Гастрономический туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:48, курсовая работа

Описание

Туризм играет одну из главных ролей в мировой экономике. Туризм обеспечивает свыше 10 % мирового национального продукта [5, с. 8]. Доход от туризма в 2010 году составил 1,3 трлн. долларов США, а в 2020 году – превысит 2 трлн. Долларов США. Такие цифры привел генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи в ходе ІV Астанинского экономического форума. Также Т. Рифаи отметил, что ежегодно международные границы пересекают 35 млн. человек.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Определение понятия «гастрономический туризм»…...…………….……….6
2 Классификация видов гастрономического туризма………………..…..….....9
3 Особенности организации
индивидуального гастрономического тура ..…………………….......……..….12
Заключение…………………………………………………………...…………..15
Литература………………………………………………………………...……..18

Работа состоит из  1 файл

гастроном (2).docx

— 98.44 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Определение понятия «гастрономический туризм»…...…………….……….6

2 Классификация видов гастрономического туризма………………..…..….....9

3 Особенности организации

индивидуального гастрономического тура ..…………………….......……..….12

Заключение…………………………………………………………...…………..15

Литература………………………………………………………………...……..18

 

      Введение 

     Туризм  играет одну из главных ролей в  мировой экономике. Туризм обеспечивает свыше 10 % мирового национального продукта [5, с. 8]. Доход от туризма в 2010 году составил 1,3 трлн. долларов США, а в 2020 году – превысит 2 трлн. Долларов США. Такие цифры привел генеральный секретарь Всемирной туристской организации Талеб Рифаи в ходе ІV Астанинского экономического форума. Также Т. Рифаи отметил, что ежегодно международные границы пересекают 35 млн. человек.

     Помимо  влияния на экономику многих стран  международный туризм воздействует на их социальную и культурную среды, а те в свою очередь являются объектом туристического интереса.

     В сфере туризма по итогам года будут  созданы 235 млн. рабочих мест, т. е. 8% от общего объема рынка занятости в мире (по данным исследований Всемирной туристской организации). Именно изменение интересов и предпочтений туристов привело к возникновению и развитию гастрономического туризма

     Целью курсовой работы является изучение специфики гастрономического туризма и особенностей формирования гастрономического тура.

     Цель  определяет задачи курсовой работы:

  • определение понятия «гастрономический туризм»;
  • специфика организации индивидуального гастрономического тура;
  • классификация видов гастрономического туризма.

    Объектом  исследования выступает гастрономический туризм.

     Предметом исследования служит особенности организации индивидуального гастрономического тура.

     Актуальность  темы определена стремительным развитием и ростом туризма, характерными чертами которого являются динамичные изменения туристского спроса и предложения.

     Информационная база курсовой работы включает работы отечественных и зарубежных авторов – А. Д. Каурова, Е. Н. Ильиной, А. С. Кускова, В. Л. Голубевой, О.О. Любимцевой, Ушакова Д. С.и многих других. Также при подготовке данной курсовой работы была использована периодическая литература, официальные интернет ресурсы международных и российских туристских организаций.

     Методами  исследования курсовой работы являются причинно – следственный, описательный, исторический, статистический, метод экспертных оценок.

     Появлению и развитию гастротуризма в последние годы способствовало множество факторов, таких как:

  • рост популярности телевизионных кулинарных программ и шоу во всем мире;
  • приобретение мировой известности шеф - поварами лучших ресторанов, на волне появления моды ресторанного бизнеса: посещение модного заведения питания – это поддержание имиджа и статуса в обществе;
  • доступность, привычность и обыденность посещения ресторанов для части населения, искушенной в вопросах питания, таким образом, добавить ему новизны можно, лишь попробовав что-то действительно оригинальное;
  • обеспокоенность населения проблемами экологичности и качества продуктов питания;
  • увеличение затрат на питание и отдых как следствие растущих доходов населения (приложение А, таблица А. 1);
  • рост популярности здорового образа жизни;
  • осознание предприятиями продуктового производства и туристскими организациями огромного потенциала и прибыльности кулинарного туризма в мире [ 20 ].

