Виды управленческих отношений и организационных структур управления в таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 19:41, курсовая работа

Описание

Решение экономических, политических, организационных, социальных проблем, стоящих перед таможенной службой Российской Федерации, в конечном счете, также упирается в необходимость кардинального улучшения управления.

Содержание

Введение …………………………………………….……….…..….3 стр.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ В
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ.
Понятие управления в таможенных органах…. ……….….....5 стр.
Законы управления в таможенных органах……… ………..…9 стр.
Общие принципы управления в таможенных органах……. .11 стр.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ.
2.1 Функции управления в таможенных органах…….…………. 16 стр.
2.2 Методы управления в таможенных органах…………..…..…..23 стр.
ГЛАВА 3 СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ.
3.1 Организационные воздействие в таможенных органах.…....25 стр.
3.2 Организационная структура управления на примере
Тюменской таможни. …………………………….……....……28 стр.
Заключение ……………………………………………….……..….32 стр.
Список литературы ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО . (Восстановлен).docx

— 69.89 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

    1. Общие принципы управления в таможенных органах

 

         Управление в таможенных органах опирается как на объективные законы управления, так и на формирующуюся на их основе единую систему принципов.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуется управляющая система. В практике управления таможенными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

         Общие принципы управления — это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Однако действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления (таких как системность, принципы обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других), а также их диалектическое влияние на систему управления в таможенных органах подтверждает это.

Системность — ведущий  принцип управления. Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

Чем сложнее задачи, стоящие  перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в каждый данный момент времени, о достижении заданной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Принцип информационной достаточности  означает, что в условиях небывалого роста объемов информации в таможенной системе, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки при наименьших материальных, финансовых и трудовых затратах является сутью принципа оптимальности управления.

Оптимальность управления в  таможенной системе обеспечивается различными методами и средствами.

Важное значение в таможенной системе имеют и находятся в различной степени реализации и другие общие принципы управления.

Частные принципы управления в таможенных органах подразделяются на две большие  группы: принципы, применяемые в экономической, социально-политической и духовной сферах таможенной деятельности, и принципы, имеющие место в системе таможенных органов как государственной правоохранительной организации, обеспечивающей в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ.


Частичные принципы управления


     Законности


     Централизации в сочетании с разумной децентрализацией


     Непрерывности


     Оперативности


     Гибкости


     Ответственности


     Преемственности


     Нацеленности на конечный результат       (Рис.3)


 

Управление в таможенной системе опирается и на группы таких частных принципов, как  принципы организации и деятельности государственной службы; принципы подбора кадров, их обучения и воспитания; принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности и ряд других.

Организационно-технологические принципы управления лежат в основе организационно-распорядительной и административно-исполнительской деятельности руководителей таможенных органов.


Организационно-технологические принципы управления


 

        Единоначалия


        Конкретности


        Разделения труда


        Скалярный


        Иерархии


        Единства распорядительства и одного начальника


        Делегирования полномочий


        Диапазона управления   (Рис.4)


Особо необходимо подчеркнуть  значение принципа единоначалия. Он предполагает, с одной стороны, коллегиальность управления, а с другой — установление строжайшей персональной ответственности за исполнительские функции. Коллегиальность не исключает, а предполагает личную ответственность каждого сотрудника за порученное ему дело.

В таможенных органах на всех уровнях руководства принцип единоначалия действует постоянно, так как руководители таможенных органов законодательно наделены правами и функциями единоначальника.

Это выражается в полноте  и объеме властных полномочий, предоставляемых  для решения поставленных задач  перед данной структурой; наличии законодательного обеспечения реализации этой функции с ответственностью перед государством за использование предоставленных прав; в кадровом и структурном обеспечении реализации прав руководителей-единоначальников; в материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства; в наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.

На принципе единоначалия руководит системой таможенных органов Председатель ФТС России. Наиболее важные вопросы руководства таможенным делом рассматриваются на заседаниях коллегии ФТС России. Принимаемые на заседаниях коллегии решения, оформленные приказом Председателя ФТС России, обязательны для исполнения всеми таможенными органами и сотрудниками.

На принципе единоначалия действуют начальники региональных таможенных управлений, опирающиеся в своей деятельности на коллегии управлений, а также руководители Российской таможенной академии, Главного научного информационно-вычислительного центра, Центральной таможенной лаборатории и других организаций, подведомственных ФТС России.

Принцип единоначалия реализуют  в своей управленческой деятельности начальники таможен и таможенных постов.

Успех в управлении таможенными  органами обеспечивается единством действий всех должностных лиц, органов и организаций таможенной системы, участвующих в управлении. При этом весьма важное значение имеет четкое определение специфики места и роли каждого, ясное распределение их компетенции, функций и прав в общем деле. Большое значение имеют для этого издаваемые ФТС России нормативные документы, положения о таможенных органах Российской Федерации и их подразделениях.

Принцип конкретности управления требует конкретного анализа ситуации, для чего нужна добротная научная информация о системе управления и о ее внешней среде.

