Анализ туриско-рекрационных ресурсов Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание

Туризм – наилучший способ знакомства с другой культурой, временные выезды (иными словами – путешествия) граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в познавательных, оздоровительных, спортивных профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Характеристика туристско-рекреационных ресурсов Волгоградской области
1.1 Природные ресурсы
ГЛАВА 2. Анализ туристско-рекреационных ресурсов района
2.1 Природные достопримечательности
2.2 Историко-культурный потенциал
2.3 Транспорт
2.4 Основные туристические зоны и центры
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Анализ туриско-рекрационных ресурсов Волгоградской области.docx

— 57.15 Кб (Скачать документ)

На сегодняшний день четко  прослеживается тенденция к созданию единых пространственных комплексов, сочетающих в себе уникальные историко-культурные и природные территории. Такой  комплекс может быть определен как  целостный пространственный объект, где в традиционной природной  и социокультурной среде находятся  памятники истории и культуры исключительной значимости как на национальном, так и на общечеловеческом уровнях. Такая трактовка культурного и природного наследия позволяет отказаться от рассмотрения памятника вне комплекса, в отрыве от различных факторов его восприятия, практики мертвой музеефикации, от стремления к сохранению внешних атрибутов памятника при утрате его жизненности.

Понятие «культурного наследия»  всегда рассматривалось   в рамках проблемы, связанной с его охраной на государственном уровне. Можно проследить ряд этапов, касающиеся охраны наследия, каждый из которых знаменовался принятием установочного документа общероссийского или союзного уровня.

Органам исполнительной власти было предоставлено право «по  согласованию с Министерством культуры РСФСР включать дополнительно выявленные ценные памятники археологии, истории, архитектуры и искусства в  список памятников, подлежащих охране как памятники местного значения, утвержденный указанным постановлением. Это решение сыграло значительную роль в развитии законодательного процесса на региональном уровне в области  охраны памятников истории и культуры [4, с.229].

Намного ранее проблема сохранения культурного наследия вышла за рамки  национальных интересов и стала  общемировой проблемой. Свидетельством этому служит множество документов, принятых ЮНЕСКО, Советом Европы, другими  международными организациями. Фактически каждое государство, поставившее свою подпись под той или иной конвенцией, хартией, декларацией взяло на себя ряд определенных обязательств по сохранению наследия. В соответствии с подписанными документами вносятся поправки в  соответствующие национальные законодательства, реформируется система управления наследием. Таким образом, благодаря  всей этой деятельности начался процесс  формирования единого мирового правового  пространства в сфере культурного  и природного наследия.

В «Конвенции об охране культурного  и природного наследия» под наследием  понимается «система материальных и  интеллектуально-духовных ценностей, созданных и сбереженных предыдущими  поколениями и представляющими  исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда  Земли и ее дальнейшего развития».

Конвенция выделяет три группы объектов наследия: памятники, ансамбли и достопримечательные места. При  этом в группу памятников объединяются в рамках культурного наследия «произведения  архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры  археологического характера, надписи, пещерные жилища и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную  ценность с точки зрения истории, искусства или науки»; в рамках природного наследия - «природные памятники, состоящие из физических и биологических  образований, имеющие выдающуюся универсальную  ценность с точки зрения эстетики или науки». Существенным моментом в формировании единого правового  пространства является процесс взаимообогащения законодательств, регулирующих отношение  к сохранению культурного наследия. Главной целью стала идея сделать  наиболее значимые национальные памятники  различных государств достоянием всемирного сообщества и объединить в случае необходимости усилия по их сохранению.

Особо важно обратиться к  национальной специфике и необходимости  ее сохранения именно сейчас, в условиях процесса глобализации, поскольку «этническая  сущность человека неизменна в течение  всей жизни, хотя осознается этот факт чаще всего именно в критические  моменты истории, когда в поисках  точки опоры в постоянно меняющемся мире человек находит ее в неизменности своей национальной принадлежности».

