Как по отчетности туроператора оценить его надежность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 22:48, реферат

Описание

Мария Булатова, директор ООО «Ирма-Аудит», член СРО «Центральное агентство антикризисных менеджеров», более 10 лет работает с турбизнесом. Сегодня она делится секретами о том, как, имея только официальную, доступную всем информацию, оценить надежность туроператора. Эта «инструкция» может быть полезна не только тем, кто в нынешнее неспокойное время пытается решить, с каким партнером можно работать.

Работа состоит из  1 файл

Nadezhnost_turoperatora(2).doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Как по отчетности туроператора оценить  его надежность

Мастер-класс от Марии Булатовой

 

Мария Булатова, директор ООО  «Ирма-Аудит», член СРО «Центральное агентство антикризисных менеджеров», более 10 лет работает с турбизнесом. Сегодня она делится секретами о том, как, имея только официальную, доступную всем информацию, оценить надежность туроператора. Эта «инструкция» может быть полезна не только тем, кто в нынешнее неспокойное время пытается решить, с каким партнером можно работать. Она позволит и самим туроператорам сделать экспресс-оценку своего баланса, даже не обладая специальными знаниями.

Готовя этот материал, Мария Булатова старалась  избегать специальной терминологии и теоретических выкладок либо максимально просто объясняет смысл «умных слов».

 

Где взять нужную отчетность. Начнем с того, что бухгалтерская отчетность – это открытая информация, предназначенная для заинтересованных внешних пользователей, и существуют легальные способы ее получения.

Проще всего с открытыми акционерными обществами, они обязаны публиковать свою отчетность. Но таких в туризме – единицы. Если вы пользуетесь любой системой электронной сдачи отчетности («Такском», «Контур-Экстерн» и др.), то с ее помощью можно запросить выписку из ЕГРЮЛ на любое юридическое лицо, а также получить его бухгалтерскую отчетность, если, конечно, она есть.

 Не сдают бухгалтерскую  отчетность компании, применяющие  упрощенную систему налогообложения.  Но есть другие источники получения  сведений. Ряд интернет-сервисов помогают получить необходимую информацию. Например, через систему «Налоговая справка» можно за 250 рублей получить бухгалтерскую отчетность контрагента и выписку из ЕГРЮЛ. Аналогичная система «База данных Контрагент» берет за эту услугу 280 рублей. Через системы электронной сдачи отчетности также можно запросить информацию об аффилированных лицах компании или же выяснить, учредителем или директором какого количества юридических лиц является интересующее вас лицо. Это тоже открытая информация. Если у вас нет доступа к такой системе, то выписку из ЕГРЮЛ на контрагента можно получить и в любой инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС), заплатив 400 рублей госпошлины.

Итак, вы раздобыли отчетность интересующей нас компании. Тогда приступаем к ее анализу.

 

Шаг 1. Наличие аудиторского заключения. Обязательный годовой аудит должны проходить те компании, выручка которых за предшествующий аудируемому периоду год превысила 400 млн. рублей и/или «валюта баланса» (т.е. строка баланса, в которой написано «итого») опять же за предшествующий год превышает 60 млн. руб., а также в обязательном порядке, независимо от показателей деятельности, - ОАО. Они же, кстати, обязаны публиковать аудиторское заключение или выдержку из него вместе с бухгалтерской отчетностью.

Аудиторское заключение, как и сама отчетность, является публичной информацией, предназначенной для внешних заинтересованных пользователей.

Итак, если вам  в руки попал этот документ, обратить внимание надо на следующие моменты.

Во-первых, тип  аудиторского заключения. Оно может  быть безусловно-положительным, модифицированным (положительным с оговорками) или отрицательным. А также – в ряде случаев аудитор может отказаться от выражения мнения о достоверности отчетности.

Обращаю ваше внимание на то, что положительное заключение о бухгалтерской отчетности не означает того, что аудитор подтверждает надежность и непогрешимость туроператора, или его финансовую устойчивость. Если аудитор выдал положительное заключение, это означает, что он, со значительной (хотя и не 100%) вероятностью подтверждает, что данные, содержащиеся в отчетности, достоверны, т.е. соответствуют бухгалтерскому учету и первичным документам. Например, если из отчетности следует, что у туроператора огромный долг по кредитам, или большие убытки, но аудитор по документам определил, что это соответствует истине, то заключение будет положительным.

