Виды ответственности в таможенном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:15, курсовая работа

Описание

В настоящее время становление и развитие институтов государственной власти усложняют задачи специальных органов управления по обеспечению поступления в бюджет таможенного союза денежных средств. Многие субъекты правоотношений стремятся избежать уплаты налогов, платежей, таможенных сборов, таможенных платежей, поэтому в целях предупреждения и пресечения правонарушений органы государственной власти принимают весь спектр защитных мер соблюдения законодательства участниками внешнеэкономической деятельности.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ………………………………………………………..5
1.1. Нарушение таможенного законодательства как основание для привлечения к ответственности………………………………………………….5
1.2. Понятие ответственности за нарушение таможенных правил в таможенном праве……………………………………………………………….8
2. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………11
2.1. Понятие административных правонарушений в таможенном законодательстве……………………………………………………………….11
2.2. Административно-правовой статус субъектов административной ответственности в области таможенного права……………………………..16
2.3. Виды административных правонарушений в области таможенного права…………………………………………………………………………….. 16
2.4. Механизм реализации административной ответственности за нарушение правовых норм в сфере таможенного права…………………………………22
3.УГОЛОВНАЯ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА………………………………26
3.1. Понятие уголовной ответственности за нарушение таможенного законодательства………………………………………………………………26
3.2. Виды уголовных правонарушений в сфере таможенного законодательства………………………………………………………………..27
4. ПРОБЛЕМАТИКА УНИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В ОБЛАСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ………………………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..41

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 77.46 Кб (Скачать документ)

       2) поступившие из правоохранительных  органов, а также из других  государственных органов, органов  местного самоуправления, от общественных  объединений материалы, содержащие  данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения;

       3) сообщения и заявления физических  и юридических лиц, а также  сообщения в средствах массовой  информации, содержащие данные, указывающие  на наличие события административного  правонарушения…”14

       В статьях 16.1-16.23 КоАП РФ определен четкий перечень административных правонарушений, по которым таможенный орган вправе и обязан возбудить дело об административном правонарушении (далее – дело об АП), осуществить административное производство и рассмотреть дело об АП.

       Статьей 16.1 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за наиболее опасный  состав правонарушения в области  таможенного дела, граничащий с уголовным  преступлением.

       Административное  расследование представляет собой  комплекс требующих значительных временных  затрат процессуальных действий указанных  выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного  правонарушения, их фиксирование, юридическую  квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования  должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых  сведений, в том числе путем  проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.15

       Административное  расследование по делу об АП проводится уполномоченным должностным лицом  таможенного органа, возбудившим  это дело об АП. По решению начальника таможенного органа, в производстве которого находится дело об АП или  его заместителя, административное расследование может быть проведено  другим уполномоченным должностным  лицом этого таможенного органа (пункт 4 статьи 28.7 КоАП РФ).

       Административное  расследование должно быть проведено  в срок один месяц. По окончании проведения административного расследования  должен быть составлен протокол об административном правонарушении или  вынесено постановление о прекращении  дела об АП (пункт 6 статьи 28.7 КоАП РФ)16.

       Протокол  об административном правонарушении должен быть направлен в течении суток должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении в соответствии со статьей 23.8 КоАП РФ, т.е. начальнику таможни или его заместителю, а в случае АП, совершенного физическим лицом – начальнику таможенного поста.

       В соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ «Производство  по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению  при наличии хотя бы одного из следующих  обстоятельств:

       1) отсутствие события административного  правонарушения;

       2) отсутствие состава административного  правонарушения, в том числе не достижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

       3) действия лица в состоянии  крайней необходимости; 

       4) издание акта амнистии, если такой  акт устраняет применение административного  наказания; 

       5) отмена закона, установившего административную  ответственность; 

       6) истечение сроков давности привлечения  к административной ответственности;

       7) наличие по одному и тому  же факту совершения противоправных  действий (бездействия) лицом, в  отношении которого ведется производство  по делу об административном  правонарушении, постановления о  назначении административного наказания,  либо постановления о прекращении  производства по делу об административном  правонарушении, либо постановления  о возбуждении уголовного дела;

       8) смерть физического лица, в отношении  которого ведется производство  по делу об административном  правонарушении.»17

       Дела  об административных правонарушениях  регистрируют в таможенных органах  на уровне не ниже таможни.

       В таможенном органе ведется один журнал учета, в котором регистрируют все  дела об АП.

       Все заведенные дела об АП подлежат представлению  для регистрации в Отделе административных расследований (далее – ОАР) таможни. Дела об АП, возбужденные уполномоченными  должностными лицами таможенных органов, подлежат обязательной регистрации  в день их возбуждения. В случае возбуждения  дел об АП в выходные или праздничные  дни они должны быть зарегистрированы в первый рабочий день, следующий  за днем возбуждения таких дел. В  случае возбуждения дел вне времени  работы ОАР таможни они должны быть зарегистрированы в первый рабочий  день, следующий за днем возбуждения  таких дел18. 
 
