Выбор вида транспортного средства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 00:03, реферат

Описание

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами

логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов,

выбор вида упаковки и др.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит

информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного,

железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки

зрения логистики.

Работа состоит из  1 файл

реферат транспорт1.docx

— 126.28 Кб (Скачать документ)

например, каменного угля, кварцитов, руды и т. п. Повышая или понижая с

помощью исключительных тарифов стоимость перевозок в различные периоды года,

добиваются  снижения уровня неравномерности перевозок  на железных дорогах.

Этой  же цели служат исключительные пониженные тарифы на перевозку грузов в

устойчивых  направлениях движения порожних вагонов и контейнеров.

Льготные  тарифы применяются при перевозке  грузов для определенных целей, а

также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы устанавливают начальники отдельных железных дорог. Эти

тарифы, включающие в себя размеры плат за перевозку грузов и ставки различных

сборов, действуют в пределах данной железной дороги.

Кроме провозной платы железная дорога взимает с грузополучателей и

грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой

грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами

железной  дороги следующих операций: за хранение, взвешивание или проверку

веса  груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, за экспедирование

грузов, погрузочно-разгрузочные работы, а  также за ряд других операций.

Перечислим  основные факторы, от которых зависит размер платы при перевозке

грузов  по железной дороге.

     Вид отправки. По железной дороге груз может быть отправлен повагонной,

контейнерной, малотоннажной — весом до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой

отправкой — весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона.

     Скорость перевозки. По железной дороге груз может перевозиться грузовой,

большой или пассажирской скоростью. Вид  скорости определяет, сколько километров

в сутки должен проходить груз.

     Расстояние перевозки. Провозная плата может взиматься за расстояние по

кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние при перевозках

грузов  грузовой или большой скоростью либо за действительно пройденное

расстояние  — в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов

пассажирской  скоростью.

     Тип вагона, в котором осуществляется перевозка груза. По железной дороге

груз  может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических

вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае

будет различным.

     Принадлежность вагона или контейнера. Вагон, платформа или контейнер

могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или

грузоотправителя.

     Количество перевозимого груза — фактор, также оказывающий существенное

влияние на стоимость перевозки.

     На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов

используют  следующие виды тарифов:

•сдельные тарифы на перевозку грузов;

• тарифы на перевозку грузов на условиях платных  автотонно-часов;

• тарифы за повременное пользование грузовыми  автомобилями;

• тарифы из покилометрового расчета;

• тарифы за перегон подвижного состава;

•договорные тарифы. На размер тарифной платы оказывают влияние следующие

факторы:

• расстояние перевозки;

• масса  груза;

объемный  вес груза, характеризующий возможность  автомобиля. По этому

показателю  все перевозимые автомобильным  транспортом грузы подразделяют на

четыре  класса;

• грузоподъемность автомобиля;

• общий  пробег;

• время  использования автомобиля;

• тип  автомобиля;

• район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.

Каждый  из тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом учитывает не

всю совокупность факторов, а лишь некоторые из них, наиболее существенные в

условиях конкретной перевозки. Например, для расчета стоимости перевозки по

сдельному тарифу необходимо принять во внимание расстояние перевозки, массу

груза и его класс, характеризующий  степень использования грузоподъемности

автомобиля. При расчетах по тарифу за повременное пользование грузовыми

автомобилями  учитывают грузоподъемность автомобиля, время его использования

и общий пробег.

Во всех случаях на размер платы за использование  автомобиля оказывает влияние

район, в котором осуществляется перевозка. Это объясняется устойчивыми

различиями  в уровне себестоимости перевозок  грузов по районам. Коррективы в

тарифную  стоимость вносятся с помощью  так называемых поясных поправочных

коэффициентов.

На  речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные

работы  и другие связанные с перевозками  услуги определяются пароходствами

самостоятельно  с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера

тарифа  закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения

тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности,

установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг

вправе  запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых

ими тарифов.

На  морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо

по  тарифу, либо по фрахтовой  ставке, Если груз следует по направлению

устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного

судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по

объявленному  тарифу.

В том  случае, когда при выполнении перевозки  работа грузовых судов не связана

с постоянными  районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки,

не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по

фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от

конъюнктуры фрахтового рынка' и обычно зависит  от вида и транспортных

характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.

    

Показатели  транспортной обеспеченности и доступности.

Выделяют  шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. Руководствуясь ими, ниже дается оценка различных видов транспорта (табл. 1.2). Наилучшему значению соответствует единица.

Таблица 1.2

Оценка  различных видов  транспорта по основным факторам, влияющим на выбор вида транспорта

Вид транспорта Факторы, влияющие на выбор вида транспорта
  Время доставки Частота отправлений  груза Надежность  соблюдения графика доставки Способность перевозить разные грузы Способность доставить  груз в юбую точку территории Стоимость перевозки
Железнодорожный 3 4 3 2 2 3
Водный 4 5 4 1 4 1
Автомобильный 2 2 2 3 1 4
Трубопроводный 5 1 1 5 5 2
Воздушный 1 3 5 4 3 5

 

Источник: Котлер Ф. Основы маркетинга.

