Управление железнодорожным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:17, реферат

Описание

Пассажирские перевозки занимают особое место в работе транспорта. Это обусловлено их высоким социально-экономическим значением в жизни общества и выполнением одной из важнейших гарантий государства – свободы передвижения.
Потребность населения в перевозках связана как с производственной деятельностью (поездки к месту работы и в командировки), так и с культурно-бытовой необходимостью (поездки на отдых, туризм, и экскурсии).

Работа состоит из  1 файл

Ref 1.docx

— 16.07 Кб (Скачать документ)

     ЗНАЧЕНИЕ  И ДИНАМИКА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

     Пассажирские  перевозки занимают особое место  в работе транспорта. Это обусловлено  их высоким социально-экономическим  значением в жизни общества и  выполнением одной из важнейших  гарантий государства – свободы  передвижения.

     Потребность населения в перевозках связана  как с производственной деятельностью (поездки к месту работы и в  командировки), так и с культурно-бытовой  необходимостью (поездки на отдых, туризм, и экскурсии).

     Рынок транспортных услуг представлен  внутригородскими, пригородными, междугородними и международными видами пассажирских перевозок. Каждый из них характеризуется  различной емкостью рынка, видом  и уровнем конкуренции, мотивацией поездки и эластичностью спроса.

     Внутригородские перевозки являются наиболее значительными  по количеству перевезенных пассажиров. В крупных городах транспортный рынок достаточно конкурентен и  представлен автобусными, троллейбусными и трамвайными сообщениями, метрополитеном, железнодорожным транспортом, личными  автомобилями, маршрутными такси. В  небольших городах и населенных пунктах он более монополизирован  и представлен, в основном, автобусным транспортом и личными автомобилями граждан. Среди мотиваций поездок  преобладают перемещения к месту  работы или учебы, в магазины и  по другим личным надобностям. Спрос  на данные перевозки является неэластичным по цене и доходу, но имеет высокую  перекрестную эластичность.

     Пригородные перевозки занимают второе место  по массовости после внутригородских  и представлены железнодорожным, автобусным, а также личным автотранспортом. Спрос на эти перевозки по цене и доходу более эластичен. Большое  влияние на окончательный выбор  населением определенного вида транспорта оказывает такой неценовой фактор конкуренции, как надежность и удобство расписания. Для населения, совершающего ежедневные поездки в пригородном сообщении на работу и учебу, основным видом транспорта является железнодорожный из-за его высокой провозной способности, надежности и регулярности движения.

     Велика  его социальная роль в перевозках городского населения на дачные участки, к местам массового отдыха. Кроме  того, пригородными поездами выполняется  и значительная доля внутригородских  перевозок. Ежедневно в пригородном  сообщении железными дорогами перевозится  около 3,5 млн. пассажиров по данным социологических  опросов более 41% пассажиров пригородных  поездов совершают поездки на работу и учебу, около 29%- на дачу. Более 45% пассажиров практически ежедневно  пользуются железнодорожным транспортом.

     Междугородние перевозки значительно различаются  по расстояниям поездок пассажиров. В их структуре можно выделить местные и дальние перевозки.

     Местные перевозки выполняются, в основном, железнодорожным транспортом и  автобусами. Транспортный рынок высоко монополизирован. Мотивация поездки  ограничена, в основном, «шоп-турами», перевозками по личным надобностям  и к местам отдыха. В местных  перевозках усиливается роль неценовых  факторов конкуренции: удобство времени  отправления и прибытия, продолжительность  поездки, безопасность и комфортабельность  проезда, места нахождения начального и конечного пунктов следования, количество багажа, разрешенного к  бесплатному и платному провозу. Спрос на перевозки в этом сообщении  эластичен.

     Дальние перевозки выполняются, в основном, железнодорожным и воздушным  транспортом и не большой долей  автобусных и водных сообщении. Среди  мотивации поездок населения  выделяют производственные, рекреационные (на отдых, в гости, экскурсии) и «шоп-туры». На железнодорожном транспорте 35% поездок  пассажиров связаны с посещения родственников и друзей, 33% с командировками и 21% -с поездками к месту отдыха. На воздушном транспорте выше доля деловых поездок – 39% и поездок к месту отдыха – 33%. Конкуренция между железнодорожным и авиа транспортом носит как ценовой, так и не ценовой характер. Спрос эластичен по цене, доходу и цене конкурента, однако сильно дифференцирован по разным группам пассажиров в зависимости от цели поездки каждый из видов транспорта на данном сегменте рынка характеризуется своими преимуществами и недостатками, в связи с чем определяющее значение для потребительского выбора имеет соотношение «цена - качество». Кроме межтранспортной, сильной является конкуренция между разными авиаперевозчиками.

     Международные перевозки во многом аналогичны дальним. Спрос на них более эластичен. Лидирующие положение на данном рынке  транспортных услуг занимает воздушный  транспорт. В развитии связей с европейскими и азиатскими странами большую роль также играет железнодорожный транспорт. Он перевозит ежегодно в международном  сообщении около 600 тыс. пассажиров.

     Совершенствование организации перевозок пассажиров и их обслуживания рассматривается  на железнодорожном транспорте в  качестве одной из приоритетных задач. Ее направленность – это, в первую очередь, сокращения расходов и повышения  доходности пассажирских перевозок  за счет наибольшего привлечения  пассажиров на железнодорожный транспорт. В условиях усиливающейся конкуренции  между видами транспорта необходимо реализация мероприятий, связанны с  повышением качества и привлекательности  железнодорожных пассажирских перевозок. Они направлены на повышение культуры обслуживание пассажиров на вокзалах и в пути следования, увеличение объема сервисных услуг, совершенствование  тарифной политики.

 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Бубнов  В.Д., Казаков А.А., Казаков Е.А., "Станционные  устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте". М: Инфо, 2006г.- 359с.
  2. Донцов В.К., "Перегонные системы автоматики и телемеханики". Екатеринбург: Наука Урала, 1992г.- 178с.
  3. Почаевец В.С "Автоматизированные системы управления устройствами электроснабжения железных дорог". М: Маршрут, 2003г.- 120с.
  4. Яковлев В.Ф. "Автоматика и автоматизация производственных процессов на железнодорожном транспорте".М: Транспорт, 1990г.- 279с.

Информация о работе Управление железнодорожным транспортом