Виды рисков в экспедиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание

Американский экономист Томас Стюарт, признанный авторитет в мире управления рисками, в монографии «Риск-менеджмент в 21 веке» (Thomas A. Stewart «Managing Risk in the 21st Century») заметил следующее: «Сразу согласимся с тем, что риск – это хорошо. Суть риск-менеджмента заключается не в устранении риска, поскольку тогда исчезнет вознаграждение, а в управлении им. Нужно определить, когда можно рисковать, а когда вообще этого делать не стоит».

Работа состоит из  1 файл

Риски.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)
 

     Введение

     В последние годы в бизнес-кругах все  больше внимания уделяют проблеме управления рисками предприятия. Действительно ли невозможно успешно вести бизнес, не взяв под контроль риски? Или это всего лишь дань моде и очередной источник доходов для различного рода консалтинговых компаний?

     Американский  экономист Томас Стюарт, признанный авторитет в мире управления рисками, в монографии «Риск-менеджмент в 21 веке» (Thomas A. Stewart «Managing Risk in the 21st Century») заметил  следующее: «Сразу согласимся с тем, что риск – это хорошо. Суть риск-менеджмента заключается не в устранении риска, поскольку тогда исчезнет вознаграждение, а в управлении им. Нужно определить, когда можно рисковать, а когда вообще этого делать не стоит».

     Следовательно, не стоит говорить о риске только как о негативном явлении. Напротив, риск – необходимая составляющая внешней среды, в которой функционирует предприятие. Следовательно, он может нести как прибыль, так и убытки. Равно как и не иметь никакого воздействия. Задача руководства компании состоит в том, чтобы уменьшить негативные последствия, вытекающие из ситуации неопределенности, и по возможности выявить и максимизировать проистекающий из той же ситуации выигрыш. Поэтому в идеале в структуре предприятия должны быть заложены механизмы своевременного распознавания риска, его оценки и продуцирования решений, реализация которых уменьшит отрицательные последствия или даже поможет извлечь из сложившейся ситуации пользу. 
 
 
 

     1. Понятие риска

     Мировая и отечественная экономическая  наука до сих пор не выработала единого определения для понятия «риск». С точки зрения управления наиболее полным представляется определение Михаила Анатольевича Рогова, известного российского риск-менеджера: «Риск – это возможность не наступления каких-либо ожидаемых событий, а также возможность отклонения каких-либо величин от некоторых (ожидаемых) значений с позиций лица, принимающего решения». Предпринимательский риск - это потенциально возможное, случайное событие, результатом воздействия которого на материальные, денежные ресурсы, производственные, экономические процессы предпринимательской деятельности являются убытки, дополнительные расходы, уменьшение получаемых доходов, прибыли, обусловливающие необходимость страхования с целью обеспечения возмещения причиненных убытков.

     Под хозяйственным (предпринимательским) риском понимается риск, возникающий при любых видах деятельности, связанных с производством продукции, товаров, услуг, их реализацией, товарно-денежными, и финансовыми операциями, коммерцией, осуществлением социально-экономических и научно-технических проектов. В рассматриваемых видах деятельности приходится иметь дела с использованием и обращением материальных, трудовых, финансовых, информационных (интеллектуальных) ресурсов, так что риск связан с угрозой полной или частичной потери этих ресурсов. В итоге предпринимательский риск характеризуется как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов сверх предусмотренных прогнозом, программой его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал. 
 

     2. Виды рисков в экспедиционной деятельности 

     
    1. Коммерческий (товарный) риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Его причины — снижение объема реализации вследствие, например, изменения конъюнктуры, повышения закупочной цены, непредвиденного снижения объема закупок, потерь товара в процессе обращения, роста издержек обращения.

     Коллективы крупных транспортных компании, состоящий из высококлассных специалистов, способны удовлетворить требования самых взыскательных Клиентов. Крупные компании готовы предоставить наилучшие условия перевозок грузов "от двери до двери", включая экспорт и импорт грузов Клиентов.  Экспедиторы предлагают уберечь покупателей услуг от всех забот по доставке их грузов в указанное ими место в пределах существующих международных правил и таможенных законодательств. Одним из наиболее эффективных инструментов бизнеса является управление ценой. Зачастую именно ценовая политика позволяет предприятию выжить в условиях жестокой борьбы за покупателя. Практика свидетельствует, что иногда судьба автотранспортного предприятия может быть решена самым простым способом - снижением ставок на перевозки. 

