Значение железнодорожного транспорта для российского турбизнеса на примере Транссибирской магистрали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:56, реферат

Описание

Цель моей работы заключается в том, чтобы на основе теоретических и практических материалов изучить и проанализировать состояние железнодорожного транспорта России (Транссиба) и его использование в туризме, выявить проблемы и перспективы развития. Обратить внимание на сильные и слабые стороны данного направления. Рассмотреть различные примеры не только Российского, но и мирового опыта.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………... 3
1 Теоретико-практические аспекты железнодорожного туризма……………………………5
Определение и классификация железнодорожных путешествий……………………...5
2 Значение Транссибирской магистрали на рынке туристических услуг России.................8
2.1Анализ туристических ресурсов по линии следования Транссиба………………….8
2.2 Туристические поезда Транссибирской магистрали…………..……………………11
2.3 Значение туристических перевозок по Транссибирской магистрали………….….14
3 Транссибирская магистраль. Роль в развитии туризма в России……………………….15
3.1Проблемы развития Транссибирской магистрали как объекта развития железнодорожных направлений туризма ……….…………………………………..15
3.2 Перспективы развития……..………………………………………………………….17
Заключение …………………………………………………………………………………..20
Список использованной литературы ………………

Работа состоит из  1 файл

реферат по транспортномуdoc.doc

— 1.19 Мб (Скачать документ)

 

Глава 3 Транссибирская магистраль. Роль в  развитии туризма в России

3.1 Проблемы развития Транссибирской магистрали как объекта развития железнодорожных направлений туризма

     К сожалению, сегодня в России нет  достаточного количества специализированного  подвижного состава для путешествий по железным дорогам. Поэтому железнодорожный туризм малокомфортабелен и экономически низкоэффективен, что, в свою очередь, сдерживает его развитие. Для обеспечения высококачественного обслуживания туристов и пассажиров в пути следования необходима модернизация и создание нового специализированного подвижного состава для дальнего и пригородного сообщения (с улучшенным обзором, стилизованного в традициях разных эпох и культур). [23]

     Значительным  стопором в развитии данного сектора туризма, является повышенная криминогенная обстановка на вокзалах и станциях расположенных по пути следования. Транссибирской магистрали. Основными преступлениями совершаемые на территории вокзальных комплексов России являются грабежи, хулиганство, кражи, убийства. Особый страх у иностранцев вызывают возможное совершение террористических актов, на вокзалах и станциях, а также, непосредственно в самих поездах РЖД. Последние крупные террористические акты в Росси состоялись как раз в транспортной сфере - это теракт направленный на «Невский Экспресс» 28.11.2009 (40 погибших) и в Московском метро 29.03.2010 (38 погибших). Однако в этом направлении ведется работа по улучшению обстановки. За 2009 год количество правонарушений и преступлений на территории вокзальных комплексов России  сократилось на 20%. Только на московских вокзалах было пресечено более 2000 правонарушений. Всего в минувшем году было проведено более 50 мероприятий по обеспечению правопорядка на вокзалах. В результате предпринятых мер число грабежей снизилось на 14%, случаев хулиганства –  на 34%,  краж – на 22%, убийств – на 41%. На 29% сократились ложные сообщения о терактах. При условии сохранении такой положительной динамики в улучшении ситуации, можно рассчитывать на увеличение потока иностранных туристов.[27]

     Из  проблем Транссиба можно выделить очень весомую проблему значительной загруженности самой магистрали. Являясь основной транспортной системой страны, нагрузка связанная, прежде всего, с грузовыми перевозками может стать препятствием к увеличению потока туристических поездов. Особенно остро это ощущается на Среднесибирских, Восточносибирских и Дальневосточных участках магистрали, где для увлечения транспортного потока не хватает железнодорожных путей. Чтобы впоследствии это не привело к затруднительному движению. Необходимо строительство дополнительных путей, а также совершенствование диспетчерской системы.

     Необходимо  отметить, что при развитии индустрии  туризма на железнодорожном транспорте, создании железнодорожных туристических  центров остро встает проблема подготовки высококвалифицированных кадров для их деятельности. Такая подготовка сегодня ведется в высших учебных заведениях отраслевой системы образования по специальностям в области сервиса и туризма. Учебные планы включают в себя изучение общих специальных дисциплин. [18]

     Значительной  проблемой развития данного направления  туризма на Транссибирской магистрали является недостаточная информированность  потенциальных клиентов. Ощущается большой рекламный дефицит турпредложений. В этом направлении необходимо выходить на новый уровень. Даже реклама, распространенная в самом доступном ресурсе-сети Интернет, довольно скудная и в большом количестве случаев является не продуктивной. На сайтах зачастую отсутствует стоимость туров, подробное описание, а имеющиеся описания зачастую не подкреплены интересными фотографиями достопримечательностей и памятных мест. Однако эта проблема в основном русскоязычных сайтов  российских тур операторов.

