать кредит, оценили долгосрочную перспективу работы компании.

Теперь, когда  мы изучили разделы 4 и 5 по составу  кредиторской задолженности и суммам, начинаем их анализировать.

Сначала оценим так называемую «ликвидность баланса». Ликвидность баланса означает, что активы и обязательства компании примерно соответствуют друг другу по срокам погашения. Для этого из итога раздела 1 «Внеоборотные активы» вычтем итог раздела 3 «Капиталы и резервы» и получившуюся величину сравним с итогом раздела 4 «Долгосрочные обязательства». Если полученная нами цифра больше, значит собственные активы компании покрывают ее долгосрочные обязательства.

Затем сравниваем итог раздела 2 «Оборотные активы» с  итогом раздела 5 «Краткосрочные обязательства». Если величина оборотных активов больше величины краткосрочных обязательств, то можно говорить о том, что компания в состоянии обслуживать свой оборот и у нее не возникает «кассовых разрывов», т.е. нехватки средств для расчетов по текущим долгам.

Возможна ситуация, когда в активе мы имеем в большей степени долгосрочные активы (например, долгосрочная дебиторская задолженность или финансовые вложения), а в пассиве – в основном краткосрочные обязательства. Такая картина означает, что деньги от должников мы получим позже, чем нам необходимо рассчитаться с кредиторами, т.е. на лицо «кассовый разрыв», который может привести к потере финансовой устойчивости. Аналогичная картина в балансе возникает, например, и если компания направляет средства краткосрочных кредитов и займов или оборотные средства, полученные от покупателей и заказчиков, на финансирование долгосрочных проектов, например строительство собственного отеля. Золотое правило гласит: «долгосрочные активы должны финансироваться за счет долгосрочных кредитов», и никак наоборот.

Информация о работе Как по отчетности туроператора оценить его надежность