Другое дело, что добросовестный аудитор, видя столь  неприглядную картину, может включить в аудиторское заключение так называемую «часть, привлекающую внимание». Данная часть размещается после выражения мнения аудитора о достоверности отчетности и звучит примерно так: «не меняя высказанного нами мнения о достоверности прилагаемой бухгалтерской отчетности, обращаем внимание на….». Например, мы обязательно проверяем так называемое «допущение непрерывности деятельности», которое означает, что бухгалтерская отчетность составлена исходя из предположения, что данное юридическое лицо не имеет намерения или предпосылок для прекращения деятельности в течении ближайших 12 месяцев. В частности, мы всегда включаем в заключение «часть привлекающую внимание», если компания на конец года имеет отрицательные чистые активы. О том, что это означает, я расскажу несколько ниже.

Если в аудиторском  заключении написано, что «отчетность  достоверна за исключением….», то вы имеете дело с модифицированным аудиторским заключением. Раньше оно называлось условно-положительным. Как правило, такое мнение аудитор выражает, если обнаружил существенное отклонение какого-то показателя отчетности от учета и документов. У аудиторов существует методика оценки уровня существенности. Как правило, существенным признается отклонение свыше 3-5%. Возможна и другая причина выдачи модифицированного заключения, например, если аудитору не удалось собрать достаточно доказательств достоверности некого показателя отчетности и, следовательно, риск ошибки в этом показателе аудитор признает значительным. Хотя на самом деле ошибки может и не быть. Очень часто аудитор признает невозможность достаточно надежно подтвердить величину дебиторской или кредиторской задолженности из-за отсутствия актов сверок с контрагентами.

Поэтому обращайте  внимание на причину модификации  аудиторского заключения – она указана  в заключении. И делайте выводы – является ли для вас эта причина  существенной.

Отрицательное заключение или отказ от выражения мнения вам, скорее всего, никто не покажет. Отсутствие же аудиторского заключения в случаях, когда для компании прохождение аудита является обязательным, уже само по себе ставит крест на достоверности этой отчетности, поскольку в законе №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» прямо сказано, что в этом случае отчетность не может считаться достоверной.

Что дает вам  наличие аудиторского заключения у  контрагента? Это означает, что некое  третье, независимое лицо, обладающее специальными знаниями и полномочиями и видевшее не только отчетность, но и конфиденциальную информацию (данные первичных документов и бухгалтерских регистров), поручилось перед вами, как внешним пользователем, что цифры, которые вы видите в отчетности – достоверны со значительной, хотя и не 100%-й вероятностью. А значит на основе этих цифр можно делать какие-то выводы.

Если аудиторского заключения нет или компания не подлежит обязательному аудиту, то выводы, сделанные  на основании недостоверной отчетности (если она таковой окажется), могут также оказаться не соответствующими действительности.

 

Шаг 2. Рассмотрим отчетность в целом или «из  чего состоит баланс». Наиболее ценную и полезную информацию можно получить, анализируя годовую бухгалтерскую отчетность. Дело в том, что квартальная отчетность во-первых, составляется в более упрощенном виде (не все показатели раскрываются развернуто), а во-вторых, имеет сокращенное, по сравнению с годовой отчетностью, количество форм, а значит – информации для анализа.

В комплект годовой отчетности входят: Бухгалтерский баланс, Отчет о прибылях и убытках, Отчет о движении капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложения к балансу, а также – пояснительная записка к отчетности.

В «цивилизованном» мире основная информация раскрывается как правило  именно в пояснительной записке, которая в объеме может достигать весьма значительного размера. У нас же традиционно сложилось, что бухгалтер расценивает пояснительную записку как досадную и не ненужную лишнюю работу и, как правило, старается написать формальную отписку. Хотя каждое Положение о бухгалтерском учете (которых на сегодняшний день 22) требует, чтобы в пояснительной записке была раскрыта соответствующая информация и перечень этой информации. В общем, пояснительная записка в 2-3 странички – это несерьезно и свидетельствует о низком уровне бухгалтерской службы вашего контрагента!

Хотя и из самой «куцей»  пояснительной записки можно  почерпнуть много информации. Тем  более, что написана она «человеческим  языком», а не пронумерованными строками баланса. Например, обязательному раскрытию в пояснительной записке подлежит информация об аффилированных лицах, а также о размерах и содержании сделок с такими лицами.

Как мы уже говорили выше, проверку на аффилированность можно  провести и самостоятельно. И если эта информация не раскрыта в пояснительной записке – есть повод насторожиться. Именно из таких вот «недосказанностей» и вырастают потом огромные взаимные обязательства между аффлированными структурами, влияющие на права других кредиторов, или же наличие собственного «свечного заводика» где-нибудь на Кипре, куда утекают средства компании.