     В разгар туристического сезона эти предпосылки  сыграли решающую роль в выборе туристами  вида отдыха.

     Подробней рассмотрим хронологию развития кулинарного туризма как вида.

     В 1998 году доцентом кафедры народной культуры в государственном университете Bowling Green (Боулинг Грин, США) Люси Лонг был введен в обращение термин "кулинарный туризм».

     В 2001 году Эрик Вольф написал первую статью о кулинарном туризме в мире, позднее он развил эту тему в первой книге Международной организации кулинарного туризма.

     В 2003 году Эриком Вульфом была основана Международная ассоциация гастрономического туризма (The International Culinary Tourism Association). Она предоставляет широкий спектр преимуществ для своих членов, таких как: обучение, развитие и продвижение. Миссия организации гласит: «Помогать людям, обществу и предприятиям развиваться путем налаживания взаимовыгодных отношений основанных на всеобщем  интересе к еде и напиткам». Манифест Международной ассоциации кулинарного туризма отражает способность человека познавать культуру страны через ее национальную кухню: «Еда – это квинтэссенция нации, ее характера и истории».

     В 2006 году был создан Международный  институт кулинарного туризма, курирующий образовательные и учебные компоненты программ Международной ассоциации гастрономического туризма.

     Повсеместное  развитие кулинарного туризма привело  к образованию турфирм, специализирующихся на международном гастрономическом туризме, примерами могут служить такие компании как: «Gourmet on Tour» (США), «The International kitchen» (Великобритания), «Gourmet Getaways» (Италия).

     Несмотря  на то, что Международная ассоциация кулинарного туризма появилась  в США, первопроходцами в генерировании идеи гастрономических туров все таки считаются итальянцы, которые грамотно совместили налаживание торговых и технологических производств с привлечением туристов под знаком вкусной и здоровой пищи. По данным Национального управления Италии по туризму, не менее 10% туристов прибывают на Аппенинский полуостров для участия во всевозможных гастрономических и винных турне.

 

     

     1 Определение понятия «гастрономический туризм» 

     Гастрономический  туризм – поездка с целью ознакомления с национальной кухней страны, особенностями  производства и приготовления продуктов  и блюд, а также обучение и повышение  уровня профессиональных знаний.

     Кулинарный  тур – это специально подобранная  программа кулинарного отдыха, включающая дегустацию блюд и напитков, ознакомление с технологией и процессом их приготовления, а также обучение у профессиональных поваров. В зависимости от цели поездки тур может включать все вышеперечисленные пункты, несколько мероприятий или один определенный сегмент кулинарного тура. Нередко гастрономические туры включают посещение различных кулинарных фестивалей, праздников и ярмарок.

     Объектами кулинарного туризма являются:

  1. Страны, кухня которых наиболее популярна на мировой арене (на данный момент самыми популярными странами являются Франция, Италия, Испания, Япония, Китай).
  2. Регионы, известные продуктами, производящимися в этой местности. Например, такие регионы Франции как Бордо, Эльзас, Бургундия, Шампань, входящие в классификацию Appelation d’Origine Controle (название продуктов по месту их производства) известны своими уникальными винами. Голландские города Гауда и Эдам, в которых производятся сыры.
  3. Так называемые, «ресторанные города», главный критерий выделения таких дестинаций – это наличие заведений представляющих разнообразные виды кухонь, стилей и форматов. Например, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио, Рим, Брюссель, Гонконг, Барселона, Сан – Франциско, Новый Орлеан. Чтобы получить статус «ресторанного города», город должен соответствовать ряду критериев:
  • в городе должна быть уникальная кухня, которая определяет пищевую культуру;
  • должна существовать определенная критическая масса людей, которые готовы тратить деньги на рестораны: как местных жителей, так и туристов;
  • статус лучших ресторанов не должен находиться под сомнением, т.е., лучшие рестораны города должны быть действительно лучшими в мире, не копиями и не «звездами второй величины» (приложение Б, таблица Б.1);
  • также в городе должно быть определенное количество ресторанов высшего класса, стандарты качества, декор и роскошь которых настолько высоки, насколько это вообще возможно.
  1. Отдельные рестораны, выделяющиеся качеством и эксклюзивностью кухни, оригинальным меню или же имеющие статус «лучших». Например, обладатели  трех звезд ресторанного гида «Мишлен»: «Ла Пергола» в Риме, Италия, «Фэт Дак» в городе Брей, Великобритания, «Коджу» в городе Токио, Япония.

