Защита прав интеллектуальной собственности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание

Переход России к частной собственности и рыночной экономике с объективной необходимостью потребовал реформирования в этом же направлении правовой базы тех общественных отношений, которые связаны с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. Прежнее российское законодательство, относящееся к рассматриваемой области, характеризовалось рядом негативных моментов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Соблюдение и защита прав интеллектуальной собственности в РФ и
в мире………………………………………………………………..….6
Понятие интеллектуальной собственности……………………6
ВОИС и международная охрана интеллектуальной
собственности………………………………………………………….9
Защита таможенными органами прав интеллектуальной
собственности в РФ…………………………………………………..12
Глава 2. Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным
использованием товарных знаков……………………………………15
2.1 Проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией………………….…………………………………………15
2.2 Необходимость повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков……………………..18
2.3 Методы повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков……………………..20
Глава 3. Безопасность перехода на инновационный путь развития……...…24
Заключение……………………………………………………………….………33
Список использованной литературы и нормативно - правовых актов.…...…36

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 72.11 Кб (Скачать документ)

 

Для обеспечения коммерческой оценки рисков на микроуровне необходима система сбора и обработки  информации в соответствии с выбором  методического инструментария. Информационная система и методология оценки рисков использует факторы, снижающие  поток чистых денежных доходов, а  также состав рисков по потокам денежных затрат с оценкой возможного удорожания отдельных элементов инвестиционных вложений. На этой основе избираются критерий коммерческой оценки рисков и основной метод оценки, а затем определяется обобщающий показатель вложений и, наконец, рассчитывается конкретный показатель эффективности инвестиционных вложений в целом.

Таким образом, инвестиционная безопасность на мезо- и микроуровне  должна быть направлена на снижение уровня рисков и получение дополнительных доходов от развития хозяйственной  деятельности и требует реализации общесистемных функций экономической, социальной и экологической безопасности. Поскольку инвестиционная деятельность связана с системными рисками  и использованием различных источников финансирования, возможности выбора приоритетов инноваций существенно  возрастают и требуют применения методов математического моделирования. В связи с этим для достижения равновесия между риском и доходом необходимо использовать пошаговый метод последовательных решений, а также методы оптимизации доходов компании в зависимости от инвестиционных потоков и рисков.

Научные исследования о путях  перехода на инновационный путь развития и формирования инновационной экономики  начали осуществляться за рубежом и  в нашей стране еще в прошлом  веке. Особенность инновационной  экономики, по мнению большинства ученых, состоит в способности обеспечивать воспроизводство общественного  продукта преимущественно на основе выпуска наукоемкой продукции и  услуг. По этому признаку США, Япония, Германия начали обеспечивать более  половины производства ВВП еще в 1980-х гг.

Исследования Центра инвестиций и инноваций РАН свидетельствуют  о том, что влияние научно-технических  факторов на экономический рост носит  глобальный характер. Вклад факторов научно-технического прогресса (НТП) в  прирост валового национального продукта (ВНП) в США еще в прошлом веке превышал 50-60%. Даже в бывшем СССР с помощью факторов научно-технического прогресса обеспечивался прирост около 40% национального дохода. Сегодня в США прирост ВНП более чем на две трети обеспечивается на базе научно-инновационной деятельности при удельном весе финансирования науки в ВНП порядка 4-5%. Кроме того, удельный вес наукоемкой продукции, выпускаемой промышленностью США, превышает 50%, т.е. по экономическим параметрам результат прироста ВНП в 10-15 раз превышает вложения в научно-инновационную сферу.

