Внедрение Научно технического прогресса в дорожное хозяйство России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:46, курсовая работа

Описание

Основу всесторонней эффективности общественного производства составляет научно-технический прогресс, главным направлением которого, связанным с интенсификацией производства, является создание и внедрение новой техники» охватывающие период от разработки научных идее до их массовой (серийной) реализации в виде изготовленных и применяющихся средств производства, что предполагает использование специфической системы экономического стимулирования предприятий, объединений и научных учреждений, которая обеспечивается применением взаимосвязанных экономических рычагов, стимулов и налоговых методов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Основные направления научно-технического прогресса
2. ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО РОССИИ
2.1.Оценка текущего состояния дорожного хозяйства Российской Федерации
2.2.Проблемы, возникшие вследствие бурного роста автомобилизации.
3. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС В ДОРОЖНОМ ХОЗЯСТВЕ
3.1 НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ЕГО РОЛЬ В ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
3.2. ПРИОРИТЕТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
3.3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
3.4. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
3.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

готовое.doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

  Наряду  с созданием дорожной научной  Ассоциации для развития конкурентной среды и предпринимательской деятельности в сфере дорожной науки необходимо содействовать формированию частного сектора с образованием частных научно-исследовательских, консалтинговых фирм и научных лабораторий.

  Упорядочить систему проведения научно-практических семинаров, конференций, симпозиумов, в т.ч. и с приглашением зарубежных специалистов, а также расширить практику участия специалистов дорожного хозяйства в проводимых за рубежом научно-технических форумах.

  Многолетний опыт организации НИОКР свидетельствует  об их эффективности только в том случае, когда при их планировании и проведении сохраняется определенная комплексность, последовательность и преемственность.

  Подход  к проведению научно-исследовательских  работ должен состоять из следующих  и обязательных шагов:

  1. Определение наиболее острых проблем, организация и проведение по ним поисковых исследований. На разных этапах проведения последних определяются перспективные направления для проведения прикладных НИОКР.

  2. Проведение технико-экономических обоснований прикладных НИОКР.

  3. Проведение научно-исследовательских работ.

  4.Экспериментальная (опытная) проверка результатов прикладных НИОКР на практике (опытное внедрение), установление постоянных наблюдений за их поведением «в натуре».

  5. Выбор оптимальных и корректировка ранее принятых решений по результатам натурных наблюдений, разработка методического или нормативного документа, при необходимости обязательное сертифицирование разработанных приборов, инструментов и т.д.

  6. Широкомасштабное внедрение.

  Следует подчеркнуть тесную взаимосвязь вышеперечисленных работвследствие чего недостаточная степень проработки какого-либо этапа илитем болееневыполнение работ по любому из них немедленно отрицательно скажется на общей эффективности научно-исследовательской разработки.

  Современный подход к организации работы в  дорожном хозяйстве по использованию (внедрению) научно-технических достижений должен исходить из следующих основных положений:

  - необходимость  создания службы внедрения новой  техники и технологий как системы, которая взяла бы на себя роль специальной организационной базы по управлению всем процессом внедрения и служила бы связующим звеном между участниками этого процесса;

  - рассмотрение  процесса внедрения как трехстадийного, включающего в себя: начальную (подготовительную) стадию, реализуемую в основном самими разработчиками (подготовка дополнительной технической документации, привязка разработки к конкретным производственным условиям и др.); промежуточную стадию, которую можно назвать стадией освоения разработки, реализуемую региональными внедренческим центрами (т.е. центрами передачи технологий) на базе прикрепленных к каждому из них образцово-показательных ДРСУ; третью стадию, являющуюся конечной стадией процесса внедрения, соответствующей по аналогии началу серийного производства техники, т.е. когда технологии выходят за рамки показательных ДРСУ. Эта стадия реализуется службой внедрения с участием региональных внедренческих центров путем организации обучения кадров дорожного хозяйства принципам и методам реализации новых технологий, а также путем обеспечения информацией об освоенных новых технологиях, усиления работы по пропаганде научно-технических достижений;

  - создание  механизма, обеспечивающего взаимную  экономическую заинтересованность  всех участников процесса внедрения, как непременного условия эффективного функционирования системы практической реализации научно-технических достижений в дорожном хозяйстве.

  Механизм  практической реализации научно-технических  достижений должен быть основан на системе организации и управления процессом внедрения технологий. [11]

  Необходимо  определить круг задач и функциональные связи между структурами, участвующими в процессе внедрения технологий, решить финансовые аспекты взаимодействия организаций.

  Основой для разработки и внедрения технологий должны являться утвержденные конкретные проекты, прошедшие обсуждение на всех уровнях управления процессом внедрения (местном, региональном и федеральном). Проекты должны разрабатываться, опираясь на утвержденные требования к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог общего пользования и дорожному хозяйству в целом, назначенные исходя из реальных условий финансирования. При этом должен охватываться весь процесс внедрения - от начала создания технологических разработок на основе изучения рынка и определения приоритетных направлений до момента широкого использования технологии на практике.

