История становления и развития экскурсионной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 10:58, реферат

Описание

В Европе путешествие как форма отдыха, развлечения и установления коммуникативных связей, развивается с античных времён. Мотивами поездок в другие регионы были торговля, образование, паломничество, лечение. Можно сказать, что в Древней Греции зародились и спортивные поездки-экскурсии – Олимпиады. В Средние века усиливается религиозный фактор путешествия – поклонение святыням христианства и мусульманства.

Содержание

Введение 3
Становление экскурсионного дела в Российской империи 3
Экскурсионные комиссии, бюро, комитеты 7
Экскурсионное дело в учебных заведениях 7
Экскурсии в годы советской власти 10
Современное состояние экскурсионного дела 12
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Работа состоит из  1 файл

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.doc

— 100.00 Кб (Скачать документ)

         К этому времени относятся  первые статьи, посвящённые экскурсионному  делу среди учащихся,  в  “Записках  Крымского  горного  клуба”,  в  журналах  “Русский турист” и “Русская школа”.

      Длительное время организация  экскурсий для учащихся  оставалась  делом  отдельных энтузиастов. Таким был педагог Александровской  учительской  школы  в Тифлисе – Николай Петрович Захаров. Важным средством  обучения  он  считал  экскурсии, на которых должны закрепляться знания, полученные на  уроках.  Он  знакомил своих учеников на экскурсиях с природой  Кавказа,  его  историей  и  культурой. Экскурсии совершались  обычно  всей  школой  пешком.  На  природе  учащиеся под руководством  преподавателей  наблюдали  различные  предметы  и  явления, учились  описывать  их,  составлять  геологические  и  ботанические  коллекции.  Н.П.Захаров  считал  обязательной  организацию   экскурсий   при  изучении истории, географии и других дисциплин естественного цикла.

      Важным толчком к расширению  экскурсионной деятельности  стал  циркуляр  министра народного просвещения от 2 августа  1900  г.  за  №20.185,  которым  отменялись летние каникулярные работы учеников и взамен  их  рекомендовалось  начальникам учебных заведений  и  педагогическим  советам  организовывать  в  период каникул для учащихся оздоровительные прогулки и путешествия.

     Определённую роль в развитии ученических экскурсий имело введение  9  марта 1902 г. специального тарифа №6900 на проезд  учащихся,  отправляющихся  в образовательные экскурсии. На всех  русских  железных  дорогах  для  групп  экскурсантов устанавливался  удешевлённый  проезд  в вагонах 3  класса,  а  воспитанникам низших учебных заведений при поездках на расстоянии до 50  км.  предоставлялся  бесплатный  проезд.  В  последующие   годы   условия   этого  специального  тарифа  для   учащихся,   совершавших   групповые   экскурсии,  несколько менялись, но он сохранился в общих чертах до 1917 г.

      Стихийно  развивавшаяся  экскурсионная   работа  в  учебных  заведениях  России постепенно начала получать теоретическую базу. К концу  1900-х  годов  в различных периодических изданиях стали появляться  всё  больше  статей,  в  которых предпринимались попытки освещения вопросов теории экскурсоведения.

      Важной вехой в этом отношении  явилась увидевшая свет в 1910  г.  Книга  “Школьные  экскурсии”,  написанная  группой  преподавателей   Петербургского  лесного коммерческого училища под редакцией Б.Е.Райкова. В ней впервые  были  разработаны основные принципы экскурсионной методики  и  предложена  система  учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов. Появление  книги  по  теории экскурсионного дела в лесном училище  не  было  случайностью.  Именно  оно в числе первых  в Петербурге включило местные   и  дальние  экскурсии  в  учебный  процесс,  как  обязательную  форму  работы,   тесно   связанную   с  преподаванием различных предметов.

      В 10-е годы XX в. в России начали  издаваться три специальных   журнала, посвящённых  экскурсионному  делу:   “Экскурсионный   вестник”   в   Москве,  “Русский экскурсант” в Ярославле и “Школьные экскурсии и школьный  музей”  в  Бендерах  в  Бессарабской  губернии.   Если   последний   журнал   полностью  посвящался школьному экскурсоведению, то два других   постоянно  публиковали  теоретические статьи по экскурсоведению, рассказы о совершённых  экскурсиях,  советы по организации экскурсий  в школе,  списки  рекомендуемой  литературы  по экскурсионному делу и др.

      Журнал  “Русский эмигрант” один  из первых  попытался  классифицировать  экскурсии для учащихся. Все  они группировались в восемь типов:

        1.  Историко-археологические экскурсии.  Они   подразделялись   на  ознакомительные  и  исследовательские.  Для  учащихся   наиболее  важным считался второй вид экскурсий. Участвуя в  них  школьники  исследовали  географические  особенности  местности,   памятники старины, старинные книги,  журналы,  рукописи,  гравюры,  иконы,  записывали предания, рассказы и песни местных жителей, описывали обряды и т.д. Собранные материалы предназначались для пополнения  коллекций школьного музея.

