Договор о транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:14, реферат

Описание

Транспорт - это одна из сфер, которая характеризуется повышенной степенью техногенности, технической оснащенности, стратегическим значением для обеспечения жизнедеятельности общества и государства. Поэтому отношения перевозки традиционно рассматриваются в контексте транспортного права, характеризующегося наличием в ее составе большого количества норм технического характера.

Работа состоит из  1 файл

Договор транспортной экспедиции.docx

— 41.07 Кб (Скачать документ)

     Сам договор об оказании услуг по транспортировке  нефти можно признать возмездным, двухсторонне-обязывающим и консенсуальным. Причем правилами предусмотрено, что  договор об оказании услуг по транспортировке  нефти должен соответствовать типовому договору по транспортировке нефти  по магистральным трубопроводам. Это  дает основание полагать, что этот договор является договором присоединения.

     Услуги  по перевозке нефти по железнодорожным  путям РК и транспортировке нефти  трубопроводным транспортом оплачиваются грузоотправителем, экспедиторской организацией, имеющими договор с перевозчиком. Оплата услуг по перевозке железнодорожным  транспортом технологической нефти, предназначенной для заполнения вновь построенных трубопроводов  и не предназначенной для перемещения  за пределы РК (экспорт), производится по тарифам (ценам, ставкам сборов) в  межобластном сообщении, утвержденным в соответствии с законодательством  РК.

     В данном случае Министерство энергетики и минеральных ресурсов РК, в свою очередь, уведомляет перевозчика (по железной дороге) об объеме технологической  нефти, необходимой для заполнения вновь построенных трубопроводов, и письменно подтверждает, что  данный объем нефти в дальнейшем не будет перевозиться за пределы  РК (экспорт).

     По  мнению И.У. Жанайдарова, транспортировку  нефти нельзя рассматривать как  перевозку груза, она также и  не предполагает регулирования нормами  ГК РК о поставке, ее следует оформлять  договором об оказании услуг по транспортировке  нефти.

     Г.И. Тулеугалиев считал, что специфика  транспортировки по газо- и нефтепроводам  не дает основания относить эту транспортировку  к перевозкам. Правовая природа обязательств, возникающих при перемещении  газа и нефти (и некоторых других продуктов) по трубопроводу, имеет иной характер, чем перевозка, а именно: здесь совмещаются обязательства  по передаче имущества и по оказанию услуг (транспортировка, хранение).

     Эти точки зрения, на наш взгляд, весьма спорные. Здесь стоит обратить внимание на то, что нельзя смешивать два  обязательства, а именно: по поставке и транспортировке. Таким образом, в данной ситуации возникают отдельные  обязательства по поставке и обязательства  по транспортировке, которые авторы часто относят к оказанию услуг. То есть вопрос о месте договора перевозки магистральным трубопроводным транспортом связан с более сложным  вопросом - определения договора перевозки  в системе гражданско-правовых договоров.

     В сфере транспорта возникает большое  количество договоров, связанных с  перевозкой, и потому возникает много  вопросов с систематизацией этих договоров. Например, М.К. Сулейменов предлагает развернутую систему транспортных договоров: 1) навигационные, годовые  и другие договоры на организацию  перевозки грузов; 2) обязательства  по подаче транспортных средств и  предъявлении груза к перевозке; 3) договоры перевозки грузов; 4) буксировки; 5) транспортной экспедиции; 6) на эксплуатацию железнодорожных подъездных путей; 7) на подачу и уборку вагонов; 8) аренды транспортных средств; 9) оказания услуг  авиацией; 10) обязательства при участии  трубопроводного транспорта.

     Безусловно, договор транспортировки является договором об оказании услуг, но и  договор перевозки также является договором об оказании услуг, поэтому  нельзя сказать, что правовая природа  этих договоров различается.