     Стоит отметить высокую стоимость билетов  как одну из проблем развития внутреннего туризма. Особенно остро это касается Сибири и Дальнего Востока России. В настоящее время, в связи, с высокой конкуренцией среди авиакомпаний, цена на авиабилеты по России, особенно на дальние рейсы, такие как Владивосток-Москва, Санкт-Петербург-Владивосток, Петропавловск Камчатский-Москва и т.д., значительно снизились. Этот факт определил конкуренцию ЖД перевозкам на дальние расстояния, так, к примеру, цена билета на поезд «Владивосток-Москва» от начального пункта до конечного стоит 35.000 руб. люкс и 7.500 руб. плацкарт, это за более чем суток пути или 146 часов. А средний билет на подобный авиарейс составляет: около 8000 руб. за 9 часов в пути. На короткие расстояния цена на ЖД билеты тоже не всегда является выгодной. В этом секторе явным конкурентом у железных дорог выходит автотранспорт. Таким образом, в сложившиеся ситуации, идеальным расстоянием для путешествия на ЖД транспорте являются участки длиной от 800 км до 3000 км. В которых, автотранспорт становиться уже неудобным из-за времени нахождения в пути, а авиатранспорт является очень дорогим. [26]

     3.2 Перспективы развития и предложения

     О благоприятных перспективах развития железнодорожного туризма свидетельствует  и анализ данных Федерального агентства  по туризму Российской Федерации. Так, исследования показали, что развитие въездного туризма обусловлено растущим интересом европейцев к России. При этом именно жители Европы составляют более 90% иностранных туристов, прибывающих в страну. Иностранные фирмы уже многие годы успешно организуют железнодорожные туристские маршруты по России и в дальнейшем планируют не только продолжать, но и расширять свою деятельность. Благодаря этим компаниям в России возрождаются старые и появляются новые железнодорожные туристские маршруты. Например, немецкая фирма «Лернидее», начав в 1995 г. сотрудничество с одного тура, в 2005 г. заказала 12 туров. [26]

     Наличие густой сети железных дорог России позволяет организовать разнообразные  по географическому расположению, форме  и содержанию маршруты железнодорожных туров. Во внутреннем туризме это кратковременные (часовые) туры длительностью от 3 до 10 ч, совершаемые на электропоездах, однодневные, двух- и трехдневные (непродолжительные) и многодневные туры от 5 дней. Наиболее посещаемыми являются Москва и Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Свердловская, Тюменская области, республики Татарстан и Башкортостан, Ставропольский край, Челябинская, Нижегородская и Ростовская области, на долю которых приходится более половины численности российских туристов. [27]

     Следует помнить, что железнодорожный туристский маршрут должен тщательно выбираться с учетом интересов, пожеланий и  спроса конкретных потребителей. При  разработке маршрута необходимо рассмотреть  все объекты, лежащие на пути к  конечной цели туристского маршрута. Это могут быть природные или культурные особенности: леса, озера, горы, памятники архитектуры, соборы, храмы, ансамбли и т.д.

     Для реализации железнодорожных туристских маршрутов существует несколько  вариантов. Например, возможно формирование отдельных туристско-экскурсионных поездов. Так, большой популярностью пользуется ретро-поезд «Восточный экспресс», маршруты следования которого весьма различны: из Москвы по Транссибирской магистрали в Китай, в Среднюю Азию и т.д. На Западно-Сибирской дороге курсирует туристический поезд выходного дня «Зимняя сказка» в Горную Шорию. Действует маршрут по Кругобайкальской железной дороге. 

     Помимо  этого можно организовать туристские маршруты в составе пассажирских поездов, следующих по действующему расписанию. Сервис-центры железнодорожных вокзалов или туристические фирмы, организующие такие путешествия, приобретают необходимое количество билетов для желающих совершить путешествие по железной дороге. [29]

     Для удовлетворения растущих потребностей в сервисном и туристическом  обслуживании пассажиров руководство  железнодорожного транспорта России приняло  решение о создании на железных дорогах  единой сети сервис-центров. Объединение  сервис-центров в единую сеть, налаживание связей между ними позволяет формировать различные туристские продукты по формуле «поезд + ...»: «поезд + гостиница», «поезд + экскурсия», «поезд + спектакль», «поезд + футбольный матч», «поезд + выставка», «поезд + кинофестиваль» и т.д. Железнодорожный транспорт в этом случае имеет определенные преимущества, поскольку практически в любом туристском продукте присутствует основная часть - сама перевозка. [28]

     Продвижение туристских продуктов, созданных по формуле «поезд + ...», возможно через  сеть сервис-центров, созданных на железнодорожных вокзалах, а также через туристические фирмы и агентства, сотрудничающие с предприятиями железнодорожного транспорта.

