Теоретические аспекты водного транспорта России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:42, курсовая работа

Описание

Целью выполнения курсовой работы является исследование транспортной логистики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты водного транспорта
Оценить развитие водного транспорта России
Предложить пути совершенствования водной логистики в России

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 109.18 Кб (Скачать документ)

На пассажирские перевозки  речным и морским транспортом  приходится относительно очень небольшая  доля (менее 1%). Суда морского флота  в большей мере используются для  туристических, в том числе круизных путешествий, для отдыха и экскурсий. Речные суда, в частности на подводных  крыльях, широко используются для перевозок  пассажиров на внутренних водных магистралях  в Поволжском, Северо - Западном и других районах страны. Хотя в последнее десятилетие объём перевозок пассажиров водным транспортом упал наиболее резко (в 3-4 раза), можно надеяться, что в перспективе при наличии водных судоходных магистралей большой протяжённости утраченные позиции по перевозкам пассажиров этими комфортабельными видами транспорта будут восстановлены [9].

 

 

1.2.  Характеристика  речного транспорта 

Россия обладает большой  и разветвленной сетью речных путей и озер. Однако существенную роль он играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических  связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн  в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны).

В России насчитывается более 100 тыс. рек, имеющих общую протяжённость  около 2, 5 млн. км, из них свыше 500 тыс. км пригодны для судоходства.

Различаются магистральные  речные пути, обслуживающие международные  связи, межрайонные, обеспечивающие перевозки  грузов и людей между крупными районами внутри страны, и местные, обеспечивающие внутрирайонные связи.

Протяженность эксплуатируемых  внутренних водных путей в России в последние десятилетия сокращается  и в настоящее время составляет 89 тыс. км, также на речном транспорте постоянно сокращается средняя  дальность перевозки 1 т груза  и в настоящее время с учетом всех видов речных сообщений она  составляет менее 200 км.

Внутренние судоходные водные пути относятся к разным речным бассейнам. Преобладающую часть грузовых перевозок  и грузооборота выполняют пароходства  трех воднотранспортных бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.

Большая часть оборота  речного транспорта приходится на европейскую  часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волги со своим притоком Камой. На севере европейской части России заметную роль играют Северная Двина, Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Нева. Большое значение для развития речного транспорта в стране имело создание единой глубоководной  системы и строительство Беломоро-Балтийского, Волго-Балтийского, Московско-Волжского и Волго-Донского каналов. В связи с освоением природных ресурсов на востоке страны возрастает транспортное значение Оби, Иртыша, Енисея, Лены, Амура. Особенно заметна их роль в обеспечении районов пионерного освоения, где практически отсутствуют сухопутные транспортные магистрали. В настоящее время в связи с экономическим кризисом идет сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров речным транспортом, протяженности внутренних водных судоходных путей, уменьшается количество причалов.

Волжско-Камский бассейн, обслуживающий экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части России, - главный. На него приходится свыше 1/2 грузооборота всего речного транспорта страны. Подавляющая часть перевозок  в этом бассейне осуществляется по Волге, Каме и каналу имени Москвы. Наиболее крупными портами бассейна являются: три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.

На втором месте по объему выполняемой работы стоит Западно-Сибирский  бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги.

Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера. Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками  Сухоной и Вычегдой. Ведущим портом бассейна выступает Архангельск.

Особенности речного транспорта:

– высокая провозная способность;

– невысокая стоимость  перевозки, особенно массовых грузов и  грузов, не требующих срочной доставки;

– возможность перевозить крупные по объему партии;

– возможность использования  в районах, где неразвита ж/д  и автомобильная сеть;

В то же время ряд технико-экономических  особенностей сдерживает его использование:

– наличие гидротехнических сооружений;

– сезонность работы на большинстве  рек России;

– неоднородность условий  на разных реках ин а отдельных участках рек;

– естественное географическое расположение на разных реках и на отдельных участках рек;

– естественное географическое расположение водных путей и несовпадение с направлениями грузопотоков [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Оценка развития водного транспорта в России

2.1. Развитие водного транспорта

Сейчас в России основная доля развития водного транспорта зависит  от:

1. Транспортной стратегии  Российской Федерации на период  до 2030 года.

2. Концепции развития  внутреннего водного транспорта  Российской Федерации на период  до 2015 года, которая определяет основные  направления развития внутреннего  водного транспорта, а также цели, задачи и методы государственного  регулирования в этой сфере  в условиях развития рыночных  отношений и структурного реформирования  экономики.

Рассмотрим их подробнее:

Стратегия

Главным документом, определяющим поступательное движение на ближайшую  перспективу, является Транспортная стратегия  Российской Федерации на период до 2030 года.

Основные цели стратегии:

− формирование единого транспортного пространства России,

− обеспечение доступности и конкурентоспособности транспортных услуг,

− интеграция в мировое транспортное пространство,

− реализация транзитного потенциала страны,

− повышение уровня безопасности транспортной системы и снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Мы должны устранить участки, лимитирующие пропускную способность  Единой глубоководной системы европейской  части Российской Федерации, которая  составляет почти половину Большого европейского воднотранспортного кольца.

Для открытия внутренних водных путей России для плавания судов  под флагами иностранных государств настоятельной необходимостью является развитие портовых мощностей на внутренних водных путях, в том числе и  Азово-Донского бассейна, для обеспечения растущего грузооборота, увеличения объемов контейнерных перевозок (84% от общего количества речных портов расположено в европейской части страны). Предусматривается реализация мероприятий по строительству портовых терминалов и объектов инфраструктуры портов Азов и Ростов-на-Дону на принципах государственно-частного партнерства.

