Франчайзинг в системе общественного питания и гостиничного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:20, курсовая работа

Описание

Таким образом, мы можем сформулировать основную цель данного исследования как выявление основных достоинств франчайзинга в системе экономического развития и проблем использования его в российской практике (на примере компаний общественного питания и гостиничного бизнеса).

Исходя из поставленной цели, мы можем определить основные задачи данного исследования:

1. Изучить литературу на заданную тему

2. Рассмотреть понятие и сущность франчайзинговых отношений

3. Выявить основную специфику франчайзинга на территории Российской Федерации

4. Обосновать экономическую эффективность использования франчайзинга в системе развития общественных предприятий

6. Выявить адекватные ситуации предложения по использованию франчайзинговой системы в сфере развития отечественных предприятий на примере сферы общественного питания и гостиничного бизнеса

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы франчайзинга 5

1.1.Понятие и сущность франчайзинга 5

1.2. Виды франчайзинга 7

Глава 2. Применение системы франчайзинга в сфере общественного питания и гостиничного бизнеса 15

2.1. Система франчайзинга в гостиничном бизнесе 15
2.2. Франчайзинг в системе общественного питания 18

Заключение 29

Литература 31

Работа состоит из  1 файл

Франчайзинг в системе общественного питания и гостиничного бизнеса.doc

— 165.52 Кб (Скачать документ)

     Помимо  прочего, это связано с тем, что  иностранные компании нацелены на то, чтобы, не вкладывая средств в  российский гостиничный бизнес, суметь «снять сливки» и вовремя отказаться от продолжения сотрудничества – так как российское законодательство позволяет расторжение договора коммерческой концессии без объяснения причин.

     Именно  это послужило еще одной причиной для более внимательного отслеживания осуществления франчайзинговых  отношений в гостиничном бизнесе – и параллельно для затормаживания развития этой сферы.

 

     

     2.2. Франчайзинг в системе общественного питания 

     Практика  применения франчайзинга в системе  общественного питания более  расширена в силу того, что здесь  обязанности сторон и взаимные интересы более четко просчитаны, и поэтому многие российские бизнесмены реально заинтересованы в развитии франчайзинговых отношений.

     По  данным Международной ассоциации франчайзинга, средняя рентабельность инвестиций за первые 10 лет работы для обычных  независимых предприятий составляет около 300%, для компаний же, работающих в рамках франчайзинговых соглашений, - более 600%. Из всех создающихся в мире независимых компаний в течение 3-х лет в среднем около 90% прекращают свое существование, для франчайзинговых же компаний доля банкротов в первые 3 года составляет менее 10%. В целом, за последние пять лет в мире менее 8% франчайзинговых предприятий оказались нежизнеспособными.

     Если  во всем мире франчайзинг уже давно  стал неотъемлемым атрибутом экономики (по оценкам экспертов, в развитых странах мира более 40% всех продаж осуществляется через франчайзинговые сети), то в России этот формат бизнеса только начинает свое развитие, и активации его в полной мере можно ожидать только через несколько лет. Тем не менее, мы можем отметить, что своеобразный внутренний франчайзинг в нашей стране присутствует достаточно давно – так, например, развивается достаточно активно сеть магазинов «Радеж», а также развлекательные комплексы, организуемые под этой же «маркой», сеть кафе и ночных клубов/баров под маркой «Пиранья».6

     При этом зарубежные компании, осваивающие  российский рынок, предпочитают не доверять отечественным бизнесменам собственную  марку, а полноценно внедряться на рынок  за счет организации собственной  сбытовой сети, несмотря на то, что эта система намного дороже и дольше окупается. Тем не менее, компании предпочитают сами арендовать помещения, искать работников, подготавливать их к работе и запускать в эксплуатацию систему, которую сами же будут контролировать.

     Тем не менее, интерес российских компаний к франчайзингу, учитывая тот факт, что появляются банковские кредиты для малого бизнеса, становится все большим.

     Отечественные бизнесмены со своей стороны также  приходят к осознанию всех преимуществ  использования известной торговой марки и отработанной технологии ведения бизнеса международных компаний.

     Если  в США количество франчайзинговых  компаний составляет более 1500, во Франции - более 750, в Польше - около 140, то в  России их всего несколько десятков.7

     Связано это, если опираться на мнение экспертов, с тем, что уже было указано нами выше – нечистоплотностью российских бизнесменов и отсутствием законодательной базы, определяющей отношения между сторонами.

