История становления железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание

Цель данной работы изучить История железных дорог и паровозостроения в России (конец XVIII – первая четверть XIX века). Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Рассмотреть история становление железнодорожного транспорта
Изучить историю железных дорог в России (конец XVIII – первая четверть XIX века)

Содержание

Введение 3
1. История становления железнодорожного транспорта 4
2. История железных дорог в России (конец XVIII – первая четверть XIX века) 7
Заключение 12
Список литературы 13

Работа состоит из  1 файл

А 11110811(х) К.р. История жд Тема 2.doc

— 75.50 Кб (Скачать документ)

К.А.Тон проектировал главные здания вокзалов на магистрали — Московский и Петербургский. Они были завершены  в 1851—1852 гг.

Устройства сигнализации и связи для обеспечения безопасности перевозочного процесса в этот период находились ещё на стадии становления. Несмотря на это, российский учёный Б.С.Якоби подготовил аппаратуру телеграфной связи для дороги. Однако к эксплуатации была принята система телеграфной связи немецкого изобретателя В.Сименса4.

Официальное открытие крупнейшей в  Европе двухпутной дороги состоялось 1 ноября 1851 г. Газета «Северная пчела» восторженно писала об отправлении  в 11 часов 15 минут первого «общенародного поезда», который через 21 час 45 минут благополучно прибыл в Москву.

Дорога носила название Санкт-Петербурго-Московская, а после кончины императора Николая I, в 1855 г., была переименована в Николаевскую.

Дорога работает исправно по сегодняшний  день вот уже более 150 лет.

На первых дорогах нашей страны эксплуатировались заграничные  типы паровозов. Было принято решение  собирать на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге локомотивы, используя  зарубежный опыт и учитывая особенности  новой железнодорожной линии.

В качестве образцов на завод были доставлены два паровоза — один из Англии, другой — из США, а также  несколько вагонов. Российское правительство  уступило Александровский завод  по контракту на шесть лет американским предпринимателям, которые, согласно договору, должны были подготовить российские железнодорожные кадры.

В 1845 г. заводом был выпущен первый паровоз по типу стефенсоновского. К 1849 г. для Петербурго-Московской железной дороги было построено 42 пассажирских и 120 товарных паровозов, 70 пассажирских и около 2000 товарных вагонов.

Несмотря на интерес Николая I к  железнодорожному строительству и  практическое осуществление ряда проектов, Россия продолжала отставать в этой области от развитых государств мира: в 1853 г. протяжённость железнодорожных  линий в стране насчитывала 979 верст, что составляло 1,5 % мировой железнодорожной сети. Это обстоятельство негативным образом проявилось в ходе Крымской войны, ибо отсутствие современных путей сообщения сделало невозможным бесперебойное снабжение армии необходимыми подкреплениями, боеприпасами и продовольствием5.

Александр II определил дальнейшее строительство сети железных дорог  в качестве необходимого условия  развития экономики и укрепления обороноспособности страны.

В 1855 г. главноуправляющим путями сообщения был назначен генерал-адъютант К.В.Чевкин, горный инженер и участник строительства Николаевской железной дороги.

 

 

Заключение

 

Официально считается, что строительство  железных дорог в России началось чуть более 170 лет назад, когда была построена Царскосельская железная дорога (открыта в 1837 году), соединившая Петербург с Царским селом и Павловском. Однако в действительности первые железные дороги появились на горных заводах Алтая и Урала в конце XVIII-начале XIX вв. Они создавались для перевозки руды с рудников на перерабатывающие заводы. Самым примечательным здесь стало строительство в 1934 году на Нижнетагильском заводе крепостными механиками Черепановыми железной дороги с первым в России паровозом.

Опыт Царскосельской железной дороги был признан удачным. Оценив несомненные преимущества железнодорожных перевозок (быстроту, непрерывность, всепогодность, дешевизну) император Николай I 1 февраля 1842 г. подписал указ о строительстве Санкт-Петербурго-Московской железной дороги.

Именно при сооружении этой дороги сложились параметры строительства, сохраняющиеся по сей день (например, ширина колеи в 1524 мм). Официальное открытие дороги состоялось 1 ноября 1851 г. Параллельно на Александровском чугунолитейном заводе сумели наладить производство паровозов по типу английских. Однако слабость развития железнодорожного сообщения по сравнению с Европой продолжала сказываться в России еще достаточно долго, что стало, в том числе, одной из причин поражения в Крымской войне.

Значительные сдвиги в строительстве  железных дорог в 1880—1890-е гг. были связаны с деятельностью С.Ю.Витте. Его служба в ведомстве путей сообщения, позволила реализовать много продуктивных идей. Одна из них – самая грандиозная железнодорожная стройка XIX века – прокладывание Транссибирской магистрали, соединившей всю страну с запада на восток.

 

Список литературы

 

  1. Дворниченко А. История России (IX – нач. XX в.). – М.: Гардарики, 2009. – 479 с.
  2. Железнодорожный транспорт. Энциклопедия / под ред. Н. Конарев - М.: Энциклопедия, 2009 - 560 с.
  3. История железнодорожного транспорта России / под ред. В. Павлов, М. Уздин - М.: Иван Федоров, 2009 - 729 с.
  4. Общий курс железных дорог / под ред. Ю. Ефименко – М.: Академия, 2011 – 256 с.
  5. Симонов А.К. Общий курс транспорта - М.: Абисмал, 2008 - 148 с.

1 Железнодорожный транспорт. Энциклопедия / под ред. Н. Конарев - М.: Энциклопедия, 2009 - с. 177

2 История железнодорожного транспорта России / под ред. В. Павлов, М. Уздин - М.: Иван Федоров, 2009 - с. 218

3 Общий курс железных дорог / под ред. Ю. Ефименко – М.: Академия, 2011 – с. 105

4 Дворниченко А. История России (IX – нач. XX в.). – М.: Гардарики, 2009. – с. 122

5 Симонов А.К. Общий курс транспорта - М.: Абисмал, 2008 - с. 99


Информация о работе История становления железнодорожного транспорта