Управление бизнес – процессами и их оптимизация на примере Дальневосточного филиала ОАО МТС - Бане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 01:04, практическая работа

Описание

Цель: изучить возможности процессного подхода на примере оптимизации конкретного бизнес-процесса.
Задачи: Раскрыть теоретические основы процессного подхода и его эволюцию; Охарактеризовать современные управленческие концепции; Проанализировать деятельность банка ОАО «МТС - Банк»; Изучить систему управления процессами банка ОАО «МТС - Банк»; Выбрать бизнес-процесс для оптимизации и дать его характеристику; Предложить варианты оптимизации бизнес-процесса; Произвести расчет экономической эффективности данной оптимизации.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 22.36 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Тема выпускной квалификационной работы

«Управление бизнес – процессами и их оптимизация на примере Дальневосточного филиала ОАО МТС - Бане»

 

Автор ВКР: Азнагулова Екатерина Витальевна, группа 7571з

 

Руководитель:  Аверина Ольга Валерьевна, к.э.н, доцент

 

Год защиты работы: 2013

 

Актуальность  темы:  внедрение процессного подхода приобретает в банковской сфере. Одна из основных причин, активизирующая банки на постоянные изменения, - конкурентная борьба.

Цель: изучить возможности процессного подхода на примере оптимизации конкретного бизнес-процесса.

Задачи: Раскрыть теоретические основы процессного подхода и его эволюцию; Охарактеризовать современные управленческие концепции; Проанализировать деятельность банка ОАО «МТС - Банк»; Изучить систему управления процессами банка ОАО «МТС - Банк»; Выбрать бизнес-процесс для оптимизации и дать его характеристику; Предложить варианты оптимизации бизнес-процесса; Произвести расчет экономической эффективности данной оптимизации.

Объект исследования: бизнес-процессы.

Предмет исследования: возможность оптимизации одного из бизнес-процессов банка ОАО «МТС - Банк».

Содержание  работы: Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе даются понятия процесса и процессного подхода, приводится классификация бизнес-процессов, рассматривается эволюция процессного подхода; Во второй главе приводится характеристика банка ОАО «МТС - Банк», производится финансовый анализ показателей деятельности  В третьей главе содержится описание оптимизируемого бизнес-процесса, рассматриваются варианты его оптимизации

Управление  бизнес-процессами организации предполагает их постоянное улучшение и оптимизацию, поэтому важнейшими инструментами  процессного управления являются подходы  и методы совершенствования бизнес-процессов. В современном процессном управлении выделяют два концептуальных подхода  совершенствования бизнес-процессов:

* постепенный (пошаговый) подход  совершенствования процессов (по  Демингу) в рамках существующей  организационной структуры управления, требующий незначительных капиталовложений  или не требующих их вообще;

* кардинальный подход (по Хаммеру  и Чампи), ведущий к существенным  изменениям процесса и фундаментальным  изменениям в организационной  структуре управления.

Оба подхода базируются на общем  фундаменте процессной теории и методологии  управления процессами (описание границ процессов, описание самого процесса, установление контрольных точек  в процессах, измерение показателей  процесса, анализ полученной информации и предложений по совершенствованию). Они едины и в том, что направлены на выявление дублирования функций, узких мест, затратных центров, качества отдельных операций, отсутствующей  информации, возможности автоматизации  и управления качеством. Несмотря на ряд общих черт, эти подходы имеют существенные различия: Первый в большей степени ориентирован на совершенствование фрагментарных процессов в рамках функционально-специализированных структур управления с целью их унификации и стандартизации в рамках ИСО. В итоге не решается насущная проблема управления — уход от функциональной специализации, наоборот, стандарты ИСО укрепляют основу функционально-иерархической модели управления организаций, углубляя проблемы слабой адаптивности, гибкости и высокой бюрократизации в управлении. Здесь проявляется общая тенденция реализации данного подхода от «структуры к процессу». Поэтому на практике совершенствование процессов в рамках этого подхода сводится к переносу функций структурных подразделений в создаваемые процессные подразделения, то есть к простому их переименованию, а не изменению содержания и назначения. Второй основополагающий подход к совершенствованию процессов предполагает, прежде всего, исследование самих процессов деятельности как совокупности операций, имеющих ценность для потребителя. Его логика заключается в исследовании процесса как объекта управления с последующим переходом к процессно-ориентированной модели управления, то есть «от процесса к структуре». В рамках этого подхода в полной мере реализуется процессное управление, появляется возможность избежать функциональной специализации в управлении или значительно снизить ее роль посредством интеграции бизнес-процессов.