     2.2. Ответственность за груз

     Обязанности по доставке груза и ответственность за товар переходят к экспедитору в момент получения груза от отправителя. Этот момент имеет большое значение для всех сторон, поскольку он определяет не только передачу груза, но и переход рисков утраты или повреждения товара. Кроме того, документ, фиксирующий передачу груза, является основным документом, подтверждающим принятие на себя экспедитором обязанностей по доставке конкретного груза. Они несут ответственность по закону перед владельцами грузов, принятых к перевозке, за полную гибель или повреждение груза. Если что-то происходит с грузом, то формально ответственным перед его владельцем будет экспедитор. Однако в большинстве случаев должен платить не он сам, а, например, владелец склада, где этот груз сгорел, морской перевозчик, корабль которого утонул вместе с грузом, или автоперевозчик, чей трейлер попал в аварию, водитель разгрузил груз мошенникам или бросил автомобиль ночью на обочине, а в него благополучно проникли воры. Цепочка на первый взгляд понятна: почти всегда можно найти виновного, который возместит ущерб. 

     2.3. Риск ответственности перед третьими лицами

       Ответственность по закону перед третьими лицами (убыткам, связанным с нанесением вреда грузом и/или транспортным средством третьему лицу в процессе транспортировки). Причинение убытков экспедитору в связи с неисполнением обязанностей по предоставлению информации. Например, вполне уместно требовать возмещения в полном объеме убытков, понесенных экспедитором в связи с отсутствием информации об опасных свойствах груза;

       Транспортно-экспедционные компании пользуются услугами третьих лиц, например, при  подачи наемного автотранспорта Клиенту. Клиент обязан давать  экспедитору точные сведения о перевозимом грузе. Зачастую отправитель грузит машины товаром с объемно весовыми характеристиками взятым из рабочей «Базы», данные которой не совпадают с реальным весом товара. Еще одной ошибкой отправителя является не правильное распределения веса по осям машины. На всех крупных трассах находятся стационарные посты весового контроля. В их функции входит обеспечения бесперебойного и безопасного движения транспортных средств, выполняющих перевозки грузов, контроль за осуществлением международных автомобильных перевозок и осуществление весового контроля транспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки (Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1079).

     Перевозка тяжеловесных грузов осуществляется только при наличии лицензии или временно выданного пропуска. Нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов без  специального разрешения влечет наложение штрафов или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев (статьи 11.14, 12.21, 12.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 № 195-ФЗ гл.11).

     Образец результатов проверки на весовом контроле СПВК-52589 автодороги 1-Р-102 «Тюмень-Омск» с нарушением превышения по осевым нагрузкам транспортного средства (см. в приложении № 1,2,3,4).

     В результате проверки выявлено, превышение по второй оси выше допустимой нормы на 1650 кг, что составляет сумму штрафа 1939 рублей 20 копеек. Транспорно-экспедиционная компания имеет полное право при наличии подтверждающих оригинальных документах перевыставить сумму штрафа отправителю или заказчику. 

     2.4. Финансовые риски

     Клиент  обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им в связи с исполнением договора расходы и издержки. Сроки, форма и порядок уплаты всех этих сумм стороны указывают в договоре.

     Зачастую  клиент дает необоснованный отказ от оплаты расходов, понесенных экспедитором. В этом случае уплачивается штраф в размере 10% суммы этих расходов;

       Многие клиенты несвоевременно уплачивают вознаграждения экспедитору и возмещают понесенных им в интересах клиента расходы. При этом взыскивается неустойка в размере 0,1% суммы вознаграждения и расходов экспедитора за каждый день просрочки (но неустойка не может быть больше указанной суммы вознаграждения).  

