Договор транспортной экспедиции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 19:34, курсовая работа

Описание

Цель работы: изучить договор транспортной экспедиции и выявить его основные положения.
Задачи:
1. Определить понятие договора транспортной экспедиции.
2. Раскрыть содержание договора транспортной экспедиции.

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа на тему договор транспортной экспедиции.docx

— 53.35 Кб (Скачать документ)

Введение

Актуальность выбранной  мною темы состоит в том, что процесс перевозки грузов неразрывно связан с комплексом разнообразных операций – начиная с упаковки и маркировки и заканчивая погрузкой и выгрузкой товара. Зачастую для этого требуется профессиональное оборудование и коллектив специально подготовленных сотрудников. Но если штат компании невелик, а поток отправляемых или получаемых грузов значителен, то самостоятельно заниматься всем этим обременительно и экономически невыгодно. В этом случае можно прибегнуть к помощи посредников, то есть воспользоваться услугами, так называемых транспортно-экспедиционных компаний, в сферу деятельности которых входит доставка груза в целости и сохранности до места назначения точно в срок. Заверяются права и обязанности обеих сторон договором транспортной экспедиции. В юридической литературе его традиционно определяют как договор, в соответствии с которым экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента (грузоотправителя либо грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Таким образом, целью транспортно-экспедиционного  обслуживания является освобождение хозяйствующих  субъектов от необходимости выполнять  многочисленные и трудоемкие операции, связанные с отправкой, транспортировкой и получением грузов, а также заключать  договоры на перевозку с каждым отдельным  видом транспорта. Наличие посредника между предпринимателем и транспортными  организациями позволяет первому  значительно сэкономить время и  средства, тем самым, увеличив свою прибыль.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений возникающих в сфере применения и заключения договора транспортной экспедиции.

Предмет – договор транспортной экспедиции.

Цель работы: изучить договор транспортной экспедиции и выявить его основные положения.

Задачи:

1. Определить понятие договора транспортной экспедиции.

2. Раскрыть содержание договора транспортной экспедиции.

3. Изучить процедуру заключения договора транспортной экспедиции.

4. Определить ответственность сторон по договору транспортной экспедиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общие положения о договоре экспедиции

1.1.  Понятие договора экспедиции

 

В действующем Гражданском кодексе  Российской Федерации договору транспортной экспедиции посвящена глава 41 «Транспортная экспедиция».

В соответствии с п.1 ст. 801 ГК РФ под договором транспортной экспедиции понимается такой договор, по которому одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.1 Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку или получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено также осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение операций и услуг, предусмотренных договором.

С точки зрения общей характеристики всякого гражданско-правового договора договор транспортной экспедиции является консенсуальным, двусторонним, взаимным и возмездным.

Консенсуальный характер договора транспортной экспедиции выражается в том, что по указанному договору экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Следовательно, соответствующие обязательства возникают в силу самого факта подписания соглашения между экспедитором и клиентом, законодательство никак не связывает момент возникновения указанного правоотношения с необходимостью передачи груза экспедитору, что могло бы служить признаком реального договора2.

В последние годы в юридической  литературе можно встретить утверждение  о том, что договор транспортной экспедиции может быть как консенсуальным, так и реальным договором. Например, по мнению В.Т. Смирнова и Д.А. Медведева, договор транспортной экспедиции “может быть либо консенсуальным, когда экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет  их с вверенным ему грузом (в  частности, когда экспедитором выступает  перевозчик)”3.

Следует заметить, что ранее, в советский  период, консенсуальный характер всякого  договора экспедиции не вызывал каких-либо сомнений или возражений в юридической  литературе. Так, О.С. Иоффе подчеркивал, что консенсуальный характер договора экспедиции “проявляется в том, что  он признается заключенным в момент достижения соглашения между сторонами, а действия по сдаче и отправке, получению и принятию груза, как  и по уплате экспедитору вознаграждения, совершаются во исполнение уже возникшего обязательства”4.

Думается, что последующее изменение  законодательства о договоре транспортной экспедиции нисколько не изменило признак  консенсуальности данного договора. Независимо от того, каким образом  экспедитор берется оказать клиенту экспедиционные услуги: непосредственно выполнить указанные услуги своими силами либо лишь организовать их выполнение, – соответствующие обязательства возникают на стороне экспедитора в силу самого факта подписания соглашения с клиентом. В равной мере сохраняется консенсуальный характер договора транспортной экспедиции и в том случае, когда экспедитор выполняет экспедиционные услуги “с вверенным ему грузом”. Ведь в этом случае само получение груза экспедитором от клиента представляет собой исполнение обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, которые возникли с момента подписания соответствующего соглашения между экспедитором и клиентом. Не изменяет консенсуальный характер договора транспортной экспедиции и участие в нем в качестве экспедитора перевозчика груза. Возложение на перевозчика обязанностей по транспортно-экспедиционному обслуживанию возможно лишь при наличии предварительного соглашения между ним и грузоотправителем (грузополучателем). Только в этом случае обеспечивается принятие перевозчиком груза к перевозке на условиях ранее заключенного соглашения о транспортно-экспедиционном обслуживании клиента.