Исследования  показывают, что при выборе вида транспорта первоочередное внимание уделяется следующим факторам:

♦ надежности соблюдения графика доставки;

♦ времени  доставки;

♦ стоимости  перевозки.

Необходимо  подчеркнуть, что вышеприведенные  данные могут быть использованы только для первоначальной ориентации пригодности тех или иных видов транспорта условиям конкретной перевозки. Принятие окончательного решения должно быть обосновано технико-экономическими расчетами.

В качестве основного критерия выбора транспортного средства принимаются комплексные транспортные издержки. Транспортные издержки — это затраты на транспортировку продукции от места производства до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Они являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

К основным статьям транспортных издержек относятся:

  • Оплата транспортных тарифов и различных сборов транспортных организаций.
  • Затраты на содержание собственного транспорта.
  • Стоимость погрузочно-разгрузочных работ.
  • Затраты на экспедирование и охрану.
  • Затраты, связанные с подачей и уборкой транспортных средств и т. д.
  • Расходы по взвешиванию грузов.

При дифференцированном определении размера транспортных издержек учитывается вид перевозимого груза, величина одной отправки (мелкая, контейнерная, повагонная и т. д.), а также схема перевозки: одним или последовательно несколькими видами транспорта.

Попутно отметим, что определение рационального  радиуса перевозки грузов тем или иным транспортом основывается на сопоставлении расчетных (ожидаемых) величин комплексных транспортных издержек при доставке грузов с баз, складов и распределительных центров только автомобильным, железнодорожным и другим видом транспорта или в смешанном сообщении.

Практика  показывает, что очень важным при  выборе вариантов транспортного обслуживания является наличие соответствующей инфраструктуры. Так, отсутствие подъездных железнодорожных путей воздействует на увеличение рационального радиуса прямых автомобильных перевозок. Особенно это касается мелких отправок продукции. Указанный радиус при данных условиях составляет в среднем примерно 230-330 км. При наличии же подъездных путей в пункте отправки и у потребителя соответствующий радиус колеблется от 150 до 230 км. Необходимо подчеркнуть, что решение о целесообразности перевозки тем или иным транспортом не должно основываться только на транспортных издержках. Необходимо учитывать и другие факторы, которые в некоторых ситуациях могут быть решающими, например скорость доставки, надежность доставки и пр.

Выгодность  перевозки грузов различными видами транспорта определяется путем сопоставления, во-первых, суммарных расходов предприятия на перевозку грузов, а во-вторых, общих затрат на содержание производственных запасов, размеры которых в зависимости от применения того или иного вида транспорта могут меняться в довольно широких пределах.

Как уже  отмечалось, важнейшим фактором, влияющим на выбор вида транспортных средств, является время доставки. Чтобы определить в каждом конкретном случае наиболее оптимальный временной критерий, необходимо провести соответствующие расчеты

Большое влияние на время доставки груза  оказывает категория скорости (режим скорости).

У участников логистического процесса в данном вопросе также есть право выбора.

Категория скорости представляет собой режим перемещения грузовых потоков, который определяется особенностями грузов и условиями соответствующих договоров.

Различают следующие категории скорости:

  • большая;
  • грузовая;
  • пассажирская.

В транспортной логистике категория скорости является одним из признаков, по которому формируют  грузовые потоки. Например, ускоренное продвижение на железных дорогах грузов, принятых к перевозке большой скоростью, достигается организацией специальных ускоренных грузовых поездов; грузовой скоростью — обычных грузовых поездов; пассажирской — внеочередной постановкой вагонов с грузами в пассажирские поезда.

Средняя скорость продвижения грузов, перевозимых  с большой скоростью, на 20~30% больше, чем перевозимых с грузовой скоростью. В том случае, когда перевозка  какого-либо груза допускается только определенной скоростью, грузоотправитель обязан сделать об этом отметку в перевозочном документе.

Ранее уже отмечалось, что потребитель  при разработке заготовительной  политики должен для себя выбрать  наиболее выгодную форму материально-технического обеспечения (транзитную, складскую).

С другой стороны, продуцент, основываясь на маркетинговых исследованиях, при выработке сбытовой политики должен определиться в выборе форм поставок. Выбор потребителя и продуцента по этим вопросам во многом обусловливает выбор вида транспорта и транспортных средств. Однако со своей стороны транспортная логистика также в большой степени влияет на выбор формы снабжения или поставок. Например, через предоставление льготных тарифов, установление нормативов отправки, транзитных норм, санкций за недогруз транспортного средства и т. д.

Отправка  представляет собой единицу наблюдения перевозок грузов. Иначе говоря, отправка — это партия груза, принятая к перевозке по одному перевозочному документу от конкретного грузоотправителя конкретному грузополучателю. В процессе транспортировки отправка должна быть неделимой. При необходимости в установленном порядке может быть произведена ее переадресовка или реконсигнация.