 
 
 

3. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

3.1. Понятие уголовной  ответственности  за нарушение таможенного  законодательства

       В 2011 году выявлено свыше 5 тыс. преступлений в сфере таможенного законодательства Таможенного союза.

       Общая стоимость товаров и транспортных средств, незаконно перемещенных через  таможенную границу ТС, составила 11 млрд рублей, сумма неуплаченных таможенных платежей - 672,5 млн рублей, не возвращено из-за границы средств в иностранной валюте на общую сумму 84,8 млрд рублей, привела данные парламентарий.

       Товарный аспект предметов преступлений в основном представлен средствами наземного транспорта, товарами, иностранной валютой и валютой Российской Федерации, лесом и лесоматериалами, культурными ценностями, продуктами питания, в том числе морепродуктами.

       Правонарушения  в сфере таможенного дела (таможенными  правонарушениями) делятся на преступления и проступки. Последние, в свою очередь, подразделяются на нарушения таможенных правил и на административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов. В этой связи, ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела следует подразделять на уголовную и административную. Третий вид ответственности – дисциплинарная. Этот вид ответственности может наступить в отношении специального субъекта таможенного права – сотрудника таможенных органов.

       Уголовная ответственность — вид юридической ответственности, предусмотренной за совершение преступлений в сфере таможенного дела. Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, проведение расследования и судебное разбирательство. Правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному в этом лицу государственного принуждения в форме уголовного наказания. Уголовная ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление и за соучастие в нем.

       В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации основанием уголовной  ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законом.

       Таможенные  преступления перечислены в разделе YIII Уголовного кодекса Российской Федерации  «Преступления в сфере экономики» и представляют собой общественно  опасные, виновные деяния, посягающие на общественные отношения в сфере  экономической деятельности, связанные  с порядком перемещения товаров  через таможенную границу.

       Виды  преступлений и административных правонарушений, а также порядок и принципы привлечения лиц к уголовной и (или) административной ответственности определяются законодательством Сторон с особенностями, установленными настоящим Договором.

       Каждая  Сторона обязуется принять меры по внесению изменений в свое законодательство, предусматривающее уголовную и  административную ответственность  за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Сторон, и приведению к  единообразному определению противоправности таких деяний.19 

3.2. Виды уголовных правонарушений в сфере таможенного законодательства

       Ответственность за таможенные преступления в РФ предусмотрена уголовным законодательством. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за пять видов таможенных преступлений:

       1) контрабанда (ст. 188 УК);

       2) незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК);

       3) невозвращение на территорию  РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК);

       4) невозвращение из-за границы средств  в иностранной валюте (ст. 193 УК);

       5) уклонение от уплаты таможенных  платежей (ст. 194 УК).

       Контрабанда. В соответствии с уголовным законодательством контрабандой признается перемещение через таможенную границу РФ помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием товаров и иных предметов, за исключением указанных в ч. 2 данной статьи (ч. 1 ст. 188 УК).

       Согласно  ч. 2 ст. 188 УК наказываются те же действия, совершенные в отношении:

       1) наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих,  радиоактивных и взрывчатых веществ;

       2) вооружения, взрывных устройств,  огнестрельного оружия или боеприпасов;

       3) ядерного, химического, биологического  и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при его создании и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ;

       4) стратегически важных сырьевых  товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ.

       Санкции ст. 188 УК предусматривают различные  виды наказания: лишение свободы на срок до 5 лет (ч. 1); лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч. 2); лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества или без таковой (ч. 3); лишение свободы на срок от 7 до 12 лет с конфискацией имущества (ч. 4).

       Незаконный  экспорт технологий, научно-технической  информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК).

       Обязательным  признаком данного преступления является нарушение требований специального экспортного контроля. Преступление носит умышленный характер. Его субъектом является любое лицо, в т. ч. должностное.

       Невозвращение на территорию ТС предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК).

       Закон РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. и Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ» 1996 г. определяют порядок вывоза и ввоза исторических ценностей, музейных предметов и коллекций, в т. ч. в случаях их временного вывоза.

       Временный вывоз культурных ценностей характеризуется  обязательством их обратного ввоза в установленные сроки. Законом РФ 1993 г. установлены требования, соблюдение которых обязательно для получения разрешения на временный вывоз ценностей. Основанием для пропуска их через таможенную границу является свидетельство на право вывоза, выданное Министерством культуры РФ.

       Невозвращение из-за границы средств  в иностранной  валюте (ст. 193 УК).

       Уголовная ответственность наступает за невозвращение  в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ.

       Уголовная ответственность руководителя организации, независимо от формы собственности, наступает в случае, если иностранная валюта в крупном размере: 1) находится за границей; 2) не была по вине руководителя перечислена на счет уполномоченного банка РФ.

Информация о работе Виды ответственности в таможенном праве