Виды ответственности в правилах дорожного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:38, реферат

Описание

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Количество автотранспортных преступлений каждый год неуклонно возрастает, что непосредственно связано с увеличением числа единиц автотранспорта на душу населения. Представляется, что динамика роста таких преступлений будет иметь тенденцию к росту и в дальнейшем. Рост количества преступлений порождает в свою очередь многообразие различных по обстоятельствам фактов дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения или погибли люди.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………………………..2
2. Понятие дорожно- транспортного происшествия…………….…………………...2-5
3. Виды ответственности за нарушение ПДД…………………………….......................5
4. Гражданская ответственность…………………………………………........................5
5. Административная ответственность………………………………………………..6-7
6. Уголовная ответственность………………………………………………………….7-8
7. Заключение……………………………………………………………………………..9
8. Список используемой литературы……………………………………………….…..10

Работа состоит из  1 файл

правовые основы.doc

— 53.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

Содержание

 

 

 1. Введение ………………………………………………………………………………..2

2.  Понятие дорожно- транспортного происшествия…………….…………………...2-5

 3. Виды ответственности за нарушение ПДД…………………………….......................5

 4. Гражданская ответственность…………………………………………........................5

 5. Административная ответственность………………………………………………..6-7

 6. Уголовная ответственность………………………………………………………….7-8

 7. Заключение……………………………………………………………………………..9

 8. Список используемой литературы……………………………………………….…..10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 
Преступные нарушения правил дорожного  движения отличаются значительной распространенностью  и повышенной общественной опасностью. Количество автотранспортных преступлений каждый год неуклонно возрастает, что непосредственно связано с увеличением числа единиц автотранспорта на душу населения. Представляется, что динамика роста таких преступлений будет иметь тенденцию к росту и в дальнейшем. Рост количества преступлений порождает в свою очередь многообразие различных по обстоятельствам фактов дорожно-транспортных происшествий, в которых получили ранения или погибли люди.

1. Общее понятие  дорожно-транспортного происшествия

Дорожно-транспортным преступлением является: «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека…».

Состав большинства  данных преступлений материальный, преступление окончено с момента наступления общественно опасных последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека или смерти.

В зависимости  от общественной опасности совершённого деяния, преступления, предусмотренные  данной статьёй, могут быть преступлениями средней тяжести, тяжкими преступлениями.

Преступление  может быть совершено действием, к примеру, водитель не удостоверившись  в том, что проезжая часть в  месте пешеходного перехода свободна от пешеходов выехал на неё и, своими действиями, причинил пешеходу (либо нескольким) тяжкий вред здоровью или смерть.

В юридической  науке в качестве объекта преступления выступает безопасность дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств. Под безопасность дорожного  движения понимается состояние процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. А под эксплуатацией транспортных средств деятельность, которая направлена на обеспечение надлежащего технического состояния, технической исправности транспортного средства1, как совокупность условий по обеспечению транспортной безопасности.

Предметом данных преступлений признаётся автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Под «Механическим  транспортным средством» понимается любое  транспортное средство кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. нарушение правил дорожного движения на двух- трёхколёсном транспортном средстве, приводимом в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50 кубических сантиметров и имеющим максимальную скорость на более 50 километров в час, не подпадают под действие статьи Уголовного кодекса России.

Под дорожным движением  понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с  помощью транспортных средств или  без таковых в пределах дорог2. Это сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, пассажиров и различные транспортные средства, движение подчиняется определённым принципам, нарушение которых влияет на квалификацию данных преступлений:

Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;

Приоритет ответственности  государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан участвующих в нём;

соблюдение интересов  граждан при обеспечении дорожного  движения3.

Нарушение правил эксплуатации транспортных средств заключается в не обеспечении надлежащего технического состояния, технической исправности транспортного средства, нарушении правил перевозки пассажиров или груза. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатировать транспортные средства, находится в приложении к правилам дорожного движения.

Дорожно-транспортные преступления могут выражаться в  виде:

1. Столкновение - происшествие, при котором движущиеся  транспортные средства столкнулись  между собой или с подвижным составом железных дорог.

К этому виду относятся столкновения с внезапно остановившимся транспортным средством (перед светофором, при заторе движения или из-за технической неисправности) и столкновения подвижного состава  железных дорог с остановившимся (оставленным) на путях транспортным средством.

2. Опрокидывание  - происшествие, при котором движущееся  транспортное средство опрокинулось

3. Наезд на  стоящее транспортное средство - происшествие, при котором движущееся  транспортное средство наехало на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп

4. Наезд на  препятствие - происшествие, при  котором транспортное средство  наехало или ударилось о неподвижный  предмет (опора моста, столб,  дерево, ограждение и т.д.).

5. Наезд на пешехода - происшествие, при котором транспортное средство наехало на человека или он сам натолкнулся на движущееся транспортное средство. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета (доски, контейнеры, трос и т.п.).

6. Наезд на  велосипедиста - происшествие, при  котором транспортное средство  наехало на велосипедиста или  он сам натолкнулся на движущееся  транспортное средство.

7. Наезд на  гужевой транспорт - происшествие, при котором транспортное средство наехало на упряжных животных, а также на повозки, транспортируемые этими животными, либо упряжные животные или повозки, транспортируемые этими животными, ударились о движущееся транспортное средство. К этому виду также относится наезд на животное.