В соответствии с результатами научных исследований Центра инвестиций  и инноваций ИЭ РАН для перевода экономики на инновационный путь развития на 10-15 лет следовало ввести индикаторы инновационной деятельности в виде предельно необходимого:

  • прироста производительности труда на единицу прироста экономического результата (чистого дохода), который должен быть не ниже 1,5-кратной, а для наукоемких отраслей машиностроения не менее 2,0-кратной величины;
  • прироста фондоотдачи на единицу прироста экономического результата (обратного показателю снижения капиталоемкости), который должен быть не ниже 5% для наукоемких производств и минимум 10% для остальных сфер экономики;
  • снижения ресурсоемкое на единицу прироста экономического результата - не менее 10% для всех отраслей реального сектора экономики.

Указанные индикаторы следует установить на основе разработки концепции и долгосрочной стратегии перехода к инновационной экономике (индикаторы ориентированы на среднегодовой прирост ВВП 7-8%). Достижение этих индикаторов хозяйствующими субъектами необходимо стимулировать путем снижения налогов (на прибыль и НДС), а также путем предоставления налогового кредита. Наоборот, невыполнение установленных индикаторов должно сопровождаться повышенным налогообложением пассивных предпринимателей в пользу активных инноваторов.

В области государственной  инновационной политики предстоит обеспечивать государственную поддержку и стимулирование инновационной деятельности.

  1. реализовать льготы для фондов инновационного развития в полном объеме путем внесения поправок в Налоговый кодекс;
  2. распространить на договора на научно-прикладные разработки в предпринимательском секторе экономики льготы, применяемые при бюджетном финансировании заказов на научные разработки (прежде всего освободить от НДС);
  3. освободить от налога на прибыль, налога на имущество, а также от муниципальных налогов все научно-прикладные разработки и инновационные проекты, включая частное и негосударственное финансирование НИОКР и создание опытных образцов наукоемкого оборудования, машин, технологий и т.п.;
  4. освободить от налога на прибыль и от НДС инновационные программы с участием частных и иностранных инвесторов, а также распространить действие Закона о разделе продукции на сферу научно-инновационной деятельности;
  5. применять налоговые каникулы (до 3 лет) и ввести налоговые кредиты (до 5 лет) при реализации инновационных проектов и программ.

В приоритетном порядке необходимо обеспечивать государственное стимулирование подготовки кадров и накопления интеллектуального  потенциала. Все развитые страны мира перешли на путь накопления интеллектуального человеческого капитала, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития. Например, в Японии был намечен до 2005 г. переход к всеобщему высшему образованию.

Расходы коммерческих фирм и частных лиц на образование  и повышение квалификации целесообразно  освободить от любых налогов.

Освободить инвестиции в  строительно-монтажные работы от НДС  и налога на прибыль при строительстве  социальных и культурных объектов для  науки и жилья для научных  работников, в том числе развивать  строительство жилья на долевой  основе и путем создания паевых инвестиционных фондов с участием государства для  этих целей.

Следует постоянно обеспечивать национальную безопасность науки и  государственную защиту научных  идей и интеллектуального потенциала. Защита интеллектуальной собственности должна осуществляться на государственном уровне путем реализации «защищающих» принципов законодательства в сфере научно-инновационной деятельности. Предстоит на основе законодательной защиты собственности опубликованных идей, открытий, изобретений, депонированных работ и других научных разработок, включая содержание кандидатских и докторских диссертаций, статей, научно-прикладных разработок, использовать инновации в коммерческих целях путем их реализации на рынке инноваций. Целесообразно поставить под контроль спецслужб «утечку мозгов», нелегальную торговлю открытиями, изобретениями, патентами, лицензиями, ноу-хау, имеющими народнохозяйственное и оборонное значение. Предстоит создать механизмы государственной защиты целевого использования интеллектуального потенциала в научно-инновационной деятельности как высшего национального достояния и применять специальную систему ротации и перемещения высококвалифицированных кадров и ученых с учетом их специальности и индивидуальных пожеланий. В ближайшей перспективе необходимо обеспечить высокий уровень социальных стандартов жизни ученых и специалистов, не уступающий развитым странам мира.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Характеризуя понятие  интеллектуальной собственности, нельзя    
обойти вниманием и вопрос о том, что вкладывается в него важнейшими международными соглашениями, тем более что в соответствии с  
Конституцией РФ те из них, в которых участвует Российская Федерация, являются составной частью российской правовой системы13