 

2.3 Транспорт для  туристско–рекреационной деятельности

 

Географическое положение  Волгоградской области определяет ее роль в обеспечении транспортных связей между ведущими центрами мировой  экономики на евроазиатском континенте. Система международных транспортных коридоров на территории области  включает участки двух евроазиатских  коридоров: «Север-Юг» и «Транссиб», а также ответвление международного «критского» транспортного коридора №7 «Дунай-Дон-Волга». Волгоградская область Волго-Донским судоходным каналом связана с Азово-Черноморским и Средиземноморским бассейнами, р. Волгой и Волго-Балтийским водным путем с Каспийским и Балтийским морями. Из Волгоградского железнодорожного узла уходят пути на Санкт-Петербург, Урал Новороссийск, Астрахань, Баку. В Волгограде расположен международный аэропорт [2, с. 145].

С 1984 года действует единственный в России метротрам. Его линия протяжённостью 13,5 км проходит вдоль главной магистрали, проспекта

Ленина, и соединяет Центральный  район города с северными промышленными — Тракторозаводским и Краснооктябрьским. В центральной части города линия проходит под землёй. Строится продолжение подземной линии на юг (по территории Ворошиловского района).

Близость к таким промышленно  развитым регионам как украинский

Донбасс и Поволжье предоставляют  дополнительные возможности для  сбыта, способствует развитию промышленной кооперации, позволяет снизить стоимость  необходимых ресурсов.

Экономико-географическое положение  Волгоградской области в зоне международных транспортных евроазиатских  коридоров, где развито машиностроение, в т.ч. транспортное, нефтяная и химическая промышленность, сельское хозяйство, а  также близость к европейским  и мировым рынкам, способно обеспечить внутренние, межрегиональные, внешнеторговые и транзитные связи в условиях глобализации мировой экономики. Однако, регионы-конкуренты, например, Ростовская, Саратовская, Самарская области, Республики Башкортостан и Татарстан также  являются точками пересечения крупнейших транспортных потоков.

Железнодорожный транспорт. Ведущее место среди магистральных  видов транспорта региона занимают железные дороги. Важную роль играет городская электричка, линии которой соединяют все районы города.По территории области проходят железнодорожные магистрали: Москва – Саратов – Волгоград – Астрахань – Махачкала, Саратов – Волгоград – Котельниково – Тихорецк в направлении черноморских портов. Грузовые и пассажирские перевозки в области осуществляет Приволжская железная дорога - филиал ОАО «РЖД». Общая эксплуатационная длина железных дорог в Волгоградской области составляет 1617 км. Густота железнодорожных путей общего пользования, то есть длина путей на 10,000 кв. км территории, равна 143. По этому показателю область занимает 37 место в РФ и 8 место в ЮФО [5, 124].

Автомобильный транспорт. Существенную роль в региональных перевозках грузов и пассажиров играет автомобильный  транспорт. Территорию Волгоградской  области пересекают федеральные  автомагистрали М-6 «Каспий», М-21 «Волгоград-Кишинёв», 1P 228 «Сызрань – Саратов – Волгоград». Протяженность автомобильных дорог  общего пользования с твердым  покрытием составляет 12,4 тыс. км.

Речной транспорт в  Волгоградской области представлен  речными портами городов Волгограда, Волжского и Калача-на-Дону. Протяженность  внутренних водных судоходных путей  на территории Волгоградской области  составляет 1,2 тыс. км.

Волго-Донской судоходный канал, расположенный на территории области, связывает порты пяти морей  и, в том числе, бассейны Каспийского  и Черного морей. Пропускная способность  канала оценивается в 16,5 млн. тонн грузов в год. В настоящий момент канал  загружен на 50%. Около 75% грузоперевозок по каналу приходится на экспорт.

В Волгоградской области  эксплуатируется 15 комплексных транспортных гидроузлов. В соответствии с утвержденными  декларациями безопасности гидросооружений 11 гидроузлов находятся в ограниченно-работоспособном  техническом состоянии с пониженным уровнем безопасности, 2 гидроузла  находятся в ограниченно-работоспособном техническом состоянии с неудовлетворительным уровнем безопасности и 2 гидроузла в предаварийном техническом состоянии с неудовлетворительным уровнем безопасности. Степень износа гидротехнических сооружений, расположенных на территории Волгоградской области, составляет 51,2%.

Анализ перевозки пассажиров внутренним водным транспортом показывает безусловное лидерство Волгоградской  области среди регионов-конкурентов. Волгоградский речной порт является крупнейшим в России внутренним речным портом.

