Договор о транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 17:14, реферат

Описание

Транспорт - это одна из сфер, которая характеризуется повышенной степенью техногенности, технической оснащенности, стратегическим значением для обеспечения жизнедеятельности общества и государства. Поэтому отношения перевозки традиционно рассматриваются в контексте транспортного права, характеризующегося наличием в ее составе большого количества норм технического характера.

Работа состоит из  1 файл

Договор транспортной экспедиции.docx

— 41.07 Кб (Скачать документ)

     Как и кредиторы (по требованию оплаты) в ряде других гражданско-правовых договоров экспедиторы пользуются правом удержания. Оно по договору транспортной экспедиции ограничивается лишь обеспечиваемой договором и законом возможностью экспедитора удерживать груз только в связи с невыплатой вознаграждения, которое он должен получить за экспедиционные услуги (статья 712 ГК РК). Из сказанного следует, что экспедитор не должен (не имеет права) удерживать имущество  для того, чтобы принудить клиента  к исполнению перед ним обязательства  ответственности. Удержание не следует  смешивать с обращением взыскания  на имущество должника.

     Каждая  из сторон договора транспортной экспедиции вправе отказаться от договора (его  исполнения) предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При этом, сторона односторонне отказавшаяся от исполнения договора, обязана возместить другой стороне убытки, вызванные  расторжением договора.

     Ответственность.

     Ответственность по договору транспортной экспедиции основывается на общих положениях об ответственности за неисполнение или  ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных главой 20 ГК РК.

     В статье 713 ГК учитывается тесная взаимосвязь  перевозочных и экспедиционных отношений.

     Поскольку экспедитор является субъектом предпринимательской  деятельности, то соответственно он несет  безвиновную ответственность перед  клиентом, освобождаясь от ответственности  за нарушение своих обязательств, вследствие обстоятельств непреодолимой  силы или иных форс-мажорных обстоятельств. Упомянутый учет взаимосвязи экспедиции с перевозочными отношениями  применительно к ответственности  выражается в том, что в расчет берется и то, что в некоторых  случаях нарушение обязательств экспедиции может быть следствием действий не экспедитора, а перевозчика.

     Размер  ответственности экспедитора перед  клиентом в таких случаях не должен превышать размер реального ущерба, причиненного клиенту, то есть размер ответственности перевозчика (п.2 статьи 713 ГК), но непосредственно ответственным  перед клиентом все таки остается экспедитор. Экспедитор, понесший ответственность  вследствие виновных действий перевозчика, приобретет право регрессного требования к нему.  

     Перевозки грузов, пассажиров и багажа - одна из актуальных тем исследования в рамках науки гражданского права, а потому требует своего тщательного изучения, тем более что отношения в  сфере транспорта достаточно многообразны. Важность этого подчеркивается тем, что в Казахстане принята Транспортная стратегия Республики Казахстан до 2015 года, утвержденная Указом Президента РК от 11 апреля 2006 года № 86, главной задачей которой является совершенствование системы государственного регулирования транспортной сферы, и в качестве основного направления выделяется совершенствование законодательства в сфере транспорта. И прежде всего это касается гражданского законодательства РК.

     Глава 34 Гражданского кодекса РК регулирует отношения по перевозке. Перевозка грузов, пассажиров и багажа производится на основании договора перевозки.

     Анализ  норм ГК РК позволяет сделать вывод, что отношения по перевозке оформляются  договором перевозки грузов, договором  перевозки пассажиров, договором  фрахтования (чартера), договорами об организации  перевозок, договорами между транспортными  организациями, договором перевозки  транспортом общего пользования. При  этом очевидно, что нормы, регламентирующие данные договоры, достаточно лаконичны. И если таким образом законодатель определяет систему договоров, регулирующих перевозки, то эта система, безусловно, требует научного исследования. Каждый из этих договоров имеет свою специфику, но общим является то, что они  касаются перевозок.

     Перевозка осуществляется определенными видами транспорта, так Законом РК от 21 сентября 1994 года № 156 «О транспорте в Республике Казахстан» предусмотрено, что транспорт РК - это зарегистрированный на ее территории железнодорожный, автомобильный, морской, внутренний водный, воздушный, городской электрический, в том числе метрополитен, а также находящийся на территории РК магистральный трубопроводный транспорт.

     Следует отметить, что правовое регулирование  перевозок различными видами транспорта в Казахстане имеет свои специфические  черты, но, по нашему мнению, они не всегда позитивны. Так, эти правоотношения регулируются многочисленными нормативными актами: Законом РК от 21 сентября 1994 года № 156 «О транспорте в Республике Казахстан», Законом РК от 8 декабря 2001 года № 266 «О железнодорожном транспорте», Законом РК от 17 января 2002 года № 284 «О торговом мореплавании», Законом РК от 4 июля 2003 года № 476 «Об автомобильном транспорте», Правилами перевозок пассажиров и багажа морским транспортом РК, утвержденными приказом министра транспорта и коммуникаций РК от 6 июля 2004 года № 265-I «Об утверждении нормативных правовых актов в области перевозок пассажиров, багажа и грузов морским транспортом РК».