     Тем не менее, как мы уже говорили выше, развитие происходит. И в рамках данной работы будет целесообразно рассмотреть основы применения франчайзинга в России.

     Так, для начала отметим, что несмотря на отсутствие юридического термина  и подмену его термином коммерческой концессии, в России франчайзинг  как таковой есть, и в этой системе функционирует достаточно большое количество предприятий общественного питания – Ростикс, Рустерс, МакДональдс, Сбарро и др.

     Предприятия франчайзеры ставят следующие условия  для своих российских партнеров:

     соблюдение  четких качественных характеристик, которые устанавливает владелец брэнда

       применение технологий, которые  дает франчайзер, в том числе,  технологий обслуживания, какими  бы странными они ни показались (флажки и выкрики «свободная  касса» до сих пор кажутся  странными).

     Характер  отношений между франчайзером и франчайзи в значительной степени зависит от вида франчайзингового соглашения.

     В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится  на исключительную (эксклюзивное право  франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и непосредственного франчайзера. В России обычно в системе общественного питания представлено столько пунктов, сколько необходимо для насыщения рынка.

     Система внедрения франчайзинговых предприятий  в системе общественного питания  обычно стандартна для всех стран, где  она работает, и в том числе, для России: на первом этапе создается  собственное представительство, которое в течение нескольких лет, наряду с изучением рынка, осуществляет основную деятельность с использованием стандартных подходов, тем самым, апробируя его в новых условиях и, если это необходимо, адаптируя. Если в результате делается вывод о соответствии бизнес-подхода компании условиям рынка и о готовности местных компаний работать по франшизе, представительство начинает осуществлять поиск и отбор франчайзи, в полной мере обеспечивая поддержку и контроль их деятельности без привлечения головного офиса.

     В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) определяются виды франчайзинга, по которым в  дальнейшем работает компания с партнерами.

     В системе работы предприятий общественного  питания применяются различные  схемы. Так, например, производственный франчайзинг, предполагающий передачу франчайзером запатентованных технологий и сырья для производства определенного продукта, чаще всего встерчается в системе производства напитков.

     В системе кафе франчайзеры чаще всего  дают партнерам технологии, оборудование, определенный фирменный стиль – как одежды, так и работы, и на первых порах обеспечивают товаром в рамках оговоренного ассортимента, тогда как в дальнейшем товар изготавливается уже самим франчайзи по оговоренной технологии. В отличие от дилерских договоров, в рамках соглашений о торговом франчайзинге детально прописываются требования к технологии продаж и условия использования товарного знака.

     Говоря  о цене договора франшизы, мы можем  отметить, что таковая по данным Международной ассоциации франчайзинга, находится в диапазоне от $20000 до $28000. Периодические же платежи франчайзи в среднем варьируются от 3% до 6% от объема продаж.

     В условиях российского рынка предприятия-франчайзеры  тщательно заботятся о сохранении репутации марки, поэтому, чтобы обезопасить себя от возможных рисков, обычно щепетильно подходят к процессу отбора франчайзи, предъявляя к потенциальным покупателям франшизы достаточно жесткие требования. Кроме того, в процессе работы франчайзеры, как правило, осуществляют детальный мониторинг всей франчайзинговой сети для определения назревающих проблем и принятия своевременных решений.

     В системе общественного питания  представлены такие брэнды как Pizza Chelentano, «МакСмак», «Патио Пиццы», «Ростик'с», Baskin-Robbins, MacDonalds, Рустерс, Sbarro, Якитория и др.

     Рассмотрим  более подробно некоторые экономически выгодные франчайзинговые проекты, предлагаемые в России:

     Sbarro. Развитие сектора итальянского фаст-фуда в последнее время происходит в геометрической прогрессии в силу того, что именно итальянская кухня близка русским людям по вкусовым качествам и при этом она достаточно сытная, хотя стоимость продуктов, определяющих ее финальную цену, довольно приемлема, что делает именно этот сектор наиболее привлекательным и конкурентоспособным. В Сиду вышеозначенных причин на российском рынке уже находятся несколько компаний, работающих в системе итальянского фаст-фуда, и одним из франчайзинговых предложений на сегодняшний день является предложение компании  Брозерс и Компания о продаже торговой марки Sbarro.

     Рассматривая  более подробно это структуры, мы можем отметить, что самой сутью  этого бизнеса является не только и не  столько общественное питание, сколько индустрия гостеприимства, предоставление широка спектра ресторанных  услуг, и на этот аспект следует обратить особенное внимание в силу того, что для многих франчайзи в системе общественного питания представляется, что компания требует от партнеров только соблюдения технологии приготовления пищи, тогда как технология обслуживания тоже имеет немалое значение в данном контексте.