Воздушный транспорт в  Волгоградской области представлен  ОАО «Международный аэропорт Волгоград» и авиакомпанией ГУП «Волгоград-СпецАвиа». В марте 2008 года аэропорт «Волгоград» получил статус федерального.

Воздушный транспорт Волгоградской  области ориентирован на перевозки  пассажиров и грузов как внутри страны, так и на международных авиалиниях. В г. Волгограде действуют постоянные воздушные сообщения с городами Актау (Казахстан), Ереван (Армения), Калининград, Москва, Пермь, Нижневартовск, Санкт-Петербург, Сочи, Сургут, Тюмень, Уфа.

В Волгограде представлены практически все виды городского транспорта. Общий объём перевозок  пассажиров всеми видами транспорта ежегодно снижается.

 

2.4 Основные туристические  зоны и центры района

 

Стратегия развития туризма в Волгоградской области  исходит из следующих основных предпосылок:19

–подготовка максимально  подробного реестра тур ресурсов области и непосредственная работа по укреплению материальной базы, прежде всего объектов размещения и показа путем привлечения инвестиций.

– разработка экологического направления туризма. Главная задача здесь упорядочение «дикого» потока туристов на территорию области.

– подготовка материала для ведения рекламной компании и продвижения волгоградского тур продукта на отечественном и зарубежном рынках. Прежде всего, подготовка печатной продукции (каталогов, букетов, проспектов, тур карт, путеводителей и т.д.), создание и обновление страницы в Интернете, подготовка стендов для участия в тур выставках, привлечение инвестиций на эти цели из заинтересованных в туризме отраслей.

– введение реальной тур  статистики и мониторинга реализации мероприятий областной целевой  программы.

– научно-методическая работа по разработке новых тур маршрутов, осуществление постоянного контакта с ведущими туроператорами регионов,

заинтересованных в потреблении  волгоградского тур продукта, подготовка и осуществление презентаций  волгоградского тур продукта.

– юридическое обеспечение  отрасли, консультации по соблюдению законодательства в области туризма, соблюдение прав потребителей, внесение предложений  по стимулированию развития въездного  и внутреннего туризма.

– кадровое обеспечение  отрасли, изучение потребностей предприятий  тур бизнеса в специалистах, создание курсов переподготовки кадров [2, с. 245].

Администрацией Волгоградской  области было выделено четыре наиболее перспективные зоны. Возглавляет  список «Волгоградская агломерация».

В ее рамках предполагается выделить следующие основные кластеры:

– современный химический комплекс в Южной промышленной зоне областного центра;

– транспортно-логистический  узел, в который войдут скоростная автомобильная дорога «Обход г. Волгоград» и 4 логистических парка;

– международный бизнес-центр  на базе Волжского интермодального терминала и туристический центр в природном парке «Волго-Ахтубинская пойма».

В перечень территорий опережающего развития предлагается также включить Котельниковскую промышленную зону с ее богатейшими запасами калийных солей. Здесь предполагается реализация нескольких инвестиционных проектов, связанных со строительством горно-обогатительного комбината по добыче и производству калийных удобрений мощностью более 4 млн. тонн в год.

По мнению специалистов, занимающих стратегией социально-экономического развития региона, в перечень справедливо  внесена Эльтонская зона, располагающая уникальным бальнеологическим ресурсом. Природа создала все условия для появления вблизи озера Эльтон учреждения санаторного типа. Кроме того, здесь возможно появление туристско-рекреационного комплекса на базе природного парка. Этот край не обделен и полезными ископаемыми. На его территории существует привлекательное для промышленного освоения месторождение калийных руд [7].

В центре Волгоградской области  расположен Ольховский район по

обоим берегам среднего течения  реки Иловли. Район был образован в 1928 г

в составе Камышинского округа Нижнее – Волжского края. В начале 1963 г. был ликвидирован, и территория района отошла к Камышинскому, Котовскому и Фроловскому районам, а в конце 1966 г. вновь образован, районный центр – село – Ольховка. Ольховский район имеет 4 увлекательнейших экскурсии по территории Ольховки:

Информация о работе Анализ туриско-рекрационных ресурсов Волгоградской области