     Д) Региональные риски могут возникать в связи с политическим или экономическим сепаратизмом, принятием местных законов, а также общим депрессивным состоянием экономики ряда регионов (спад производства, высокий уровень безработицы).

     Кроме этого, экономическое  и  политическое  развитие  современного  мира порождает новые виды риска,  которые  довольно  трудно  определить,  оценить количественно. Транснационализация бизнеса сопровождается созданием  сложных финансовых  и  производственных  взаимосвязей.  Возникает  «эффект  домино»,

     который в случае  краха  одной  компании  влечет  за  собой  ряд  банкротств компаний,  связанных  с  компанией-банкротом.  Усиление  компьютеризации и автоматизации производственно-хозяйственной     деятельности предпринимательских организаций приводит к возможности потерь  в  результате сбоя компьютерной системы, сбоя вычислительной техники.  Особое значение в последние годы приобрели риски, связанные  с  политическими  факторами,  так

     как они несут с собой крупные  потери для предпринимательства.

     Федеральное Агентство Министерства транспорта Российской Федерации в период с 25 марта по 25 июня 2008 года (в связи с погодными и региональными особенностями) вводит временные ограничения на движение транспортных средств по автомобильным дорогам.

     Временное ограничение движения не распространяется на транспортные средства осуществляющие перевозки: продуктов питания (за исключением  алкогольной и спиртсодержащей  продукции), лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, семенного  фонда, почты и почтовых грузов, грузов, необходимых для предотвращения и (или) ликвидации последствий стихийных бедствий или иных чрезвычайных происшествий, а также транспортные средства, осуществляющие международные автомобильные перевозки грузов, перевозку пассажиров автобусами, в том числе международную – движение осуществляется без специальных разрешений (пропусков).

     Передвижение  транспортных средств разрешенной  максимальной массой свыше 10 (десяти) тонн и перевозящих грузы, не попадающие под вышеперечисленные категории, производится на основании специальных разрешений (пропусков), при условии возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов. Инспекторами Госавтоинспекции будет организован контроль за соблюдением установленного режима движения, при этом обращаю Ваше внимание на то что, возбуждать административное делопроизводство за нарушение вышеуказанных ограничений на федеральных автомобильных дорогах по ст.12.16 КоАП РФ только при подтверждении данного факта показаниями технических средств контроля весовых параметров.

     В случае невыполнения законного требования сотрудника ГИБДД о запрещении дальнейшего  движения под запрещающий знак 3.11, действия водителя будут квалифицироваться  по ч. 1 ст.19.3 КоАП РФ (неповиновение законному требованию сотрудника милиции), влекущее наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. При этом водитель может быть задержан на срок до 48 часов до рассмотрения дела судом.

     Эти временные сезонные меры вводятся на период весеннего оттаивания почвы, в целях сохранения дорожного покрытия автомобильных дорог от разрушения и деформации в условиях переувлажнения верхних слоев земляного полотна в период весенней оттепели. Те автотранспортные средства не имеющие пропуска, вынуждены покупать его для проезда по дорогам федерального значения, что приводит к удорожанию провозной платы.  В результате большое количество автотранспорта вынуждены простаивать без работы. 

     2.5. Отраслевой риск

     Связан со спецификой отдельных отраслей экономики, которая определяется двумя основными факторами: подверженностью циклическим колебаниям и стадией жизненного цикла отрасли. По этим признакам все отрасли можно разделить на подверженные и менее подверженные циклическим колебаниям, а также на сокращающиеся (умирающие), стабильные (зрелые) и быстро растущие (молодые).

     Как и в любом бизнесе, в предлагаемой схеме существуют свои достоинства и недостатки.  Что понимается под сезонностью? Это  в первую очередь так называемые пики активности и затухания. Даже при выходе на проектную мощность (объем перевозок) в своей деятельности необходимо учитывать пики сезонности, т.е. , создаваемое предприятие должно предусмотреть дополнительные расходы по созданию страховых запасов, определить их объем и структуру, это необходимо для того что бы в период наименьшей активности обеспечить стабильность в своей деятельности.

Информация о работе Виды рисков в экспедиционной деятельности