8. Падение пассажира - происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП.

2. Виды ответственности за нарушения ПДД

Каждый водитель должен хорошо разбираться в том, какие виды ответственности существуют за нарушения правил дорожного движения и что они из себя представляют.

Виды ответственности:

• Гражданская

 – предполагает  возмещение ущерба, причиненного  транспортным средством, если  водитель не сумеет доказать, что: 

- вред возник  вследствие непреодолимой силы;

- нет умысла  потерпевшего;

Если гражданская  ответственность всех участников ДТП  застрахована и все согласны в оценке происшедшего, тогда ущерб пострадавшему оплатит страховая компания. Если мнения участников ДТП в оценке происшедшего различны, тогда только суд может определять кто кому и сколько должен!

 

• Aдминистративная.  

С административной ответственностью водитель сталкивается прямо на дороге, когда его останавливает инспектор ГИБДД за нарушение Правил дорожного движения.

А всякого нарушителя надо привлекать к ответственности! И вот тут вступает в действие Кодекс Административных Правонарушений (КоАП), в котором чётко прописано, как именно следует наказывать водителей за то или иное нарушение.

Сокращённое извлечение из Главы 12 КоАПа в виде таблицы  принято сегодня размещать на последних страницах тоненькой  книжечки «Правила дорожного движения». 

 

Этот вид ответственности  включает в себя следующие меры:

- предупреждение 

- штраф 

- лишение водительского  удостоверения 

- административный  арест (конфискация орудия или  предмета);

Что касается данного  вида ответственности, необходимо знать:

- при совершении  административного нарушения, влекущего  задержание транспортного средства, оно задерживается до устранения  правонарушения;

- при задержании  транспортного средства плата  за первые 3 часа хранения не  взимается; 

- государственный  номер может изыматься, если транспортное средство не прошло технический осмотр;

- водительское  удостоверение изымается при  управлении транспортным средством  в состоянии опьянения, невыполнения  требования пройти медицинское  освидетельствование; 

 

- при административном нарушении, влекущем изъятие прав, они изымаются при выявлении и пресечении правонарушения;

- срок изъятия  водительского удостоверения исчисляется  с момента изъятия прав;

- несвоевременная  оплата административного штрафа  наказывается в 2-х кратном размере штрафа или административным арестом до 15-ти суток;

- за использование  транспортного средства, с заведомо  отсутствующей страховой гражданской  ответственностью, водитель наказывается  штрафом в размере 500-800 рублей, права при этом не изымаются.  С 1 июля, однако, сотрудники ГИБДД за это нарушение могут изымать номера транспортного средства;

- если водитель  оставил место ДТП, то он  наказывается штрафом в размере  1000-1500 рублей или лишением прав  на срок от 6 месяцев до 1 года  или арестом на срок до 15-ти суток;

 

• Уголовная ответственность. К ней водитель привлекается в случае причинения смерти или тяжелого вреда здоровью. При этом водитель признается виновным только по решению суда. Уголовная ответственность за автотранспортные преступления предусмотрена соответствующими статьями уголовного кодекса. Так, Уголовный кодекс России к числу автотранспортных преступлений относит нарушение правил безопасности движения и эксплуатации лицом, управляющим транспортным средством, угон транспортных средств, управление ими в состоянии опьянения.

Статьями Уголовного кодекса России предусматриваются  различные меры наказания (в зависимости  от тяжести преступления) вплоть до лишения свободы на срок до пятнадцати лет.

За нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств уголовная ответственность наступает если:

1.  Лицо, достигшее возраста 16 лет;

2. Имело место нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств по неосторожности;

3. Наступили общественно опасные последствия в виде тяжкого вреде здоровью потерпевшего или смерть последнего.

4.  Имеется причинно следственная связь между деянием и наступившими общественно опасные последствиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Учитывая то, что правила  дорожного движения представляют собой единый нормативный акт, действующий на всей территории РФ, то и применительно к правилам эксплуатации транспортных средств наиболее правильными представляются выработка и принятие единого акта, действующего на территории всей страны, взамен многочисленных и не всегда четко сформулированных ведомственных нормативов. Требования всех правил необходимо максимально формализовать и в тоже время нужно, чтобы они в достаточной мере регламентировали действия их исполнителей. 
 
Для правильной квалификации дорожно-транспортных преступлений совершенных по вине водителей, необходимо четкое  установление причинной связи между нарушениями правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств и наступивших в результате этих нарушений вредных последствий, которые указаны в диспозиции статьи 264 УК РФ и перечень которых является исчерпывающим. 
 
Причинную связь в дорожно-транспортных преступлениях следует считать установленной во всех случаях, когда нарушение соответствующих правил предшествовало нарушению вредного результата, было необходимым условием его наступления и либо создавало реальную возможность его наступления, либо превратило такую возможность в действительность. Отсутствие такой причинной связи делает невозможным привлечение к уголовной  ответственности водителя за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.  

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

1. В.В. Лукьянов. Состав  и квалификация ДТП. М. 2003.

 

2 . «Уголовное право», №8, 2006.

 

3. «За рулем», №3, 2007 год.

 

4. «За рулём», №5, 2006 год.

 

5 .«Российская Юстиция», №12, 2006.

 

.




Информация о работе Виды ответственности в правилах дорожного движения