История развития транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 20:28, реферат

Описание

История развития транспорта начинается с древних и античных времён, несмотря на то, что тогда преобладало первобытное хозяйство и лишь зарождалось общественное разделение труда, следовательно, нужда в транспорте была весьма незначительна. Первые средства сообщения имели достаточно примитивный характер. К ним можно отнести протоптанные тропы, вьюки, катки для особо тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты. К более позднему периоду относится появление челноков.

Содержание

Способы сообщения в древнем и античном мире
Виды водных путей сообщения
Сталь: основные свойства и способы обработки
Мостостроение: основные предпосылки и проблемы развития
Первый опыт русского автомобилестроения
Турбореактивные двигатели и их применение
Грузовые автомобили и решение проблем грузоперевозки
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

История развития транспорта № 1.docx

— 66.99 Кб (Скачать документ)

История развития транспорта 

  Способы сообщения в древнем и античном мире

  Виды водных путей  сообщения

  Сталь: основные  свойства и способы  обработки

  Мостостроение: основные  предпосылки и  проблемы развития

  Первый опыт русского  автомобилестроения

  Турбореактивные  двигатели и их  применение

  Грузовые автомобили  и решение проблем  грузоперевозки

  Список литературы 

Способы сообщения в древнем  и античном мире 

История развития транспорта начинается с древних  и античных времён, несмотря на то, что  тогда преобладало первобытное  хозяйство и лишь зарождалось  общественное разделение труда, следовательно, нужда в транспорте была весьма незначительна. Первые средства сообщения имели  достаточно примитивный характер. К  ним можно отнести протоптанные тропы, вьюки, катки для особо  тяжелых грузов, выдолбленные стволы дерева или плоты. К более позднему периоду относится появление  челноков.

Значительный  сдвиг в развитии транспорта произошёл  в эпоху рабовладельческого хозяйства, которое, как известно, было построено  на эксплуатации труда рабов. Это  было связано в первую очередь  с многочисленными войнами за покорение других стран, которые  вели все рабовладельческие государства. Целью таких воин обычно являлось получение дани с завоёванных  противников или захват рабов.

Как бы то ни было, но военные потребности  и нужды управления требовали  развития транспорта в Китае, Персии, Римской Империи и других государствах, в связи с чем было построено множество мощеных дорог, предназначенных для целей войны. К примеру, сеть римских военных дрог охватывала десятки тысяч километров. Их остатки сохранились и до наших дней.

 Постепенный  рост обменов и торговли рабами, хлебом, тканями, пряностями послужил  причиной к возникновению городов-государств  на Средиземном море, таких как  Финикия, Карфаген и другие, и,  как следствие, развитию морского  судоходства: появились гребные,  а потом и парусные суда.

 В  таких государствах античного  мира, как Греция, Рим, Египет морские  суда, особенно военные, достигали  больших размеров. Некоторые из  них имели тысячи гребцов-рабов.  Тем не менее купцы предпочитали суда парусные и парусно-гребные, так как они обладали меньшими размерами, не требовали большого количества гребцов и имели относительно больше места для размещения грузов. Транспортировка товаров сухопутным путем осуществлялась рабами-носильщиками посредством использования вьюков или 2-4 колесных повозок.

При рабовладельческом  хозяйстве средства транспорта, наравне  со средствами производства, принадлежал  рабовладельцам. Транспорт в те времена  не являлся самостоятельной отраслью хозяйства и в сфере обмена был слит с торговлей. Таким образом владельцы товаров – купцы являлись также и владельцами средств перевозки товаров. 

Виды  водных путей сообщения 

Примерами водных путей сообщения являются каналы. В дословном переводе с  латинского канал - это труба или желоб. В контексте современного определения канал – это искусственное русло правильной формы, устроенное в открытой выемке или в насыпи грунта.

Различают следующие виды каналов:

Энергетические  каналы.