Сдавать годовую отчетность, состоящую только из Баланса и  Отчета о прибылях и убытках имеют  право только малые предприятия, не подлежащие обязательному аудиту. Так что если вы обнаружили «некомплект», это тоже повод насторожиться. Как правило, такие «внешние признаки» не свидетельствуют на 100% о неблагонадежности партнера, но являются указанием на уровень квалификации его бухгалтерской службы и организации системы бухгалтерского учета на предприятии, а значит – о потенциальных опасностях нарушений и злоупотреблений. А также, в ряде случаев, о неумении или нежелании руководства компании организовать нормальный учет и отчетность.

Начиная с 2011г все показатели в отчетности раскрываются на три даты. Например, в балансе за 2011г вы увидите данные на 31 декабря 2011г, на 31 декабря 2010г и на 31 декабря 2009г. Таким образом, сейчас стало легче увидеть и проанализировать динамику. Раньше в отчетности раскрывались показатели только на начало и конец текущего года и было невозможно сравнить эти данные с прошлым периодом, не обратившись к ранее сданной отчетности.

Итак, мы убедились, что держим в руках «правильный» (или напротив, «не правильный») комплект бухгалтерской  отчетности, с которым будем в дальнейшем работать.

 

Шаг 3. О самом  важном – о прибыли. В законодательстве закреплено, что целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли. И не надо этого стесняться. Если же вы видите по отчетности, что из года в год организация имеет убытки, то впору усомниться в истинных целях ее создания или квалификации ее менеджмента. Сомневаются в этом и налоговые органы. Так, в соответствии с законодательством, если организация является убыточной после двух лет существования, сам этот факт может являться основанием для ее ликвидации. Также, в настоящее время, налоговики очень не рекомендуют показывать в отчетности убыток, и если по итогам года компания имеет таковой, то в обязательном порядке получит от налоговых органов «письмо счастья» с требованием объяснить причину возникновения убытков.

Чтобы определить, сколько чистой прибыли (т.е. прибыли  после налогообложения) заработала компания в этом году, надо из показателя строки 2400 на 31.12.2011 вычесть значение показателя на 31.12.2010, для определения размера прибыли за прошлый год – из показателя на 31.12.2010г вычесть значение показателя на 31.12.2009.

Конечно, не секрет, что многие компании прячут или минимизируют прибыль. Только вот делать это становится с каждым годом все труднее и опаснее. Топорные методы вроде «фирм-однодневок» больше не работают, а лазеек в законодательстве становится все меньше.

Бывает и  обратная ситуация, когда компания необоснованно «раздувает» прибыль, поскольку под убыточный баланс банк не дает кредит.

Как понять, насколько  прибыль, отраженная в балансе, близка к истине?

Существует  несколько косвенных признаков, на которые стоит обратить внимание.

Если ежегодный  прирост прибыли есть, но он весьма незначителен по отношению к выручке  компании, а также этот прирост «невелик но стабилен» (т.е. примерно на одну и туже сумму ежегодно независимо от изменения объема выручки) скорее всего прибыль «нарисована». Причем прибыль может быть нарисована как в одну сторону (занижена с помощью «дополнительных» расходов), так и в другую сторону (завышена с помощью сокрытия части расходов).

Куда прячут расходы? В дебиторскую задолженность. Обратите внимание на строку «Расчеты с поставщиками» в активе баланса. Возможно, часть расходов, оплаченных поставщику, не была проведена по бухгалтерскому учету и в этой строке будет довольно значительная сумма авансов выданных. Хотя эта сумма может быть и вполне реальной. Если есть аудиторское заключение и аудитор не сделал замечание по этому виду дебиторки – сумме можно верить.

Кстати, если ваш контрагент использует агентские схемы работы с поставщиками услуг, то перечисленные поставщикам авансы должны отражаться по строке «Расчеты с прочими контрагентами». Хотя, строго говоря, авансовых перечислений в адрес комитентов вообще быть не должно. Подробнее об этом – читайте в разделе «Маскировка туроператоров под агентов».

Куда прячут убытки? Возможно, ваш контрагент применил другой способ не показать убыток в  балансе, а именно, спрятал не часть  расходов, а часть объективно сложившихся  убытков от деятельности. Например – хитро списал в учете убытки от сгоревших блоков мест не на внереализационные расходы, а, якобы, продал эти блоки третьему лицу. Тогда в балансе будет фигурировать несоизмеримо большая сумма дебиторской задолженности покупателей и заказчиков перед нашим туроператором. Вы поверите, что туроператор «отпускает» билеты и туры в долг или без оплаты? Нет, конечно и это возможно, но только если вы твердо знаете, что данный туроператор реализует туры с отсрочкой платежа. Но, такие акции во-первых, широко рекламируются, а во-вторых, как правило в схеме участвует банк, который и кредитует туриста, а туроператор получает все денежки сполна и сразу.

Информация о работе Как по отчетности туроператора оценить его надежность