То обстоятельство, что договор  транспортной экспедиции является двусторонним, взаимным и возмездным договором, вытекает из самого определения понятия этого договора, а именно из того факта, что экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг за вознаграждение и за счет другой стороны. Помимо обязанности оплаты экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, обязательство на стороне клиента включает в себя также обязанность по предоставлению экспедитору документов и иной необходимой информации, в частности о свойствах груза и об условиях его перевозки. Причем исполнение экспедитором своего обязательства носит по отношению к исполнению клиентом обязанности представления документов и иной информации встречный характер (ст. 338 ГК РФ): в случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению своих обязательств по экспедированию грузов.

Договор транспортной экспедиции относится  к категории гражданско-правовых договоров о возмездном оказании услуг.

Определяя место договора транспортной экспедиции среди иных договоров  о возмездном оказании услуг, многие авторы обращают внимание на комплексный  характер обязательств, вытекающих из этого договора, и обнаруживают в  них элементы иных видов обязательств по возмездному оказанию услуг: перевозки, хранения, поручения, комиссии и т.д., – которые, безусловно, в той или  иной мере присутствуют в договоре транспортной экспедиции. Но не следует  забывать, что речь идет о самостоятельном  гражданско-правовом договоре, а стало  быть, и об особом типе обязательств, отличающемся от иных гражданско-правовых обязательств, в том числе и  от тех, элементы которых можно выявить  в договоре транспортной экспедиции.

Принципиальное значение для определения  места договора транспортной экспедиции среди иных гражданско-правовых договоров, направленных на возмездное оказание услуг, имеет выделение признаков указанного договора, которые в своей совокупности позволяют отграничить транспортную экспедицию от других сходных правоотношений5.

 

1.2. Предмет договора  экспедиции

 

В современной юридической литературе складывается представление о предмете договора транспортной экспедиции как  о совокупности оказываемых экспедитором услуг, связанных с перевозкой груза. Например, В.Т. Смирнов и Д.А. Медведев пишут: “Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные  с перевозкой груза. Такие услуги могут быть весьма различными. Они  делятся на основные (по организации  перевозок, включая заключение договора перевозки) и дополнительные, которые могут охватывать любые вопросы, касающиеся транспортировки груза. Договор может быть заключен на полное или частичное транспортно-экспедиционное обслуживание. При полном обслуживании экспедитор принимает на себя выполнение всех операций, в том числе доставку от склада отправителя на склад получателя (“от склада до склада”). При частичном обслуживании он выполняет все или часть операций, связанных с отправлением или получением груза. И в том и в другом случае к основным услугам могут быть добавлены дополнительные”6.

Г.П. Савичев полагает, что предмет  договора транспортной экспедиции «обусловлен теми функциями, которые выполняет экспедитор в процессе перемещения грузов клиента. При выполнении этих функций экспедитор уполномочен совершать юридические действия: заключать от своего имени или от имени клиента договор перевозки; осуществлять отправку и получение груза; заниматься раскредитацией транспортных документов; производить оплату услуг перевозчика; принимать на себя правовое обеспечение интересов клиента, а также производить операции вспомогательного характера. К их числу можно отнести, в частности, упаковку груза, его погрузку и разгрузку, складирование и т.п.».

При этом Г.П. Савичев подчеркивает направленность всех услуг экспедитора  независимо от их характера “на  организацию перевозочного процесса, призванную способствовать выполнению договора перевозки груза”. В связи  с этим предмет договора транспортной экспедиции определяется Г.П. Савичевым  как “совокупность юридических  действий и вспомогательных операций, направленных на организацию перевозки  груза и способствующих надлежащему  выполнению договора перевозки этого  груза”7.

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги, связанные с перевозкой груза. Услуги, оказываемые экспедитором, могут быть основными и дополнительными. Как правило, это определяется договором, заключенным между экспедитором и клиентом. При этом обращается внимание на то, что определенные требования к транспортно-экспедиционным услугам предъявляются также нормативными актами, которые должны соблюдаться сторонами договора транспортной экспедиции, и приводит в качестве примера Государственный стандарт Российской Федерации «Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте» (ГОСТ Р.51133-98), утвержденный постановлением Госстандарта России от 23 января 1998 г № 148.

 В рамках договора  экспедитор может оказывать как  основные услуги, так и дополнительные. К основным услугам относятся: 

  • организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг может быть предусмотрено:

  • получение необходимых при экспорте или импорте документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза;
  • его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза;
  • его получение в пункте назначения;
  • выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Если обратиться к юридической  литературе советского периода, то там  также можно встретить аналогичные  взгляды на предмет договора транспортной экспедиции, понимаемый как совокупность операций и услуг, выполняемых экспедитором. Причем указанные услуги обычно дифференцировались на юридические действия и операции производственного характера, которые  подвергались детальному анализу.

Некоторым своеобразием отличалась позиция  О.С. Иоффе, который полагал, что предмет  договора транспортной экспедиции составляют два объекта: материальный и юридический. По этому поводу он писал следующее: “Материальным объектом договора экспедиции являются грузы, обрабатываемые экспедитором. Но они составляют и материальный объект договора перевозки. Поэтому  специфика экспедиции воплощается  не в ее материальном, а в юридическом  объекте – тех операциях, которые  относительно груза обязан совершить  экспедитор”. К числу таких операций О.С. Иоффе относил подготовку груза к перевозке, оформление перевозки, доставку груза, его погрузку и выгрузку, таможенные операции, информационную деятельность. При этом он подчеркивал, что “не все перечисленные операции должны обязательно составлять юридический объект каждого из экспедиционных договоров. Но любой договор включает хотя бы какую-то их часть, причем обязательно те, которые опосредствуют связь клиентуры с транспортом”9.

Информация о работе Договор транспортной экспедиции