Данный  вид каналов также можно разделить  на подвиды:

  • подводящие энергетические каналы: подводят воду от головного водозаборного узла из водохранилища;
  • отводящие энергетические каналы: отводят в реку воду, прошедшую через турбины.

Оросительные  каналы

Здесь выделяют следующие подвиды:

- Магистральные: подают воду из водоема к орошаемым земельным массивам,

- Распределительные: посредством этих каналов вода из магистрального канала распределяется между орошаемыми массивами и подводится к оросительным каналам

- Оросительные: подают воду из распределительных каналов на поливные участки.

- Водопроводные и обводнительные каналы.

Основная  функция данного вида каналов - подача воды от источника водоснабжения  к городам, поселкам, предприятиям или  обводнение территорий для сельскохозяйственного  водоснабжения.

Осушительные  или дренажные  каналы.

Задача  этих каналов - “собирать” воду, которая  поступает из осушительной или дренажной  сети и отводить в водозаборник или озеро.

Лесосплавные  каналы

Пропуск леса от мест лесозаготовок до лесосплавной реки или до лесопильного завода, иногда в обход гидросооружений, осуществляется именно посредством лесоплавильных каналов.

Рыбоводные  каналы

Устраиваются  для соединения с рекой искусственных  нерестилищ. Обычно расположены между рыбоводными прудами и рекой.

Судоходные  каналы.

 К  данному виду относятся:

- Соединительные судоходные каналы: устраиваются между судоходными реками, озерами и морями

- Обходные судоходные каналы: служат для обхода каких-либо препятствий на основном водном пути. В качестве препятствий обычно выступают пороги или водопады. Также используются для обхода озер, по которым не могут плавать речные суда слабых конструкций не обладающие способностью к озерному плаванию. В число обходных каналов входят также деривационные судоходные каналы. Эти каналы “спрямляют” судовой ход и боковые каналы, которые, в свою очередь, устраиваются в долинах малых рек, если присутствуют извилистые русла, непригодные для судоходства.

- Подходные судоходные каналы: устраиваются на внутренних водных путях сообщения для подхода судов из реки, озера или транзитного судоходного канала к промышленному предприятию или населенному пункту. В свою очередь морские подходные каналы, которые чаще всего представляют собой подводную выемку, создаются для обеспечения прохода морских судов в акватории портов, расположенных в устьях рек. Иногда морские подходные каналы прокладываются на суше. 

Сталь: основные свойства и  способы обработки 

Для развития промышленности в XIX веке характерны быстрые  темпы распространения паровых  машин, металлообрабатывающих станков, текстильных машин, стальных пушек, насосов, подъемников в шахтах. В  связи с этим не вызывает удивления  и рост потребности в больших  количествах дешевого металла.

Вследствие  этого к середине XIX века стали  создаваться и быстро развиваться  новые методы производства литой  стали. В 1856 году появился конвертерный способ, а в 1864 стал известен мартеновский.

Обработка больших масс стали давлением  стала возможна благодаря появлению  таких машин, как паровой каток, появившийся в 1842г., и мощный прокатный  стан, возникший в 1865г.

Тем не менее продолжала существовать необходимость в развитии науки о составе и физико-химических свойствах металла, в том числе и стали. Отдельные важные открытия были сделаны ещё в XVIII веке такими учёными, как Р. Реомюр и К. Каретен.

Р. Реомюр написал работу "Искусство превращения  железа в сталь". В ней был  сделан следующий ценный вывод: железо, сталь и чугун различаются  по количеству некоторой примеси  и добавляя эту примесь к железу, путем цементации или сплавления с чугуном Реомюр получал сталь. В 1814 году К. Каретен доказал, что этой примесью является углерод.

На протяжении XIX века были открыты полиморфные  превращения стали, созданы основные методы исследования стали. Практические достижения в XIX сводятся в основном к тому, что была создана рациональная основа для выбора состава сплавов, а также режима их ковки и термической  обработки. В это же время появилось  несколько видов первых легированных сталей : вольфрамовая инструментальная (1860г.), хромистая (1865г.), никелевая (1880г.), марганцевая (1876г.)