В транспортной логистике различают следующие  категории отправок:

  • пакетная;
  • контейнерная;
  • вагонная;
  • маршрутная;
  • групповая;
  • судовая;
  • сборная;
  • мелкая отправка.

С позиций  логистики по каждой оправке обязательно  следует учитывать не только род груза, но и категорию скорос-ти, провозную плату и некоторые другие характеристики, о которых будет сказано далее.

В основе многих отправок, осуществляемых с  помощью привлечения транспорта общего пользования, лежат транзитные нормы, которые устанавливаются транспортными организациями в зависимости от вида продукции, а также грузовместимости и грузоподъемности имеющихся у них в наличии транспортных средств.

Транзитная  норма — это минимальное количество (масса) груза, принимаемого к перевозке транспортом общего пользования или иным перевозчиком.

Транзитные  нормы, радиус обслуживания потребителей и другие факторы ставят перед  грузоотправителем выбор: воспользоваться  собственным транспортом (если он есть) или обратиться к услугам перевозчиков.

Производя выбор вида транспорта, необходимо знать его грузоподъемность и  грузовместимость.

Под грузовместимостью транспортного средства понимают суммарный объем помещений транспортного средства, используемых для размещения и перевозки грузов.

У морских  и речных судов различают:

  • теоретическую грузовместимость;
  • зерновую грузовместимость для сыпучих грузов;
  • киповую грузовместимость для штучных грузов;
  • грузовместимость для жидких грузов.

На железнодорожном  транспорте в отношении грузовых вагонов различают:

  • полный объем вагона;
  • погрузочный (полезный) объем вагона.

Полный (геометрический) объем  вагона равен произведению длины, ширины и высоты данного вагона.

Погрузочный (полезный) объем  представляет собой используемую часть полного объема. Погрузочный объем может быть больше полного объема при загрузке вагона выше борта.

Соотношение полного объема вагона и его грузоподъемности характеризует удельный объем, т. е. часть объема, которая приходится на 1 тонну грузоподъемности (м3/т). Для анализа грузовместимости рассчитывают коэффициент использования грузовместимости. Это показатель, который отражает часть полного объема грузовых помещений транспортных средств, используемого для размещения груза.

У грузовых вагонов коэффициент использования  грузовместимости рассчитывается как частное от деления погрузочного объема на полный объем.  

Грузоподъемность  подвижного состава  — это один из показателей мощности транспортного средства. Он измеряется количеством грузов в тоннах, которые им могут быть приняты к перевозке.

На практике часто используется понятие удельной грузоподъемности, т. е. части грузоподъемности, которая приходится на 1 м3 полного объема грузовых помещений. Эта величина является обратной удельному весу. Если плотность груза меньше удельной грузоподъемности транспортного средства, то грузовместимость используется полностью, а грузоподъемность недоиспользуется. Если же плотность груза больше удельной грузоподъемности, то полностью используется последняя, но недоиспользуется грузовместимость.

На железнодорожном  транспорте повышение грузоподъемности вагона без увеличения числа осей ограничивается допустимой нагрузкой на путь. Разрабатываются технические нормы загрузки вагонов, которые делятся на:

  • общесетевые и
  • местные.

Эти нормы  зависят от плотности груза, его  формы и рода. За недогруз вагона до технической нормы виновная сторона (грузоотправитель, экспедитор или  др.) уплачивает штраф.


Грузоподъемность  морских и речных судов — это  максимальное количество грузов (в тоннах), которое судно может принять к перевозке. Для получения максимальной грузоподъемности необходимо правильно установить допустимую осадку судна (при погружении по грузовую марку) и строго нормировать все судовые запасы.

Дедвейт (или полная грузоподъемность) определяется по формуле

Дв = Вп - Во

где Вп — водоизмещение судна с полным грузом (т);

Bо — водоизмещение судна без груза (т).

Водоизмещение определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном.

Различают полную и чистую грузоподъемность судна.   

Полная  грузоподъемность (Д) — это сумма массы служебного (вода, топливо, провиант...) и перевозимого груза.

Чистая  грузоподъемность (ДТ) равна массе перевозимого груза:

Дz = Д - С

где С — масса всех судовых запасов. Грузоподъемность автотранспорта определяется его конструкцией и указывается в техническом паспорте автомобиля, прицепа, полуприцепа. Средняя грузоподъемность ходового автомобиля зависит от структуры парка подвижного состава и коэффициента использования парка транспортных средств по выпуску.

Для анализа  использования грузоподъемности транспортных средств в логистике рассчитываются соответствующие коэффициенты.

Коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава — это показатель степени использования грузоподъемности автомобиля, вагона, судна, самолета.

Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля характеризует использование номинальной  грузоподъемности автомобиля в статике и динамике.

Статический коэффициент рассчитывается как отношение загрузки автомобиля в тоннах к его номинальной грузоподъемности в момент окончания погрузки.

Данный  показатель "за одну ездку" определяется делением количества фактически перевезенного груза на номинальную грузоподъемность автомобиля.

Этот  же показатель "за смену" определяется делением объема перевозок на произведение номинальной грузоподъемности и количества выполненных за смену ездок.

Информация о работе Выбор вида транспортного средства