     В.В. Витрянский считает, что важнейшую  юридическую особенность отношений  по перевозке пассажиров, грузов и  багажа составляет то обстоятельство, что они оформляются не одним  договором, а системой договорных обязательств. Так, обязательственные отношения  между грузоотправителем и перевозчиком не сводятся к договору перевозки  конкретного груза. Они возникают  уже на стадии подачи транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке. Основанием их возникновения являются: при систематических  перевозках и долгосрочных отношениях сторон - договор об организации  перевозок, в иных случаях - договоры перевозки (договор фрахтования (чартер) на морском и воздушном транспорте) или договоры, заключаемые путем  принятия перевозчиком заявки (заказа) грузоотправителя. Лишь собственно транспортировка  груза охватывается договором перевозки  груза, исполнение которого (при выдаче груза получателю в местах общего пользования) является основанием прекращения  отношений по перевозкам. По мнению автора, попытки выделения категории «транспортных договоров» или «транспортных обязательств», претендующих на собственное место в системе гражданско-правовых обязательств, представляются искусственными и ошибочны по существу.

     В литературе также встречается и  иное мнение, так, к примеру, Т.Е. Абова  пишет, что перевозка - вид предпринимательской  деятельности, опосредующей перемещение  в пространстве материальных объектов (груза, багажа) и людей-пассажиров, но процесс перемещения груза  не исчерпывается отношениями, возникающими из договора перевозки. Обязанности  перевозчика по подаче подвижного состава, а отправителя - по предоставлению под  погрузку груза также относятся  к перевозке. Перевозочными являются отношения, возникающие из договоров  об организации перевозки, заявок, заказов, иных действий, совершаемых участниками  перевозочного процесса до заключения договора перевозки груза либо после  его исполнения.

     Таким образом, эта точка зрения представляется наиболее правильной, поскольку рассматривать  перевозки только с момента подачи транспортного средства под погрузку достаточно узко.

     Если  рассмотреть обязательства по транспортировке  газа, который доставляется также  посредством системы трубопроводов, то можно сказать, что речь идет также  об обязательствах по перевозке. Г.Л. Нуртаева пишет, что зачастую транспортировка  выступает предметом отдельного договора, относящегося по родовым  признакам к возмездному оказанию услуг. Внесение транспортировщика  стороной в договор газоснабжения  либо опосредование таких отношений  отдельным договором не сможет изменить квалификацию договора газоснабжения, поскольку транспортировка газа, осуществляемая другим специально занимающимся такой деятельностью юридическим  лицом, - это всего лишь способ исполнения договора газоснабжения, а именно доставки газа до потребителя, альтернативы которому нет. Такая конструкция допускает, но не предусматривает обязательного  участия транспортировщика в  договоре газоснабжения в качестве стороны, т.к. обязательство между  поставщиком и транспортировщиком будет являться предпринимательским  договором, заключенным для удовлетворения экономических потребностей предпринимателей в процессе осуществления предпринимательской  деятельности. Учитывая, что газоснабжение - это непрерывный процесс, то подобные правоотношения, естественно, будут  отличаться от обычного договора поставки, предметом в котором выступают  обычные вещи. В данном случае именно факт передачи товаров через присоединенную (трубопроводную) сеть является определяющим в правовой природе указанных  договоров. Однако это не исключает  отдельного правового регулирования  каждого из этих договоров, что представляется вполне обоснованным, поскольку это  связано с технологическими, экономическими и юридическими особенностями каждого  из перечисленных видов деятельности, в целом относящихся к энергоснабжению.

     В российской литературе встречается  мнение, что договор транспортировки  газа по магистральным трубопроводам  является самостоятельным видом  договоров. Такого мнения придерживается М.А. Зайцева, по ее мнению, договор транспортировки  следует рассматривать как особый вид договора, пребывая в системе  магистральных газопроводов, газ  от различных отправителей смешивается, его свойства претерпевают изменения, и в итоге выявить конкретного  отправителя не представляется возможным. Отнесение процесса перемещения  газа по магистральным газопроводам необоснованно, поскольку организации, осуществляющие транспортировку газа, не являются ни поставщиками, ни получателями продукции.

     Автор видит отличие этого договора от договора перевозки в том, что  газопровод является неподвижным транспортным средством, в отличие от транспортных средств, принадлежащих перевозчикам других видов транспорта.

