Виды управленческих отношений и организационных структур управления в таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание

Решение экономических, политических, организационных, социальных проблем, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации, в конечном счете, также упирается в необходимость кардинального улучшения управления.

Содержание

Введение …………………………………………….……….…..….3 стр.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ.
Понятие управления в таможенных органах…. ……….….....5 стр.
Законы управления в таможенных органах……… ………..…9 стр.
Общие принципы управления в таможенных органах……. .11 стр.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ.
2.1 Функции управления в таможенных органах…….…………. 16 стр.
2.2 Методы управления в таможенных органах…………..…..…..23 стр.
ГЛАВА 3 СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ.
3.1 Организационные воздействие в таможенных органах.…....25 стр.
3.2 Организационная структура управления на примере
Тюменской таможни. …………………………….……....……28 стр.
Заключение ……………………………………………….……..….32 стр.
Список литературы ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО . (Восстановлен).docx

— 69.89 Кб (Скачать документ)

В ФТС России правом подписи приказов пользуются и заместители председателя Комитета в пределах полномочий, предоставленных им председателем ФТС России.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия.

Суть этих методов в  таможенных органах состоит в  установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность.

Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления.

К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов.

Правовые нормы устанавливают  место всех таможенных органов в  таможенной системе и методы руководства  ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями.

Основными такими правовыми  нормами являются: Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", положения о других таможенных органах РФ и ряд других.

Деятельность управленческого  аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного и некоторых других законодательств. [12]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Организационная структура управления рассмотренная на примере Тюменской таможни

 

В целях повышения эффективности  государственного таможенного контроля, его роли в управлении народным хозяйством и борьбе с правонарушениями в области внешнеэкономической деятельности на территории Уральского региона Российской Федерации,  совершенствования управления таможенным делом,  укрепления материально-технической базы таможенной системы.

Вертикальные отношения  предполагают прежде всего взаимоотношения  между руководителями и его подчиненными, когда часто вырисовывается так  называемая линейная субординация: все нижестоящие по уровням управления звенья находятся в подчинении у руководителя, находящегося на более высоком уровне управления. Это так называемые линейные отношения.

Вертикальные отношения  в системе управления Тюменской  таможни существуют не только между линейными звеньями организационной структуры, но и между функциональными звеньями, связанными отношениями субординации. Такие взаимоотношения проявляются тогда, когда, например, управленческие звенья, предназначенные для выполнения определенной функции управления, реализация которой является их профессиональной (служебной) деятельностью (финансовой, правоохранительной, кадровой и др.), находятся в функциональном (по роду профессиональной деятельности) подчинении у аналогичного вышестоящего управленческого звена. Например, заместитель начальника Тюменской таможни по работе с кадрами майор таможенной службы Ольга Грязева находится в линейном подчинении у начальник Тюменской таможни Б.А. Яськова и у других вышестоящих линейных руководителей. [13]

В функциональном же подчинении (вертикальные функциональные взаимоотношения) начальник отдела кадров таможни находится у начальника отдела кадров РТУ. Здесь уже управленческое воздействие больше носит рекомендательный характер. Одновременно с этим тот же начальник отдела кадров Тюменской таможни является линейным руководителем по отношению к сотрудникам своего отдела.

Таким образом, приведенный  пример показывает сложную иерархию вертикальных взаимоотношений. Помимо этого они включают в себя и  так называемые отношения управленческого  аппарата, работающего в виде института  советников и помощников под началом линейного или функционального руководителя. Должностные обязанности советников при этом состоят в разработке рекомендаций и советов.

Горизонтальные отношения  могут быть двух категорий:

 - Во-первых, коллегиальные — отношения между сотрудниками одного отдела, находящимися в подчинении у одного начальника.

- Во-вторых, параллельные — отношения между сотрудниками разных отделов, занимающими одинаковое положение в организации, у которых возникает необходимость обмена информацией, идеями и мнениями (например, такие каналы горизонтальных параллельных взаимоотношений, как отдел таможни — отдел таможни, таможенный пост — таможенный пост, таможня — таможня).