Основные ожидаемые результаты от реализации проекта:

− способность обрабатывать в порту Азов все типы судов класса "река-море" без ограничения их грузоподъемности;

− существенный рост объемов перевалки грузов за счет увеличения пропускной способности порта на 6 млн. тонн).

В целях повышения уровня безопасности мореплавания, единообразия требований к организации транспортного  процесса в устьевых портах Азов и  Ростов-на-Дону и соответствующего повышения их конкурентоспособности  на международном рынке было принято  решение об изменении статуса  этих портов. В них создана необходимая  инфраструктура, характерная для  международных морских портов, осуществляется контроль за обеспечением безопасности мореплавания и соблюдением международных договоров Российской Федерации в области морского судоходства, контроль иностранных судов в рамках Парижского меморандума, а также российских судов, совершающих международные рейсы.

Наиважнейший вопрос - обеспечение  безопасности судоходства. Для этого  на внутренних водных путях России идет развитие системы управления движением  судов и информационного обеспечения  судоходства, автоматических идентификационных  систем, электронных навигационных  карт.

Необходимо отметить, что  и в азиатской части нашей  страны имеется большое число  крупных рек, обеспечивающих связь  между морским арктическим бассейном  и внутренними районами страны, и  вопросы обеспечения безопасности судоходства и в этом регионе  чрезвычайно важны. Судоходство там осуществляется как по самим рекам, так и по трассам Северного морского пути.

Понимая важность при осуществлении  смешанных "река-море" перевозок  надежной стыковки речной и морской  составляющих, мы стремимся максимально  гармонизировать "морские" и "речные" системы управления движением судов.

В России создается Единая автоматизированная информационная система "МоРе", которая будет являться сегментом автоматизированной системы управления транспортным комплексом (АСУ ТК РФ). Система "МоРе" представляет собой интегрированную систему информационного обеспечения, работающую в интересах мониторинга и государственного управления на морском и внутреннем водном транспорте и содействующую обеспечению безопасности мореплавания, судоходства и защите окружающей среды от загрязнения с судов. Создание этой системы позволит не только осуществлять мониторинг судоходства и диспетчерское регулирование в реальном масштабе времени, но и повысить безопасность судоходства, а также экономические показатели использования внутренних водных путей за счет заложенных в систему интеллектуальных элементов планирования.

Ясная перспектива по пропускной способности водных путей и гидротехнических сооружений, их габариты, развитая портовая инфраструктура, создание надежной системы  обеспечения безопасности судоходства  дает возможность для принятия стратегических решений в области судостроения.

Взятый курс на обновление состава флота, поддержка развития отечественного судостроения уже позволили  выпустить серию новых судов  смешанного "река-море" плавания типа "Русич".

Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы  на 2010-2015 гг." предусматривается строительство 97 единиц транспортного флота (33257,7 млн рублей из внебюджетных источников). В рамках ФЦП будет разработано пять новых типов судов, которые позволят эффективнее использовать различные участки внутренних водных путей России, и не только на направлении река-море, но и по схеме "река-море-река". В настоящее время разрабатываются новые проекты судов "Волгомакс", "Ленамакс".

Суда смешанного "река-море" класса доказали свою эффективность, и, уверен, их наличие сможет создать  основу для появления новых логистических  систем, способных объединить внутренние водные пути Европы и России, используя  транзитный потенциал стран, обеспечить устойчивую связь с внутриконтинентальными регионами.

В условиях интенсификации морских и речных перевозок все  более важное значение будет приобретать активизация сотрудничества, как в рамках международных организаций, так и между международными организациями с целью сближения и гармонизации стандартов и устранения административных и других барьеров.

Активное взаимодействие государств будет способствовать усилению роли внутреннего водного транспорта, переключению части грузопотоков с  других видов транспорта, снижению себестоимости перевозок и нагрузки на окружающую среду, удовлетворению спроса на перевозки грузов, которые невозможно перемещать иными видами транспорта, и в конечном итоге позволит быстрее  преодолеть негативные последствия  мирового финансово-экономического кризиса.

Концепция

Предусмотренное настоящей  Концепцией развитие внутреннего водного  транспорта обеспечит превращение  его в устойчиво функционирующую  транспортную отрасль. Водные пути, флот, порты, судоходные компании приобретут новое качество. Повысится эффективность  их работы и появится возможность  реализовать в интересах развития экономики страны преимущества, которыми внутренний водный транспорт обладает по сравнению с другими видами транспорта.

Прогнозируемое развитие спроса на услуги внутреннего водного  транспорта будет преимущественно  обеспечиваться высокоэффективными и  конкурентоспособными как на внутреннем, так и на мировом рынке российскими судоходными компаниями. Высокоэффективная и рентабельная деятельность судоходных компаний, портов и иных хозяйствующих субъектов позволит поднять инвестиционный потенциал отрасли и обеспечить за счет этого устойчивый процесс обновления основных фондов.

Совершенствование управления на внутреннем водном транспорте позволит провести разграничение властных полномочий в области правоустанавливающих и правоприменительных функций  государства.

Реализация настоящей  Концепции позволит:

− обеспечить интеграцию внутренних водных путей России в систему международных транспортных коммуникаций;

− повысить уровень безопасности судоходства на внутренних водных путях;

− оптимизировать расходы федерального бюджета на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений;

− повысить эффективность управления федеральной собственностью;

улучшить качество предоставляемых  транспортных услуг.

Одним из основных инструментов реализации настоящей Концепции  должны стать региональные целевые  программы развития внутреннего  водного транспорта.

Информация о работе Теоретические аспекты водного транспорта России