     Развитие  франчайзинговой сети и налаживание  отношений с компанией может  помочь квалифицированному предпринимателю  создать собственную региональную сеть ресторанов с различными направлениями.

     Помимо  того, у компании есть комплекс наработанных программ строительных, дизайнерских, операционных, маркетинговых и технических заданий для открытия ресторанов разных форматов, созданы стандарты функционирования по всем ключевым аспектам ресторанных бизнес-технологий. Этим определяется выгодность предложения на рынке франчайзинговых вариаций.

     Отличительной чертой этого предложения является то, что, если обычно необходимыми критериями по выбору потенциального франчайзи должны быть опыт работы в области пищевых производств или ресторанного дела (то есть: знание санитарно-гигиенических норм, опыт работы в секторе, опыт управленческой деятельности и т.д.), то для компании  Sbarro это не имеет принципиального значения, хотя и приветствуется. Компания предлагает партнерам два варианта развития отношений: франчайзинг и долевое участие. Если во втором случае (при головном управлении) такие знания от партнера не требуются, то при покупке франшизы, партнер сам подбирает персонал в ресторан, и сам строит все бизнес- и технологические процессы в ресторане. И даже при том, что все эти процессы детально описаны в нашем франшизном пакете, такой опыт является хорошим подспорьем, так как ресторанный бизнес – довольно сложный, тонкий механизм.

     Необходимые накладные расходы франчайзи 

наименование доля в общей стоимость
%
Группа  технологического оборудования 17,20
Инвентарь, униформа 5,87
IT- оборудование 3,26
Сигнализация/охранные видеосистемы 1,02
Система фонового оформления 0,61
Мебель  для офиса 0,06
Мебель  для посетителей 4,32
Аудио/теле системы 1,44
Внешняя и внутренняя реклама 2,66
Оформление  интерьера 8,01
Вентиляция  и кондиционирование 11,64
Строительно-монтажные  работы 36,33
Согласования  проектов 7,59
 

 

     Средний срок окупаемости у сети ресторанов – от 8 до 36 месяцев.

     Большое значение также имеет тот факт, что для компании принципиальным условием является поставка собственных продуктов, так как принципиальным аспектом является качество исходного сырья. Во-вторых, этот момент обеспечивает политику скидок, учитывая тот факт, что головная компания является крупнооптовым покупателем, и поэтому для партнеров компании продукция обходится значительно дешевле, что также предполагает более скорые темпы окупаемости ресторана и развития компании.

     Также одним из немаловажных аспектов этого  бизнеса является соблюдение традиционных рецептов компании, которые существуют с 1958 года. В этом отношении контроль за выполнением технологии можно назвать достаточно жестким и оправданным, таким образом, этот бизнес не для тех, кто хочет сэкономить на стоимости продуктов или технологии изготовления продаваемых товаров.

     Однако  мы можем также отметить и негативную сторону данного предложения  – ценовая политика этой марки  достаточно высокая, что позволяет  развивать ее до определенного уровня в крупных, экономически развитых регионах, тогда как для мелких городов подобные цены неприемлемы.

     Компания  также проводит регулярный мониторинг рынка ресторанных услуг, обработку  и анализ информации о структурах продаж, маркетинговые исследования с целью грамотного позиционирования, созданием программ для посетителей всех возрастных и социальных групп, разрабатывает промо-акции, тем самым обеспечивая для франчайзи максимально обоснованную схему ведения бизнеса.

     В России компания работает по системе  мастер-франчайзи международной компании SbarroHoldings, что дает ей право на субфранчайзинг, т/е продажу собственных франшиз. 

     Мир суши

     Направлением  компании «Мир Суши» является так  называемый ресторан доставки, и можно  отметить, что этот сектор в российском рынке пока еще не развит достаточно хорошо, что предопределяет его конкурентоспособность, а с другой стороны, учитывая сложность российской транспортной системы, его же недостаток.

     Однако  для людей, которые не могут позволить  себе обедать вне офиса, услуга по доставке ресторанной еды, тем более, как мы можем заметить, достаточно полезной для здоровья, что немаловажно в условиях напряженного графика умственной работы и гиподинамии, открывает возможности для соответствующего продвижения марки на специфический рынок.

Информация о работе Франчайзинг в системе общественного питания и гостиничного бизнеса