     В перспективе в структуре ОАО  «РЖД» планируется создать компанию, которая будет оказывать полный комплекс услуг по организации железнодорожных путешествий на специализированном подвижном составе. Это избавит клиентов от необходимости заключения договоров с несколькими организациями по вопросам, касающимся аренды вагонов, разработки маршрута следования, предоставления питания и прочих услуг. Решением всех этих проблем по поручению заказчика будут заниматься сотрудники компании. Таким образом, компания объединит в себе функции туроператора, создающего новые маршруты и новые турпродукты, и функции по сотрудничеству с управлениями железных дорог по предоставлению специальных составов, предназначенных для перевозок туристов. Кроме того, планируется создание собственного парка туристско-экскурсионных поездов, а также реализация совместных международных проектов по разработке подвижного состава нового поколения для использования в целях туризма. [32]

     Так же необходимо комплексное исследование территории, по которой проходит Транссиб направленное на выявление следующих  компонентов:

  1. Густота транспортной сети региона. Не только ЖД, но и другие виды транспорта.
  2. Транспортная доступность достопримечательностей: природных, культурно-исторических и этнических объектов.
  3. Определить уровень привлекательности выше указанных объектов.
  4. Поиск новых ещё не исследованных объектов по главным направлениям маршрутов
  5. Создание искусственных достопримечательностей таких как «Географические центры», мистические места, памятные места новейшей истории и т.п.

     На  основе этих исследований выявить территории, обедающие наибольшей концентрацией вышеуказанных признаков. Это позволит направить туристов в новые места, которые будут насыщены разного рода объектами.

     Так же для развития Транссиба необходимо при помощи местных властей создать  уникальный имидж каждому из городов  и станций, на которых производятся остановки, на маршруте. Если каждый пункт будет чем-то по настоящему уникален имя Транссиба как уникального сооружения возрастет во много раз. [33]

 

                       Заключение

     Созданная более века назад Транссибирская магистраль поразила весь мир. Это сооружение сравнимо разве что с Великой Китайской стеной. Они схожи по размаху строительства, схожи целью строительства (укрепить государство), схожи масштабами трагичности строительства и схожи своим величием.

     Китайцы давно уже сделали из своей  стены главную визитную карточку своего государства. Настало время и нам сделать из Великой железной дороги ещё один символ нашей страны такого же значения как Кремль, Зимний дворец, Статуя Родина Мать. Тенденции последнего времени связанные с развитием туризма на просторах Транссиба позволяют нам верить что при должном подходе к дальнейшему развитию тех направлений о которых было рассказано в этой работе мы сможем получить действительно мощный туристический комплекс на протяжении нескольких тысяч километров.

     Существует большое количество мировых примеров, когда регрессивные территории спасали, а в последствии улучшали свое экономическое положение по средствам туризма. Транссибирская магистраль имеет в этом смысле положительную тенденцию и при дальнейшем продвижении сможет достичь больших успехов.

     Однако  все это станет возможным при  условии решения проблем указанных  в третьей главе данной работы, а так же используя предложения  указанные в этой же главе.

     По  оценке экспертов Всемирной туристской организации, оптимальной считается пропорция, при которой на одного туриста, выезжающего за рубеж, приходится один иностранный турист, прибывающий из-за рубежа, и четверо человек, путешествующих по территории своей страны. Для реализации этой пропорции в полной мере могут использоваться возможности железнодорожного транспорта во всех видах туризма.

     Подводя итог всему выше сказанному можно  сделать вывод о том, что Россия  великая железнодорожная держава. Наличие густой сети железных дорог, особенно в Европейской части страны, позволяет организовывать разнообразные по географическому расположению, форме и содержанию маршруты железнодорожных туров. Железнодорожный транспорт может активно участвовать и в организации международных туристских маршрутов для российских граждан, используя возможности отрасли в международном сообщении, а также обслуживать иностранных туристов, прибывающих в Россию, для организации железнодорожных туристских маршрутов внутри страны.

Информация о работе Значение железнодорожного транспорта для российского турбизнеса на примере Транссибирской магистрали