Диагональные отношения  — это отношения, возникающие  между звеньями управления, находящимися на различных уровнях системы  управления, не состоящими в отношениях прямого подчинения, но взаимодействующими между собой во исполнение решений  вышестоящих уровней. Примерами  таких отношений в управление Тюменской таможни являются взаимное информирование, направление запросов, обязательных для исполнения, по вопросам осуществления правоохранительных функций и т.п. [12]

Опора в управленческой деятельности на развитие горизонтальных взаимоотношений  чаще всего приводит к так называемым программно-целевым (матричным) организационным  структурам управления. В данных структурах вся совокупность работ по реализации заданной конечной цели рассматривается не с позиции иерархии подчинения, а с точки зрения достижения той цели, которая предусмотрена программой.

В качестве примера стихийного программно-целевого образования можно  назвать оперативную группу, создаваемую в Тюменской таможне для выявления контрабанды или предупреждения других нарушений таможенной границы.

Сочетание рассмотренных  структур управления порождает так  называемую смешанную организационную  структуру управления, характерную  для единой системы таможенных органов Российской Федерации.

Этот тип управленческой структуры ведет к формированию стабильной и прочной организации.

К недостаткам линейного  построения организационной структуры  управления относятся: негибкость, жесткость; неприспособленность к дальнейшему  росту организации; тенденциозность  и волокита при рассмотрении вопросов, в решении которых задействованы  несколько подразделений (по горизонтали); повышенная зависимость результатов  работы от личных и деловых качеств  руководителя.

Преимущества линейно-штабной  организационной структуры управления в том, что при ее использовании  достигаются: более глубокая подготовка решений и планов; освобождение линейных руководителей от более глубокого  анализа проблем; возможность привлечения  консультантов и экспертов.

Вместо универсальных  руководителей, которые должны разбираться  в особенностях всех функций управления, появляется штат специалистов, имеющих  высокую компетентность в своей области и отвечающих за определенное направление деятельности. Так появляются функциональные службы, к которым в таможенных органах можно отнести кадровую службу (Управление кадров и учебных заведений ФТС РФ, отделы кадров и отделы подготовки кадров таможенных органов), финансовые службы, службы по борьбе с таможенными правонарушениями, службы материально-технического снабжения и др. В этих условиях приобретает важное значение функция управления деятельностью руководителей служб, т. е. организация межфункциональной координации управленческой деятельности.[13]

Руководители должны уметь "строить" двойную структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превращение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и регулирование конфликтных состояний и т.п.).

Иными словами, задача руководителя сводится не только к тому, чтобы "усадить  в одну лодку" сотрудников, но и  создать необходимые условия для того, чтобы они могли чувствовать себя членами данного коллектива. Естественно, что решение этой задачи во многом зависит от взглядов руководителя на управленческий процесс, от развития у него так называемого управленческого мышления, умения строить отношения с подчиненными, а также решения других управленческих вопросов. [12]

В процессе исследования в данной главе на примере Тюменской таможни была рассмотрена организационная структура в таможенных органах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что совершенствование методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью. Все методы управления следует изучать, совершенствовать и применять в диалектическом единстве.

Таким образом, в  курсовой работе рассмотрены понятия об основных категориях теории управления применительно к таможенной службе.

Знание рассмотренных  категорий имеет важное значение:

  • во-первых, они позволяют понять сущность и механизм управления;
  • во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов;
  • в-третьих, знание рассмотренных категорий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления;
  • в-четвертых, правильное научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся и созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учеб. пособие. - М., 2008.
  2. Граждан В.Д. Теория управления: Учеб. - М., 2007. 
  3. Девяткова О.И Экономика таможенного дела: Учеб пос. – Тюм., 2006.
  4. Драганова В.Г. Основы таможенного дела: Учеб. - М., 2008. 
  5. Ершов А. Д. Основы управления и организации в таможенном деле: Учеб. -М., 2008.
  6. Лозбенко Л.А. Совершенствование управления таможенной деятельностью и повышение ее эффективности: Учеб. - М., 2007. 
  7. Ноздрачев А. Таможенные органы Российской Федерации // Право и экономика: Учеб. - М., 2007.
  8. Положение о Федеральной таможенной службе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459
  9. Федеральная целевая программа развития таможенной службы Россий ской Федерации на 2007-2009 годы и на период до 2010года.
  1.  Федеральный закон Российской Федерации «О службе в таможенных органах Российской Федерации».

  1. http://www.transportall.org/
  2. http://www.transportall.ru/info
  3. http://utu.customs.ru/ru/

 


Информация о работе Виды управленческих отношений и организационных структур управления в таможенных органов