     На  наш взгляд, даже если трубопровод  и представляет собой неподвижный  вид транспорта, то это еще не означает, что договор перевозки  магистральным трубопроводным транспортом  имеет особый характер только в силу того, что этот вид транспорта существенно  отличается от других. По нашему мнению, специфика состоит именно в предмете перевозки: газ, нефть и прочее - их перевозка является достаточно сложной  и трудоемкой, и когда речь идет о транспортировке крупных объемов  нефти и газа, то иной вид используемого  транспорта, кроме трубопроводного, трудно представить. И если обратиться к понятию самого договора перевозки, предусмотренного ст. 689 ГК РК, в соответствии с которым перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату согласно договору или тарифу, то из этого следует вывод, что договор перевозки магистральным трубопроводным транспортом можно признать видом договора перевозки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта определяются и специальным законодательством. В Республике Казахстан принят и  действует Временный устав железных дорог Республики Казахстан, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 января 1996 года № 70. Он определяет права, обязанности и  ответственность железных дорог, юридических  и физических лиц, а также экспедиторских и иных предприятий, действующих  от их имени, а также предприятий  других видов транспорта, участвующих  в перевозках в прямом смешанном  сообщении! . Приняты и действуют  Временные правила перевозки  пассажиров, багажа и грузов на воздушных  линиях Республики Казахстан (кроме  международных рейсов), утвержденные приказом Министерства транспорта и  коммуникаций Республики Казахстан  от 10 апреля 1995 года № 78. Кроме того, осуществление перевозок воздушным  транспортом регламентируется Правилами  осуществления нерегулярных авиаперевозок  на международных и внутренних воздушных  линиях Республики Казахстан, утвержденными  совместным приказом Министерства транспорта, коммуникаций и туризма Республики Казахстан от 8 октября 1999 года № 705 А-1, Министра иностранных дел Республики Казахстан от 12 октября 1999 года № 36, Министра обороны Республики Казахстан  от 14 октября 1999 года № 170. Перевозки  грузов и багажа водным транспортом  регламентируются Временными правилами  перевозок пассажиров и багажа речным транспортом Республики Казахстан, утвержденными приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 25 апреля 1995 года № 89. . Применим также Устав автомобильного транспорта Казахской ССР (УАТ), утвержденный постановлением Совета Министров КазССР от 18 июня 1970 г. Последние два из перечисленных  актов законодательства действуют  на территории РК с учетом правил, предусмотренн 1хп.2 ст.3ГК4 Через территорию Республики Казахстан железнодорожным, воздушным, автомобильным, морским и внутренним водным транспортом по дорогам, трассам  и водным путям, открытым для межгосударственных сообщений могут, осуществляться транзитные перевозки грузов и пассажиров. Они  осуществляются в соответствии с  законодательством республики, а  также международными соглашениями и договорами Республики Казахстан.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

     1. Комментарий к Гражданскому кодексу  (Особенная часть). Под ред. Ю.Г.  Басина, М.К. Сулейменова. Алматы, 2007.

     2. Тулеугалиев Г.И. Избранные труды  по транспортному праву. Сост. М.К. Сулейменов. Алматы: НИИ частного  права КазГЮУ, 2003. С. 223.

     3. Покровский Б.В., Сулейменов М.К., Наменгенов К.Н. Правоотношения  производственных объединений и  предприятий в сфере хозяйственного  оборота. Алма-Ата: Издательство  «Наука» Казахской ССР, 1985. С. 101.

     4. Российское гражданское право.  Учебник. В 2-х т. Т. II. Обязательственное  право. Отв. ред. Е.А. Суханов.  М.: Статут, 2010. С. 674.

     5. Российское гражданское право.  Учебник. В 2-х т. Т. II. Обязательственное  право. Отв. ред. Е.А. Суханов.  М.: Статут, 2010. С. 675.

     6. Комментарий к Гражданскому кодексу  Российской Федерации. В 2-х  т. Т. 1. Части первая, вторая ГК  РФ. Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю.  Кабалкина. Ин-т государства и  права РАН. 4-е изд., перераб. и  доп. М.: Юрайт, 2010. С. 642.

     7. Нуртаева Г.Л. Правовые проблемы  газоснабжения в Республике Казахстан.  Алматы: Жеті жарғы, 2009. С. 35-36.

     8. Зайцева М.А. Договор транспортировки  газа по магистральным трубопроводам  (правовая природа). Труды института  государства и права Российской  академии наук. № 4. 2008. С. 116.

     9. Зайцева М.А. Указ. соч. С. 117.

Информация о работе Договор о транспортной экспедиции