     Согласно ст. 689 ГК РК по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату согласно договору или тарифу. Договор перевозки груза оформляется составлением транспортной накладной, коносамента, товарно-транспортной накладной или иного документа на груз, предусмотренных законодательными актами о транспорте.

     По  своим признакам договор перевозки  груза является возмездным, взаимным, реальным. Как правило, договоры перевозки  являются публичными. Так, например, ст. 697 ГК РК гласит, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательными актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном законодательными актами о транспорте. На перевозку грузов, пассажиров, багажа и услуги, связанные с перевозками, устанавливаются свободные (договорные) тарифы (кроме случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 9 Закона о транспорте), обеспечивающие деятельность хозяйствующих субъектов, занимающихся транспортной деятельностью. По отдельным видам транспортных услуг - как средство проведения социальной политики государства либо как средство преодоления монополистической деятельности в сфере транспорта - могут устанавливаться регулируемые тарифы (единые в пределах государства) в порядке, определяемом законодательством РК.

     Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и клиент, причем в качестве клиента могут выступать получатель, грузоотправитель.

     Договор перевозки заключается в письменной форме. Причем форма договора зависит  от того, каким видом транспорта производится перевозка.

     Перевозчик  обязан доставить груз, пассажира  и (или) багаж в пункт назначения в срок, определенный законодательными актами о транспорте и установленными в соответствии с ними правилами  перевозки. Если срок доставки груза, пассажира  или багажа не установлен, и стороны  не предусмотрели этот срок в договоре, доставка должна быть произведена в  разумный срок.

     В соответствии со ст. 690 ГК РК по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

     Договор перевозки пассажира и багажа оформляется, соответственно, проездным  билетом и багажной квитанцией. Форма  проездного билета и багажной квитанции  устанавливается в порядке, предусмотренном  законодательными актами о транспорте.

     Статьей 691 ГК РК предусмотрено, что по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа и грузов.

     Порядок заключения договора фрахтования, а  также форма договора и его  виды устанавливаются законодательными актами о транспорте.

     Перевозчик  и грузоотправитель при необходимости  осуществления систематических  перевозок могут заключать длительные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозок  грузов перевозчик обязуется в установленные  сроки принимать, а грузоотправитель - предъявлять к перевозке грузы  в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозок определяются объемы, сроки, качество перевозок и  другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для  перевозки, а также иные условия  организации перевозки, не предусмотренные  законодательными актами.

     Между организациями различных видов  транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению  перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие). Порядок заключения таких договоров определяется законодательными актами о транспорте.

     Согласно ст. 694 ГК РК взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законодательными актами о прямых смешанных перевозках.

     В соответствии со ст. 695 ГК РК перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из законодательных актов, иных нормативных правовых актов или выданной этой организации лицензии (патента) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки пассажиров, грузов и (или) багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. При этом законодатель четко определил, что договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

     Закон о транспорте выделяет магистральный трубопроводный транспорт, перевозки данным видом транспорта представляют особый интерес, поскольку в науке существует много споров, каким договором оформлять эти перевозки - договором поставки или перевозки.

     Также в действующем законодательстве РК существуют также смешанные железнодорожно-трубопроводные перевозки, которые представляют собой  перевозку нефти трубопроводным и железнодорожным транспортом  на основании месячного графика  поставок нефти казахстанских производителей по системе нефтепроводов и железной дороге, утвержденного Министерством  энергетики и минеральных ресурсов РК.

     Эти отношения урегулированы Правилами перевозки нефти в смешанном железнодорожно-трубопроводном сообщении, утвержденными совместным приказом министра транспорта и коммуникаций РК от 31 октября 2003 года № 309-I и министра энергетики и минеральных ресурсов РК от 31 октября 2003 года № 215.

     Следует отметить, что данное обязательство  сложное и состоит из нескольких обязательств.

     Во-первых, перевозка железнодорожным транспортом  и транспортировка нефти. Сторонами  такого договора являются грузоотправитель, грузополучатель, а также в качестве стороны могут выступать экспедиторские организации.

     Оплата  услуг по транспортировке нефти  трубопроводным транспортом производится по тарифам (ценам, ставкам сборов), утвержденным в соответствии с законодательством  РК.

     Пункт 4 данных правил предусматривает, что транспортировка нефти трубопроводным транспортом и ее оформление осуществляются в соответствии с договорами об оказании услуг по транспортировке нефти, заключенными между перевозчиком (по трубопроводу) и грузоотправителем.

     То  есть эти правоотношения оформляются  накладной и договором об оказании услуг по транспортировке нефти.

     В правилах говорится, что накладная - договор перевозки груза железнодорожным  транспортом, который состоит из пяти листов (оригинал накладной, дорожная ведомость, дубликат накладной, лист выдачи груза и лист уведомления о  прибытии груза). Возникает вопрос, насколько правильно признавать накладную договором перевозки? Несомненно, накладная подтверждает наличие обязательств между грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем, но в таком случае как будут регулироваться отношения при неисполнении или  ненадлежащем исполнении своих обязательств сторонами этого договора.

Информация о работе Договор о транспортной экспедиции