        2. Историко-литературные. Участники этих экскурсий посещали  места,  связанные  с  жизнью  выдающихся  писателей,   поэтов,   учёных,  художников,  государственных  и  общественных  деятелей.  Важное  значение  при  проведении  данного типа  экскурсий придавалось  встречам с современниками знаменитых людей.

        3.   Естественно-исторические.   Данные   экскурсии   имели   целью  познакомить школьников с природой той местности, в  которой  они  живут. Особое  внимание  в  них  обращалось  на  сбор  разливных  коллекций: ботанических, зоологических и геологических.

        4. Экскурсии на  фабрики и заводы  чаще  всего проводились для  учащихся  старших  классов.  Цель   их   была   определена   как  профориентационная.

        5.   Художественно-географические   и   этнографические   экскурсии  объединили  три  различных   вида   экскурсий:   художественные,  географические  и  этнографические.  Каждый  вид  в  отдельности  считался малодоступным для школьников,  поэтому  при  разработке  классификации из объединили в один тип.

        6. Экскурсии трудовой помощи возникли в период Первой мировой  войны  и представляли собой поездку групп учащихся в деревню для помощи  в сельскохозяйственных работах тем крестьянским семьям,  которые  из-за войны остались без рабочих рук.

        7. Выделение общеобразовательных и бытовых экскурсий было связано с  тем,  что  городские  школьники  совершенно  не  знали  деревню,  сельским столь же мало известно было о городе. Это и  определило  появление самостоятельных экскурсий по знакомству с жизнью  села  городских школьников и города – сельских.  Горожанам  показывали  поля, крестьянский труд и  быт,  природу,  деревенским  детям  –  вокзалы, поезда, улицы с трамваями, общественные здания, заводы,  фабрики и т.д. В течение учебного года побывавшим  на  экскурсии  поручалось сделать доклады об увиденном.

        8. Экскурсии отдыха и развлечений представляли  собой коллективный  отдых класса или всей школы на природе. Приведённая экскурсионная классификация  –  это  первый  опыт  анализа  всего разнообразия экскурсий, проводимых в России с учащимися.  Война,  начавшаяся  в  1914  г.,  отразилась  на  географии   школьных  экскурсий и путешествий. Резко сократилось количество дальних экскурсий,  но  продолжали развиваться экскурсии по территории своих губерний.

      С 1915-1917 г.г.   при  пересмотре  учебных  планов  и  программ  была  подписана  новая  программа   для   высших   начальных   школ,   в   которой  указывалось,  что  для  каждого  класса  должны  быть  разработаны  план   и  программа экскурсий, которые следовало бы проводить в учебные  часы.   Таким  образом,  в  школах  России  к  1916  г.  экскурсии,  связанные  с   учебным  материалом, были признаны равноправными среди других методов обучения.

      Серьёзным  препятствием  при   организации  экскурсий  со   школьниками  являлось отсутствие экскурсионных навыков у учителей.  Понимая,  что  слабое  знание  теории   экскурсионного   дела   мешает   качественному   проведению  экскурсий,   различные общества и  учреждения,  занимавшиеся  их  развитием,  начали открывать курсы подготовки руководителей экскурсий.

      В начале XX в. ещё не разрабатывались  методические  приёмы  экскурсий,  не   анализировались   особенности   показа   и   рассказа,   требования   к  экскурсионному рассказу, в то время главным было познакомить экскурсантов  с  уникальными  природными  и  историческими  памятниками,  сообщить  при  этом  определённую информацию, полнота которой зависела от знаний экскурсовода.

      С развитием экскурсионного дела  рос  и  интерес  к   освоению  методов  экскурсионной    работы.    Однако    отсутствие    единого    методического  экскурсионного центра в  России  не  позволило  создать  какой-либо  системы  подготовки руководителей ученических  экскурсий.  Советы  по  организации  и  проведению  экскурсий  можно  было  почерпнуть  из  журналов,  выходивших  в  различных губерниях России.

      Но  все  эти  литературные  источники  не  могли  полностью   заменить  специальной  учёбы  под  руководством   опытных   теоретиков   и   практиков  экскурсионного  дела,   поэтому   немногочисленные   курсы   по   подготовке  руководителей экскурсий, организуемые в различных городах, вызывали  большой  интерес учительской среды. Курсы были  платными.  В их  программу входили  лекции  и  экскурсии.   Ботанический,   зоологический,   гидробиологический,  геолого-географический  интерес,   проявленный   учителями   к   курсам   по  подготовке руководителей  естественно-историческими  экскурсиями  с  детьми,  свидетельствовал о прочных позициях, какие завоевало  экскурсионное  дело  к  середине 10-х годов XX в. в школах России. 
 