Достижение  цели совершенствования бизнес-процессов  в рамках описанных подходов осуществляется с помощью ряда методов. Исследователи выделяют пять основных методов достижения целей совершенствования бизнес-процессов организаций: методика быстрого анализа решения (FAST); бенчмаркинг процесса; перепроектирование процесса; инжиниринг процесса; реинжиниринг процесса.

1. Методика быстрого анализа  решения (FAST) концентрирует внимание  на определенном процессе в  ходе одно- или двухдневного совещания  группы совершенствования процесса  для определения способов улучшения  этого процесса в течение последующих  90 дней. Решение группы может быть  одобрено или отклонено руководством  организации. В основе этой  методики лежат интуитивные методы  принятия решения: коллективной  экспертной оценки и коллективной  генерации идей («мозговой штурм» и метод деструктивной отнесенной оценки). Типичными улучшениями при применении FAST являются снижение затрат и длительности цикла процесса. Уровень ошибок в случае принятия правильных решений снижается на 5-15% на 3-месячный период. Преимуществами данного метода является быстрота выработки решения, минимальные затраты для реализации методики, ориентация на заказчика, который во многом определяет проблему или процесс как объект совершенствования и одобряет действия и решения группы FAST.

К важнейшим недостаткам можно  отнести относительную локальность  исследуемого процесса; исследования проводятся без учета взаимосвязи  и взаимозависимости с другими  бизнес-процессами организации; часто  искореняется следствие, а не причина, которая может находиться за пределами  анализируемого процесса; меры по совершенствованию  бизнес-процесса могут быть эффективными непродолжительное время. Методика FAST имеет широкую область применения в разных организациях, даже в тех, которые не стремятся к радикальным изменениям общеорганизационного характера.

2. Бенчмаркинг процесса основан на сравнительном анализе хозяйственных процессов организации с эталонными процессами организаций, выполняющих одинаковые или схожие процессы, но лучше функционирующих. Целью бенчмаркинга процесса является определение причин лучшего функционирования бизнес-процессов «эталонных» организаций и предотвращение нежелательных расхождений с ними в организациях, проводящих исследование. Основными преимуществами этого метода можно считать незначительное время проведения, относительно небольшие затраты и усилия, связанные с совершенствованием бизнес-процессов. Бенчмаркинг позволяет достичь снижения затрат и длительности цикла процесса, при этом уровень ошибок снижается на 20-50%.

К существенным недостаткам можно  отнести перенос проблем или  ошибок, возникающих в процессе построения и функционирования бизнес-процессов  «эталонных» организаций, скрытых  внешней формой. В результате сохраняется  высокая степень вероятности  ошибочных решений при разработке мер по совершенствованию бизнес-процессов. Бенчмаркинг применим для локальных (фрагментарных) и интеграционных процессов организации, но иногда требует большей степени радикальности в изменении организационной деятельности.

3. Перепроектирование процесса  концентрирует внимание и усилия  на совершенствовании существующего  процесса. Перепроектирование обычно  применяют к тем процессам,  которые успешно работают и  в настоящий момент, но требуют  коррекции в связи с изменившимися  требованиями и потребностями  клиента или потребителя. При  перепроектировании процесса разрабатывается  имитационная модель его текущего  состояния. Перепроектирование имеет  достаточно широкий спектр применения. По оценкам Д. Харрингтона,  этот метод можно использовать  для 70-90% основных бизнес-процессов.  Нередко перепроектирование процесса  проводят параллельно со сравнительным  анализом (бенчмаркингом), чтобы перепроектированный  процесс не оказался хуже или  лучше соответствующего эталона. Привлекательность перепроектирования процесса обусловлена тем, что этот метод позволяет уменьшать затраты, сокращать длительность цикла процесса, проводить работы от 80 до 100 дней и снижать количество ошибок на 30-60%.

Недостатки метода связаны с  тем, что он в большей степени  ориентирован на совершенствование  бизнес-процессов или процессов, обеспечивающих те или иные функции управления. Тем самым он укрепляет позиции традиционных функционально-иерархических структур, не изменяя их содержания.

В практике управления хозяйственных организаций  постсоветского периода, в частности  российских предприятий перепроектирование процессов часто воспринимают как  реинжиниринг, в результате, которого в большинстве организаций не происходит радикальных изменений.