 Было  проведено начальное их изучение (1870 - 80гг.), причем в основных чертах  было выяснено влияние на сталь  никеля, марганца, кремния, а также  вредных примесей серы, фосфора.  Это была подготовка к позднейшему  широкому применению в промышленности  специальных легированных сталей, начало которому было положено  в 80-е годы XIX века. 

Мотостроение: основные предпосылки и проблемы развития. 

В СССР автодорожное мостостроение получило значительное развитие. Многие автодорожные и городские мосты советских  конструкций представляют собой  выдающиеся сооружения. К их числу  относятся, например, крупные автодорожные мосты через канал им. Москвы, через реку Оку в г. Горьком, московские мосты, мост через реку Ангару, деревянные мосты с пролетами более 60 метров и другие. В области автодорожного мостостроения огромные успехи достигнуты были во время Великой Отечественной войны и, в частности, в области новых методов сборки и установки пролетных строений.

Автомобильное производство – сложное массовое производство, основанное на широкой  кооперации. В нем участвуют сотни заводов разных отраслей – черной и цветной металлургии, электротехнической, резиновой, текстильной, бумажной, химической, нефтяной, легкой, лесной промышленности, общего машиностроения и т. д. Спецификация материалов, необходимых для изготовления автомобиля, насчитывает более 2 тыс. наименований.

Автомобиль  состоит примерно из 3.500 изделий  разных наименований, из которых обычно до 2.500 изготовляет основной автомобильный  завод, остальные изделия поступают  от заводов-смежников. Для отдельных  автомобильных заводов это соотношение  значительно видоизменяется.

Организация массового выпуска автомобилей  требует постройки больших, сложных  предприятий, включающих в себя самые  разнообразные виды промышленного  производства. На автомобильном заводе обычно имеется: производство литья из серого и ковкого чугуна, сталелитейное производство, производство цветного литья из меди, бронзы, алюминия, цинка, свинца и их сплавов, кузнечное, прессовое, арматурное, рессорное, кузовное и деревообрабатывающее производства. Все виды механической обработки изделий, сборка узлов и автомобилей, а также инструментальное, штамповое и модельное производства и крупные ремонтные цехи, ряд заводских лабораторий, испытательные станции и зачастую собственные автодромы.

Массовый  выпуск автомобилей требует применения наиболее производительного оборудования и высокоэффективной оснастки.

Могучий рост автопромышленности стал возможным  только после того, как в нее  были внедрены методы поточного производства автопромышленности одна из первых стала переводить свои предприятия на поток. 

Первый  опыт русского автомобилестроения 

Почетное  место среди изобретателей автомобилей  занимает и наш соотечественник  Евгений Алексеевич Яковлев (1857-1898 гг.) Он начал проводить эксперименты с двигателями внутреннего сгорания в 1884 году.

А в 1889 году на собственный страх и риск организовал серийное производство керосиновых и газовых двигателей на основанном им небольшом заводе в Санкт-Петербурге.

Двигатели конструкции Яковлева имели для  того времени немало передовых конструкторских  особенностей (электрическое зажигание, съемную головку цилиндру, смазку под давлением).

В 1893 году они экспонировались на Всемирной  выставке в Чикаго и были отмечены премией. На этой выставке был представлен  один из первых автомобилей серийного  производства – немецкий “Бенц” модели “Вело”. Этим необычным экспериментом занимались Яковлев и Петр Александрович Фрезе, инженер, владелец каретных мастерских в Санкт-Петербурге. Решение совместными усилиями построить подобную машину родилось быстро. Однако осуществить его удалось только через 3 года. Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию, Фрезе по его заказу – ходовую часть и кузов.

Что представляла собой эта машина?

Четырехтактный  двигатель с одним горизонтальным цилиндром размещался в задней части  кузова и развивал мощность 1,5 – 2 лошадиные  силы.

Информация о работе История развития транспорта