        ЭКСКУРСИИ В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ. 

      Свершившаяся Великая  Октябрьская   социалистическая  революция внесла  коренные  изменения  во  все  стороны  жизни  России.  Забота  о  воспитании  подрастающего поколения  потребовала  серьёзных  коррекций   и  в  программе  школ.  Была  поставлена  задача  привнести  в  школьное  обучение   активную  умственную работу, базирующуюся на личных практических навыках.  В  связи  с  этим в единой трудовой школе важное место отводилось  практическим  занятиям  и экскурсиям.

      Учителя   оказались   неподготовленными   к    немедленному    решению  поставленных перед ними задач. Поэтому одновременно требовалось учить  новым  методам преподавания педагогов, и организовывать  эффективные   практические  занятия и экскурсии с учащимися.

      Профессору  И.И.Полянскому  предложили   организовать   для   учителей Северной  области курсы по  естествознанию  с  большим  числом  практических  занятий и экскурсий. Эти курсы были организованы летом 1918 г. в  Павловске.  Занятия посетили два потока слушателей.

      Дальнейшие усилия по  привнесению   экскурсионного  метода  в  школьное  обучение вылилось в создание в феврале 1919 г. экскурсионной секции,  задача  которой состояла в организации школьных экскурсий. Однако она  прежде  всего  начала  создавать  загородные  естественно-исторические   станции,   которые  должны были  принимать  школьников  для  проведения  с  ними  экскурсий  под  руководством опытных педагогов. С лета 1919 г. первые станции  в  Павловске,  Детском  (Царском)  селе,  на  Лахте,  в  Сестрорецке,   Петергофе   и   при  Каменноостровском   сельскохозяйственном   институте   приняли   школьников-экскурсантов.

      Через год после начала экскурсионной  кампании (  01.01.1920  г.)  было  утверждено “Положение об экскурсионной секции и экскурсионных  станциях  при  Коллегии  единой  трудовой  школы  Комиссариата  Народного  Просвещения”,  в  котором  уточнялись задачи экскурсионных станций:  “Разрабатывать  для  школ  экскурсионные планы и маршруты,  содействовать  совершению  самих  экскурсий  школами как на экскурсионные  станции,  так  и  помимо  них,  организовывать  лекции и курсы для подготовки руководителей экскурсий, издавать  посвящённые  экскурсионному делу книги, журналы и т.п.”.

      В  1922  г.  работа  экскурсионных   станций  в  значительной   степени  нарушилась из-за  сложного экономического положения  в  стране.  Были  резко  сокращены штаты как экскурсионной секции,  так  и  экскурсионных  станций  в  связи  с  общим  сокращением  по  всем  правительственным   учреждениям.   В  дальнейшем экскурсионная секция  и  экскурсионные  станции  прекратили  своё  существование.

      В  начале  20-х  гг.  стали   проводиться   конференции   по   вопросам  экскурсионного  дела.  На  них  закладывалась  теоретическая   база   широко  развитой в нашей стране экскурсионной деятельности.

      Также в связи с необходимостью научного изучения экскурсионного дела в  1921 г. были созданы три научно-исследовательских учреждения:  Центральный  музейно-экскурсионный  институт  в  Москве;  экскурсионный  отдел  Институте  методов внешкольной работы; научно-исследовательский экскурсионный институт  в Петрограде. Цели организаций были следующими:

         1. изучение экскурсоведения  (теоретические и практические основы);

         2. обобщение опыта работы  различных учреждений  в экскурсионной  сфере (просветительских организаций, школ и др.);

         3. проведение лекций  по  экскурсионной тематике,  систематических  курсов по  привлечению   к  экскурсионному  делу  более  широких  кругов общественности;

         4. организация конференций   и   съездов   по   теоретическим   и   практическим вопросам.

      Научно-исследовательские   организации,   созданные   в    1921    г.,

просуществовали недолго. Через несколько лет  они  были  расформированы  или  реорганизованы.

      В 1936 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов  создал  Туристко-экскурсионное  управление ВЦСПС, которое должно было стать  ведущей  организацией  в  стране  по  развитию   туризма,   экскурсионного   дела   и  альпинизма.  С самого начала ТЭУ было ориентировано  только  на  развитие  и  совершенствование  плановых туристских маршрутов. Это  послужило  толчком  к  изменению устава ТЭУ. В новой его редакции  обратили  внимание  на  создание  при общественных организациях и учебных заведениях секций  по  туризму,   на  организацию путешествий и  экскурсий   во  время  отпусков  трудящихся  и  в  выходные дни. 
 
 

Информация о работе История становления и развития экскурсионной деятельности