4. Инжиниринг процесса как метод  совершенствования процессов организации  воспринимается сегодня неоднозначно. Само понятие «инжиниринг» заимствовано  из инженерной деятельности (от  англ. engineering — проектировать, изобретать, придумывать). Некоторые исследователи  рассматривают инжиниринг процессов  как общее понятие, включающее  реинжиниринг бизнес-процессов и  совершенствование бизнеса. Другой  позиции придерживаются А. Большаков  и В. Михайлов, которые считают  инжиниринг новым способом мышления, формирующим взгляд на построение  компании как на инженерную  деятельность. Более детальное исследование  инжиниринга было предпринято  П. Кутелевым. Он, в частности,  выделяет понятие «организационный  инжиниринг» и характеризует  его как проектирование бизнес-процессов,  объединенных в едином информационном  поле. Ряд исследователей выделяют  понятие бизнес-инжиниринг и определяют  его как проектирование бизнес-процессов  и систем управления компанией  «с чистого листа». Инжиниринг как метод совершенствования процессов функционирующей организации, по нашему мнению, сложно представить исходя лишь из того, что если функционирует организация, то уже осуществляется деятельность, значит, хотим мы того или нет, существуют и процессы деятельности. Насколько они интегрированы и оптимальны — это вопрос другого порядка. Его можно решить посредством различных подходов к проектированию. Поэтому было бы справедливо инжиниринг процесса (процессов) считать методом проектирования бизнес-процессов вновь создаваемых организаций или бизнес-процессов новых видов бизнеса в существующих организациях с учетом передового опыта и принципа оптимальности в управлении процессами. В зависимости от того, на какую модель управления будет ориентирован инжиниринг процесса — функционально-специализированное или процессное управление — будет зависеть его радикальность. Тем не менее, основываясь на ориентации инжиниринга, направленного на процессы деятельности (бизнес-процессы), его можно отнести к одному из методов процессного управления. С другой стороны, если инжиниринг процесса в рамках действующей организации создает процессы новых видов деятельности, то, учитывая взаимосвязанность и взаимодействие всех процессов организации, в конечном счете может привести к изменениям в существующей бизнес-системе, желательно к позитивным. Если изменения стимулируют результативность организации, их можно считать направленными на совершенствование. С этой точки зрения инжиниринг процесса можно косвенно относить к методам совершенствования процессов деятельности.

5. Реинжиниринг бизнес-процессов  (BPR). Впервые понятие «реинжиниринг  бизнес-процессов» возникло в  1990 г. в США. Авторство BPR принадлежит  М. Хаммеру и Д. Чампи. Под  реинжинирингом бизнес-процессов  авторы понимают «фундаментальное  переосмысление и радикальное  перепроектирование бизнес-процессов  для достижения существенных  улучшений в таких ключевых  для современного бизнеса показателях  результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность». С этого времени BPR вызывает  активный интерес специалистов  в сфере менеджмента и информационных  технологий.

Проводимые исследования в области BPR характеризуют реинжиниринг бизнес-процессов  как «революционное», «существенное», «кардинальное», «радикальное», «фундаментальное»  перепроектирование бизнес-процессов  организаций. Смысловая направленность ключевых слов «революционное» и  «существенное» содержит то общее, что  отражает значимые изменения, направленные на качественно новый уровень  организационного развития. Радикальное  перепроектирование означает обращение  непосредственно к корням явлений: не косметические изменения и  не перетасовка уже существующих систем, а решительный отказ от всего отжившего.

Последнее ключевое слово «фундаментальное»  по своему содержанию связано с основательным  и глубоким осознанием чего-либо. Принимая решение о применении реинжиниринга, руководитель должен поставить на повестку дня основополагающие вопросы, касающиеся его компании и характера ее деятельности: «Почему мы занимаемся тем, чем занимаемся? И почему мы это делаем именно так?»  Задаваясь подобными фундаментальными вопросами, люди часто вынуждены  по-новому посмотреть на сложившиеся  негласные правила и предположения, исходя из которых они руководят своим бизнесом. И очень часто подобные правила на поверку оказываются устаревшими, неразумными, а то и неприемлемыми. Учитывая смысловое содержание приведенных ключевых слов, можно попытаться уточнить понятие «реинжиниринг бизнес-процессов» и сформулировать его как «фундаментальное осмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов, направленное на качественно новый уровень развития организации».

Реинжиниринг бизнес-процесса —  наиболее радикальный из приведенных  выше методов совершенствования  бизнес-процессов, за исключением инжиниринга, поскольку в прямом смысле не является методом совершенствования, а в  большей степени методом процессного  управления. BPR обеспечивает свежий взгляд на сущность и содержание процесса и полностью игнорирует существующий процесс и структуру организации. Объектом реинжиниринга являются бизнес-процессы, определяющие деятельность организации. Как правило, реинжиниринг может осуществляться многократно до тех пор, пока большинство процессов компании не будет полностью перепроектировано. Таким образом, работа разбивается на фазы, каждая из которых имеет четкую цель — существенно улучшить работу организации.

Информация о работе Управление бизнес – процессами и их оптимизация на примере Дальневосточного филиала ОАО МТС - Бане