     Эксперты  Красного гида посещают рестораны инкогнито и судят по самым строгим и объективным критериям. Затем создается профессиональный рейтинг ресторанов: звезды «Мишлен» означают следующее: одна звезда — ресторан заслуживает остановки по пути. Две звезды — стоит сделать крюк. Три звезды — поездку планируется специально для посещения данного ресторана.

     Гид «Мишлен» – это самый авторитетный справочник ресторанов с безупречной репутацией, он является почти стопроцентной гарантией качества и уникальности представленной в ресторане кухни.

  1. Предприятия, известные своей кулинарной продукцией. Например, самая большая в мире фабрика по производству шоколада «Альпрозе» в Швейцарии и знаменитые монастырские пивоварни «Андекс» и «Этталь», расположенные в Верхней Баварии, Германия.
  2. Учреждения, предоставляющие образовательные услуги по направлениям кулинарии и гастрономии. Например, Французская академия кулинарного искусства «La Cordon Bleu», Высшая школа итальянской кухни (Italian Cuisine High School),
  3. Кулинарные мероприятия: фестивали, ярмарки, праздники, дегустации, мастер – классы, выставки, конференции. Например, рождественские ярмарки, открывающиеся в ноябре в таких городах как Кельн, Дрезден, Будапешт, Нюрнберг. Для представителей гостиничного, ресторанного и туристического бизнеса ежегодно проводятся различные конференции и салоны: Международная кулинарная конференция, организуемая Международной ассоциацией кулинарного туризма, Международный кулинарный салон «Мир Ресторана и отеля».

     Целевая аудитория гастрономических туров включает:

  • туристов, желающих приобщиться к культуре страны через ее национальную кухню;
  • туристов - гурманов;
  • туристов, использующих кулинарный тур в целях прохождения обучения и получения профессиональных навыков (повара, сомелье, дегустаторы, рестораторы);
  • представители турфирм, путешествующие с целью изучения данного туристского направления.

 

     2 Классификация видов гастрономического туризма

     Гастрономический  туризм имеет несколько направлений:

1) Тур по сельской местности.

2) Ресторанный тур.

3) Образовательный тур.

4) Экологический тур.

5) Событийный  тур.

6) Комбинированный тур.

  1. Тур по сельской местности — это вид тура, который предполагает временное пребывание туристов в сельской местности с целью дегустации местной кухни и продуктов, производимых в этом регионе, а также может включать участие в сельскохозяйственных работах. Обязательное условие: средства размещения туристов, индивидуальные или специализированные, должны находиться в сельской местности или малых городах без многоэтажной застройки. В местечке Сан - Миниато, Италия кулинарным туристам предлагается «охота на трюфеля» с использованием специально обученных ищеек-свиней.

     В изменении туристских интересов  и потребностей выявилась тенденция  замены отдыха по формуле «SSS» (Sun – Sea – Sand) – солнце – море – пляж, на отдых типа «LLL» (Landscape – Lore – Leisure) – пейзаж – традиции – досуг.

     Такие туры интересны не только своей кулинарной составляющей, но и тем, что дают возможность через еду и продукты окунуться в повседневную жизнь  местных людей, узнать их обычаи, привычки, порядки и прочие тонкости, подчас удивительные и непонятные представителям другого языка и культуры.

     2) Ресторанный тур – поездка, включающая посещение наиболее известных и популярных ресторанов, отличающихся высоким качеством, эксклюзивностью кухни, а также национальной направленностью. На первом месте среди «ресторанных» городов, конечно, Париж — столица моды и в кулинарном смысле тоже. Поход по заведениям знаменитых рестораторов — Алена Дюкасса, Мишеля Труагро, Пьера Гарнье и других, вереница ресторанов высокой кухни со звездами ресторанного гида «Мишлен», рестораны при легендарных отелях.

Информация о работе Гастрономический туризм