Наиболее полным образом  понятие интеллектуальной собственности  раскрывается в пункте 7 ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию  интеллектуальной собственности (ВОИС), от 14 июля 1967 г. В ней указывается, что интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

  • литературным, художественным и научным произведениям;
  • исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам;
  • изобретениям во всех областях человеческой деятельности;
  • научным открытиям;
  • промышленным образцам;
  • товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;
  • защите против недобросовестной конкуренции;
  • а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях.

Совершенствование правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности человека, максимальная гармонизация соответствующих национальных законодательств, создание и эффективное  использование механизмов вовлечения интеллектуальной собственности в  гражданский оборот должны заменить уже давно существующую в России ориентацию на доминирующее использование национальных природных ресурсов. Без этого невозможен устойчивый экономический рост – основа процветания России.

В Российской Федерации результаты интеллектуальной деятельности охраняются нормами национального законодательства, а также нормами международных  договоров. Международные договоры Российской Федерации являются составной  частью ее правовой системы, и если международным договором установлены  иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора. Таким образом, в Российской Федерации установлен примат международного права над  национальным законодательством. В  Российской Федерации существует федеральный  орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), который  выполняет функции по надзору  и контролю в сфере интеллектуальной собственности.

На сегодняшний день наблюдается  устойчивая тенденция роста количества правонарушений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с производством  и распространением контрафактной  и фальсифицированной продукции. Проблема фальсификации и контрафакта  приобрела, национальные масштабы и  ставит под угрозу экономическую  безопасность государства. На протяжении ряда лет наблюдается устойчивая тенденция роста количества выявленных правонарушений в этой области.

По данным правоохранительных и контролирующих органов, а также  самих производителей, доля контрафактной  и фальсифицированной продукции  на потребительском рынке увеличивается  по самой широкой номенклатуре. По отдельным группам товаров - парфюмерно-косметических, обуви, одежды, синтетических моющих средств, мясных, молочных и рыбных консервов, чая, кофе и кондитерских изделий - от 30 до 50% находящихся из них  в обращении являются контрафактными или фальсифицированными. Особую озабоченность  вызывает проблема фальсификации лекарственных  средств. Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции представляют серьезную угрозу экономической безопасности, как России, так и стран ближнего зарубежья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и нормативно – правовых актов

 

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
    2. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)
    3. Таможенный кодекс таможенного союза (ред. от 16.04.2010)
    4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002) (ред. от 30.04.2010)
    5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002) (ред. от 30.04.2010)
    6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.06.2010)
    7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009)
    8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008)
    9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006) (ред. от 24.02.2010)
    10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2010)
    11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)
    12. Закон РФ от 09.07.1993 N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»
    13. Закон РФ от 23.09.1992 N3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»
    14. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS)  от 15. 04. 1994
    15. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003)
    16. Богомолов В. А. «Экономическая безопасность» - М., 2006
    17. Ворожейкина А. «Борьба с контрафактом: проблемы и решения»: Таможня №9, 2006
    18. Химмельрайх А. «Зарубежный опыт» - Интеллектуальная собственность №10, 2006
    19. http://www.wipo.int/about-wipo/ru/goals.html
    20. http://www.onlinehomebusiness.ru/site_6652.html
    21. http:/ /www.fips.ru
    22. http:/ /www.g8russia/ru
    23. http://www.intersolution.ru/public/text31.html
    24. http:/ /www.legalru.ru/document
    25. http:/ /www.patent.md/rus
    26. http:/ /www.tamognia.ru
    27. http:/ /www.tks.ru
    28. http:/ /www.vch.ru
    29. http://www.raen.info/files/3198/17.pdf

Информация о работе Защита прав интеллектуальной собственности в РФ