Принцип разделения труда  предусматривает, что вся деятельность по организации управления разбивается  на простейшие операции, выполнение которых поручается конкретным звеньям системы управления. Каждое звено системы управления таможенным органом должно иметь четкие, конкретные обязанности.

Скалярный принцип определяет, что каждая организация (в том числе таможенный орган) должна иметь четко определенную иерархическую структуру.

Принцип иерархии предусматривает, что нижестоящий сотрудник или  подразделение подчиняется вышестоящему. Каждый сотрудник административной иерархии отвечает перед вышестоящим  за решения и действия не только свои, но и всех подчиненных ему  сотрудников.

Принцип единства распорядительства  и одного начальника определяет, что  каждый сотрудник получает приказы и распоряжения только от одного начальника, так как это — необходимое условие единства действий, и что ни один сотрудник не должен докладывать более чем одному вышестоящему руководителю.

Принцип делегирования полномочий означает, что при передаче задачи из сферы деятельности руководителя подчиненному должны также передаваться и права для ее решения, а подчиненный должен принимать на себя ответственность за них.

Принцип диапазона управления предусматривает, что вышестоящее  должностное лицо должно нести ответственность  за деятельность строго определенного, оптимального количества подчиненных. [3]

В процессе исследования в  первой главе был рассмотрен теоретический  аспект управления в таможенных органах, а именно: понятие управления в таможенных органах, законы управления и общие принципы управления в таможенных органах.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ

ОРГАНАХ

    1. Функции управления в таможенных органах

         В управлении таможенными органами функции управления занимают важнейшее место, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях и являются отражением распределения обязанностей в сфере управления, требуют определенной очередности и единства действий при их реализации для получения намеченных результатов.

Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, для реализации которого требуются определенные управленческие работы (операции). [11]

Классифицируя функции управления в системе таможенных органов, их можно разделить на общие функции  управления, отражающие стадии процесса управления, и специфические (конкретные) функции управления конкретными видами оперативно-служебной деятельности таможенных органов.

При определении состава общих  функций управления следует учитывать  их диалектическое единство, а также  единство управляющей и управляемой систем. Состав функций управления должен обеспечивать эффективность реагирования управляющей системы на любые изменения состояния управляемой системы. Общие функции управления


                         Общие функции управления


анализ  


      прогнозирование


                      планирование


                                    организация


                                                  регулирование


                                                                   контроль

 учет       (Рис.5)


Для того чтобы реализовать  ту или иную функцию управления, необходимо выполнить ряд управленческих работ (операций). При этом под управленческой работой (операцией) понимается совокупность устойчиво повторяющихся действий, необходимых для реализации функции управления, но недостаточных для обеспечения управляемости объекта управления.

Если полная реализация основной функции управления приводит к тому, что оперативно-служебная деятельность переходит в новое качество, то выполнение отдельной управленческой работы еще недостаточно для того, чтобы эта деятельность получила новое качественное состояние.

Реализация каждой конкретно  взятой общей функции управления осуществляется путем выполнения строго определенного количества специфических только для этой функции управленческих работ.

Объективные возможности  таможенных органов могут быть выявлены на основе анализа и прогнозирования  оперативно-служебной обстановки как одной из важнейших функций управления. Расчленяя систему на части, выявляя ее структуру, анализ позволяет не только зафиксировать состояние компонентов системы, но и выявить их взаимоотношения и взаимозависимость. При этом анализ в системе управления распространяется не только на нее в целом, но и на каждый компонент управленческого цикла.

Анализ и прогнозирование  таможенной оперативно-служебной обстановки неразрывно связаны с изучением, познанием и предвидением развития совокупности условий на том или ином участке таможенной деятельности и определением их влияния на результаты таможенного дела, а также в целях принятия обоснованных решений и составления планов.

Под таможенной оперативно-служебной  обстановкой понимается совокупность взаимосвязанных элементов с  находящимися в диалектическом развитии экономическими, политическими, социальными, правовыми, региональными и другими условиями (факторами), существенно влияющими на таможенную деятельность.[11]

Основными элементами таможенной оперативно-служебной обстановки являются:

  • Обслуживаемые участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — российские и иностранные физические и юридические лица, виды, объемы и направления товарных потоков в зоне деятельности таможенного органа, распределение их по времени, месту, видам транспорта.
  • Наличие участников ВЭД, злостно нарушающих таможенное законодательство и их пособников; контрабандистов и их пособников; околотаможенных криминальных структур и их пособников, пытающихся осуществить отрицательное воздействие на таможенные органы; сведения об их устремлениях, планах, замыслах, времени, месте, стратегии и тактике осуществления преступлений и нарушений таможенных правил.
  • Силы и средства таможенных органов и их возможности по выполнению возложенных на них функций и задач.
  • Общегосударственные меры обеспечения экономической безопасности и защиты экономических интересов РФ.
  • Наличие в зоне деятельности таможенных органов других правоохранительных органов, ведомств и организаций по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями, возможности использования их для решения задач таможенных органов.
  • Среда, в которой осуществляется таможенная деятельность.

Информация о работе Виды управленческих отношений и организационных структур управления в таможенных органов