  Федеральная дорожная служба в 1998 году, в отличие  от предыдущего 1997 года, перешла на планирование не только чистых научно-исследовательских работ, но и работ по внедрению научных исследований в опытное производство и приступила к организации проведения фундаментальных исследований.[12]

  Наличие в структуре планирования вышеперечисленных  планов требует пересмотра системы  управления научно-технической политикой в дорожном хозяйстве в целом. Необходимо определить составляющие научно-технической политики, уточнить функции органов управления и определить ответственность за прохождением научно-исследовательской деятельности, от научной разработки до опытного внедрения, разработки нормативной документации и широкого внедрения в целом по дорожному хозяйству.

  Успех в  реализации научно-технической политики в дорожном хозяйстве может быть достигнут при условии организации  действенной системы управления научно-технической деятельностью.

  Как показано выше, научно-техническая деятельность включает научно-исследовательскую  деятельность, внедренческую деятельность и деятельность, связанную с распространением научно-технической информации с  пропагандой научных достижений. Управление всеми тремя видами деятельности находится в компетенции первого заместителя Руководителя ФДС, ответственного за проведение научно-технической политики в отрасли. Исполнительными органами являются: Управление научно-технической политики - ответственное за научно-исследовательскую деятельность; Центр обучения и передачи новых технологий (Дирекция «Дороги России») - ответственный за внедренческую деятельность; «Информавтодор» - ответственный за информационное обеспечение дорожного хозяйства. Все три органа должны функционировать в тесном взаимодействии.

  В задачи исполнительных органов входят:

  Управление  научно-технической политики

  ·     организация рассмотрения проекта плана важнейших НИР и ОКР, представленного дорожной научной Ассоциацией, с последующим утверждением плана;

  ·     проведение конкурса научных идей и разработчиков;

  ·     заключение договоров с исполнителями по работам, предусмотренным в утвержденном плане важнейших НИР и ОКР;

  ·     контроль за ходом выполнения плана важнейших НИР и ОКР, организация рецензирования, рассмотрения, приемки и оплаты работ;

  ·     организация издания законченных работ;

  ·     подготовка предложений по научным разработкам, рекомендуемым к внедрению, и передача их органу, ответственному за внедренческую деятельность;

  ·     организация научных семинаров, симпозиумов, конференций, выставок, конкурсов.

  Уровень и качество научных разработок, а  также целесообразность их практического  использования определяет научно-технический  совет ФДС.

  Центр обучения и передачи новых технологий

  ·     формирование плана внедрения новых технологий материалов и др. с определением необходимых объемов финансирования, включая научное сопровождение;

  ·     координация деятельности региональных внедренческих центров с организацией через них опытно-внедренческих работ;

  ·     формирование плана обучения кадров дорожного хозяйства принципам и методам реализации новых технологий и контроль за его выполнением;

  ·     ежегодный анализ и обобщение объемов внедрения по регионам и России в целом.

  Региональные  внедренческие центры целесообразно  организовать на базе центров РОСДОРНИИ, расположенных в г. Москве, Владимире, Воронеже, Ростове-на-Дону, Волгограде, Перми, Екатеринбурге, Красноярске и Хабаровске и имеющих минимально необходимую базу, кадры и опыт выполнения внедренческих работ. Пять из девяти указанных центров расположены в тех городах, где размещены также и Региональные дирекции, что позволяет им тесно взаимодействовать в организации и проведении внедренческих работ в зоне обслуживания соответствующих дирекций. В то же время с Региональной дирекцией № 5 мог бы успешно сотрудничать Волгоградский центр РОСДОРНИИ, с региональной Дирекцией № 9 - Владимирский центр РОСДОРНИИ, с Региональной дирекцией № 4 - Пермский и Екатеринбургский центры РОСДОРНИИ и с Региональной дирекцией № 3 - Красноярский центр РОСДОРНИИ.

  Центр обучения и передачи новых технологий поддерживает тесные связи с «Центрдорконтролем», который осуществляет выборочную экспертизу рекомендуемых к внедрению новых технологий, материалов и др., проводит сертификационный и метрологический контроль, а также организует контроль качества выполнения внедряемых работ.

  Информационное  обеспечение Центра обучения и передачи новых технологий в основном осуществляет «Информавтодор».

  «Информавтодор»

  ·     сбор, обобщение и передача отечественной и зарубежной научно-технической информации;

  ·     формирование и ведение банка данных по новым технологиям, материалам, конструкциям и т.д.;

  ·     пропаганда отечественных и зарубежных научно-технических достижений и передового опыта.

  «Информавтодор» осуществляет свою деятельность в тесном контакте с Центром информационных технологий, который организует и  обеспечивает современный уровень  сбора и передачи информации. [13]

3.5. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

  В настоящее время динамичнее развитие дорожного хозяйства невозможно без оперативного обмена информацией между управленческими структурами, научнымипроектными организациями и организациями, непосредственно участвующими в строительстве и эксплуатации дорог. Созданная ранее система предоставления информации уже не удовлетворяет ни духу временини реальным запросам потребителей информации. В современных условиях и на ближайшие несколько лет основным техническим средством оперативного обеспечения информацией являются распределенные компьютерные сети, где должны быть созданы банки и базы данных по различным направлениям деятельности дорожного хозяйства - информационная отраслевая компьютерная сеть.

Информация о работе Внедрение Научно технического прогресса в дорожное хозяйство России